Тема 3.4. Потребность в образовании и совершенствовании
Социализация как результат реализации потребностей через деятельность. Исторические формы организации общества и реализации человеческих потребностей в нем. Постановка цели как необходимое условие для формирования жизненных стратегий человека. Социализация и образование. Образование и процесс самореализации человека. Влияние образования на потребность взрослого человека в самоопределении и саморазвитии. Потребность общества в развитии образовательных систем и модернизации образовательных структур. Формирование потребности человека в непрерывном образовании (в самом начале нашей Программы частично использована примерная программа учебной дисциплины «Человек и его потребности»Российского гос. Университета туризма и сервиса).
6. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Наряду с традиционной системой методов и форм учебной деятельности, в курсе предусматривается применение инновационных способов и форм преподавания, под которыми понимается совокупность относительно новых, нетрадиционных подходов к организации учебного процесса в университете.
Учебный процесс, опирается на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов без исключения, осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами. Для решения воспитательных и учебных задач преподаватель использует следующие интерактивные формы: круглый стол (дискуссия, дебаты); мозговой штурм ( брейнсторм, мозговая атака); деловые и ролевые игры; сase-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ); тренинги, сократический диалог, групповое обсуждение и др.
Круглый стол — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Основной целью проведения «круглого стола» является выработка у учащихся профессиональных умений излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.
Метод мозгового штурма (мозговая атака, braine storming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Мозговой штурм — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.
Деловая игра – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, разнообразных условий профессиональной деятельности, характерных для данного вида практики.
В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре – это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом – общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Деловая игра - это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества
Метод анализа конкретной ситуации (ситуационный анализ, анализ конкретных ситуаций, case-study) – это педагогическая технология, основанная на моделировании ситуации или использования реальной ситуации в целях анализа данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия оптимального решения проблем.
Ситуационный анализ (разбор конкретных ситуаций, case-study), дает возможность изучить сложные или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке, а не в реальной жизни с ее угрозами, риском, тревогой о неприятных последствиях в случае неправильного решения.
Анализ конкретных ситуаций (case-study) - эффективный метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых.
Сократический диалог - построен на задавании особым образом сформулированных, «наведенных» (но не наводящих) вопросов, он имеет давние традиции в преподавании.
Данная методика может использоваться в научно-исследовательской работе, в учебном процессе и в практической деятельности. Возможна также организация преподавания в форме отдельных самостоятельных тренингов.
При проведении интерактивного:
· студенты должны способствовать тщательному анализу разнообразных проблем, признавая, что уважение к каждому человеку и терпимость – это основные ценности, которые должны быть дороги всем людям;
· способствовать и воодушевлять на поиск истины, нежели чем простому упражнению в риторике;
· распространять идеал терпимости к точкам зрения других людей, способствуя поиску общих ценностей, принимая различия, которые существуют между людьми.
· соревнование и желание победить не должны преобладать над готовностью к пониманию и исследованию обсуждаемых проблем.
· при обсуждении сторон воздержаться от личных нападок на своих оппонентов;
· спорить в дружественной манере;
· быть честными и точными в полную меру своих познаний, представляя поддержки и информацию. Студенты никогда не должны умышленно искажать факты, примеры или мнения;
· внимательно слушать своих оппонентов и постараться сделать все, чтобы не искажать их слова во время дебатов.
· язык и жесты, используемые обучающимися, должны отражать их уважение к другим.
В курсе «Человек и его потребности» непременным элементом обучения предусматривается информационно-компьютерное сопровождениепроводимых занятий. Оно предполагает заблаговременную подготовку специализированных информационных материалов для проведения лекционных и семинарских занятий, а также постоянное использование оргтехники преподавателем и студентами. С этой целью на кафедре предусмотрено централизованное планирование оргтехники и других технических средств, учитывающее расписание учебных занятий.
