Семинар 3. Система потребностей человека. (4 часа)
1. Потребности чувственно-эмоциональной сферы.
2. Потребность в познании. Специфика познавательной функции науки, морали и искусства. Истина как ценность. Информационная открытость как важный показатель нравственного здоровья общества. Удовлетворение информационных потребностей.
3. Побудительно-волевые потребности и активность человека.
4. Экономический фактор в формировании, удовлетворении и развитии потребностей. Показатели удовлетворения потребностей («прожиточный минимум», «потребительская корзина» и др.)
Л и т е р а т у р а.
Воскобойников А.Э. Многоликий Хронос: Пространство и время вокруг нас / Юности, 5; № 12, 2008
Ильинский И.М. Образовательная революция. М., 2002.
Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.
Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психолог. журнал, 1992, № 2.
Проблема потребностей в этике и эстетике. Л., 1976.
Дубровский Д.И. Обман: Философско-психологический анализ.- М., 1994.
Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. - М., 1993.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Главы 2.2 и 2.6. - М.: Логос, 1998.
Мир философии. - М., 1991. - Часть 1, раздел 4.
Человек – наука – гуманизм. Ин-т философии РАН. – М.: Наука, 2009.
Семинар 4. Мир человеческих ценностей. (4 часа)
1. Ценности и ценностные ориентации: сущность и типология.
2. Система ценностей и её основные компоненты (счастье, свобода, здоровье, любовь и др.).
3. Удовлетворяемые и «ненасытные» потребности. Ограниченные и безграничные ценностные ориентации.
4. Смысл жизни как системообразующий компонент ценностных ориентаций.
Л и т е р а т у р а.
Аргайл М. Психология счастья. - М., 1990.
Бердяев Н. Смыл жизни. - М., 1990.
Воскобойников А.Э. Бессознательное и сознательное в человеке. - М.: ИМ. - 1997. Глава 3.1
Воскобойников А.Э., Урсова О.К. Эколого-философская антропология и проблема здоровья в глобализирующимся информационном мире / Трансформации культуры в глобальном информационном обществе / отв. ред. А.В. Костина: сб. науч. статей. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2009. - С. 270-278
Журавлёв В.В., Родионов В.А., Цепляев А.Н. Социальные ценности современной российской молодёжи. - М., 2002.
Ильинский И.М. Образовательная революция. М., 2002.
Кебина Н.А. Философия смысла и самореализация личности. – М.: Голос, 2003.
Смысл жизни. Антология. - М., 1994.
Философская энциклопедия: в 5 т. - М., 1968-1972. - Статьи: аксиология, ценность, любовь и др.
Франк С.Л. Смысл жизни // Духовные основы общества. - М., 1993.
Человек – наука – гуманизм. Ин-т философии РАН. – М.: Наука, 2009.
Семинар 5. Удовлетворение потребностей сферой сервиса и турбизнеса. (4 часа)
1. Обеспечение оптимальных форм и процессов обслуживания с учётом природных и социальных факторов.
2. Прислуживать, служить, сотрудничать?
3. Сфера сервиса и турбизнеса: удовлетворение базовых биологических потребностей.
4. Сфера сервиса и турбизнеса: удовлетворение чувственно-эмоциональных потребностей.
5. Сфера сервиса и турбизнеса: удовлетворение познавательных потребностей.
6. Сфера сервиса и турбизнеса: удовлетворение побудительно-волевых потребностей.
7. Сфера сервиса и турбизнеса: поддержка в удовлетворении высших потребностей и самореализации.
Литература.
Воскобойников А.Э., Путрик Ю.С. Глобализация как условие и предпосылка развития науки о туризме / Туризм в эпоху глобализации. Сборник докладов Научно-практич. конференции МосГУ (21 апреля 2008 г.) Часть 1. М., 2009.
Дилигенский Г.Г. Проблема теории человеческих потребностей // Вопросы философии, 1976, № 9; 1977, № 2.
Ильинский И.М. Образовательная революция. М., 2002.
Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.
Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психолог. журнал, 1992, № 2.
Проблема формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974.
