Краткий словарь терминов по исламскому праву
А
Ада – своевременное совершение обряда поклонения.
‘Адалят (праведность) – под праведностью подразумевается такое душевное состояние, способствующее тому, чтобы человек постоянно был богобоязнен и благочестив, что будет препятствовать совершению грехов и оставлению обязательного. Праведный – это человек, достигший такого уровня богобоязненности, при котором этот человек умышленно не грешит.
Азан – призыв на молитву.
‘Акл – вменяемость, наличие ума.
Аль-Амр би-ль-ма‘руф ва-н-нахй ‘ани-ль-мункар (означает призыв к благому и запрет предосудительного) – является одной из важных обязанностей в Исламе, и те, кто отказываются от исполнения этой обязанности или относятся к ней безразлично, считаются грешниками, которых ожидает тяжкое наказание.
Аль-ваджиб аль-кифайи – это обязанность каждого религиозно обязанного, но если кто-то займется ею, то от других она отпадает, а если никто ею не займется, то все считаются согрешившими.
Аль-ваджиб ат-тахйири – «альтернативная обязаность», означает, что религиозно обязанный обладает правом выбора, например, между совершением одной из обязанностей, к примеру, обязательной полуденной молитвы (аз-зухр) или пятничной молитвы.
Аль-вакт аль-фадиля – совершение молитвы в предпочтительное для нее время.
Аль-вилайат аль-идарийа («управленческая власть») – такого понятия как «управленческая власть» (аль-вилайат аль-идарийа) (необходимость подчинения указам вышестоящего должностного лица без права на протест и возражение) не существует в исламском законодательстве, однако не дозволяется противиться указам руководителя, если они соответствуют утвержденному закону.
Аль-вилайат ат-таквинийа («бытийное руководство») – т.е. способность вмешиваться в мир Бытия по воле Всевышнего, а также совершение сверхъестественных дел, как лечение неизлечимых больных или оживление мертвых (политический лидер мусульман не обладает «бытийным руководством», оно относится лишь к «непорочным» (мир им всем!).
Аль-вилайат ат-ташри‘иййа («законодательное руководство») – т.е. законная божественная власть и руководство, например, власть отца или деда (по отцу) над несовершеннолетним ребенком.
Аль-вуду аль-джабира – способсовершения малого омовения при наличии раны на теле: если на ране будет повязка, то места, которые можно мыть, надо помыть, а по месту, где есть повязка, вместо мытья, надо провести влажной рукой.
Аль-вуду аль-иртимаси – так называется способ совершения малого омовения, при котором дозволяется вместо наливания воды на лицо и руки погружать их в воду с намерением совершения малого омовения.
Аль-истигфар – просьба о прощении грехов.
Аль-ихтийат аль-ваджиб (обязательная предосторожность) - подразумевает необходимость выполнения или невыполнения определенного действия из предосторожности. В вопросах, в которых самый компетентный религиозный законовед выносит суждение о необходимости соблюдения обязательной предосторожности, обращение к другому законоведу, который имеет конкретное суждение по данному вопросу, не предосудительно при условии соблюдения порядка следования мнению самого компетентного.
Аль-имам аль-мансуб – назначенный имам (пятничной молитвы).
‘Аср – послеполуденное, предвечернее время.
Ат-тасбихат аль-арба‘а – четырехкратное восхваление Всевышнего, заключающееся в произнесении слов «Субханаллахи – ва-ль-хамду лилляхи - ва ля иляха илляллаху - валлаху Акбар», означающих «Пречист Аллах - хвала Аллаху - и нет божества, кроме Аллаха – и Аллах Превелик» во время молитвы.
‘Ахд – обещание, обязательное для выполнения.
Ахл аль-китаб – Люди Писания, то есть последователи одной из Небесных религий, обладающих Небесной Книгой и исповедующих единобожие. К ним относятся иудеи, христиане и зороастрийцы.
Б
Булуг – достижениесовершеннолетия.
В
Ваджиб – обязательное.
Вади – влага, иногда выделяющаяся у мужчин после мочеиспускания.
Вази – влага, иногда выделяющаяся у мужчин после спермы.
