Vii. братство человечества

Религия начинает с заявления Единства Бога, а кончает провозглашением братства

людей. На самом деле, обе истины неразделимы, вторая заключается в первой. Если

существует Единая Жизнь, в таком случае каждая одушевленная форма должна быть

нераздельно связана с каждой другой формой, оживотворенной тою же Жизнью. Все

формы составляют единое тело, одушевленное единой жизнью, и жизнь эта — Бог. Вот

почему все религии употребляли сравнение с человеческим телом, когда говорили об

общине верующих. Подобно тому, как кровь есть жизнь тела, так и Христос есть

жизнь Своего тела, т. е. Церкви.103 И совершенно так же, как повреждение того

или другого органа вредит всему телу, так и вред, причиненный одному члену

Человечества, наносит вред всей расе. Никто не может отлучить себя от этой

тесной связи. Никто не должен стоять в стороне и желать жить в одиночестве;

рожденные в человеческой семье, мы должны жить в этой семье. Братство есть факт

природы, от которого нельзя уклониться.

Ввиду того, что себялюбие, вырастающее из чувства обособления, присущего

материальной стороне природы, так сильно в человеке настоящей ступени эволюции,

— великие Учители человечества давали различные религии с целью пробудить

чувство общности жизни, сознание объединяющего единства внутри группы

единоверцев. О Вселенском Братстве говорится немного, тогда как большое значение

придается ограниченному братству одинаково верующих. Но с течением времен такое

ограниченное братство должно неизбежно расширяться, обнимая все более широкий

круг жизни, ибо, признавая Бога за Единого, необходимо допустить, что и дети

Его, все без исключения, должны войти в Его обитель. Семя единства водружено в

сердце каждой религии, выросшее дерево распространит свои ветви по всему миру.

Нельзя не признать, что до сих пор Братство провозглашалось не в своем всемирном

значении, а лишь в частичном, и то небольшое количество точных текстов, которое

указывает на Всемирное Братство, принимается в большинстве случаев лишь за

благочестивое пожелание, а не за живые вдохновения, обязательные для руководства

в текущей жизни.

Отсюда вытекает долг каждой религии выдвигать и подчеркивать эту истину и

прилагать ее к жизненному творчеству, долг разрушать все преграды и уничтожать

все разъединяющие стены. Но это никогда не может быть достигнуто навязыванием

той или другой религии в виде условия для вступления в Братство. Необходимо

широко распространенное сознание, что Братство есть принадлежность природы,

коренящаяся в единой жизни, которую мы все разделяем и которую не может

уничтожить ни преступное падение, ни поднятие на высоту совершенства, которая

включает в себя самого низкого и самого благородного, и величайшего грешника, и

высочайшего святого, которая есть прирожденное право всех, без всякого

исключения. Раз признается имманентность Бога, необходимо признать и Братство

людей.

До тех пор, пока человек сознает свое телесное бытие более, чем духовное, до тех

пор и Братство не может быть осуществлено; ибо телесное растет постоянным

присвоением всего, что находится в поле его достижения; материальные вещи

временны и, использованные, уничтожаются под конец; а так как количество

пригодных вещей ограничено, желающие же обладать — многочисленны, то и возникают

и борьба, и ссоры из-за обладания ими.

Захват и удержание для себя есть условие материального успеха, но когда человек

начинает сознавать себя более духом, чем телом, он начинает понимать, что давать

и разделять с другими есть условие роста и силы. Духовные богатства умножаются

от расходования, а не уменьшаются. Чем большее количество ими пользуется, тем

более они умножаются; чем более ими делятся, тем более они усваиваются. Отсюда

истекает, что Братство должно иметь свои корни в Духе и должно распространяться

сперва в интеллектуальном и психическом царстве и затем уже утвердиться и в мире

материальном. Никогда не может быть оно предписано законодательством извне: оно

может быть лишь плодом победы Духа, изливающегося изнутри.

Изучение истории прошлого может убедить тех сомневающихся, которые склонны

отрицать, что Братство есть действительно закон природы. Ибо существование

закона доказывается разрушением того, что не согласуется с ним, и процветанием

того, что находится с ним в гармонии. Одна нация за другой, одно государство за

другим погибали и распадались вследствие несоблюдения закона Братства.

