Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! 21 страница. А второе утверждение опровергается тем, что упоминание о терпеливых воинах лишь призывает мусульман к терпению и обязывает их совершать поступки

А второе утверждение опровергается тем, что упоминание о терпеливых воинах лишь призывает мусульман к терпению и обязывает их совершать поступки, помогающие им стать стойкими и терпеливыми. И если мусульмане станут совершать такие поступки, то духовные и материальные обстоятельства будут свидетельствовать о том, что они по воле Аллаха одержат победу даже малым числом.

67. Не подобало Пророку брать пленных, пока он не пролил кровь на земле. Вы желаете мирских благ, но Аллах желает Последней жизни. Аллах – Могущественный, Мудрый. مَا كَانَ لِنَبِيٍّ أَن يَكُونَ لَهُ أَسْرَى حَتَّى يُثْخِنَ فِي الأَرْضِ تُرِيدُونَ عَرَضَ الدُّنْيَا وَاللّهُ يُرِيدُ الآخِرَةَ وَاللّهُ عَزِيزٌ حَكِيمٌ

Аллах упрекнул Своего посланника и правоверных за то, что они пленили язычников во время сражения при Бадре. Они сохранили им жизнь для того, чтобы взять за них выкуп, хотя будущий повелитель правоверных Умар ибн аль-Хаттаб предложил убить их всех до последнего.

Всевышний сказал, что Пророку не подобало брать пленных в битве с неверующими, которые хотели потушить свет Аллаха, уничтожить Его религию и не оставить на поверхности земли тех, кто поклоняется одному Аллаху. Ему не следовало брать их в плен и сохранять им жизнь для того, чтобы получить за них выкуп, поскольку полученная от этого мирская выгода по сравнению с пользой, которую могла принести казнь неверующих. И пока неверующие обладают властью и способны причинить зло, мусульманам не следует брать их в плен. Когда же прольется кровь многобожников, разрушатся их козни и расстроятся их планы, мусульмане не совершат греха, если сохранят жизнь пленным неверующим.

О мусульмане! Вы сохранили жизнь пленным в надежде приобрести за них мирские блага. Вы не думали о том, что принесет больше пользы вашей религии. Но ведь Аллах желает видеть свою религию могущественной, оказывает поддержку своим возлюбленным рабам и помогает их делу восторжествовать над всеми другими религиями. И Аллах приказывает вам совершать поступки, которые приводят к такому успеху. Среди Его прекрасных имен – аль-Азиз (могущественный), аль-Хаким (мудрый). Его могущество безгранично, и если бы Он пожелал, то мусульмсане одержали бы верх над неверующими безо всяких сражений. Однако божественная мудрость требует того, чтобы одни из людей были искушением для других.

68. Если бы не было предварительного предписания от Аллаха, то вас постигли бы великие мучения за то, что вы взяли. لَّوْلاَ كِتَابٌ مِّنَ اللّهِ سَبَقَ لَمَسَّكُمْ فِيمَا أَخَذْتُمْ عَذَابٌ عَظِيمٌ

Если бы в предопределении Всевышнего Аллаха вам не было позволено присваивать военную добычу, если бы Аллах не избавил вашу общину от искоренения, то вас постигло бы великое наказание. И поэтому в хадисе говорится: «Если бы в день сражения при Бадре было ниспослано наказание, то спастись от него удалось бы только Умару».

69. Вкушайте то, что вы захватили дозволенным и честным путем, и бойтесь Аллаха. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный. فَكُلُواْ مِمَّا غَنِمْتُمْ حَلاَلاً طَيِّبًا وَاتَّقُواْ اللّهَ إِنَّ اللّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ

Всевышний смилостивился над мусульманской общиной и позволил мусульманам брать военные трофеи, что не было позволено ни одной предыдущей религиозной общине. А наряду с этим Аллах повелел исповедовать богобоязненность и благодарить Аллаха за дарованные милости. Среди Его прекрасных имен – аль-Гафур (прощающий), ар-Рахим (милосердный). Он прощает любые грехи тем, кто приносит покаяние, и отпускает грехи всем, кто не приобщает к Нему сотоварищей. Он проявил снисхождение к мусульманам и сделал военные трофеи дозволенным и честным доходом.

