Характерные особенности людей, обладающих разными типами мышления
Тема 3
Право на труд
(или кого и как мы нанимаем на работу)
"Наш человек"
Что дает руководителю приведенная выше классификация типов мышления?
Главное правило: на работу нужно брать только Умных-и-бедных, поскольку они изначально управляемы. Остальных (кроме Беспределыцика, очевидно) можно нанимать на разовые поручения, но на постоянную работу - никогда, ни при каких условиях!
Один мой знакомый, славный, милый человек, но не Умный-и-бедный ни в одном глазу, сказал мне с тоской в голосе: "Ну конечно, вы хотите нанимать только честных людей".
Да! Мы с вами хотим нанимать честных, порядочных и добросовестных людей. Именно поэтому не принимаем на работу никого, кроме Умных-и-бедных.
Возьмем, к примеру, Фермеров. Вроде бы никаких претензий к ним нет: работают добросовестно и старательно. Но при этом они отлично умеют считать: сколько отработали и сколько им должны заплатить. Они выполняют работу, но не дают нам возможности сделать па ней прибыль. А ведь наша задача не в том, чтобы обеспечить сотрудника работой, а в том, чтобы получить от этой работы прибыль.
Бывают ситуации, когда имеет смысл взять на работу Фермера. Бывших хозяев, отказавшихся от собственного дела (достало, устали), можно брать на наемную работу, потому что они уже не хотят напрягаться и с чистой совестью и удовольствием работают по найму.
От Беспределыциков не то что прибыли - спокойной жизни не дождетесь. Если они почувствуют, что могут прижать хозяина к ногтю, их ничем не остановить. Еще больше мы рискуем, добиваясь от них подчинения и выполнения обязанностей. Как только мы попробуем надавить на Беспредельщика, получим отпор в виде шантажа и угроз.
У тебя есть амбар с зерном, а у меня есть спички - ты мне должен. У тебя новая лакированная машина - а у меня гвоздик. И пусть он стоит дешевле твоей машины, но ты мне снова должен.
Конечно же, при поступлении на работу они не показывают истинного лица, поэтому выделить их из общей массы бывает сложно.
Хотя бывает по-разному. Однажды я присутствовал на отборе сотрудников в сетевую компанию в Минске. Одна дама заявила, что она жена генерала и, если ее не возьмут, у фирмы будут большие проблемы.
И кстати, ее взяли. Уже много лет она ничего не делает, только получает зарплату. Но ее по-прежнему никто не трогает.
Людей с такой ориентацией перевоспитать практически невозможно. И если большую часть вашего коллектива составляют Беспределыцики, добиться нормальной работы будет очень сложно. Такую фирму дешевле закрыть и открыть новую. Подобные прецеденты в нашем опыте есть.
Хитрые Проныры не стремятся работать на собственников. Им по душе государственные конторы и учреждения. Эти места больше приспособлены для паразитических действий. Впрочем, их, как и Фермеров, можно брать для выполнения разовых поручений, но непременно держать подальше от коллектива фирмы. Проныры нередко - неплохие финансисты и юристы, поэтому они годятся на роль консультантов, которые появляются в компании не чаще двух раз в месяц.
Этим, кстати, объясняется, почему попытки владельцев сделать из бухгалтера финансового директора часто ни к чему хорошему не приводят.
Умные-и-бедные, увы, тоже работают за деньги. Но за меньшие. Для того чтобы работать с удовольствием, им важна нематериальная доплата - в виде похвалы, поддержки, уважения. И в этом случае руководитель может получить добавочную стоимость, о которой мы уже говорили. К тому же Умные-и-бедные гораздо более управляемы, чем остальные. Они способны проявлять лояльность к фирме и ее владельцу, заниматься работой на совесть, на самом деле выполняя ее. И наша забота - лишь научить их, как именно эту работу выполнять.
Итак, первое и важнейшее требование к потенциальному работнику - он должен быть Умным-и-бедным. И чем выше занимаемая им должность, тем сильнее должны проявляться свойственные этому типу качества.
Остается выяснить: как вычислить Умных-и-бедных среди тех, кто приходит к нам в поисках работы?
Слушаем песню Иващенко «Инструкция по пользованию мной» = гимн УБ
Первый взгляд: манеры
Интересный факт: владельцы фирм чаще нанимают на работу таких же, как они, Фермеров. Спросите почему? Потому что они имеют сходный с нашим образ мышления, с ними проще общаться. Мы, собственники, и есть Трудяги- Фермеры, как правило!