На семинарских занятиях постоянно практикуются заранее подготовленные студентами по рекомендации преподавателя компьютерные презентации докладов и научных сообщений. Они представляют собой компьютерно-наглядное сопровождение выступлений студентов с докладами и научными сообщениями, которое позволяет обострить внимание и активизировать познавательные способности обучаемых в курсе «Этика и деловой этикет в профессиональной сфере», показывать различные схемы и диаграммы, а также сформулировать четкие выводы и практические рекомендации для будущей профессиональной деятельности студентов.
Одной из конкретных организационно-методических форм проведения лекционных и семинарских занятий является лекция-презентация или семинар-презентация. Важной особенностью проведения данных занятий является яркое и образное, содержательное и проблемное представление конкретной темы преподавателем: основных блоков ее содержания, рекомендуемой литературы, конкретных авторов концептуального решения основных проблем, научных выводов и практических рекомендаций для будущей профессиональной деятельности студентов.
Лекция-презентация сопровождается, как правило, высвечиванием на экране темы, основных вопросов, проблем и концепций, продуманной выставкой литературы и богатым раздаточным материалом. На соответствующем семинаре особое внимание обращается на рассмотрении актуальности и практической значимости темы, представлении необходимой литературы по конкретным проблемным блокам темы, подготовке и реализации студентами заранее подготовленных тематических сообщений по различной проблематике.
В последние годы широкое распространение в педагогической практике получил проблемно-диалоговый методизложения лекций и проведения семинарских занятий. Реализация его в курсе предполагает продуманную постановку учебных и воспитательных целей преподавателем, создание проблемно-противоречивых ситуаций для рассмотрения содержания поставленных вопросов с активным привлечением студенческой аудитории, полемический характер излагаемых проблем, рассуждающую манеру подачи учебного материала преподавателем, а также постановку проблемных вопросов для самостоятельной работы студентов. Отдельные занятия такого рода могут проводиться даже двумя преподавателями, полемизирующими друг с другом на глазах у студенческой аудитории.
Развитию познавательной активности студентов эффективно способствует проведение лекционных и семинарских занятий с привлечением специалистов-практиков в области рассматриваемой проблемы, а также возможности проведения занятий в музеях г. Москвы.
На семинарских занятиях по курсу «Человек и его потребности» предусматривается широкое применение метода малых полемических групп, реализуемого сквозным порядком посредством различных игровыхорганизационно-методических форм семинаров. В основе реализации данного метода лежит исходное деление студенческой учебной группы на две-три полемических подгруппы с последующим распределением учебных задач и ролей между подгруппами и между студентами внутри каждой из них.
Игровые организационно-методические формы учебной деятельности студентов воспроизводят практические формы человеческой жизнедеятельности – дискуссии и дебаты с представителями различных сфер деятельности, конференции и пресс-конференции, презентации и экспертизы, теледебаты и телемосты, круглые столы и мозговые атаки по проблематике этических и психологических аспектов делового общения.
В последние годы широкое применение на семинарских занятиях получило тестирование студентов с целью контроля результатов их самостоятельной работы по усвоению основных тем и проблем курса. Наряду с тестированием, в курсе «Человек и его потребности» применяются контрольные задачи и упражнения, контрольные работы, тематические кроссворды, презентации рефератов, домашние задания, индивидуальные задания и т.п. С этой целью преподаватели разрабатывают и обогащают базу тестовых заданий, информационных материалов, компьютерных разработок, тематику рефератов, контрольных работ и научных сообщений.
В процессе преподавания курса на кафедре широко практикуется и постоянно проводится внеучебная индивидуально-воспитательная работа преподавателя со студентами, которая позволяет повысить воспитательную роль учебных занятий, формировать прочные убеждения, навыки и умения учета и применения в жизни и профессиональной деятельности.
Наиболее способным студентам преподаватель рекомендует специальную научную разработку отдельных тем и проблем курса в рамках работы кафедрального кружка студенческого научного общества с последующими выступлениями на ежегодных научных конференциях университета.