70. О Пророк! Скажи пленникам, которые находятся в ваших руках: «Если Аллаху известно, что в ваших сердцах есть добро, то Он дарует вам нечто лучшее, чем отобранное у вас, и простит вас. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный. يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُل لِّمَن فِي أَيْدِيكُم مِّنَ الأَسْرَى إِن يَعْلَمِ اللّهُ فِي قُلُوبِكُمْ خَيْرًا يُؤْتِكُمْ خَيْرًا مِّمَّا أُخِذَ مِنكُمْ وَيَغْفِرْ لَكُمْ وَاللّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ

Этот аят ниспослан о некоторых из тех, кто попал в плен в сражении при Бадре. Одним из пленников оказался аль-Аббас, дядя Посланника Аллаха со стороны отца. Когда мусульмане потребовали от него выкуп, он заявил, что еще раньше обратился в ислам. Однако мусульмане настояли на том, чтобы за него был выплачен выкуп, и тогда Всевышний Аллах ниспослал это откровение и утешил всех, кто обратился в ислам, но был вынужден сражаться на стороне язычников. Сколько бы они ни заплатили за свое освобождение, Аллах обещал одарить их гораздо большим, если в их сердцах действительно есть добро. А наряду с этим Аллах обещал простить им грехи и ввести их в райские сады.

Впоследствии Аллах исполнил обещание, данное аль-Аббасу и некоторым другим курейшитам. Однажды, когда Пророку Мухаммаду принесли много пожертвований, к нему пришел аль-Аббас. Он велел ему взять себе столько, сколько тот сможет унести. И тогда он взял столько пожертвований, что едва смог донести их домой.

71. Но если они захотят предать тебя, то ведь еще раньше они предали Аллаха, и Он отдал их во власть мусульманам. Аллах – Знающий, Мудрый. وَإِن يُرِيدُواْ خِيَانَتَكَ فَقَدْ خَانُواْ اللّهَ مِن قَبْلُ فَأَمْكَنَ مِنْهُمْ وَاللّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ

Если они хотят предать тебя и возобновить войну против тебя, то ведь еще раньше они предали Аллаха, и поэтому Аллах позволил тебе одолеть их. Пусть же они остерегаются предавать твое доверие и помнят, что Аллах властен покарать их. Среди Его прекрасных имен – аль-Алим (знающий), аль-Хаким (мудрый). Благодаря своим знаниям Он осведомлен обо всем сущем, а благодаря своей мудрости Он расставляет вещи по своим местам. Именно благодаря этим качествам Он ниспослал славные и прекрасные законы и обязался уберечь мусульман от зла, которое им могут причинить освобожденные пленники, если они захотят вероломно предать мусульман.

72. Воистину, те, которые уверовали, совершили переселение и сражались своим имуществом и своими жизнями на пути Аллаха, а также те, которые дали убежищемухаджирам и оказали помощь, являются помощниками и друзьями друг другу. Если же люди уверовали, но не совершили переселения, то вы не обязаны защищать их, пока они не совершат переселения. Если они попросят вас о помощи в делах религии, то вы должны помочь, если только эта помощь не направлена против народа, с которым вы заключили договор. Аллах видит то, что вы совершаете. إِنَّ الَّذِينَ آمَنُواْ وَهَاجَرُواْ وَجَاهَدُواْ بِأَمْوَالِهِمْ وَأَنفُسِهِمْ فِي سَبِيلِ اللّهِ وَالَّذِينَ آوَواْ وَّنَصَرُواْ أُوْلَـئِكَ بَعْضُهُمْ أَوْلِيَاء بَعْضٍ وَالَّذِينَ آمَنُواْ وَلَمْ يُهَاجِرُواْ مَا لَكُم مِّن وَلاَيَتِهِم مِّن شَيْءٍ حَتَّى يُهَاجِرُواْ وَإِنِ اسْتَنصَرُوكُمْ فِي الدِّينِ فَعَلَيْكُمُ النَّصْرُ إِلاَّ عَلَى قَوْمٍ بَيْنَكُمْ وَبَيْنَهُم مِّيثَاقٌ وَاللّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ بَصِيرٌ

