Митрополит Иосиф (Чернов)

(1893 - 1975 гг.)

Родился митрополит Иосиф (в миру Иван Михайлович Чернов) 2 (15) июня 1893 года в семье военного Михаила Наумыча Чернова. Его мать Евдокия Яковлевна умерла, когда (ему было 3 года) он был еще ребенком. Отец женился второй раз на доброй белорусской девушке.

Недалеко от города Могилева, где проходило детство будущего митрополита, находился Белынический мужской монастырь. С восьми лет Иван мечтал посвятить свою жизнь служению Господу. Мечте его суждено было сбыться – в 1910 году отрока приняли в Белыничевский монастырь. Находясь при владыке Арсении, Ваня Чернов получил «кабинетное» образование. Владыка приглашал лучших преподавателей Юга дореволюционной России. Лекции читали на дому. Некоторые предметы, в частности, математику, владыка Арсений преподавал сам. Владыка Арсений так его полюбил, что в 1912 году Иван уже был иподьяконом. 6/19 февраля 1918 года иподиакон Иван был пострижен епископом Арсением в мантию с именем Иосиф в честь святого праотца Иосифа Прекрасного. 11/24 февраля 1918 года он был рукоположен во иеродиакона. 16/29 августа 1920 года в Таганроге епископ Арсений рукоположил иеродиакона Иосифа во иеромонаха. После хиротонии отец Иосиф в течение 1000 дней непрерывно совершал Божественную литургию, за что удостоился от Патриарха Тихона первой награды – золотого наперсного креста. В 1924году он был возведен в сан игумена. Вскоре последовал первый арест. В 1925 году молодого игумена отправили в ссылку. После освобождения игумен Иосиф был возведен в сан архимандрита. Епископская хиротония состоялась через пять лет, затем последовало назначение в Донскую и Новочеркасскую епархию. Вскоре пришлось перебираться в Таганрог. В конце Рождественского поста 1935 года владыку Иосифа арестовали. Он был осужден на пять лет, его отправили в Коми АССР в Ухто-Ижемские лагеря

Владыка работал на лесоповале, где он обморозил пальцы на руках и ногах, возить гробы за пределы зоны. Владыка говорил, что это его занятие было промыслительным, потому что он тут же, пока вез умерших, совершал по чину отпевание, так как имена их были ему известны. Если же не знал имени, то произносил: «…Упокой, Господи, душу раба Твоего, имя которого Ты Сам веси…»

В декабре 1940 года Владыка был освобожден из лагеря. В начале 1941 года владыка прибыл в Азов, где жил на квартире знакомых, устроился на работу в качестве сторожа в детские ясли, где работал с марта 1941 года по январь 1942 года. Летом 1942 года, когда немцы приближались к Азову, владыка ушёл в Таганрог.Он служил в Крестовой церкви архиерейского дома, затем служил в Никольском соборе (после его восстановления).

Накануне Рождества владыку арестовали, он просидел 66 суток в гестаповской тюрьме. Окна в камере смертников были без рам и без стекол. На улице стояли морозы. Владыка был в легкой одежде, со дня на день, ожидая расстрела. Потом говорил о себе в третьем лице: «Я знаю одного архиерея, который муки холода на себе перенес. Его забрали из дома зимой в одном подряснике и посадили в холодную камеру, в которой продержали 66 суток. И вот, в какой-то момент он понял, что замерзает. Встал на коленочки и так молился, что почувствовал теплоту. Он согрелся и остался жив».

Обвинили его в связях с Патриархом Сергием и... работе на английскую разведку.

После освобождения Таганрога 4 июня 1944 года Владыка был арестован на улице органами НКВД и доставлен в тюрьму г. Москвы. Ему предложили объяснить, почему он остался в живых, тогда как в документах, доставленных из Умани, он числится расстрелянным гестаповцами. Позже владыку отправили в Ростов, где он находился под следствием до 1946 года. В 1946 году его осудили. Ростовская и таганрогская паства помогала ему пережить годы заключения.

В 1949 году епископом Иосифом было написано стихотворение (во время его заключения в Челяблаге). Оно посвящено игумену Пимену (Извекову), будущему Патриарху, служившему тогда ключарем в кафедральном соборе г. Ростова-на-Дону и помогавшему Владыке во время его заключения, посылая в лагерь посылки с продуктами.

Чтобы свет любви и радости

В нашем сердце не угас,

Целомудренные ландыши

По весне цветут у нас.

У весенней, тихой зореньки

Нету краше той красы —

На стебле его, на тоненьком,

Две-три капельки росы.

Мудрость ветхая, далекая

Различала и цвета:

Скрыта в ландыше глубокая,

Неземная красота.

И не нами это сказано:

Белый цвет издревле свят…

Из букета, как от ладана,

Льется нежный аромат.

И не зря народы древние

От сердечных ран и мук

Обрели в нем средство верное,

Исцеляя злой недуг.

