К запрещенным действиям относится и совершение Намаза на могилах, даже если храм не был
Возведен. В этом заключается смысл слов Аиши о том, что «существовала опасность того, что его
Могилу превратят в мечеть». Конечно же, сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах
И приветствует, были далеки от того, чтобы построить мечеть на его могиле; дело в том, что любое
Место, предназначенное для совершения Намазов, является мечетью, так как Пророк, да благословит
его Аллах и приветствует, сказал: ,..была сделана мне земля мечетью и чистой***. (Аль-Бухари
И 444, Муслим (521) от Джабира ибн Абдуллы).
Ахмад приводит с хорошим иснадом следующий хадис Ибн Масуда от Пророка, да благословит
его Аллах и приветствует:
Наихудшими из людей являются те, кого застигнет Час живыми, и которые превращают
Могилы в мечети. Этот хадис привел также Абу Хатим в «ас-Сахихе» (Ахмад 1/435, Ибн Хиббан
(340) назвал его достоверным).
*Это слова шейх-уль-Ислама Ибн Теймийи. Он сказал: «Причина, по которой Законодатель
Запретил воздвигать мечети на могилах, заключается в том, что именно из-за этого многие общины
Погрязли в великом и ином ширке. Души людей впадают в ширк из-за изображений, которые они
считают талисманами планет и др. Однако приобщать к Аллаху могилу человека, будучи
Убежденным в его праведности, ближе для души, чем приобщать к Нему кусок дерева или камня.
Поэтому вы можете увидеть, как мушрики унижаются у могил, боятся, смиряются, поклоняются от
Чистого сердца так, как не делают этого в домах Аллаха. Среди них есть и такие, кто совершает им
Земные поклоны. Большинство же их надеется на благословение Намаза и мольбы у могил, которого
Они не ожидают в мечетях. Из-за подобных пороков Пророк и отрезал дорогу к этому. Он
Категорически запретил совершать Намаз на кладбище, даже если молящийся не намеревается
Получить от этого места благословения, как намереваются получить благословение в мечети. Он даже
Запретил совершать Намаз во время восхода и захода солнца, поскольку в это время мушрики молятся
Солнцу. Это — закрытие дверей для прегрешения. Если же человек, совершая Намаз у могил,
Намеревается получить благословение от этого места, то это является отклонением от дороги Аллаха
И Его посланника, противоречит Его религии и является ересью, которую запретил Аллах».
**Необходимо отметить, что слово «любовь» в арабском языке выражается по крайней мере
Двумя словами: «махабба» и «хилля». Ибн аль-Каййим по поводу этого хадиса сказал: «Некоторые
Ошибочно предполагают, что махабба совершеннее, чем хилля, и что Ибрахим — возлюбленный
Аллаха (Халилулла), а Мухаммад — любимец Аллаха (Хабибулла). Это — следствие их невежества,
Так как махабба — общее понятие, а хилля — частное, что является высшей степенью махабба.
Пророк сообщил, что Аллах избрал его Своим возлюбленным, и заявил о том, что у него нет
Возлюбленных, кроме Господа. Однако вместе с тем он сообщил о своей любви к Аише, к ее отцу, к
Умару ибн аль-Хаттабу, к Муазу ибн Джабалю и Другим, да будет доволен ими Аллах. Сам Аллах же
Любит кающихся, очищающихся, терпеливых, однако высшая любовь (хилля) Аллаха обращена лишь
К двум Его возлюбленным».
***Абу Саид аль-Худри передал слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: Вся
Земля является мечетью, кроме кладбищ и бань (Ахмад 3/83 и 96, Абу Дауд (492), ат-Тирмизи
(318), Ибн Маджа (745); достоверный хадис). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, за-
Претил совершать Намаз на кладбище не из-за его оскверненности, а из-за скверны ширка, путь к
Которому лежит через поклонение у могил.
Глава 21
ЧРЕЗМЕРНОЕ ПОЧИТАНИЕ МОГИЛ ПРАВЕДНИКОВ ДЕЛАЕТ
ИЗ НИХ ИДОЛОВ, КОТОРЫМ ПОКЛОНЯЮТСЯ
ПОМИМО АЛЛАХА
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
Смысл понятия «идол».
Смысл понятия «поклонение».
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, взывал к Аллаху о помощи только в том
Случае, когда боялся, что может произойти нечто плохое.
Он имел в виду превращение могил пророков в мечети.
Упоминание о сильном гневе Аллаха.
Важнейшим вопросом можно считать знание причины поклонения ал-Лат (идолу женского
Рода), который был одним из главных идолов древних арабов.
Знание того, что этим идолом являлась могила праведного человека.
Знание того, что ал-Лат — это имя находящегося в могиле, и упоминание смысла его имени.
(По мнению многих ученых, среди которых Ибн Аббас и Муджахид, имя ал-Лат (или ал-Латт)
Происходит от арабского глагола «латта», одним из значений которого является «готовить кашу», что
И явилось истиной причиной его имени).
Проклятие Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, женщин, посещающих
Могилы.
Проклятие им тех, кто зажигает на могилах светильники.
Имам Малик в своем сборнике «аль-Муватта» приводит следующий хадис:
«Посланник Аллаха сказал: О Аллах! Не делай мою могилу идолом, которому поклоняются,
Поистине, силен гнев Аллаха на людей, которые превращают могилы своих пророков в мечети».
(Малик, Ахмад 2/246, «аль-Хилйа» Абу Наима 7/317 от Абу Хурайры; достоверный хадис).
Ибн Джарир приводит переданный Суфйаном ас-Саури от Мансура от Муджахида комментарий
Последнего к высказыванию Всевышнего «Размышляли ли вы об ал-Лат и аль-Уззе?...» (Звезда,
19). «Он [идол. —Ред.} готовил им кашу из крупы, а когда умер, они начали молиться на его могиле».