Вакф – пожертвование имущества на богоугодные дела.
Вакф аль-интифа‘- вакф, не предназначенный для получения прибыли.
Вакф аль-манфа‘ат – вакф для получения прибыли.
Валий – попечитель.
Валий аль-амр – распорядитель хумса (муджтахид)
Валийй аль-маййит – попечитель покойника; им считается отец, мать, дети и в таком порядке другие категории наследников покойного.
Вилайат аль-факих (политическое руководство религиозного законоведа) подразумевает правление справедливого исламского ученого.
Витр – название желательной ночной молитвы (Салят ал-лайл), состоящей из одного рак‘ата.
Вуду (малое омовение) – это мытье лица и рук и протирание темени головы и верхних частей стоп с соблюдением определенных правил. Это действие в священном исламском законе есть средство для получения ритуального омовения и духовной чистоты, и является предпосылкой некоторых обязательных и желательных действий, таких как обрядовая молитва, ритуальный обход (таваф) вокруг Каабы, чтение Корана, посещение мечети и т.д.
Г
Гасб – узурпирование.
Гусл (полное ритуальное омовение) подразумевает мытье всего тела с головы до ног с соблюдением определенных условий и правил.
Гусл аль-джанабат – полное омовение по причине полового осквернения.
Гусл аль-истихада – полное омовение после неменструальных выделений у женщин.
Гусл-ан-нифас – полное омовение после послеродовых кровотечений.
Гусл аль-майит - ритуальное омовение покойника.
Гусл-аль-хайд – полное омовение после месячных у женщин.
Гусл аль-иртимаси – полное омовение тела, выполняемое посредством полного,
единовременного погружения тела в воду.
Гусл масс аль-майит – полное ритуальное омовение, необходимое после прикосновения к
остывшему телу неомытого покойника.
Гусл ат-тартиби – полное омовение, выполняемое в определенном порядке.
Д
Даруриййат – одна из обязательных составляющих Ислама.
Джанабат – состояние полового осквернения, возникающее как у женщины, так и у мужчины вследствие полового контакта или произвольного или непроизвольного (поллюция) семяизвержения.
«Джахил касир» («невиновный невежда») – это тот, кто вообще не знает о своем невежестве или же не осведомлен о методах его устранения.
«Джахил мукассир» («виновный невежда») – это тот, кто знает о своем невежестве и о методах его устранения, но не делает этого.
Джихад – под джихадом подразумевается усердие и борьба для призыва к Исламу и для его распространения или для защиты от агрессии врага.
Джихад дифа‘и (оборонительный) – это джихад, осуществляемый с целью защиты от агрессии вражеских сил, он актуален, когда враг совершает нападение на мусульманские земли, нарушая при этом границы с целью получить политическое, военное, культурное или экономическое господство над ними.
Джихад ибтида’и (наступательный) – это джихад, осуществляемый с целью устранения препятствий для призыва к Исламу, когда войско Ислама не дожидаясь нападения врага, начинает войну с целью устранения препятствий для распространения Ислама, устранения проблем для принятия Ислама в других местностях, с целью распространения Ислама и возвышения слова истины и религиозных принципов, а также для направления на истинный путь неверных и язычников и для ликвидации язычества и идолопоклонства.
Ду‘а – мольба.
З
Закят – налог с имущества в пользу бедных мусульман.
Закят аль - Фитр – обязательный налог с имущества в пользу бедных мусульман, который нужно уплатить в праздник «Фитр».
Зикр – поминание Аллаха. Всякое слово, содержащее в себе поминание Всевышнего Аллаха считается зикром (например, «Аллаху Акбар» (Превелик Аллах), «Аль-хамду лиллях» (Хвала Аллаху), «Субханаллах» (Пречист Аллах) и т.п.) и одним из наилучших зикров является благословление пророка Мухаммада и его рода словами «Аллахумма салли ‛аля Мухаммадин ва али Мухаммад», которое называется «салават».
Зухр – полдень.
И
‛Ид аль-Адха – (известен также как Курбан) праздник жертвоприношения в 10 день месяца зу-ль-хидджа.