Проблема потребностей в этике и эстетике. - Л., 1976.
Удальцова М.В., Аверченко Л.К. Сервисология. Человек и его потребности: Учеб. пособие. – Новосибирск, 2002.
Философия номадизма. Программа учебной дисциплины. Авторы (составители) профессор, докт. филос. наук Пигров К.С., доцент, канд. филос. наук Секацкий А.К. Санкт-Петербург, 2008 г.
Вопросы к экзамену:
1. Человеческая уникальность.
2. Универсальное в человеке. Основные факторы, влияющие на него.
3. Философско–натуралистическая антропология (фрейдизм, неосоциал-дарвинизм, социобиология и др.). Ее трактовка потребностей и ценностных ориентаций.
4. Религиозно–философская антропология. Ее трактовка плотского, телесного, душевного и духовного в человеке, его потребностей и ценностных ориентаций.
5. Экзистенциальный антропоцентризм. Его трактовка потребностей и ценностных ориентаций.
6. Социально-философская антропология. Ее трактовка потребностей и ценностных ориентаций. Потребность в социальном чувстве и социальных связях (по Э. Фромму).
7. Тело, душа, дух. Основные понимания человеческой духовности.
8. Системная целостность человека. Ее открытость, динамичность, принципиальная незавершенность. Основные сферы психической жизнедеятельности человека.
9. Чувственно-ценностная сторона духовно-психического мира человека и его потребности.
10. Познавательная сторона духовно-психического мира человека и его потребности.
11. Побудительно – мотивационная сторона духовно-психического мира человека и его потребности.
12. Основные уровни психической жизнедеятельности человека.
13. Глубинное бессознательное. Инстинкты и потребности.
14. Подсознание. Установки и потребности.
15. Предсознание. Сознание. Интересы и потребности.
16. Типы деятельности и потребности. Общение.
17. Классификация потребностей и ценностных ориентаций.
18. Первичные и вторичные потребности, их специфика и взаимосвязи.
19. Потребность в безопасности.
20. Потребность в здоровье.
21. Эстетические потребности.
22. Потребность в самосовершенствовании.
23. Потребность в свободе и ответственности.
24. Удовлетворение информационных потребностей. Потребность в образовании.
25. Потребность в счастье и любви.
26. Потребность в самоактуализации. Акмеология.
27. Экономический фактор в формировании, удовлетворении и развитии потребностей. Показатели удовлетворения потребностей («прожиточный минимум», «потребительская корзина» и др.)
28. Закономерности адаптации человека к среде обитания.
29. Обеспечение оптимальных форм и процессов обслуживания с учётом природных и социальных факторов.
30. Потребности человека и сфера туризма.
31. Мотивация деятельности менеджеров в туризме.
32. Прислуживать, служить, сотрудничать? Душевное и духовное в подобной деятельности.
33. Сфера сервиса и турбизнеса: удовлетворение базовых биологических потребностей.
34. Сфера сервиса и турбизнеса: удовлетворение чувственно-эмоциональных потребностей.
35. Сфера сервиса и турбизнеса: удовлетворение познавательных потребностей через непосредственное знакомство с другой культурой; западная и восточная ментальность.
36. Сфера сервиса и турбизнеса: удовлетворение побудительно-волевых потребностей (преодоление препятствий и пр.).
37. Сфера сервиса и турбизнеса: поддержка в удовлетворении высших потребностей и самореализации.
38. Смысл жизни. В чем я вижу смысл своей жизни.
39. Человеческие потребности и ценностные ориентации в мире глобальных проблем. Экологический туризм.
40. Квазипотребности.
41. Биологическое, психическое, социокультурное время. Роль свободного времени в удовлетворении потребностей.
42. Биологическое, психическое, социокультурное пространство.
43. Потребность в игровой деятельности.Остатки от Волгограда
44. Понятия «комфорта» и «качества жизни» как показатели удовлетворения потребностей.
