Семинар 5. Удовлетворение потребностей сферой сервиса и турбизнеса. (4 часа)

1. Обеспечение оптимальных форм и процессов обслуживания с учётом природных и социальных факторов.

2. Прислуживать, служить, сотрудничать?

3. Сфера сервиса и турбизнеса: удовлетворение базовых биологических потребностей.

4. Сфера сервиса и турбизнеса: удовлетворение чувственно-эмоциональных потребностей.

5. Сфера сервиса и турбизнеса: удовлетворение познавательных потребностей.

6. Сфера сервиса и турбизнеса: удовлетворение побудительно-волевых потребностей.

7. Сфера сервиса и турбизнеса: поддержка в удовлетворении высших потребностей и самореализации.

Литература.

Воскобойников А.Э., Путрик Ю.С. Глобализация как условие и предпосылка развития науки о туризме / Туризм в эпоху глобализации. Сборник докладов Научно-практич. конференции МосГУ (21 апреля 2008 г.) Часть 1. М., 2009.

Дилигенский Г.Г. Проблема теории человеческих потребностей // Вопросы философии, 1976, № 9; 1977, № 2.

Зорин И.В. Феноменология путешествий. М., тома 1-4. 2004-2009.

Ильинский И.М. Образовательная революция. М., 2002.

Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.

Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психолог. журнал, 1992, № 2.

Проблема формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974.

Проблема потребностей в этике и эстетике. - Л., 1976.

Удальцова М.В., Аверченко Л.К. Сервисология. Человек и его потребности: Учеб. пособие. – Новосибирск, 2002.

Философия номадизма. Программа учебной дисциплины. Авторы (составители) профессор, докт. филос. наук Пигров К.С., доцент, канд. филос. наук Секацкий А.К. Санкт-Петербург, 2008 г.

Вопросы к экзамену:

1. Человеческая уникальность.

2. Универсальное в человеке. Основные факторы, влияющие на него.

3. Философско–натуралистическая антропология (фрейдизм, неосоциал-дарвинизм, социобиология и др.). Ее трактовка потребностей и ценностных ориентаций.

4. Религиозно–философская антропология. Ее трактовка плотского, телесного, душевного и духовного в человеке, его потребностей и ценностных ориентаций.

5. Экзистенциальный антропоцентризм. Его трактовка потребностей и ценностных ориентаций.

6. Социально-философская антропология. Ее трактовка потребностей и ценностных ориентаций. Потребность в социальном чувстве и социальных связях (по Э. Фромму).

7. Тело, душа, дух. Основные понимания человеческой духовности.

8. Системная целостность человека. Ее открытость, динамичность, принципиальная незавершенность. Основные сферы психической жизнедеятельности человека.

9. Чувственно-ценностная сторона духовно-психического мира человека и его потребности.

10. Познавательная сторона духовно-психического мира человека и его потребности.

11. Побудительно – мотивационная сторона духовно-психического мира человека и его потребности.

12. Основные уровни психической жизнедеятельности человека.

13. Глубинное бессознательное. Инстинкты и потребности.

14. Подсознание. Установки и потребности.

15. Предсознание. Сознание. Интересы и потребности.

16. Типы деятельности и потребности. Общение.

17. Классификация потребностей и ценностных ориентаций.

18. Первичные и вторичные потребности, их специфика и взаимосвязи.

19. Потребность в безопасности.

20. Потребность в здоровье.

21. Эстетические потребности.

22. Потребность в самосовершенствовании.

23. Потребность в свободе и ответственности.

24. Удовлетворение информационных потребностей. Потребность в образовании.

25. Потребность в счастье и любви.

26. Потребность в самоактуализации. Акмеология.

27. Экономический фактор в формировании, удовлетворении и развитии потребностей. Показатели удовлетворения потребностей («прожиточный минимум», «потребительская корзина» и др.)

28. Закономерности адаптации человека к среде обитания.

29. Обеспечение оптимальных форм и процессов обслуживания с учётом природных и социальных факторов.

30. Потребности человека и сфера туризма.

31. Мотивация деятельности менеджеров в туризме.