‘Ид аль-Фитр – праздник разговения после поста в месяц рамадан, отмечается в первый день месяца шавваль.
Иджтихад – это извлечение практических религиозных предписаний и Божественных законов из достоверных с точки зрения мусульманских законоведов источников (таких как Коран и Сунна).
Иджтихад мутаджаззи (неабсолютный) – это такой иджтихад, когда его обладатель может выносить фетву лишь в некоторых разделах исламского права. Обладателя такого иджтихада называют «муджтахид мутаджаззи».
Иджтихад мутлак (абсолютный): это такой иджтихад, когда его обладатель достигает способности выносить фетвы во всех разделах исламской юриспруденции. Обладателя такого иджтихада называют «муджтахид мутлак».
Иктида’ – присоединение к коллективной молитве.
Икамат – провозглашение о том, что молитва начинается.
Имам – буквально: «стоящий впереди», терминологически используется в нескольких значениях: 1) один из 12 непорочных потомков Пророка Мухаммада ((с)), например: Имам Хасан, Имам Хусейн, Имам Садик и т.д.; 2) духовно-политический лидер; 3) лицо, руководящее общественной молитвой (Имам аль-джама‘ат).
Имсак – воздержание.
И‘рад ‘ани-ль-ватан – отказ от родины, подразумевает выезд с родины без намерения вернуться туда для проживания.
Иртидад – отступление от веры.
И‘тикаф – это особый религиозный обряд, заключающийся в том, что в определенные дни человек находится в мечети и пребывает в состоянии богослужения, не выходя за ее пределы, кроме как по необходимости, и соблюдает пост.
Истихада – выделения крови у женщины вне менструального периода. Кровянистые выделения категории истихада – это неменструальная и непослеродовая кровь, выделяющаяся из матки женщины (не по причине раны или потери девственности).
Истибра – у мужчин полное очищение полового органа после мочеиспускания или семяизвержения. Также очищение животного, поедающего скверну, называется истибра.
Истинджа – очищение выделительных органов после отправления естественной нужды.
Ифтар – разговение.
Ихрам – одеяние паломника в хадже.
Ихтийат (предосторожность) – это такое действие, с помощью которого человек обретает уверенность в исполнении своей религиозной обязанности. К примеру, не совершает действие, которое запрещают некоторые мусульманские законоведы (муджтахиды), а некоторые другие разрешают, или совершает действие, которое вменяют в обязанность некоторые мусульманские законоведы, а некоторые другие не считают его обязательным.
‘Иша’ – ночное время, наступающее после окончания времени магриба.
Йавм аш-шакк «сомнительный день» –день, относительно которого человек сомневается, является ли он последним днем месяца ша‘бан или первым днем месяца рамадан.
К
Кавати‘ ас-сафар – факторы, аннулирующие статус путешественника.
Када – пропущеный и просроченный (молитва, пост и т.д).
Калиль, вода калиль – такое количество воды, которое меньше объема 384 литра.
Касд аль-икама – намерение о пребывании в каком-либо месте.
Каср – сокращение действий обязательной молитвы путником.
Касам – клятва.
Кафан – саван.
Кафир – неверующий.
Кафир зимми – иноверец, являющийся подданным мусульманского государства и облагаемый податью.
Каффара – искупление за нарушение обязательного поста или клятвы, данной именем Аллаха
Каффарат аль-джам‛ – совместное искупление, то есть выполнение всех возможных действий, обязательных для исполнения искупления.
Кибла - направление к священной Каабе.
Кийам – положение стоя во время молитвы, подразумевающее спокойное состояние тела без движений, это одно из обязательных условий правильности совершения молитвы.
Кира’ат – чтение некоторых сур и зикров во время молитвы.
Кунут (мольба) – желательное действие во всех обязательных и желательных молитвах во втором рак‘ате после чтения суры «Аль-Фатиха» и (второй) суры, и перед поясным поклоном, при этом желательно поднять руки на уровне лица и помолиться.
Кур, вода кур – такое количество воды, которое равно или превышает 384 литра.