Некоторые понятия
Агрессивность: Инстинктивная А. вторична по отношению к самосохранению и репродуцированию (через создание потомства, а также жизнеобеспечивающих условий для него). Она возникает как реакция на препятствия, появляющиеся при реализации подобных целей. А. может быть как бессознательной (на инстинктивном уровне или в форме подсознательной установки), так и осознанной (связанной со свободным и рационально осмысленным решением). В бессознательной А. преобладает ориентация на непосредственные, ближайшие цели, спонтанное безрассудство, внеморальные или аморальные действия Осознанная А. может преследовать как ближайшие, так и отдаленные цели, иметь отсроченный характер, удовлетворять в какой-то мере не только потребности и интересы самого субъекта (напр., месть, военная А. и т.п.) А. на животном уровне может быть как межвидовой, так и внутривидовой, как спонтанной (ситуационной), так и “хронической” (устойчивой). Уже Дарвин придавал большое значение в эволюции непримиримой борьбе за выживание, жестокому отбору наиболее приспособленных особей. Значительный вклад в осмысление филогенеза и онтогенеза агрессивности у животных и человека внес К. Лоренц (1903-1989). Его исследования, как и других этологов, обнаружили удивительное сходство агрессивного поведения людей с определенными типами внутривидовой враждебности животных. Согласно Лоренцу, в «Великом Парламенте Инстинктов» особо весомо звучат голоса четырех самых основных из них - голода, сексуальности, агрессии и страха, ведущего к бегству. А. наравне с остальными инстинктами служит в естественных условиях поддержанию жизни и сохранению вида. В то же время Лоренц предостерегает от главной опасности со стороны агрессивного инстинкта, которая состоит в его спонтанности. Чрезмерная А. человека в психическом плане может быть связана с чрезмерным эгоизмом, фрустрацией, комплексами неполноценности или превосходства, утратой жизненных смыслов и целей, агрессивными стереотипами (такими, как “ксенофобия”) и т.п. А., сложившуюся на подсознательном уровне, можно постараться уменьшить или даже приостановить, развивая альтруизм, гуманность, эмпатию, идентификацию, децентрацию, которые ведут к лучшему пониманию другого человека и большему сопереживанию с ним. Агрессивное поведение людей не вытекает из неизменной врожденной программы (подобной той, которая может управлять поведением животных). Человеческая А. на социальном уровне порождена в основном социально-экономическими и социально-политическими причинами. [1, с. 316-]
Адаптация (лат. adaptare - приспособлять): важная форма взаимодействия с природной и социальной средой; она характеризует соответствующую приспособительную направленность внутренних процессов, внешних действий и поведения. Для животных явно преобладает аутопластический тип взаимодействия со средой, т.е. изменение самих себя. Для людей постепенно становится преобладающим аллопластический тип взаимодействий с окружающей средой, ведущий к ее преобразованию, а также надситуативная активность. Можно выделитьть такие уровни в рамках целостной А.: природно-физический; биологический; социокультурный. Социокультурная А.: процесс приспособления отдельных людей или социальных групп к новым для них общественным условиям жизни, социальным порядкам, нормам, обычаям, ценностям. [1, с. 340]
Антропогенез: процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи. А. изучает происхождение человека, становление его как вида в процессе историко-эволюционного развития. Учение об А. — раздел антропологии, центральная проблема эволюционной антропологии, при изучении которой используются данные ряда естественных и общественных наук о человеке и Земле. Проблема антропогенеза в 20 веке В основе представлений об антропогенезе лежит симиальная ( от лат. simia — обезьяна) гипотеза происхождения человека от высокоразвитых обезьян третичного периода, впервые подробно разработанная и аргументированная Ч. Дарвином (1871). Впоследствии было получено много новых данных в подтверждение этой гипотезы, особенно палеонтологических и этологических (связанных с изучением поведения приматов), а также из области сравнительной биохимии и иммунологии, молекулярной биологии и генетики. Вторая половина 20 в. в антропологии ознаменовалась информационным взрывом в результате резкого увеличения числа находок ископаемых предшественников человека в Африке и Евразии. Начиная с 60-х годов, в антропологии широко внедряются новые, прежде всего, радиометрические методы датирования костных остатков и вмещающих их геологических пород, а также методы молекулярной биологии, позволяющие установить примерное время расхождения современных видов приматов и человека от общего предка и определить степень прямого родства современных и ископаемых форм по особенностям строения их молекул (ДНК, белков и др.). [4]