32. Прислуживать, служить, сотрудничать? Душевное и духовное в подобной деятельности.

33. Сфера сервиса и турбизнеса: удовлетворение базовых биологических потребностей.

34. Сфера сервиса и турбизнеса: удовлетворение чувственно-эмоциональных потребностей.

35. Сфера сервиса и турбизнеса: удовлетворение познавательных потребностей через непосредственное знакомство с другой культурой; западная и восточная ментальность.

36. Сфера сервиса и турбизнеса: удовлетворение побудительно-волевых потребностей (преодоление препятствий и пр.).

37. Сфера сервиса и турбизнеса: поддержка в удовлетворении высших потребностей и самореализации.

38. Смысл жизни как потребность и высшая ценностная ориентация. В чем я вижу смысл своей жизни.

39. Человеческие потребности и ценностные ориентации в мире глобальных проблем. Экологический туризм.

40. Квазипотребности.

41. Биологическое, психическое, социокультурное время. Роль свободного времени в удовлетворении потребностей.

42. Биологическое, психическое, социокультурное пространство.

43. Потребность в игровой деятельности.Остатки от Волгограда

44. Понятия «комфорта» и «качества жизни» как показатели удовлетворения потребностей.

Упражнения и вопросы

1.Согласно мифу об Ахилле, его мать Фетида знала, что ему суждено погибнуть под Троей. Поэтому она направила сына во дворец царя Ликомеда на остров Скирос. Облаченный в женские одеяния, Ахилл жил среди царских дочерей. В это же время ахейским вождям было предсказано, что без участия в войне Ахилла они ничего не добьются. Тогда на Скирос были направлены посланцы во главе с хитроумным Одиссеем. Но как обнаружить переодетого Ахилла? Выдавая себя за купцов, гости выложили прекрасные женские украшения вперемежку с оружием. Затем по знаку Одиссея неожиданно прозвучал сигнал боевой тревоги. Все девушки, перепугавшись, бросились спасаться. Лишь Ахилл мгновенно схватил оружие и устремился туда, где ожидался враг.

Подобное поведение легендарного Ахилла в реальной жизни опирается на такой психический механизм, как: безусловный рефлекс; условный рефлекс; архетип; выработанный научением навык.

2. Время былое нам передало легенду: Некогда люди шарообразными были. Форма такая дарила им верх совершенства. Силой своею они уравнялись с богами. Боги решили, что надо людей урезонить и обратились за тем к Всемогущему Зевсу. И Всемогущий рассек все шары на две части и разбросал друг от друга как можно подальше. Вмиг ослабели все люди и стали несчастней. Целью для них стали поиски их половины. Но попробуй найди, коли все половины похожи… Неприкаянно бродят они, наугад прилипая друг к другу… Но порой происходит такое, что кажется чудом: мощный зов прорывает любое пространство и время - и совсем не случайно встречаются две половины, и одна для другой становится целой Вселенной, порождая единое сверхсовершенство!

Этой легенде в наибольшей степени соответствуют следующие две категории аналитической психологии, получившие широкое распространение и за ее пределами: Анима, Анимус. Эго (Я), Супер-Эго (Сверх-Я). Эрос, Танатос. Интровертность, экстравертность.

Ответ: ______________________

3.Заполните все разделы «биологического паспорта» человека:

царство – животные; подцарство – многоклеточные;

тип – хордовые; подтип – позвоночные;

класс - __________________; отряд - приматы;

семейство - ________________; род - _________________;

вид - ___________________; человек современный - _________________ R

4.Продолжите перечисление основных регулятивных систем организма: центральная нервная система; вегетативная нервная система;

эндокринная система; _________________ система R

5. Возможные изменения в человеческом организме характеризуют: стереотипы; автоматизмы; гомеостатические процессы; мутации.

Ответ: _______________________

6. К основным сторонам духовно-психической жизнедеятельности человека не относится: рационально-познавательная; чувственно-ценностная; биофизиологическая; побудительно-волевая.