Из лесов весною раннею,

В тихом шепоте берез,

В мир печали и страдания

Ландыш нам принес Христос.

4 июня 1954 года был освобожден из Карлага и этапирован в ссылку на поселение в Кокчетавскую область, Алабатинский совхоз, поселок Ак-Кудук Чкаловского района (он был лишен права священнодействовать).

После освобождения 1 июня 1956 года владыка Иосиф был назначен настоятелем Михайло-Архангельского храма г. Кокчетава. Через месяц владыка Иосиф был переведен в г. Петропавловск и назначен почетным настоятелем собора святых апостолов Петра и Павла.

15 сентября 1960 года Указом Священного Синода владыка Иосиф был назначен архиепископом Алма-Атинским и Казахстанским. 25 февраля 1968 года владыка Иосиф был возведен Патриархом Алексием I в сан митрополита

После смерти Патриарха Алексия митрополит Иосиф отказался от патриаршего престола, ссылаясь на то, что он неуч, на самом деле была другая причина. В начале 40-х годов блаженная старица Мария Таганрогская предупредила его, чтобы он не поднимался выше митрополита.

Он учил своих духовных чад ко всем относиться равно — и к умным, и к неразумным, и к добрым, и к злым. «Злых делай добрыми своим примером, а добрых лучшими», — наставлял Владыка. Сам, испытав и пережив все тяготы жизни, Владыка Иосиф был ко всем сострадателен и милостив. По свидетельству современников владыка был прозорлив, ему были открыты даже мысли человека. Владыка Иосиф говорил: «Когда человек перед моими глазами, на лице все написано, я вижу, что за человек, и знаю, что сказать. Если бы люди знали, как они прекрасны — каждый в своей индивидуальности и в своем таланте и талантах». Все, кто знал Владыку, видели в нем любовь и милосердие и не могли не относиться к нему с ответной искренней любовью. Великая сила любви, исходившая от Владыки, еще при его жизни привлекала к нему множество людей разных сословий и возрастов. То были и простые православные женщины, приходившие со своими семейными неурядицами, и студенты духовной семинарии и Академии, приезжавшие к нему на каникулы, деятели науки и искусства, которые при беседах с Владыкой поражались глубиной и разносторонностью его познаний.

9 сентября 1972 года в связи с 40-летием архиерейского служения, во внимание к усердному служению Церкви Божией, Святейший Патриарх Пимен наградил митрополита Иосифа правом ношения двух панагий.

В начале июня 1975 года владыка Иосиф в последний раз посетил Караганду,

О том, что этот приезд в Караганду станет последним для владыки Иосифа, здесь же, на церковном дворе, было предсказано ему схимонахиней Анастасией. «Благословите, Владыка! Мы больше не увидимся», — сказала карагандинская старица старцу-митрополиту. Вскоре у него случился приступ, и 4 сентября 1975 года Владыка почил.

Всю ночь священнослужители читали Евангелие, а утром 6 сентября в домовой церкви Иверской иконы Божией Матери была совершена заупокойная Литургия. 7 сентября архиепископ Варфоломей совершил заупокойную Божественную Литургию в сослужении 38 священников и трех диаконов. Отпевание было совершено по чину святительского погребения, составленному митрополитом Мануилом. В книге, содержащей это чинопоследование, рукою покойного Владыки написано: «Собственность архиепископа Алма-Атинского Иосифа. Подарок от митрополита Мануила — автора этого трогательного чина. По этому чину прошу меня отпеть, а эта книга останется кафедре. Архиепископ Иосиф. Конец 1965 года. Алма-Ата».

Чин погребения длился около трех часов, затем гроб с телом Митрополита, при пении ирмосов «Помощник и Покровитель», был обнесен вокруг Никольского собора, после чего все проследовали на городское кладбище. Там, возле святой могилы митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Николая (Могилевского), было приготовлено место упокоения второму Алма-Атинскому митрополиту. (Митрополит Иосиф был реабилитирован 14 мая 1992 года Прокуратурой Ростовской области.) (день памяти исповедника – 4 сентября)

Протоиерей Валерий Захаров в 2001 году написал статью «Памяти блаженного Старца, Святителя Божия и исповедника веры, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Иосифа» в которой отметил: «Могила его непрестанно посещается верующими. Ежегодно в дни его памяти в храмах Алма-Аты служатся парастасы и заупокойные богослужения, после чего духовенство и народ едет на кладбище, где на могиле Владыки продолжается молитва верных. И за гробом святитель Церкви простирает руку помощи обращающимся к нему, что неоднократно засвидетельствовано его почитателями. Обращение к нему как к святому стало уже естественным для алматинцев, и по существу он уже канонизирован почитанием народным, что в Православной Церкви и является конечным критерием святости. И верим, что в недалеком будущем все мы «едиными усты и единым сердцем» воззовем к этому дивному архипастырю, избранному сосуду Божией благодати: «Святителю отче Иocuфe, моли Бога о нас!»

Наши рекомендации