Антропокосмизм: философское и общенаучное учение, которое считает деятельность человечества ключевой в универсальной эволюции мироздания. Между "микрокосмосом" отдельного человека и "макрокосмосом" Вселенной существуют глубокие взаимосвязи. Среди сторонников этого подхода много славных имен - Г.С. Сковорода, Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский и др. См. также Антропоцентризм. [1, с. 365]
Антропология: исследует происхождение и эволюцию человека, появление и развитие человеческих рас, естественные вариации физического строения человека. А. включает в себя такие разделы как морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение. Специфические морфологические задачи у антропометрии, которая изучает физические характеристики человека, такие как рост, вес, величина костей и пр., сравнивая представителей разных рас. А. соседствует (и даже во многом совпадает) с биологией человека. [1, с. 286]
Антропоцентризм: общенаучный (или философский) принцип (или учение), согласно которому ценностным, смысловым и творчески деятельностным центром всего мироздания является сам человек. Религия связывает антропоцентризм с актом божественного творения. См. также Антропокосмизм. [1, с. 365]
«Биологический паспорт» человека: царство – животные; подцарство – многоклеточные; тип – хордовые (Chordata); подтип – позвоночные; класс - млекопитающие (Mammalia); отряд – приматы (Primates); семейство - гоминиды (Hominidae); род - человек (Homo); вид - человек разумный (Homo sapiens). [1, с. 289]
Генно-культурная коэволюция: суть данной концепции состоит в следующем утверждении - отдельно функционирующие гены или зарождающаяся культура не смогли бы привести к появлению человеческого разума; его способно породить лишь “компактное соединение” генетической эволюции и культурной истории. Э.Уилсон и Ч.Ламсден в заключительном разделе “Прометеева огня” пишут, что культурный детерминизм столь же непривлекателен как и генетический. “Обычно говорят, что всё следует воспринимать только в историческом свете, подразумевая под этим культурные изменения, происходящие на протяжении нескольких столетий. Более точно следовало бы говорить о том, что всё следует рассматривать в свете органической эволюции, которая и управляет процессами тесно связанных между собой культурных и генетических изменений, охватывающих сотни тысяч лет”. Ч.Ламсденом, А.Гушурстом разработаны понятия “культурген” (информационная форма, выражающая множество повторяющихся артефактов, образцов поведения и ментальных шаблонов) и “эпигенетические правила” (термин эпигенез в широком смысле слова обозначает в биологии совокупность всех взаимодействий между генами и средой). “Эпигенетические правила” - это особые врожденные регуляторы поведения и развития, нацеливающие на овладение традиционной культурой; они определяют специфичность цветового восприятия, некоторые особенности слуха, предрасположенность к определенным языковым формам и невербальной коммуникации, своеобразие памяти, существование определенных фобий. [1, с. 355]
Гоминиды (от лат. homo — человек): семейство отряда приматов, в которое входят человек современного типа (Homo sapiens) и ископаемые люди (питекантропы, неандертальцы, а также некоторые ископаемые высших приматов типа австралопитеков). [1, с. 340]