7.На самочувствие людей объективно влияет: то, что год високосный; «парад планет»; максимальная интенсивность солнечных пятен; периодичность галактического года.

8. Фобия, не связанная с субъективно переживаемым пространством: арахнофобия; клаустрофобия; агорафобия; акрофобия R

9.Выделите компонент, непосредственно представленный в структуре сознания: инстинкт; воля; импринтинг; архетип. R

10.У человека не существует такого биоритма, как: эмоциональный; экономический; интеллектуальный (ментальный); физиологический.

11.Какой психический компонент в большей мере характерен для сознания, чем для бессознательного: аффект; стереотип; целеполагание; инстинкт.

12.Какой психический компонент более характерен для бессознательного, чем для сознания: интенциональность; абстрагирование; дискурсивно-логическое мышление; закрепленные автоматизмы. R

13. Вторичной (социогенной) потребностью является: пищевая и питьевая; воспроизведение потомства; самоактуализация; безопасность.

14.Продолжите перечень закономерностей, воздействующих на человека: физические; биологические; социокультурные; _. R

15. В структуру сознания не входит: самосознание; воля; инстинкт; планирование будущего.

16.Первичной (биогенной) потребностью является: самоутверждение; общение; творчество; сексуальное влечение

17.Какой защитный механизм психики позволяет человеку наиболее непосредственно преодолевать свои реальные или надуманные недостатки (свое «чувство неполноценности»): регрессия; вытеснение; компенсация; проекция; замещение.

18.Расположите данные психические компоненты по мере увеличения воздействия на них окружающей социальной жизни и сознания:

сексуальный интерес; любовь; подсознательная сексуальная установка; сексуальный инстинкт.

19.Назовите то, что доступно людям, но не характерно для животных: Взаимная привязанность. Целесообразное поведение.

Творчество. Накопление жизненного опыта.

20.Психоанализ и некоторые другие учения выделяют в человеческой психике приводимые ниже сферы; выделите ту из них, которая включает более древние по происхождению компоненты:

а) Я; б) Сверх-Я; в) Оно; г) эти компоненты возникли одновременно.

21. Добавьте еще одно внешнее чувство человека:

а) зрение; б) слух; в) осязание; г) обоняние; д) ______________

22.К основным типам ценностных ориентаций относятся: а) эстетические; б) материально-потребительские; (продолжите) в) _____________; г) _______________; д) _______________

23.Активизация деятельности человека во внешнем мире наиболее непосредственно связана с такой стороной его внутреннего психического мира, как:

а) познавательная; б) ценностная; в) побудительно-волевая.

24. Выделите поведение или деятельность, которая доминирует в описанных ниже случаях: если она бессознательная, поставьте в соответствующем квадрате “Б”; если сознательная, поставьте в соответствующем квадрате “С”.

а) «Я мыслю, следовательно, я существую» (Декарт)
б) «...Но только страстное прекрасно В тебе, мгновенный человек» (В. Брюсов)
в) Снова и снова Штирлиц перебирал в памяти события последних дней: какую же неточность он мог допустить? (Ю. Семенов)
г) «И снится ей, житьем довольный, ее Иван - пригож, богат...» (Н. Некрасов)

25.Психический компонент, в наименьшей мере связанный с чисто автоматическими проявлениями или врожденными программами, - это:

целеполагание; стереотип; аффект; инстинкт .

26.В психике человека, продолжительно переживающего "сенсорный голод" и максимально лишенного внешних контактов: усиливаются эвристические потенции; возрастает объем лабильной (кратковременной) и долговременной памяти; уменьшается агрессивность; возникают зрительные и слуховые иллюзии.

27.Бессознательное отличается от сознания тем, что: бессознательное есть только у животных; бессознательное существует только на определенных этапах развития человека и отсутствует на других этапах; жизнь человека на всех этапах невозможна без активного участия в ней бессознательного.

28. Разница между целесообразностью и целеполаганием:

никакой разницы; целесообразность связана с осознанием, а целеполагание только с бессознательным; целесообразность может быть неосознанной, а целеполагание обязательно осознается.