Всевышний установил любовь и дружбу между мухаджирами, которые обратились в правую веру, переселились на пути Аллаха и покинули родные края ради Аллаха и священной войны на пути Аллаха, и между ансарами, которые дали убежище Посланнику Аллаха и его сподвижникам и пожертвовали своими домами, своим богатством и своими жизнями. Эти мусульмане были истинными друзьями и помощниками друг другу, потому что их вера была совершенна, а связывающие их узы – крепки.

Что же касается мусульман, которые уверовали, но не совершили переселения в Медину, то они не должны рассчитывать на поддержку мухаджиров и ансаров, потому что остались в стороне тогда, когда мусульмане испытывали острую нужду в мужчинах. Однако они не совершили переселения и не заслужили поддержки и покровительства мусульман. Несмотря на это, если они попросят остальных мусульман о помощи в борьбе против врагов, с которыми они сражаются на пути религии, то мусульмане должны прийти к ним на помощь и сражаться вместе с ними.

Но если мусульмане, которые не совершили переселения, ведут войну ради достижения мирских целей, то остальные мусульмане не должны воевать на их стороне и оказывать им поддержку. Они также не должны воевать на их стороне, если они сражаются с противником, который подписал мирный договор с остальными мусульманами. Аллах видит все, что совершают люди, и ниспосылает предписания, которые соответствуют их деяниям.

73. Неверующие являются помощниками и друзьями друг другу. И если вы не будете поступать таким образом (если верующие не будут помощниками и друзьями друг другу), то на земле возникнут смута и великое беззаконие. وَالَّذينَ كَفَرُواْ بَعْضُهُمْ أَوْلِيَاء بَعْضٍ إِلاَّ تَفْعَلُوهُ تَكُن فِتْنَةٌ فِي الأَرْضِ وَفَسَادٌ كَبِيرٌ

После установления дружбы между правоверными Всевышний Аллах сообщил, что неверующие, которых обединяет неверие, также являются друзьями и помощниками друг другу. А это значит, что помогать неверующим и любить их может только неверующий. И если правоверные мусульмане не будут любить друг друга и враждовать с неверующими, если они будут любить всех без разбору или враждовать со всеми без разбору или если они будут любить неверующих и враждовать с правоверными, то на земле воцарится смута и наступят великие беспорядки.

Подобное поведение мусульман чревато множеством дурных последствий. И если это произойдет, то истина смешается с ложью, а правоверные – с неверующими. А наряду с этим мусульмане откажутся от таких великих обрядов поклонения, как священная война и переселение на пути Аллаха, и перестанут выполнять другие требования шариата и религии. Все это может произойти, если мусульмане перестанут относиться с любовью только к правоверным мусульманам.

74. Те, которые уверовали, совершили переселение и сражались на пути Аллаха, а также те, которые дали убежище и оказали им помощь, являются истинно верующими. Им уготованы прощение и щедрый удел. وَالَّذِينَ آمَنُواْ وَهَاجَرُواْ وَجَاهَدُواْ فِي سَبِيلِ اللّهِ وَالَّذِينَ آوَواْ وَّنَصَرُواْ أُولَـئِكَ هُمُ الْمُؤْمِنُونَ حَقًّا لَّهُم مَّغْفِرَةٌ وَرِزْقٌ كَرِيمٌ
75. Те, которые уверовали впоследствии, совершили переселение и сражались вместе с вами, являются одними из вас. Однако родственники ближе друг к другу. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах ведает о всякой вещи. وَالَّذِينَ آمَنُواْ مِن بَعْدُ وَهَاجَرُواْ وَجَاهَدُواْ مَعَكُمْ فَأُوْلَـئِكَ مِنكُمْ وَأُوْلُواْ الأَرْحَامِ بَعْضُهُمْ أَوْلَى بِبَعْضٍ فِي كِتَابِ اللّهِ إِنَّ اللّهَ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ

В предыдущих аятах Аллах сообщил о любви и дружбе между уверовавшими мухаджирами и ансарами. А в этом откровении Аллах похвалил их и поведал об их вознаграждении. Аллах назвал мухаджиров и ансаров истинно верующими, потому что они подтвердили свою веру тем, что совершили переселение, оказали поддержку религии, возлюбили друг друга и сражались против своих врагов – неверующих и лицемеров. Аллах отпустил им грехи, простил их ошибки и приготовил для них великое вознаграждение в садах блаженства. А некоторые из них также получили вознаграждение в мирской жизни, что доставило им удовольствие и вселило в их сердца спокойствие и уверенность. То же самое относится к верующим, которые обратились в ислам после мухаджиров и ансаров и верно последовали по их стопам, которые уверовали, совершили переселение и приняли участие в священной войне. Они стали одними из правоверных мусульман, поскольку на них возложены такие же обязанности, как и на мухаджиров и ансаров, и им уготовано такое же вознаграждение, как и мухаджирам и ансарам.

Религиозное братство занимало важное место в жизни первых мусульман. Пророк Мухаммад побратал мухаджиров и ансаров особым образом, и они стали больше, чем просто братья по вере. Они даже стали наследовать имущество друг друга, и тогда Всевышний Аллах сообщил, что кровные родственники имеют больше права на наследство. Оно должно распределяться среди тех родственников, которые имеют право на определенную долю наследства, а если таких родственников нет, то оно должно достаться другим наиболее близким родственникам. Таково предписание Аллаха, который прекрасно осведомлен о Своих рабах и ниспосылает им религиозные законы, которые полностью соответствуют их нуждам.

Сура «Ат-Тауба»
(«ПОКАЯНИЕ»)

1.Аллах и Его посланник освобождены от договоров, которые вы заключили с многобожниками. بَرَاءةٌ مِّنَ اللّهِ وَرَسُولِهِ إِلَى الَّذِينَ عَاهَدتُّم مِّنَ الْمُشْرِكِينَ
2. Посему странствуйте по земле в течение четырех месяцев и знайте, что вам(многобожникам) не сбежать от Аллаха и что Аллах опозорит неверующих. فَسِيحُواْ فِي الأَرْضِ أَرْبَعَةَ أَشْهُرٍ وَاعْلَمُواْ أَنَّكُمْ غَيْرُ مُعْجِزِي اللّهِ وَأَنَّ اللّهَ مُخْزِي الْكَافِرِينَ

Аллах и Его посланник позволили всем многобожникам и неверующим в течение четырех месяцев свободно передвигаться по земле, не опасаясь нападения со стороны мусульман. Однако по истечении этих четырех месяцев мусульмане не будут иметь никаких обязательств перед многобожниками. Это предписание распространялось на всех неверующих, которые заключили с мусульманами мирный договор сроком на четыре месяца или менее того либо заключили мирный договор, не оговоренный временными рамками. Что же касается мирных договоров сроком более, чем на четыре месяца, то мусульмане были обязаны соблюдать их, если только неверующие первыми не нарушат своих обязательств или вероломно не предадут мусульман.

А затем Всевышний Аллах сообщил неверующим, заключившим мирный договор с мусульманами, что даже если они обезопашены от правоверных, они все равно не способны избежать наказания Аллаха. И если они будут продолжать поклоняться ложным божествам, то Аллах непременно опозорит их. Такие откровения побуждали обращаться в ислам всех иноверцев, кроме упорствующих неверных, которые не придавали никакого значения угрозам Аллаха.