Л
Лайлат аль-кадр – ночь могущества, согласно хадисам, это одна из ночей месяца рамадан, в которую ниспосылался Коран.
М
Магриб – время дня, которое начинается от заката солнца и длится до наступления ночи (полной темноты).
Мадмада – споласкивание рта.
Мази – влага, иногда выделяющаяся у мужчин после петтинга.
Макрух – деяние, совершение которого нежелательно, но не влечет за собой наказания.
Ма’мум – так называется человек, закрепляющий молитву за имамом.
Марджа‘ ат-таклид – религиозный законовед, фетвам которого можно следовать.
Масджид аль-джами‘ (Соборная мечеть) – это та мечеть, которая построена для собрания людей всего города и не предназначена для определенной группы людей.
Масджид аль-харам – Запретная мечеть в Мекке, где находится Кааба.
Масх – обтирание верхней части головы и стоп ног при совершении малого омовения (вуду).
Ма’уна, расходы категории ма’уна – годовые расходы (не расходы для прибыли), под которыми подразумеваются повседневные расходы человека на себя и свою семью, например, расходы на еду, одежду, жилье, домашнюю утварь, транспорт, книги, обычные поездки, милостыни, подарки, искупления в виде компенсационных выплат за нарушения обета, клятвы и другие религиозные обряды, на прием гостей и т.д.
Ма фи-з-зимма – молитва с намерением о «выполнении обязательства».
Махр – свадебный подарок, который муж должен выплатить жене.
Махрам – эта категория родственников, мужчины или женщины, с которыми он (она) не может вступить в брак никогда и ни при каких обстоятельствах, например, сестра, брат и т.п.
Махр му‘адджаль – махр,выдаваемый женщине сразу.
Махр му’адджаль – откладываемый махр.
Му‘ахид – союзник.
Мубах – деяние, совершение или же отказ от которого не приводит ни к вознаграждению, ни к наказанию.
Мубтилат ас-салят – действия, аннулирующие молитву.
Мубашират – самостоятельное совершение обряда поклонения.
Мувалат – непрерывность выполнения действий.
Мудавира – это освобождение от обязанности выплатить хумс, заменив его долгом в размере суммы выплачиваемого хумса.
Мудариба – деловое объединение двух лиц, при котором одна сторона вкладывает капитал, а другая – труд.
Мудаф, вода мудаф – это такая жидкость, которую саму по себе нельзя назвать водой, будь она взята из чего-либо( сок и т.п.) или смешана с чем-либо настолько, что ее неправильно назвать просто водой, например, сироп и т.п.
Муджтахид – достигший уровня иджтихада и способный самостоятельно извлекать религиозные законы из соответствующих источников.
Мукаллаф (религиозно обязанный) – это тот, кто отвечает обязывающим его к соблюдению религиозных обязанностей условиям, таким как совершеннолетие, нахождение в здравом уме и наличие возможностей для совершения религиозных предписаний.
Мукаллид – последователь муджтахида.
Мут‘а - временный брак.
Мутавалли – управляющий.
Мутаххират (очистители) – так называется то, с помощью чего можно очистить вещи от скверны, например, к очистителям относятся вода, земля, солнце, изменение вещества (истихаля), превращение (интикал), принятие ислама, таба‘ийат, удаление самой скверны, очищение (истибра) животного, поедающего скверну, исчезновение мусульманина из виду на некоторое время.
Мутлак, вода мутлак – это вода, которую саму по себе можно назвать водой, например, вода рек, озер и т.п.
Мусалиха – договоренность с распорядителем хумса или его представителем.
Мустахаб – желательные деяния, за которые вознаграждается человек.
Муфтират – действия, аннулирующие пост.
Мутанадджис – оскверненная вещь.
Н
Навафил – желательные молитвы, читаемые после ежедневных обязательных молитв.
Наджасат – оскверненность.
Наджис – скверна, нечистота; исламский закон, установленный Аллахом, выделяет следующие виды скверны: моча, кал, сперма человека, труп и мертвечина, кровь, собака, свинья, опьяняющие напитки (согласно обязательной предосторожности), неверующий (кафир) (т.е. тот, кто не признает ни одну из Небесных религий), все остальные вещи считаются ритуально чистыми (тахир).