Отсюда первый вывод: не следует при выборе сотрудника опираться на го, что он приятен нам лично. Наша задача - ориентироваться не на личную симпатию, а на поведенческие привычки кандидата, которые мы можем увидеть и формально оценить.
Первое, что бросается в глаза, - Умные-и-бедные ведут себя более скованно, чем остальные. Если, например, человек этого типа вошел и снял верхнюю одежду, то часто он будет держать ее в руках до тех пор, пока ему не предложат ее куда- либо повесить или положить, или хотя бы попросит разрешения на это. Он также не присядет, пока его не пригласят и не предложат место.
В одной фирме вняли нашему совету и поставили в комнате для собеседований глубокое кожаное кресло, в котором не развалившись сидеть трудно. Умных-и-бедных в нем видно сразу - они в этом кресле чувствуют себя неуютно, стараются присесть на его край. В отличие от остальных Умный-и-бедный стремится сесть аккуратно и воспитанно, что в таком кресле сделать довольно сложно.
Умный п бедный - человек вежливый, сдержанный и очень гордый. И в этом его отличие от Беспредельщика, который сразу начнет либо руки выворачивать,
как жена генерала из Минска,
либо будет подхалимничать - предугадывать, где надо рассмеяться или огорчиться, посочувствовать, и смотреть честными и преданными глазами. Такое поведение органично укладывается в его картину мира. Пока Беспредельщик чувствует себя слабее хозяина, он будет подстраиваться под него. К сожалению, нам, Фермерам, свойственно воспринимать подобное поведение как проявление личной лояльности, и поэтому мы начинаем симпатизировать Беспредельщику. В этом случае очень важно четко понимать: чем подобострастнее кандидат, тем больше вероятность того, что именно он нам НЕ подходит.
Во-вторых, Умного-и-бедного легко обидеть. Например, если в разговоре с ним без спроса резко перейти на "ты", он, конечно, не покажет вида, что обиделся (по его понятиям, это невежливо), но внутренне напряжется. Совершенно безобидный случай - исказить имя-отчество - ему будет неприятен. Конечно, мы потом извинимся и увидим в ответ на принесенные нами извинения расслабление - как характерную для Умного-и-бедного реакцию.
Для сравнения:
Трудяга-Фермер любое отношение к себе оценивает в деньгах, а не в степени почета и уважения. В одном фильме о нравах Дикого Запада хозяин ресторанчика - типичный Трудяга - по желанию посетителей иногда надевал женское платье и расхаживал по залу, покачивая бедрами. Когда однажды кто-то из ковбоев шлепнул хозяина по мягкому месту, он обернулся и подмигнул: "С вас пять долларов!" Никаких обид! Всему своя цена.
Беспредельщик на оскорбления вообще не реагирует. Он считает, что, если сейчас хозяин сильнее его, он имеет на это право. Так и должно быть.
Хитрый Проныра считает себя умнее остальных, поэтому попытки обидеть он пропускает мимо ушей.
Умных-и-бедных напрягает обсуждение денежных вопросов. Бывает, что, если хозяин не заведет разговора о зарплате, они сами не спросят. Или, наоборот, не дождавшись удобного момента, начнут обсуждать условия оплаты в самый неподходящий.
Умные-и-бедные плохо считают. Что я имею в виду? Для каждого вида работы и уровня квалификации имеется местная, типичная для данного региона так называемая вилка по оплате труда. Допустим, водители такси в определенном городе получают в месяц от 8 до 10 тысяч рублей. Трудяга- Фермер, конечно же, будет в курсе этих цифр и запросит зарплату из верхней четверти - примерно 9,5-10 тысяч рублей. Умный-и-бедный средней цены труду обычно не знает и свою зарплату измеряет понятием "чего я достоин". Это может быть как сумма весьма скромная,
например, одна моя знакомая дама-юрист в Нижнем Новгороде с гордостью работала за три тысячи там, где другие получали семнадцать. Потом, чувствуя, что она достойна большего, перешла на работу за пять тысяч. И этими переменами была очень довольна: отстояла себя. Поддержала самоуважение,
- так и существенно завышенная. Еще бы, ведь взята она "из головы" - "Я этого стою!" Таких "закидонов" можно особо не бояться. Умные-и-бедные понимают объяснения, что "на самом деле они стоят гораздо меньше".