3. В день великого паломничества Аллах и Его посланник объявят людям о том, что Аллах и Его посланник отрекаются от многобожников. Если вы раскаетесь, то тем лучше для вас. Если же вы отвернетесь, то знайте, что вам не сбежать от Аллаха. Обрадуй же вестью о мучительных страданиях неверующих. وَأَذَانٌ مِّنَ اللّهِ وَرَسُولِهِ إِلَى النَّاسِ يَوْمَ الْحَجِّ الأَكْبَرِ أَنَّ اللّهَ بَرِيءٌ مِّنَ الْمُشْرِكِينَ وَرَسُولُهُ فَإِن تُبْتُمْ فَهُوَ خَيْرٌ لَّكُمْ وَإِن تَوَلَّيْتُمْ فَاعْلَمُواْ أَنَّكُمْ غَيْرُ مُعْجِزِي اللّهِ وَبَشِّرِ الَّذِينَ كَفَرُواْ بِعَذَابٍ أَلِيمٍ

Аллах обещал правоверным одарить победой свою религию, прославить свое имя и лишить всяческой поддержки многобожников, которые принялись враждовать с Аллахом и изгнали Пророка Мухаммада и правоверных из Мекки и Заповедной мечети – с земель, на которые распространялась их власть. Впоследствии Аллах помог Своему посланнику и верующим. Мекка была освобождена, многобожники были униженны, а правоверные мусульмане стали править на этой священной земле. Когда же наступил праздник жертвоприношения, который также называется днем большого паломничества, и в Мекке собрались мусульмане и неверующие со всех концов Аравийского полуострова, муэдзину было велено возвестить о том, что Аллах и Его посланник отреклись от многобожников. Аллах больше не имел никаких обязательств перед многобожниками, и мусульманам было позволено убивать их, где бы они ни находились. Им было сказано: "После этого года вам запрещено приближаться к Заповедной мечети!" А тогда шел девятый год после переселения в Медину. В том году паломничеством руководил Правдивейший Абу Бакр, а в день жертвоприношения об отречении Аллаха и Его посланника от многобожников возвестил двоюродный брат Пророка Мухаммада Али ибн Абу Талиб.

Затем Всевышний Аллах призвал многобожников покаяться и предостерег их от приверженности язычеству и многобожию. Им было сказано, что если они принесут покаяние, то поступят во благо себе, но если они отвернутся, то не смогут избежать наказания Аллаха, потому что они находятся в Его власти, и Он способен подвергнуть их наказанию руками своих правоверных рабов. И пусть возрадуются неверующие ужасному и мучительному наказанию как при жизни на земле, так и после смерти. В мирской жизни их ожидают смерть, пленение или изгнание, а в Последней жизни – преисподняя и скверное пристанище.

4. Это не относится к тем многобожникам, с которыми вы заключили договор и которые после этого ни в чем его не нарушили и никому не помогали против вас. Соблюдайте же договор с ними до истечения его срока. Воистину, Аллах любит богобоязненных. إِلاَّ الَّذِينَ عَاهَدتُّم مِّنَ الْمُشْرِكِينَ ثُمَّ لَمْ يَنقُصُوكُمْ شَيْئًا وَلَمْ يُظَاهِرُواْ عَلَيْكُمْ أَحَدًا فَأَتِمُّواْ إِلَيْهِمْ عَهْدَهُمْ إِلَى مُدَّتِهِمْ إِنَّ اللّهَ يُحِبُّ الْمُتَّقِينَ

Отречение от любых обязательств перед многобожниками распространялось на всех многобожников, кроме тех, которыен заключили с мусульманами мирный договор и исправно выполняли свои обязательства, которые не вынуждали мусульман расторгнуть договор, не расторгали его самостоятельно и не помогали тем, кто сражался против мусульман. Мусульманами было велено соблюдать договора с такими многобожниками до истечения обусловленного срока, каким бы продолжительным он ни был, потому что ислам не повелевает предавать союзников, а приказывает выполнять обязательства. Воистину, Аллах любит богобоязненных праведников, которые выполняют то, что им велено, и остерегаются многобожия, предательства и прочих грехов.

Наши рекомендации