Наджис аль-‘айн – скверна по своей сути, например, собака, свинья и неверующий.
Назр – обет.
На’иб – временный преемник назначенного имама, проводящий пятничную молитву.
Намахрам – это та категория людей, с кем не запрещается вступать в брак.
Ниййат – намерение о совершении обряда поклонения.
Нифас – это кровь, выделяющаяся у женщины из матки после родов в течение определенного времени.
Р
Рак‘ат – цикл молитвенных поз и движений, сопровождаемых произнесением молитвенных формул, следующих друг за другом в строго определенном порядке.
Рамадан – девятый месяц лунного календаря, во время которого необходимо соблюдать пост.
Рукн – основная часть молитвы, пропуск или добавление которой умышленно или случайно ведет к аннулированию молитвы.
Руку‘ – это поясной поклон во время молитвы, для осуществления которого необходимо нагнуться настолько, чтобы молящийся мог положить руки на колени.
С
Саваб – вознаграждение за угодное Аллаху деяние.
Садждатай сахв – земной поклон по забывчивости, совершают в том случае, если в молитве была допущена не преднамеренная ошибка.
Са’им – соблюдающий пост.
Салават – благословлениеПророка Мухаммада и его семьи словами «Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва али Мухаммад».
Салят – молитва.
Салят аз-Зухр – обязательная полуденная молитва.
Салят аль-Айат – молитва, совершаемая при необычных природных явлениях, вызывающих страх у большинства людей, например, солнечное или лунное затмение, землетрясение и другие явления.
Салят аль-‘Аср – обязательная послеполуденная молитва.
Салят аль-джама‘ат – коллективная молитва,совершение ее возможно как минимум двумя людьми (имамом и тем, кто совершает за ним молитву).
Салят аль-джуму‘а – пятничная молитва, совершаемая в пятницу вместо полуденной (аз-зухр) молитвы, в настоящее время (т.е. в период сокрытия имама Махди (да ускорит Аллах его пришествие)) является «альтернативной обязанностью» аль-ваджиб ат-тахйири.
Салят аль-‘Ид – праздничная молитва.
Салят аль-ихтийат – молитва предосторожности, читается в случае, если в прочитанной обязательной молитве было предположение об упущении рак‘ата.
Салят аль-‘Иша – обязательная ночная молитва.
Салят ал-Лайл – желательная ночная молитва, состоящая из одиннадцати рак‘атов.
Салят аль-Магриб – обязательная вечерняя молитва.
Салят аль-Мусафир – сокращенная молитва путника; человек должен сокращать (на два рак‘ата) свои четырехрак‘атые молитвы.
Салят ас-Субх (фаджр) – обязательная утренняя молитва, состоящая из двух рак‘атов.
Саркуфли – отступное при найме или пересдаче лавки.
Сийам – пост, в священном исламском законе означает воздержание (имсак) человеком в течение дня (от рассвета до заката) с намерением повиновения воле Всевышнего от употребления пищи и питья, а также от некоторых других действий.
Суджуд – земной поклон, под ним подразумевается благоговейное прикладывание лба к земле.
Т
Таваф – семикратное ритуальное обхождение Святой Каабы.
Тайаммум (очищение землей) – совершение ритуального омовения песком или землей при невозможности совершить омовение водой.
Такаттуф – скрещивание рук при совершении молитвы, это действие считается недопустимым.
Такбир – (буквально означает – возвеличивание) подразумевается произнесение слов «Аллаху Акбар» (Аллах Превелик) в начале молитвы.
Такби́рат аль-ихрам – обязательная часть молитвы, подразумевающая произнесение слов «Аллаху Акбар» (Аллах Велик) в начале молитвы, после которых человеку становятся запретны некоторые действия на все время совершения молитвы.
Та‘киб – рекомендованные зикры после молитвы.
Такиййа – сокрытие вероубеждений, прибегать к этому необходимо, когда жизнь человека, его подопечных или имущества в опасности.
