Старица мария таганрогская
(+1943 г.)
О жизни подвижницы известно мало. Несколько упоминаний о прозорливой старице Марии мы нашли, читая жизнеописание митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Иосифа (Чернова).
Деревенская девушка Мария Величкова пришла в г. Таганрог (вероятно, в конце шестидесятых годов 19 века) к прозорливому старцу Павлу, чтобы спросить его выходить ли ей замуж или уйти в монастырь, в ответ на свой вопрос она услышала: «Ой, дивчино, и умрешь у мене…». (Старец Павел Стожков* (1792 — 1879 гг.)) Мария осталась в его келье, прославляла Господа, подражая подвигам духовного отца.
Блаженный Павел незадолго до смерти говорил: «Хоть я и умру, а мое место не останется пустым. Мой куст никогда не будет пуст. После блаженной кончины старца духовно окормляла его общину достойная преемница старца Павла, Мария Андреевна Величкова. Истинная подвижница многие годы проводившая в посте и непрестанной молитве, удостоилась от Господа благодатных дарований. Ко времени приезда в Таганрог епископа Арсения со своим юным иподиаконом (будущим митрополитом Иосифом (Черновым)) подвижница уже была опытной старицей, многие верующие приходили к ней за духовным советом и наставлением.
Примечательно, что прозорливая старица Мария впервые увидев молодого иподиакона, сказала: «Се архиерей идет Таганрогский!» В ответ услышала: «Матушка, да это монашонок, который с архиереем приехал». Прозорливица в «монашонке» увидела будущего архиерея. (6/19 февраля 1918 года иподиакон Иван был пострижен епископом Арсением в мантию с именем Иосиф. 11/24 февраля 1918 года он был рукоположен во иеродиакона. 16/29 августа 1920 года в Таганроге епископ Арсений рукоположил иеродиакона Иосифа во иеромонаха. В 24-м году он был возведен в сан игумена. Вскоре последовал первый арест. В 1925 году молодого игумена отправили в ссылку. После освобождения игумен Иосиф был возведен в сан архимандрита. Епископская хиротония состоялась через пять лет, затем последовало назначение в Донскую и Новочеркасскую епархию.)
Во время Великой Отечественной войны Таганрог оказались в зоне фашистской оккупации. Немецкий комендант потребовал, чтобы владыка Иосиф совершил молебен за победу немецкого оружия. Владыка Иосиф отказался. После этого ему запретили покидать Таганрог.
Из воспоминаний митрополита Иосифа: «Когда немцы отступали (в августе 1943 г.) я к матушке Марии пришел, (спрашиваю): «Что делать?» Она говорит:
— Деточка, немцы уйдут, русские победят.
— А мне что делать?
— Коли останешься с русскими, то изобьют — прямо вот так в рай. Коли немцы останутся — забьют. В рай! А когда немцы уйдут и большевики придут и не забьют — це Мария уже нэ знаэ, Мариянэ брэша, но будешь большевицкий митрополит, коли не забьют. Иди, деточка, я уже устала.
Вот такие вещи. Потом я ее хоронил в последние дни оккупации. Из собора Никольского нес ее до самого кладбища. На кладбище речь говорил матушке Марии. Она умерла 16 июня 1943 года в день святителя Тихона Амафунтского».
Прозорливая старица заранее предсказывала владыке, что он её будет хоронить. В начале сороковых годов она его предостерегла: «Будешь митрополитом, но выше не поднимайся!» Предсказала прозорливица владыке, что его смерть наступит от ножа. (Скончался владыка в 1975 году после операции.)
Владыка Иосиф рассказывал, что однажды блаженная старица Мария, увидев его, стала пытаться протиснуться между водосточной трубой и стеной дома, где пролезть было невозможно. Она как бы показала этим, какую трудную жизнь предстоит прожить владыке Иосифу. Действительно его жизнь проходила в исключительно трудных условиях, не один раз смотрел он в глаза смерти.
Накануне Рождества владыку арестовали, он просидел 66 суток в гестаповской тюрьме. Окна в камере смертников были без рам и без стекол. На улице стояли морозы. Владыка был в легкой одежде, со дня на день, ожидая расстрела. Потом говорил о себе в третьем лице: «Я знаю одного архиерея, который муки холода на себе перенес. Его забрали из дома зимой в одном подряснике и посадили в холодную камеру, в которой продержали 66 суток. И вот, в какой-то момент он понял, что замерзает. Встал на коленочки и так молился, что почувствовал теплоту. Он согрелся и остался жив».
После освобождения Таганрога 4 июня 1944 года Владыка был арестован на улице органами НКВД и доставлен в тюрьму г. Москвы. Ему предложили объяснить, почему он остался в живых, тогда как в документах, доставленных из Умани, он числится расстрелянным гестаповцами. Позже владыку отправили в Ростов, где он находился под следствием до 1946 года. В 1946 году его осудили.
Ростовская и таганрогская паства помогала ему пережить годы заключения. 4 июня 1954 года был освобожден из Карлага и этапирован в ссылку на поселение в Кокчетавскую область, Алабатинский совхоз, поселок Ак-Кудук Чкаловского района (он был лишен права священнодействовать). После освобождения 1 июня 1956 года владыка Иосиф был назначен настоятелем Михайло-Архангельского храма г. Кокчетава. Через месяц владыка Иосиф был переведен в г. Петропавловск и назначен почетным настоятелем собора святых апостолов Петра и Павла.
15 сентября 1960 года Указом Священного Синода владыка Иосиф был назначен архиепископом Алма-Атинским и Казахстанским. 25 февраля 1968 года владыка Иосиф был возведен Патриархом Алексием I в сан митрополита. (В тот год, через двадцать восемь лет, сбылось предсказание блаженной старицы Марии – «будешь большевицкий митрополит»)
Помнил владыка Иосиф и слова старицы Марии: «Будешь митрополитом, но выше не поднимайся», поэтому после смерти Патриарха Алексия митрополит Иосиф отказался от патриаршего престола, ссылаясь на то, что он неуч. Митрополит Иосиф умер 4 сентября 1975 года. (14 мая 1992 года Митрополит Иосиф был реабилитирован Прокуратурой Ростовской области.)
* В 1998 году преподобный старец Павел Таганрогский причислен к лику местночтимых святых. Память старца Павла совершается 10/23 марта. Приведём несколько строк из «Деяния о канонизации блаженного Павла Таганрогского»: «...Проводя подвижническую жизнь, ежедневно поучаясь в слове Божием, имея особенное усердие к церковным службам, блаженный Павел удостоился от Бога дара рассудительности — многие обращались к подвижнику за советом, и народ почитал его за просвещенного в делах благочестия мудрого старца, дара прозорливости и чудотворения, так что по его молитвам безнадежно больные получали исцеление, а по кончине блаженного Павла Господь прославил Своего угодника множеством чудес и исцелений...»