Деятельность: способ существования человека, благодаря которому происходит как его самореализация, так и социализация, усвоение социальных ролей и разнообразных форм коммуникации, приобретение социального статуса. Между Д. и потребностями имеет место взаимная связь. Любая Д. основана на тех или иных потребностях и сама порождает какие-то потребности. Можно выделить такие типы Д.: ценностно-ориентированная, познавательная, производственно-трудовая (практически-преобразовательная), организационно-управленческая, коммуникативная, игровая. Каждый из названных типов Д. связан со всеми остальными. Поэтому могут существовать взаимоопосредованные типы Д., такие как, например, познавательно-коммуникативная, организационно-производственная и т.п. Ценностная ориентация любого типа Д. приводит к тому, что последняя имеет либо созидательный, либо потребительский, либо деструктивный характер. Созидательная Д. может быть как продуктивной (творческой), так и репродуктивной. Сознательная Д. опирается на такие более простые механизмы психического функционирования как поведение (“бессознательная Д.”) и активность* (“действия”). Д.сама по себе есть только средство; лишь целеполагание придает ей осознаваемые значимость и смысл. Целеполагающая Д. относится к основным конституирующим признакам человека. [1, с. 340]
Знак: воплощает единство материального (как носитель информации) и идеального (как сама пронизавшая его информация). Со своей идеальной стороны, он характеризуется значением, значимостью, смыслом. Особую роль играют знаки-символы. Значение задается взаимосвязями данного знака с другими знаками той системы, в которую он входит. Значимость выражает прагматическую роль знака, его ценность для "потребителя" (пример: значимость числа, принесшего лотерейный выигрыш). Базовая значимость знака задается тем местом, которое он занимает в системе знаков, выражающих жизненные потребности и ценностные ориентации человека (социальной группы). Смысл задается теми значениями и значимостями, которые данный знак приобретает на надсистемном (метасистемном) уровне, будучи соотнесенным с другими системами знаков. Это попытка заглянуть за пределы данной знаковой системы, соотнести ее с другими знаковыми системами, со всем миром знаков. [1, с.]
КВАЗИПОТРЕБНОСТЬ - потребность, возникшая на основе истинной, или первичной потребности, т.е. из нужды в том, что в данных конкретных условиях может служить средством удовлетворения любых потребностей. В ряде случаев термин "К." употребляется в отношении искусственных, мнимых, извращенных потребностей, сформировавшихся под влиянием конкретной социальной среды (моды, увлечения, штампов поведения): потребности в курении, алкоголе, наркотиках, в приобретательстве и т.д.
Термин "К." впервые введен в науч. употребление нем. и амер. психологом К. Левином для обозначения потребностей вторичного происхождения, возникших на основе познавательной переработки условий поведения с позиции истинной потребности. Собственную движущую силу имеет, по К. Левину, только истинная, т.е. первичная потребность. К. использует лишь отраженную энергию истинной потребности (Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. М., 1981).
Мотив: непосредственное побуждение к деятельности, представляющее собой эмоциональные переживания в связи с информацией об объекте, способном удовлетворить ту или иную потребность. Если выраженное в М. побуждение рационализируется, оно переходит на осознаваемый уровень в форме интереса или желания. Мотивация: система внутренних побуждений, лежащих в основе как отдельных человеческих поступков, так и деятельности в целом [1, с. 341]
Нейрокомпъютинг:новое, весьма продуктивное научное направление. Вначале это была попытка математического моделирования процессов в мозге. Но выявились возможности эффективных практических реализаций (напр., в медицине, робототехнике и пр.). Возник «мост», соединяющий теорию распознавания и нейрофизиологию.
Отчуждение: обусловленный определенными социальными и психобиологическими причинами процесс подчинения людей продуктам их собственной деятельности. Отчужденный человек менее свободен, чем мог бы быть. Он в значительной мере лишается возможности распоряжаться собой и становится “вещью” в мире вещей. Первоначальное отчуждение в материально-экономической сфере, согласно К. Марксу и его последователям, порождено прежде всего разделением труда[1] и частной собственностью. Одна из причин, приводящих к феномену отчуждения, - незнание или недостаточно глубокое знание человеком фундаментальных законов природы и социальной жизни [1, с. 6, 341].
Память:способность мозга запоминать, хранить и воспроизводить полученную информацию. Различают несколько видов памяти: лабильную (кратковременную), иконическую (мгновенную) и постоянную (долговременную).