Таклид – это обращение в практических религиозных вопросах к мусульманскому законоведу, отвечающему всем необходимым условиям, иными словами, это соблюдение религиозных законов согласно фетвам и суждениям ученого.
Таклид бака’и (продолжительный) подразумевает продолжение следования фетвам умершего муджтахида, которому человек следовал при его жизни, что достаточно и дозволено во всех вопросах, даже в таких, с которыми он не сталкивался.
Таклид ибтида’и (первоначальный таклид) подразумевает начало следования фетвам умершего муджтахида после его смерти, без следования ему при жизни, что, согласно (обязательной) предосторожности, не дозволяется.
Таклид частичный (частичное следование) означает разделение фетв, и в определенных вопросах следование одному муджтахиду, а в других – другому.
Таклиф – обязанность.
Такфин – облачение в саван.
Тартиб – соблюдение порядка выполнения действий.
Гусл ат-тартиби (порядковое омовение) – полное ритуальное омовение с соблюдением порядка омовения частей тела выполняется следующим образом: после очищения тела от скверны и намерения выполнить полное омовение следует вымыть голову и шею, затем правую половину тела, а потом левую.
Таслим (слова приветствия) – последнее и завершающее действие молитвы, при совершении которого обязательным является произнесение слов «Ас-саляму ‘аляйкум».
Тахарат – состояние ритуальной чистоты.
Ташаххуд (слова свидетельствования) – произносят во время молитвы после второго земного поклона и после того, как тело придет в спокойствие.
Текиййа – помещение, предназначенное для религиозных собраний.
Ф
Фаджр садик - «правдивый» рассвет.
Факих – исламский законовед, специалист по фикху.
Фетва – решение по какому-либо правовому вопросу, вынесенное исламским законоведом - муджтахидом.
Фидйа – определенное количество еды (700 грамм ), раздаваемое каждому бедняку в качестве искупления за пропущенный пост теми людьми, кто не в состоянии держать пост, например: старики, беременные женщины или тяжелобольные.
Фикх – буквально означает понимание. Терминологически - исламское право.
Фудули, сделка фудули – это сделка, правильность которой обусловлена последующим разрешением.
Х
Хадис – предание от Пророка Мухаммада ((с)) или одного из его преемников – Имамов (мир им!).
Хадд ат-тараххус – место, из которого не видно стен родного города при отправлении в путешествие и не слышно городского призыва на молитву (азан).
Хайд (менструация) – выделение крови у женщины в период менстрауции.
Халял – дозволенное.
Харам – запрещенное.
Хумс – одна из финансовых обязанностей в Исламе, которая заключается в выплате одной пятой части имущества согласно определенным правилам каждым религиозно обязанным, отвечающим определенным условиям.
Хунут – смазывание камфарой.
Хусейниниййа – помещение, предназначенное для религиозных собраний.
Ш
Шаф‘ – название желательной ночной молитвы (Салят ал-лайл), составляющей два рак‘ата, следующие после первых восьми.
Шахид (мученик) – под мучеником подразумевается тот, кто был убит на поле боя, сражаясь на пути Аллаха.
[1] Под повествовательными доказательствами (ал-адилла ан-наклиййа) подразумеваются дошедшие до нас тексты айатов и хадисов – прим. перев.
[2] Истибра - у мужчин полное очищение полового органа после мочеиспускания – прим. перев.
[3] Истинджа – очищение выделительных органов после отправления естественной нужды – прим. перев.
[4] Махрам – эта категория родственников, мужчины или женщины, с которыми он (она) не может вступить в брак никогда и ни при каких обстоятельствах, например, сестра, брат и т.п. – прим. перев.
[5] Намахрам – это те, с кем не запрещается вступать в брак – прим. перев.
[6] Ясно, что обращаться к этим признакам необходимо тогда, когда есть сомнения по поводу того, является ли выделенная жидкость спермой или нет.
[7] Это не означает, что эти вещества можно употреблять. Необходимо обратить внимание на то, что если вещь не является скверной, то это не означает, что ее можно употреблять. – прим. перев.