29. Расставьте в эволюционной последовательности важнейшие характеристики человека: Homo Sapiens Sapiens, Хомо сексуалис, Хомо символикус, Хомо фабер, Homo Sapiens.

30. Cоциобиологическое и социокультурное в человеке: возникли одновременно; социобиологическое возникло раньше социокультурного; социокультурное возникло раньше социобиологического.

31. Личность рассматривается как высшая ценность наиболее явно в: персонализме; неотомизме; фрейдизме; неопозитивизме.

32. Учение, согласно которому сущность человека в своей действительности есть ансамбль общественных отношений: неокантианство; марксизм; постмодернизм; экзистенциализм.

33. Метод познания, процесс логического перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях: дедукция; индукция; синтез; абстрагирование; аналогия.

34. Концепция, в которой человек понимается как элемент природы, подобный животным и подчинённый единым с ними законами функционирования, называется: социологизаторской; персоналистской; рационалистической; натурализаторской.

35. Понимание человека как микрокосма характерно для:

а) средневековой философии б) античной философии

в) философии Нового времени г) современной философии

36. «Свобода – это осознанная необходимость», – провозгласил:

а) Сократ б) Августин в) Б. Спиноза г) И. Кант

37. Путь к подлинной свободе лежит через: осознанную и практически освоенную необходимость; деятельность, опирающуюся на разум; полную независимость от обстоятельств; отсутствие каких-либо ограничений.

38. В западноевропейской философии первым философом, поставившим в центр своих размышлений человека, был:

а) Ф. Аквинский б) И. Кант в) Августин г) Сократ

39. Объединение индивидов по несущественным признакам, характеризующееся размытостью границ и неопределенностью состава : а) народ б) нация в) масса г) этнос

40. Выдающаяся личность – это человек, который: а) обладает харизмой б) обладает сильной волей и умом в) широко известен г) оказал влияние на мировую культуру и ход истории

41.Концепция, утверждающая, что историю творит привилегированное меньшинство: а) либерализм б) теорией элит в) прагматизм г) радикализм

42. «Человеку массы» противостоит «сверхчеловек», считал:

а) Ф. Энгельс б) Ф. Ницше в) Ф. Шеллинг г) Ф. Гегель

43. Масса в постиндустриальном обществе:

а) Обрабатывается коммуникативными технологиями

б) безоговорочно принимает, как свою собственную, позицию лидера

в) обязательно опирается на непосредственный контакт индивидов

г) сплочена благодаря тому, что смогла самостоятельно выработать общие цели, ценности и идеалы

44. Как единичный представитель вида или социальной группы, человек есть: индивидуальность; индивид; личность; особь.

45. Понимание всякого действия человека как предопределенного заранее: а) волюнтаризм б) нигилизм в) фатализм г) прагматизм

46. К биологизаторским концепциям сущности человека относится: марксизм феноменология социал-дарвинизм экзистенциализм

47. Качество, специфичное для человеческого существования:

сознание; инстинкты; игровое поведение; восприятие.

48. Уникальная человеческая черта: игровое поведение; сознание; использование сигнальных знаков.

49. Продукт высокоорганизованной материи, общественно развитого человека и его мозга: потребности ценности мировоззрение сознание

50.Высшая познавательная способность, превосходящая по своим возможностям и задачам рассудок: разум; убеждение; воля.

51. Соответствие мышления материальному миру, в философии марксизма, обеспечивается: практикой; совместно принимаемым решением; опорой на труды выдающихся ученых; общественным мнением.

52. Высшая ступень человеческого познания, позволяющая получать знание, не вытекающее из чувственного опыта: озарение; откровение; автоматизм; мышление.

53. Психическая деятельность, осуществляемая не с материальными предметами, а с их идеальными заменителями: дедукция мышление анализ

54. Специфическая человеческая форма взаимодействия с окружающим миром, состоящая в его целесообразном изменении в интересах людей: активность; деятельность; импринтинг.

55. Философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности: символ среда соблазн объект

56. Носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект: личность тип субъект

57. Материальный, чувственно воспринимаемый предмет, который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения знак представление понятие сообщение

58. Знак, связанный с обозначаемой им предметностью так, что смысл знака и его предмет представлены только самим знаком, раскрываясь лишь через его интерпретацию: слово понятие термин символ

59. Целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг: энтузиазм новаторство труд конкуренция

60. Вид коммуникативной деятельности человека — использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива: грамматика; синтаксис; речь; семиотика.

61. Процесс индивидуального развития живого организма: онтогенез филогенез антропогенез

62. Процесс исторического развития живого организма: онтогенез филогенез антропогенез

63. Происхождение человека, становление его как вида в процессе историко-эволюционного развития:

формирование онтогенез филогенез антропогенез

64. Социальное средство хранения и передачи информации, важнейший фактор формирования и развития человека в процессе его социализации и окультуривания: религия язык обычаи народное искусство

65. Не является типом темперамента человека такая его характеристика: флегматик; сангвиник, шизофреник, меланхолик.

66. Элементарный психический процесс, состоящий в запечатлении отдельных свойств предметов и явлений: раздражимость ощущение восприятие представление

67. Элементарная форма чувственного познания — это: восприятие суждение умозаключение ощущение гипотеза

68. Форма чувственного познания: понятие восприятие суждение умозаключение гипотеза

69. Форма чувственного познания: представление понятие суждение умозаключение гипотеза

70. Форма логического познания: понятие ощущение восприятие представление интуиция

71. Форма логического познания: суждение ощущение восприятие представление интуиция

72. Форма рационального познания: умозаключение; ощущение; восприятие; представление; интуиция.

73. Формы рационального познания: теория гипотеза ощущение восприятие представление интуиция

74. Автор «пирамиды потребностей»: академик И. Павлов; Фрейд; Маслоу; Фромм.

75. Целостное отражение в сознании предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств: ощущение представление впечатление восприятие

76. Процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий непосредственное воспроизведение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире: тактика стратегия восприятие

77. Образ ранее воспринятого предмета или явления, а также образ, созданный продуктивным воображением: мечта ощущение восприятие представление

78. Сохранение чувственной памятью образов предметов, воздействовавших ранее на наши органы чувств: воспоминание; представление; воображение.

79. Философское понятие, означающее явление, данное нам в опыте, чувственном познании — в противоположность ноумену, постигаемому разумом: артефакт феномен архетип энтелехия

80. Философское понятие, означающее умопостигаемое явление в противоположность феномену: импринтинг ноумен архетип озарение

81. Осознание и оценка человеком самого себя как личности — своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения: самосознание самореализация социализация

82. Целостная совокупность душевных процессов и явлений животных или человека: мировоззрение; установка; архетип; психика

83. Основополагающий критерий высокой нравственной духовности человека:

активная жизненная позиция; религиозность; секулярность; ориентация в мыслях, делах и поступках на общечеловеческие ценности; образованность и высокий интеллектуальный уровень.

84. Эпоха Возрождения воплотила в духовной культуре идеалы: аскетизма; пацифизма; экуменизма; экзистенциализма; гуманизма.

85. Свойство организмов отвечать на воздействия внешней среды изменениями своего состояния или деятельности: восприятие представление инстинкт раздражимость

86. Свойство животных и человека воспринимать раздражения из внешней среды и от собственных тканей и органов: ощущение восприятие чувствительность активность

87. Присущая только человеку способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме:

интуиция воображение сознаниепредставление.

88. Термин, обозначающий намерение, цель: фокусировка; интенция; апперцепция, мечта.

89. Способность сознания создавать нечто новое, не возникающее в материальном мире естественным образом: субъективность объективность креативность активность

90. Совокупность психических процессов, существующих вне сознания субъекта: парадигма; фантазия; бессознательное; воля.

91. Психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества: компенсация; проекция; идентификация; сублимация.

92. Врожденная психическая структура, образ, составляющий содержание коллективного бессознательного: инстинкт архетип восприятие представление

93. Понятие, обозначающее находящееся за пределами разума, несоизмеримое с рациональным мышлением или противоречащее ему: фантастическое; иррациональное; вербальное; эвристическое.