ПОТРЕБНОСТИ СОЦИАЛЬНЫЕ- особый вид потребностей человека. Потребности, нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма человеческой личности, социальной группы, об-ва в целом; внутренний побудитель активности. Различают два вида потребностей: естественные и созданные обществом. Естественные потребности - это повседневные нужды человека в еде, одежде, жилье и т.д. П.с. - это потребности человека в трудовой деятельности, социально-экономич. активности, духовной культуре, т.е. во всем, что является продуктом общественной жизни. Естественные потребности являются основой, на к-рой возникают, развиваются и получают удовлетворение П.с. Потребности выступают в качестве основного мотива, побуждающего субъект деятельности к реальной деятельности, направляемой на создание условий и средств удовлетворения его нужд, т.е. к деятельности производственной. Без потребностей нет и не может быть производства. Они - исходный побудитель человека к деятельности, выражают зависимость субъекта деятельности от внешнего мира. Потребности существуют как объективные и субъективные связи, как тяготения к предмету потребности. К П.с. относятся потребности, связанные с включением индивида в семью, в многочисленные социальные группы и коллективы, в различ. сферы производственной и внепроизводственной деятельности, в жизнедеятельность об-ва в целом.
П.с. являются выражением объективных закономерностей развития тех или иных сфер жизнедеятельности человека и об-ва. Условия, окружающие человека, не только порождают потребности, но и создают возможности для их удовлетворения. Фиксация П.с. в форме ценностных ориентации, осознание реальных возможностей их реализации и определение путей и способов их достижения означают переход от стадии побуждения деятельности к стадии более или менее адекватного отражения потребностей в сознании человека.
Лит.: Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986.
Энц Соц А.Д. Налетова
ПОТРЕБНОСТЬ - состояние недостатка в ч.-л., состояние, стимулирующее деятельность, направленную на восполнение этого недостатка, одна из отличительных черт всякой жизнедеятельности. П. могут испытывать организмы, индивиды, социальные группы, организации, предприятия, учреждения, об-во в целом. Человеческие П. бывают неосознанными (их называют влечениями) и осознанными. П. лежат в основе образования ценностей. Осознание П. служит формированию интереса, мотива, ориентации, установки, цели, решения, действия.
П. составляют единую систему и классифицируются по различ. критериям: материальные и духовные (или культурные), индивидуальные и групповые, производственные и непроизводственные, рациональные и нерациональные, текущие и ожидаемые, реальные и идеальные, жизненно важные и второстепенные, традиционные и новые, постоянные и временные, самодовлеющие и престижные, элементарные и сложные, возвышенные и низменные и т.д. По критерию происхождения П. делятся на естественные или биогенные, первичные (в самосохранении - пище, воде, отдыхе, сне, тепле, сохранении здоровья, воспроизведении потомства, сексуальные и др.) и социогенные, вторичные (в самоутверждении, общении, различ. достижениях, в дружбе, любви и т.д.; в знаниях, саморазвитии; в творчестве, самовыражении).
Не только вторичные, но и первичные П. людей, в отличие от животных, носят общественный, а не просто биологич. характер. Они опосредствуются общественным производством, об-вом, к-рое определяет конкретные формы их проявления и удовлетворения.
Социологией изучаются социальные П. людей: П. в общении, в самосохранении, самоутверждении, саморазвитии, самовыражении; социогенез вторичных П.; особенности общественного формирования конкретных проявлений и способов удовлетворения первичных П.
Психологией П. исследуются как источник активности, первопричина поведения личности или социальной группы и рассматриваются как особое психологич. явление. П. человека порождаются в процессе общественно-историч. развития.
Отправным пунктом в осмыслении П. выступает идея о них как об изначально движущей силе, источнике и причине деятельности человека. Невозможно представить деятельность без П., и наоборот, чем разнообразнее деятельность человека, тем богаче его П.
В психологии встречается ряд определений П. Анализ их позволяет выделить три категории П., которые понимаются как нужды, как требования организма и как отношения.
Первое определение традиционно и наиболее распространено. Оно вполне достаточно для внешнего описания П., но не для выражения их сущности.
Во втором определении причина развертывания активности скрыта в самом организме, а не в объектах среды.
Согласно третьему определению, П. - это не просто нужда и не просто требования, побуждения организма, а определенные отношения человека к объективной реальности. Это определение позволяет учесть в развертывании П. роль как субъекта, так и объекта. Исходным и самым глубоким смыслом данного определения является противоречие между субъектом и объектом.