[8] Здесь подразумевается именно признание этих обрядов, а не практическое совершение. Т.е. не следует считать неверующим всех, кто не совершает молитву или не соблюдает пост, а неверующими являются те, кто не признают обязательность этого обряда – прим. перев.
[9] Это правило называется Асалат ат-тахара(т) - прим. перев.
[10] Кровянистые выделения категории истихада – это неменструальная и непослеродовая кровь, выделяющаяся из матки женщины (не по причине раны или потери девственности).
[11] Нифас – это кровь, выделяемая из матки после родов в течение определенного времени.
[12] Ихрам – одеяние паломника в хадже – прим. перев.
[13] Такбир – буквально означает возвеличивание. Здесь подразумевается произношение слов «Аллаху Акбар» (Аллах Превелик) – прим. перев.
[14] Причина совершения очищения землей и несовершения малого или полного омовения – прим. перев.
[15] Рак‘ат – цикл молитвенных поз и движений, сопровождаемых произнесением молитвенных формул, следующих друг за другом в строго определенном порядке – прим. перев.
[16] Подразумевается призыв для объявления о наступлении времени молитвы.
[17] Подразумеваются слова «Астагфируллаха рабби ва атубу иляйхи», означающие «Прошу прощения у Аллаха, Господа моего и каюсь перед Ним» - прим. перев.
[18] Намахрам – это та категория людей, с кем не запрещается вступать в брак – прим. перев.
[19] После слов «иййака на‘буду» в айате следуют слова «ва иййака наста‘ин» (и лишь Тебя прошу о помощи) – прим. перев.
[20] Слова «Сами‘аллаху лиман хамидах» можно понять еще как: да услышит Аллах того, кто Его благодарит – прим. перев.
[21] Сокрытие вероубеждений (такиййа) необходимо, когда жизнь человека или его подопечных или его имущество в опасности – прим. перев.
[22] Фарсах - расстояние приблизительно равное 5,6 километрам – прим. пер.
[23] В начале второй проповеди имам пятничной молитвы приветствует имамов.
[24] Желательно совмещение молитв аз-Зухр и аль-‘Аср, аль-Магриб и аль-‘Иша’ при совершении коллективной молитвы. Это подтверждается многими преданиями:
عن سعيد بن جبير عن ابن عباس، قال: صلى رسول الله (صلى الله عليه و اله) الظهر و العصر جميعاً و المغرب و العشاء جميعاً في غير خوف و لا سفر.
Са‘ид ибн Джубейр передает от Ибн ‘Аббаса, что Посланник Аллаха ((с)) совершил молитвы Зухр и ‘Аср вместе, а также молитвы Магриб и ‘Иша’ вместе, не испытывая в этот момент страха, и не находясь в поездке - «Сахих», Муслим, в главе «Ас-Салят», раздел «Аль-Джам' байн ас-салатайн филь хадар», «Муснад», Ахмад ибн Ханбал – «Муснад», Абдуллах ибн Аббас, хадис 1921 – прим. перев.
[25] О значении праведности и о том, кто считается праведным вы можете узнать обратившись к уроку, в котором описаны условия муджтахида, которому можно следовать.
[26] Имеется ввиду пребывание в здравом уме (отсутствие сумашествия) и способность нести ответственность за свои поступки - прим. перев.
[27] Это особый религиозный обряд, заключающейся в том, что в определенные дни человек находится в мечети и пребывает в состоянии богослужения, не выходя за ее пределы, кроме как по необходимости, и соблюдает пост – прим. перев.
[28] Кафир зимми – иноверец, являющийся подданным мусульманского государства и облагаемый податью.
[29] На практике это осуществляется путем выплаты муджтахиду или его представителю той суммы хумса, которую человек имеет возможность выплатить, после чего муджтахид одалживает эту сумму плательщику. Таким образом, человек из этой же одолженной суммы снова выплачивает хумс и повторяет эту процедуру несколько раз, до тех пор, пока вся сумма хумса не будет выплачена и переведена в разряд долга, который человек вернет муджтахиду при появлении возможности – прим. перев.
[30] Это положение касается тех случаев, когда клад находят на территории действующего исламского государства – прим. перев.