94. Низшая способность к абстрактно-аналитическому расчленению, являющаяся предварительным условием высшего, диалектического понимания, по Гегелю: разум; рассудок; трансценденция; импринтинг.

95. Общественное положение человека, которое он занимает в зависимости от возраста, пола, происхождения, семейного положения, профессии, классовой принадлежности, религиозной конфессии и т.п.:

авторитет; престиж; популярность; социальный статус.

96. Гносеология — это учение о: познании; бытии; ценностях; человеке; природе.

97. Философская дисциплина, исследующая проблемы познания: аксиология; гносеология; геронтология; эвристика.

98. Форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека: знание воображение восприятие

99. Потребительские товары соизмеримы потому, что: реализуясь на рынке, они получают цену; на их производство затрачен определенный труд; для их изготовления затрачивается определенное количество сырья; соизмерять можно только товары, удовлетворяющие одни и те же потребности.

100.Истинная и достаточно обоснованная информация о реальности: знание;интуиция; архитип; соображение.

101.Понятие, обозначающее соответствие знания действительности, объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания: истина информация сообщение наблюдение

102.Классическое определение истины: соответствие знания действительности; опытная подтверждаемость; полезность знания, его эффективность; свойство самосогласованности знаний; мера ложности и правдивости.

103.Воспроизведение мира в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание: познание; воображение; потребность; сублимация.

104. Переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков предметов рассматриваемой области: классифицирование; обобщение; теория; восхождение.

105.«Победы техники как бы куплены ценой моральной деградации. Кажется, что, по мере того как человечество подчиняет себе природу, человек становится рабом других людей либо же рабом своей собственной подлости. Даже чистый свет науки не может, по-видимому, сиять иначе, как только на мрачном фоне невежества». Эти слова принадлежат: Гёте; Л. Толстому; К.Марксу; Столыпину; В. Путину.

106.Не является представителем «русского космизма»: Н. Федоров; Ф. Достоевский; К. Циолковский; В. Вернадский.

107.Предположительное суждение о закономерной связи явлений: аксиома гипотеза постулат теория

108.Форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности: гипотеза постулат теория

109.Направление в философии, для которого характерно суждение: "Без органов чувств человек вообще не способен к познанию": сенсуализм рационализм агностицизм экзистенциализм марксизм

110.Направление в философии, для которого характерно суждение: "Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах": сенсуализм стоицизм рационализм платонизм объективизм

111.Уровень познания, опирающийся на повседневный жизненный опыт человека: обыденный научный эмпирический теоретический априорный

112.Совокупность правил, приемов познавательной и практической деятельности, обусловленных природой и закономерностями исследуемого предмета: парадигма метод модель план

113.Метод познания, означающий мысленное разложение объекта на составные элементы: анализ абстрагирование аналогия индукция дедукция

114.Метод познания, означающий соединение выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое: синтез абстрагирование аналогия индукция дедукция

115. Базовыми ментальными общечеловеческими структурами считал архетипы: Гегель; З. Фрейд; К. Юнг; Л. Фейербах; К. Маркс.

116.В знаменитом научно-фантастическом романе Александра Беляева «Человек-амфибия» один из главных героев – талантливый доктор Сальватор. Из-за своей популярности, он не успевал оказывать помощь всем желающим. Один хитрец решил действовать особым способом. По его заданию старый индеец упросил, чтобы приняли принесенную им больную девочку. Через определенное время она покинула докторский дом, став совершенно здоровой. Коварный индеец упал доктору в ноги, говоря, что хочет его отблагодарить верной службой и умоляя взять себе в слуги. Доктор, учитывая непомерный объем работы, не стал возражать. И тогда индейцу удалось увидеть в докторском саду поразительных животных: это были сросшиеся друг с другом крысы и овцы; воробьи с попугаевыми головами; змеерыбы и т.п. Подобные патологические уродства могли вызвать (2):

а) стереотипы; б) автоматизмы; в) гомеостатические процессы; г) искусственные мутации д) хирургическое экспериментирование.