Умные-и-бедные соглашаются на обременительную бесплатную работу: куда-то сходить, принести, посчитать, если ничем другим они не заняты, например, пока ждут кого-то или отдыхают в обеденный перерыв. Фермер на предложение поработать моментально отреагирует вопросом: "Что мне за это будет?". Беспределыцик возьмется, но не сделает, Хитрый Проныра кому-нибудь переадресует задание. И только Умный-и-Бедный сделает эту работу с нужным результатом.
В одной фирме половина зарплаты сотрудника уходит на ликвидацию косяков самой фирмы. В виде компенсации клиентам он сам их возит, оплачивает им штрафы и неустойки, но не говорит об этом руководству. С одной стороны, он жалуется, что получает только половину от начисляемой зарплаты, но с другой стороны - он незаменимый сотрудник! Это же большое дело! Болеет душой. Причем как он жалуется! Он жалуется с гордостью: "Фирма допускает брак в работе, а я - исправляю!". Наш человек!
Откуда я о нем узнал? Фирма не выполнила своих обязательств передо мной, вот он и приехал исправлять положение.
Еще одна отличительная черта Умных-и-бедных - гордыня. По степени выраженности это может быть как сдержанное упоминание о своих достижениях и достоинствах, так и безудержный треп о в общем-то сомнительных заслугах.
Например, о знакомстве со звездами эстрады и знаменитыми актерами.
Они гордятся своей начитанностью и образованностью. Так, с удовольствием и внутренним торжеством они поправят шефа, если тот ошибется в цитате или припишет ее другому автору.
Помните, как у Гоголя: "Мой дядя самых честных правил...":
Фермер оговорки даже не заметит. Беспределыцик подумает: "Шеф сказал - Гоголь, значит, Гоголь". Хитрый Проныра усмехнется про себя.
Как можно узнать Хитрого Проныру? Обычно он маскируется под Фермеров или Умных-и-бедных, но есть отличительные нюансы. Он гораздо сообразительнее, чем Трудяга, и ведет себя свободнее, чем Умный-и-бедный.
Кроме гого, Проныра любит все объяснять и растолковывать даже когда мы не просим. Выводы, которые он делает, вроде бы логичны, но нам совершенно не понятны.
Еще одна отличительная черта - в свои объяснения Проныра вставляет "приманки": "...и тебе будет хорошо", "все будет в шоколаде", на которые мы, Фермеры-собственники, к сожалению, довольно часто попадаемся.
Подведем итоги.
Когда человек к нам приходит наниматься на работу, вместо того чтобы думать, нравится ли он нам или нет по внешним признакам, давайте прикинем, к какому тину он относится.
В одном салоне дорогой мебели мы регулярно проводим отбор продавцов. Мы, как правило, приходим раньше и просто наблюдаем за кандидатами. Как они находят место, куда можно положить сумку и одежду, сесть, как они вступают в разговор - стеснительны или довольно свободны в общении, ждут ли сколько положено или нервничают, когда задерживается начало собеседования. Смотрим, кто сам найдет себе стул, а кто будет ждать, пока ему принесут.
Нужный нам человек постоит или сядет и уголок, сумку положит себе на колени, пальто повесит спинку этого же стула, сидеть будет тихо и молча, спокойно дожидаясь начала процедуры.
Характерные особенности людей, обладающих разными типами мышления
Такие мелочи говорят о кандидатах гораздо больше, чем все формальные "околопсихологические" тесты. Когда человек знает, что его сейчас проверяют, он будет вести себя так, как и ожидает работодатель.
Наша задача смотреть и оценить поведение человека, пока он еще не знает, что оценка и проверка уже начались, или же думает, что все уже законичилось. Тогда мы увидим его истинные поведенческие привычки.
И в завершение - радостная для нас, руководителей, информации: в наше время в нашей стране Умных-и-бедных примерно в полтора раза больше, чем всех остальных вместе взятых!
Как-то автору данной технологии довелось участвовать в одном исследовании.
Его знакомый не поверил, что Умных-и-бедных больше, и устроил виртуальный опрос. В то время у него был очено популярный сайт, и войти на него можно было, только ответив на вопрос о жизненных ценностях. Тот, кто захотел зайти на сайт, выбирал наиболее симпатичный ему вариант ответа. Через полгода приятель с удивлением сообщил мне, что около 95% посетитителей сайта предпочитали ответить на вопрос, предназначенный для Умных-и-бедных.
Итак, мы поняли, что нам нужны Умные-и-бедные. Но этого нам мало. Нам нужны не просто Умные-и-бедные, а те из них, кто способен выполнить нужную для нас работу!