За П. как идеальными явлениями стоит определенная объективная реальность, в к-рой человек ищет не истину, а меру использования в своей жизни того или иного класса вещей. Он поставлен в данном случае в ценностное отношение к вещам, к-рое отражается в психике человека в виде П.
Испытывая П., человек чувствуют зависимость от предмета, способного удовлетворить ее. В этом отношении он оказывается страдающим, зависимым существом. Но он стремится выйти из такой зависимости. В его переживаниях возникает своеобразное внутреннее беспокойство и он ищет способы и предметы удовлетворения этой П.
Переживание П. выражается в стремлении снять внутренний конфликт, разрядить напряжение, получить удовлетворение и относительное успокоение. Поэтому П. можно рассматривать как способ развертывания деятельности человека. Вот почему П. оказываются источником активности человека.
Лит.: Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971; Михайлов Н.Н. Потребности как социологическая категория. Челябинск, 1974; Проблемы формирования социогенных потребностей. Т.1,2. Тбилиси, 1974-1981; Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1983; Асеев В.Г. Структура мотивации поведения // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. М., 1988.
Энц Соц И.В. Бестужев-Лада, Н.В. Кучевская
Потребность: осознаваемое или неосознаваемое ощущение или переживание, отражающее относительно устойчивую нужду в чем-то необходимом для сохранения или развития организма, личности. Первичные потребности порождают немало производных (названных Куртом Левиным квазипотребностями). Так первичная П. в пополнении энергетических запасов организма приводит к П. в пище, а та - к П. в развитии соответствующих форм деятельности, производства и т.п. Чем развитей духовный мир человека, тем разнообразней и всесторонней система его П. Эта система П. находится в глубокой связи с системой ценностей, т.к. П. лежат в основе ценностей и ценностных ориентаций. Появление новых П. далеко не всегда связано с возвышением старых, нередко это новообразования, порожденные саморазвитием личности или развитием ее социокультурного окружения. [1, с. 341]
Приматы (лат. prīmātes – первенствующие): высший отряд млекопитающих, включающий два подотряда: полуобезьяны и обезьяны. Насчитывает более 200 видов — от лемуров до человека. Определенные характеристики, общие для приматов, говорят об их высоком эволюционном развитии. [1, с. 341] См. также в т.20
Природа: многозначное понятие, которое может подразумевать как непосредственно окружающую природу (совокупность естественных условий существования человечества), так и весь материальный мир в бесконечном многообразии его проявлений (лат. Universum). В первом случае также принято употреблять выражение “природная среда”. Человек взаимодействует с природной средой на таких уровнях как литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, космосфера. Брюсов в 1899 году писал Бунину, что мы «почему-то называем природой только дорожки в саду, словно не природа камни тротуаров, узкие дали улиц и светлое небо с очертаниями крыш". Человечество не только окружено природой, но и погружено в нее. Природа пронизывает каждое живое существо, являясь его физической и биологической основой. Природа в самом широком смысле слова – это вся материальная действительность весь материальный и информационный мир всей Вселенной, по латыни - Universum, то есть все, что только может быть вокруг нас. [1, с. 108; Сп. Ст.]
Природное в человеке: его природная основа, природная данность, непосредственно представленнаяна нескольких уровнях - физическом, биологическом и врожденно-психическом (последний уровень включает такие психофизиологические и психические механизмы функционирования и программы жизнедеятельности, которые детерминированы предшествующим филогенетическим развитием: инстинкты, витальные влечения, безусловные рефлексы, архетипы, импринтинг и т.п.) Косвенное влияние природной основы охватывает всего человека. Существует и обратное влияние надприродного (социокультурного, индивидуально-самобытного и др.) в человеке на природное в нем. Следует различать выражения “природное в человеке” и “природа человека”. Последнее имеет, как правило, не логический и категориальный, а разговорно-метафорический смысл (так говорят о “природе” музыки или любви). Показателем подобного метафорического выражения является его многозначность и необязательность. Нередко под природой человека подразумевают либо его сущность и первооснову (чаще всего неприродную), либо его содержание (весь духовно-телесный мир), либо закономерности и специфику его существования.
