К запрещенным действиям относится и совершение Намаза на могилах, даже если храм не был

Возведен. В этом заключается смысл слов Аиши о том, что «существовала опасность того, что его

Могилу превратят в мечеть». Конечно же, сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах

И приветствует, были далеки от того, чтобы построить мечеть на его могиле; дело в том, что любое

Место, предназначенное для совершения Намазов, является мечетью, так как Пророк, да благословит

его Аллах и приветствует, сказал: ,..была сделана мне земля мечетью и чистой***. (Аль-Бухари

И 444, Муслим (521) от Джабира ибн Абдуллы).

Ахмад приводит с хорошим иснадом следующий хадис Ибн Масуда от Пророка, да благословит

его Аллах и приветствует:

Наихудшими из людей являются те, кого застигнет Час живыми, и которые превращают

Могилы в мечети. Этот хадис привел также Абу Хатим в «ас-Сахихе» (Ахмад 1/435, Ибн Хиббан

(340) назвал его достоверным).

*Это слова шейх-уль-Ислама Ибн Теймийи. Он сказал: «Причина, по которой Законодатель

Запретил воздвигать мечети на могилах, заключается в том, что именно из-за этого многие общины

Погрязли в великом и ином ширке. Души людей впадают в ширк из-за изображений, которые они

считают талисманами планет и др. Однако приобщать к Аллаху могилу человека, будучи

Убежденным в его праведности, ближе для души, чем приобщать к Нему кусок дерева или камня.

Поэтому вы можете увидеть, как мушрики унижаются у могил, боятся, смиряются, поклоняются от

Чистого сердца так, как не делают этого в домах Аллаха. Среди них есть и такие, кто совершает им

Земные поклоны. Большинство же их надеется на благословение Намаза и мольбы у могил, которого

Они не ожидают в мечетях. Из-за подобных пороков Пророк и отрезал дорогу к этому. Он

Категорически запретил совершать Намаз на кладбище, даже если молящийся не намеревается

Получить от этого места благословения, как намереваются получить благословение в мечети. Он даже

Запретил совершать Намаз во время восхода и захода солнца, поскольку в это время мушрики молятся

Солнцу. Это — закрытие дверей для прегрешения. Если же человек, совершая Намаз у могил,

Намеревается получить благословение от этого места, то это является отклонением от дороги Аллаха

И Его посланника, противоречит Его религии и является ересью, которую запретил Аллах».

**Необходимо отметить, что слово «любовь» в арабском языке выражается по крайней мере

Двумя словами: «махабба» и «хилля». Ибн аль-Каййим по поводу этого хадиса сказал: «Некоторые

Ошибочно предполагают, что махабба совершеннее, чем хилля, и что Ибрахим — возлюбленный

Аллаха (Халилулла), а Мухаммад — любимец Аллаха (Хабибулла). Это — следствие их невежества,

Так как махабба — общее понятие, а хилля — частное, что является высшей степенью махабба.

Пророк сообщил, что Аллах избрал его Своим возлюбленным, и заявил о том, что у него нет

Возлюбленных, кроме Господа. Однако вместе с тем он сообщил о своей любви к Аише, к ее отцу, к

Умару ибн аль-Хаттабу, к Муазу ибн Джабалю и Другим, да будет доволен ими Аллах. Сам Аллах же

Любит кающихся, очищающихся, терпеливых, однако высшая любовь (хилля) Аллаха обращена лишь

К двум Его возлюбленным».

***Абу Саид аль-Худри передал слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: Вся

Земля является мечетью, кроме кладбищ и бань (Ахмад 3/83 и 96, Абу Дауд (492), ат-Тирмизи

(318), Ибн Маджа (745); достоверный хадис). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, за-

Претил совершать Намаз на кладбище не из-за его оскверненности, а из-за скверны ширка, путь к

Которому лежит через поклонение у могил.

Глава 21

ЧРЕЗМЕРНОЕ ПОЧИТАНИЕ МОГИЛ ПРАВЕДНИКОВ ДЕЛАЕТ

ИЗ НИХ ИДОЛОВ, КОТОРЫМ ПОКЛОНЯЮТСЯ

ПОМИМО АЛЛАХА

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

Смысл понятия «идол».

Смысл понятия «поклонение».

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, взывал к Аллаху о помощи только в том

Случае, когда боялся, что может произойти нечто плохое.

Он имел в виду превращение могил пророков в мечети.

Упоминание о сильном гневе Аллаха.

Важнейшим вопросом можно считать знание причины поклонения ал-Лат (идолу женского

Рода), который был одним из главных идолов древних арабов.

Знание того, что этим идолом являлась могила праведного человека.

Знание того, что ал-Лат — это имя находящегося в могиле, и упоминание смысла его имени.

(По мнению многих ученых, среди которых Ибн Аббас и Муджахид, имя ал-Лат (или ал-Латт)

Происходит от арабского глагола «латта», одним из значений которого является «готовить кашу», что

И явилось истиной причиной его имени).

Проклятие Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, женщин, посещающих

Могилы.

Проклятие им тех, кто зажигает на могилах светильники.

Имам Малик в своем сборнике «аль-Муватта» приводит следующий хадис:

«Посланник Аллаха сказал: О Аллах! Не делай мою могилу идолом, которому поклоняются,

Поистине, силен гнев Аллаха на людей, которые превращают могилы своих пророков в мечети».

(Малик, Ахмад 2/246, «аль-Хилйа» Абу Наима 7/317 от Абу Хурайры; достоверный хадис).

Ибн Джарир приводит переданный Суфйаном ас-Саури от Мансура от Муджахида комментарий

Последнего к высказыванию Всевышнего «Размышляли ли вы об ал-Лат и аль-Уззе?...» (Звезда,

19). «Он [идол. —Ред.} готовил им кашу из крупы, а когда умер, они начали молиться на его могиле».

Наши рекомендации