117. В художественном кинофильме «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён» для детейв родительский день был проведён художественный «парад планет». Директор пионерского лагеря Дынин считал, что это положительно повлияет на состояние и настроение детей и родителей. А как вы считаете, что на самом деле объективно влияет на самочувствие людей?

а) то, что год високосный; б) «парад планет»;

в) максимальная интенсивность солнечных пятен;

г) периодичность галактического года

118. В книге Сисилии Акхерн «Подарок» главный герой больше всего в жизни хочет продвинуться по служебной лестнице. Ему нет дела до своей жены и собственных детей. Он не очень заботится о своей безопасности и даже садится за руль в нетрезвом состоянии после очередного делового ужина. Ориентация на какую вторичную (социогенную) потребность верховодит в подобном поведении?

а) пищевая и питьевая; б) воспроизведение потомства;

в) самоактуализация; г) безопасность д) креативность.

119. «Человек играющий» – это произведение:

а) Энгельса; б) Фейербаха; в) Хейзинги; г) Вл. Соловьева.

120. «Теодицея» - одно из важных понятий:

а) философско-натуралистической антропологии;

б) философско-религиозной антропологии;

в) экзистенциальной антропологии;

г) социально-философской антропологии.

121. На человеческий организм практически не влияет:

а) солнечная активность; б) земное притяжение;

в) смена лунных фаз; г) «парад планет»

122. Основные типы человеческой деятельности:

а) игровая; б) познавательная;

в) производственно-трудовая; г) назовите еще хоть одну.

123. Толерантность – это:

а) солидарность в жизненных целях;

б) конформизм и уступчивость в своих взглядах и поступках;

в) конкурентная борьба за личную выгоду;

г) терпимость к другим людям, признание их право быть отличными от нас.

124. Найдите взаимное соответствие между известными мыслителями и их взглядами на человека:

Маркс homo креативус

Кассирер homo ludens

Фрейд homo символикус

Хейсинга homo сексуалис

Бердяев социоэкономикус

125. Основные ценности и идеалы гуманизма:

человеколюбие; стремление к солидарности и справедливости; (продолжите).

126. Два предпринимателя независимо друг от друга решили разбогатеть, продавая обувь в некой забытой богом тропической стране. Отправились на разведку. Вскоре от одного из них пришло безрадостное послание: «Пустая затея. Здесь все ходят босиком». Другой сообщил радостную информацию: «Перспективы огромные! Местные жители совершенно не имеют обуви».

В данном случае речь идет о навязывании местным жителям таких потребностей, как: биогенные; акмеологические; модные; квази-потребности.

127. Ценностная ориентация личности, противоположная эгоизму: пацифизм; гуманизм; демократизм; эскапизм; альтруизм.

128. Философ, сформулировавший принцип "мера всех вещей – человек …": Протагор Сократ Руссо Энгельс Бердяев

129. Первым обосновал принцип этического рационализма: Платон Сократ Демокрит Эмпедокл Аристотель

130. Исторические личности, оказавшие заметное положительное влияние на мировую культуру и ход истории: а) А. Гитлер б) К. Маркс в) В. Шекспир г) М. Горбачев д) Б. Ельцин е) Колумб.

131. Античный философ, отстаивавший философско-антропологический принцип дуализма души и тела, в одной из работ которого приводится знаменитый миф о пещере: Демокрит Сократ Платон Эпикур Аристотель

132. Античный философ, который отличал человека от животного по таким важным характеристикам, как социальность и разумность:

Аристотель Платон Сократ Эпикур Пифагор.

133. Квазипотребности удовлетворяют: курение; наркотики; хронический алкоголизм; утопизм; вещизм.

134. Жизнедеятельность животных опирается на: первичные потребности; квазипотребности; вторичные потребности; первичные и вторичные потребности.

135. Квазипотребность – это: ложная первичная потребность; ложная вторичная потребность; не потребность, а желание; не потребность, а стимул.