Там, где сильный угнетает слабого, вместо того чтобы защищать его, где богатый

эксплуатирует бедного, вместо того чтобы помогать ему, где ученый презирает

невежественного, вместо того чтобы воспитывать его, — там неумолимый закон

природы приговаривает цивилизацию к погибели. Проходит некоторое время, и такая

цивилизация исчезает с лица земли; и лишь тогда, когда жизнь народа будет

проникнута истинным Братством, возникнет цивилизация, которая будет пребывать

незыблемо.

Достойно внимания, что в начале каждой возникающей религии всегда преобладает

дух Братства, и только по мере того, как религия стареет, и дух начинает

постепенно исчезать. Индусские Священные Писания говорят о счастливом веке,

когда народ составлял правильно организованную семью, в которой все были

воспитываемы, все выполняли полезные деятельности, все относились по-братски

друг к другу.

Переходя к исторической эпохе, мы видим, что среди учеников, собравшихся вокруг

Будды, царствовали дружба и взаимная любовь. Первые христиане "имели общее" и

"разделяли всем, смотря по нужде каждого". Последователи Пророка Аравии жили как

братья, и Пророк был как старший брат среди них. Таким образом, первым

выражением религии является Братство; оно истекает из религиозного сознания

естественно и свободно. В те ранние дни, когда новая религия исповедуется по

глубокому убеждению и сопровождается бескорыстной преданностью, она принимает

естественную форму Братства, так как Дух временно торжествует и, как победитель,

предписывает свои Законы.

Но со временем в братские отношения прокрадывается себялюбие, чистое золото

тускнеет, и жадность, зависть и честолюбие пятнают чистую вначале ревность. И

тем не менее золотая мечта о пребывающем Царстве, основанном на Братстве, не

переставала светить всем святым, всем истинно любящим человечество. Пророки

указывали на нее, поэты воспевали ее, философы доказывали ее необходимость,

мученики умирали за нее. Старшие Братья человечества, составляющие великий союз

религиозных Учителей мира, приведут эту мечту к осуществлению, и Дух Любви, из

которого рождалась каждая религия, будет осенять зрелый возраст Человечества.

Из индусских Священных Писаний

Действуй и ты так во имя блага мира. От привязанности к действию действует не

мудрый, о Бхарата; мудрый же должен действовать бескорыстно ради блага мира.

Бхагавадгита, III, 20, 25

Мудрые смотрят одинаково на ученого и смиренного Брахмана, на корову, на слона,

на собаку и даже на того, кто ест собаку.

Там же, V, 18

Единением приведенное в гармонию "я" видит Единое Я пребывающим во всем сущем и

все сущее пребывающим в Едином Я: всюду оно видит то же.

Там же, VI, 29

О Гудакеша, Я — То, что пребывает в сердцах всего сущего.

Там же, X, 20

Тот, кто видит высочайшего Господа, не погибающего среди погибающих, равно

пребывающего среди всех существ, тот воистину видит.

Там же, XIII, 27

Это единое всемирное Сокровенное Я всех существ становится отдельным

индивидуальным "я" для каждой формы.

Катха упанишада, V, 10

Тот, кто видит все существа в Едином и Единого во всех существах, тот более не

ненавидит.

Уша упанишада, 6

Для блага всех существ была объявлена религия (дхарма). Только то религия, что

приносит такое благо. Это верно... Религия была объявлена, чтобы обезвредить все

существа. То, что обеспечивает сохранение существ, есть религия. Это верно Тот,

кто есть друг всех существ, кто проникновенно думает о благе всех, и действием,

и мыслью, и словом, — Тот только знает религию.

Махабхарата, Шантипарва, I, XXXVIII

Тому, кто владеет богатством мудрости, мир наполненный старшими, равными и

младшими, есть мир родителей, друзей и детей.

Бала Бхарата, Удьогапарва, II, 17

Тот, кто друг всем творениям, его имя Брахман.

Ману-смрити, II, 87

Дважды рожденного человека, который не знает страха к живым существам, его,

освобожденного от тела, не будет никто бояться.

Там же, VI, 40

Тот, кто таким образом через свое Я видит Единого во всех существах, постигает

равенство всех и достигает высшего состояния Брахмана.

Там же, XII, 125

Незлобивость есть высшая религия.