Ранние люди: Древнейшими достоверно известными представителями человеческой линии эволюции были высокоразвитые двуногие человекообезьяны — австралопитеки и близкие к ним формы, которых обычно уже считают первыми людьми (гоминидами). Они появились в Восточной, а затем и в Южной Африке, в плиоцене — ок. 5-4 млн. лет назад. Возможно, что уже в одной из групп ранних австралопитеков развились древнейшие представители рода человек, известные в Восточной Африке, по крайней мере, начиная с 2 млн. лет назад. Большую их часть относят к виду человек умелый (Homo habilis). Хабилисы — преимущественно восточно-африканские гоминиды периода 2-1,5 млн. лет, напоминавшие по внешнему виду некоторых австралопитеков, но со значительно более крупным мозгом (средний объем около 660 см3 против 400-500 см3 у австралопитеков). Их считают основными творцами древнейшей каменной культуры — олдувайской, впервые обнаруженной в 1959 в ущелье Олдувай, в Танзании. Иначе эту культуру именуют еще галечной или рубило-осколочной. [4]
Регулятивные системы организма (основные):центральная нервная, вегетативная нервная, эндокринная, иммунная. Они непосредственно контролируют устойчивость основных физиологических функций (кровообращения, дыхания, терморегуляции, обмена веществ и др.) Правильнее говорить о динамичном (а не статичном) гомеостазе (реже его называют ритмостазом). [1, с. 342]
Символ - это условный знак какого-нибудь отвлеченного представления или идеи. Многие символы служат для того, чтобы в наглядно-образной форме выражать абстрактные соображения и установки. Одним из символов монархической власти является корона, христианского культа – крест, больших достижений и побед – лавровый венок; государственные символы – это флаг, герб и гимн. Особую роль в жизни человека играют символы, возникшие в результате условного наполнения знака таким смыслом, который имеет высшую ценность идеала, соединяющего его с другим человеком или другими людьми. Согласно одной из духовно-культурных традиций, символ трансцендентен и многозначен, а его глубинные смыслы лежат за пределами посюстороннего мира. [1, с. 240]
Социализация: процесс формирования и развития в человеке его социального качества, то, как он взаимодействует с образом жизни, познавательными моделями и ценностными ориентациями своего социального окружения. Социальная сторона формируется благодаря освоению различных форм социальной деятельности и общественных отношений, интернализации ролевых ожиданий, норм, традиций, социальных установок, которые непосредственное социальное окружение передает индивиду начиная с самого раннего детства. Нецелесообразно видеть в С. единственно ее принудительный характер, когда ответной реакцией индивида оказывается только приспособление, социальная адаптация. В процессе С. важно оберегать человеческую незащищенность в далеком от совершенства обществе. Не менее важно активизировать человеческую потребность привносить в мир что-то свое, сокровенное, подлинное, то, что способствовало бы развитию и духовному оздоровлению общества. [1]
Стадии онтогенетического развития психики: индивидуальное психическое развитие человека, воспроизводящее в существенных чертах историческое социопсихическое развитие человечества, повторяя в сжатой форме его основные этапы - непосредственно-деятельностный, конкретно-образный, абстрактно-понятийный. По Фрейду, доминирующую роль в филогенетическом и онтогенетическом развитии психики играет сексуальность. Она проходит определенные стадии развития, каждая из которых характеризуется доминирующей ролью соответствующей эрогенной зоны: оральная (1-й год), садистско-анальная (2-ой-3-ий годы), фаллическая (4-ый-5-ый годы), латентная (от 6-го года до половой зрелости), генитальная. В операциональной концепции интеллекта Ж.Пиаже раннее формирование личности выражено через такие выделяемые им стадии: сенсорно-моторная (до 2-х лет; из отдельных восприятий формируется понятие объекта, а также своего “я”); дооперациональная стадия (2-4 года; преобладание эгоцентризма и антропоморфизм