136. «Фома Пухов не одарен чувствительностью: он на гробе жены вареную колбасу резал, проголодавшись вследствие отсутствия хозяйки. – Естество свое берет! – заключил Пухов по этому вопросу». Героем А. Платонова (повесть «Сокровенный человек») овладели в данной ситуации __________ потребности:

гуманистические; антигуманистические; вторичные; регулятивные; первичные.

137. Эпоха, ориентированная на идеи гуманизма, неоспоримую самоценность человека, веру в его безграничные возможности: античность; средневековье; Возрождение; Просвещение; Новое время.

138. Утвердил свободу воли человека как определяющий фактор жизни такой мыслитель Ренессанса, как: Пико дела Мирандола; Николай Кузанский; Никколо Макиавелли; Томмазо Кампанелла; Джордано Бруно.

139. Философ Нового времени, согласно которому "война всех против всех" – это естественное состояние общества: Т. Гоббс Р. Декарт Ф. Бекон Б. Паскаль Б. Спиноза

140. Последовательное учение об антропоцентрическом рационализме впервые разработал: Аристотель; Р. Декарт; Т. Гоббс; Б. Паскаль; Б. Спиноза; К. Маркс.

141. Развивал идеи антропологического нравственно-природного дуализма: Фихте Кант Гегель Шеллинг Фейербах

142. Представитель немецкой классич. философии, утверждавший, что личность начинается с осознания человеком себя как существа "бесконечного, всеобщего и свободного": Кант Гегель Фихте Шеллинг Фейербах Ленин

143. Провозгласил человека частью природы, чувственно-телесным существом такой представитель немецкой классической философии как:

Гегель; Фейербах; Шеллинг; Фихте.

144. Считал человека высшим произведением природы:

Илларион; В.Соловьев; Чернышевский; Герцен; Бердяев; Достоевский

145. Учение, в соответствии с которым виды постоянно изменяются, усложняются в результате самоорганизации и влияния внешней среды:

координационное прогрессивное эволюционное симуляционное

146. Выделите верное высказывание:

«Всё, что не имеет цены, не имеет ценности» (Ю. Латынина и др.)

всё, что не имеет ценности, не имеет цены;

оба высказывания верны; оба высказывания неверны.

147. Такие факторы эволюции, как изменчивость, наследственность и естественный отбор, выделил: Ламарк Кювье Лаплас Дарвин Фриз

148. «Голова ученика – не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь». Этот афоризм сформулирован: в античную эпоху; в Средневековье; в эпоху Возрождения; в эпоху Просвещения

149. Единый процесс становления человека и общества: антропосоциогенез; дивергенция; конвергенция; коэволюция; альтруизм; персонализм.

150. Мутационную теорию эволюции разработал: Фриз Дарвин Геттон Гальтон Мичурин

151. Большой вклад в теорию о наследственном здоровье человека и путях его улучшения внес: Гальтон Геттон Лаплас Дарвин Фриз

152. Направление, утверждающее абсолютную обусловленность развития человека генами: пантеизм панбиологизм панпсихизм гомеостаз

153. Согласно Э. Фромму, «патология нормальности» - это:

неизбежная ступень человеческой социализации; единственно возможная форма преодоления социальной аномии; стремление человека соответствовать общепринятым нормам, даже вопреки собственной самореализации; потребность в здоровом образе жизни.

154. Наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в хромосомах: фенотип генезис генотип гомеостаз

155. Продолжите перечисление социальных сфер, в которых проявляются ценностные ориентации: политическая; экономическая; научная; религиозная; семейно-бытовая; коммуникативная; социально-экологическая; моральная; …..

156. Совокупность свойств и признаков, сформировавшаяся в процессе индивидуального развития организма: генотип фенотип гомеостаз генезис

157. Согласно Ф. Энгельсу, социально-историческое бытие и развитие человека прежде всего связаны с такой деятельностью, как: игровая трудовая организационная эстетическая

158. Сторонник трудовой теории антропогенеза:

Аристотель Фейербах Энгельс Дарвин

159. Направление философии, рассматривающее индивида и общество как противоположные образования, находящиеся в постоянном конфликте:

неотомизм прагматизм эк

Наши рекомендации