Соборы Шпайера, Майнца, Вормса. Мария Лаах. Церкви Санта Мария ин Капитоль и Св. Апостолов в Кельне. Паулинцелла.

Соборы Шпайера, Майнца, Вормса. Мария Лаах. Церкви Санта Мария ин Капитоль и Св. Апостолов в Кельне. Паулинцелла. - student2.ru Соборы Шпайера, Майнца, Вормса. Мария Лаах. Церкви Санта Мария ин Капитоль и Св. Апостолов в Кельне. Паулинцелла. - student2.ru Вормс, Апостолов в Кельне.

· Конец 12в – начало процесса интенсивного дробления Империи на отдельные государства (королевства в миниатюре)

· Процессы секуляризации церковной немецкой культуры

· = особая ситуация духовной жизни империи: двойственность и замедленность развития

· ! Возвышенный универсализм византинизирующих формул – позволяли возвыситься над земными контрастами, вобрать в себя мир идеальной утопии

· Политическая борьба наиболее ярко проявилась в культовом строительстве: контраст между церквями в реформированных монастырях (центр: аббатство Хирсау) и имперскими соборами (Шпейер, Майнц, Вормс) = аскетизм немецких клюнийцев против пышности имперской архитектуры

· Для средневекового искусства Германии, раздробленной на множество феодальных образований, характерно большое разнообразие местных школ

· Конструктивной особенностью церквей рейнской школы является их перекрытие по так называемой связанной романской системе. Она заключается в том, что боковой распор сводов среднего нефа принимают на себя своды боковых нефов, причем одному звену среднего нефа соответствуют звенья боковых нефов, по два с каждой стороны. Получается чередование опор: более массивные столбы поддерживают пяты сводов главного нефа, а на промежуточные опоры, более легкие, опираются пяты сводов боковых нефов

· Как средний, так и боковые нефы в церквах рейнской школы перекрыты вспарушенными крестовыми сводами, то есть такими, где каждая из четырех распалубок, образующих свод, вершиной своей довольно сильно приподнята, образуя небольшой куполок. Боковые нефы не имели Эмпор, и стена среднего нефа до яруса окон расчленялась только служебными колоннами, поддерживающими пяты сводов

· В построении плана рейнских церквей бросается в глаза слабое выделение трансепта: в Шпейерском и Вормсском соборах трансепт помещен перед самой восточной абсидой и лишь незначительно выступает за контуры продольного помещения, а в Майнцском соборе трансепт помещен даже не у восточной, а у западной стороны церкви

· В планировке рейнских церквей последовательно проводится повторение квадрата средокрестия по всей длине продольного корабля

· Внешний облик рейнских соборов определяется ясно выраженными снаружи членениями внутреннего пространства, большой протяженностью (особенно в Шнейере) и парными башнями, подчеркивающими восточную и западную части здания. В соборах рейнской школы допускался только скупой архитектурный декор + характерно применение декоративных аркад снаружи, особенно последовательно выдержанное в Шпейерском соборе

ü Соборы рейнской школы производят впечатление сурового величия и мощи. Они — одно из самых сильных и непосредственных художественных воплощений феодальной эпохи. Свойственная романскому зодчеству монументальность форм достигает вершины в этих памятниках немецкого средневековья.

ü 12-13в – Штауфенский период. Знать и рыцарство покровители искусства. Вначале многое заимствуется из предыдущих периодов, но к к13в штауфенский стиль достигает своего расцвета в напряженном диалоге с французской сводчатой архитектурой. Во внешнем виде доминируют одинаковые группы башен с восточной и западной сторон здания, фасады членяться с гораздо большим чувством глубины и трех мерности. Основной элемент членения – небольшие столбы или арки. Которые в свою очередь перекрываются большими арками.

ü К северу от франконских городов, несколько ниже по Рейну, в Кельне, были созданы в романском стиле не совсем обычные здания. Особенность их заключается в том, что трехмефное продольное помещение пересекается трехнефным же трансептом и три ветви креста (восточная, северная и южная, заканчиваются абсидальными полукружиями, совершенно одинаковыми. Таким образом, вся композиция приближается к центрической, которая мало соответствовала строгим литургическим требованиям средневековья, но создавала совсем особое впечатление своими тремя ветвями, властно объединенными общим центром.

v Собор в Шпейере

- обширная крестообразная базилика с криптой, западным притвором с башнями и восточным хором, фланкированным башнями

- 1080-1106гг: перестройка по инициативе Генриха4

- полностью перекрыт крестовыми каменными сводами по связанной системе

- с этой целью: поднята высота центрального нефа и четные опоры усилены трехчетвертными колоннами с коринфскими капителями

- первоначальное прямоугольное завершение хора заменено полукруглой апсидой

- принимали участие ломбардские мастера (Донатус)

- итальянское происхождение архитектурного декора храма

v Собор в Майнце (освящен в 1239г)

- 2 этапа строительства

- сохранение двусторонней ориентации храма

- обработка фасадов (Рейн!): ниши и карликовые галереи

- строгая обработка восточной части + пышная и сложная декорация западного трансепта и башни (13в)

v Собор в Вормсе (1181 – 1234)

= длинное, похожее на крепость здание с толстыми стенами и узкими окнами

- доминируют строгие геометрические формы и четко очерченные объемы = суровость + доминирует гладкая поверхность стены

- Собор построен на старом фундаменте 11 в. Строительство началось после 1171 г. и продолжалось до 1234 г., когда был закончен западный хор

- наибольшее единство архитектурного облика!

- двусторонняя ориентация

- круглые окна-розы, нервюрные своды = знание французской готики

- Внешний вид собора с двумя массивными центральными и четырьмя фланкирующими башнями отличается простыми, но пластически выразительными формами. Западные и восточные части здания разработаны неодинаково. Восточная абсида завершена не полукругом, а прямой стеной, более поздний западный хор образует в плане многоугольник: его стены глубоко прорезаны нишами окон разной формы

- с особенной силой проявилось свойственное романским зодчим чувство суровой простоты архитектурного объема. Декоративные аркады, скупо прорезанные узкие окна и ниши тянутся поясами вдоль плоских стен и вокруг башен, не нарушая строгости их основных геометрических форм = Замкнутый в себе, ограниченный со всех сторон правильными формами корпус собора не допускает свободного слияния архитектуры с декоративной пластикой.

v Церковь аббатства Мария-Лаах (1093-1200)

- наиболее классическое здание германской романики!

- наличие атрия

- перед атрием – второй хор

v Санта Мария ин Капитоль (1045 —1065)

- перекрыта в главных нефах цилиндрическими сводами, в боковых — крестовыми, а в абсидах — полукуполами

v Церковь Святых Апостолов (1020-1030 + посл четверть 12в-ок1230) Кельн

- !Строгий, но жизнерадостный характер

- обильный архитектурный декор

v Паулинцелла (1112 – третья четверть XIIв), Тюрингия

- хирсауский тип здания

v Гросс Санкт Мартин (после 1150-сер13в) Кельн

- трехлеестковое завершение хора

- отсутствие крипты

Наши рекомендации