Махабхарата, Анушасанапарва, CXIV

Зная, что Всевышний есть все существа, мудрый простирает свою любовь на все

творения без разбору.

Вишну-пурана, I, XIX, 9

Из Священных Писаний парсов

Если я совершил какой-либо грех против закона братства в отношении моего отца,

матери, сестры, брата, жены или детей; по отношению к моему родоначальнику,

моему родственнику и знакомым; моим согражданам, товарищам, соседям, кому-либо

из соотечественников или слуг моих, то я раскаиваюсь и прошу прощения.

Патет Пашемани

Я восхваляю, я призываю, я размышляю, и мы приносим жертву благим, сильным,

благодетельным Фраварши верных. Мы поклоняемся Фраварши домовых хозяев,

владельцев местечек, глав городов, владык стран, последователей Заратустры;

Фраварши тех, кто суть, и тех, кто будут; всем Фраварши всех наций и в

особенности Фраварши дружески расположенных к нам народов.

Фавердин Яшт, II, 21

Из буддийских Священных Писаний

Все люди дрожат при наказании, все боятся смерти; помни, что ты им подобен, и

потому не убивай и не причиняй убийства.

Дхаммапада, X, 129

Будем жить счастливо, без ненависти к ненавидящим нас; среди ненавидящих нас

будем пребывать свободными от ненависти.

Дхаммапада, XV, 197

Тот, кто нанесением страдания другим стремится достигнуть удовольствия для себя,

тот, скованный узами ненависти, никогда не будет свободен от ненависти.

Там же, XXI, 291

Брахманом я воистину зову того, кто не обвиняет другие существа, сильные или

слабые, кто не убивает и не бывает причиной убийства. Воистину Брахманом называю

я того, кто терпим с нетерпимыми, кто мягок с обвинителями и кто свободен от

страсти среди страстных.

Там же, XXVI, 405, 406

Подобно тому, как мать с опасностью жизни охраняет своего ребенка, своего

собственного, единственного ребенка, так да будет каждый питать бесконечное

благоволение ко всем существам. И да будет он питать благоволение ко всему миру,

бесконечное дружеское расположение, наверху, и внизу, и поперек, неудержимо,

беспрепятственно, без ненависти, без вражды.

Метта-сутта, 7, 8

Из еврейских Священных Писаний

Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и

оставшегося от жатвы твоей не подбирай, и виноградника твоего не обирай дочиста,

и попадавших ягод в винограднике не подбирай; оставь это бедному и пришельцу. Я

Господь, Бог ваш... Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби

ближнего твоего, как самого себя. Я Господь, Бог ваш... Когда поселится пришелец

в земле вашей, не притесняйте его: пришелец, поселившийся у вас, да будет для

вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в

земле Египетской. Я Господь, Бог ваш.

Левит, 19:9-10,18,33-34

Ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и

страшный, Который не смотрит на лица н не берет даров. Который дает суд сироте и

вдове, и любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду. Любите и вы пришельца, ибо

сами были пришельцами в земле Египетской.

Второзаконие, 10:17-19

Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на

земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего

и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему

взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается.

Второзаконие, 15:7-8

И веселись в праздник твой ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя,

и левит, и пришелец, и сирота, и вдова, которые в жилищах твоих.

Там же, 16:14

Не суди превратно пришельца, сироту (и вдову), и у вдовы не бери одежды в залог.

Там же, 24:17

И будет Он судить многие народы, и обличит многие племена в отдаленных странах;

и перекуют они мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ на

народ меча, и не будут более учиться воевать.

Михей, 4:3

Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас? Почему же мы вероломно

поступаем друг против друга, нарушая тем завет отцов наших?

Малахия, 2:10

Из христианских Священных Писаний

Один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья.

От Матфея, 23:8

Да будет все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас

едино... Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино.

От Иоанна, 17:21,23

Все же верующие были вместе и имели все общее: и продавали имения и всякую

собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого... У множества же

уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не

называл своим, но все у них было общее.

Деяния, 2:44-45; 4:32

Бог, сотворивший мир и всё, что в нем. Он, будучи Господом неба и земли, не в

рукотворенных храмах живет... От одной крови Он произвел весь род человеческий

для обитания по всему. лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы

их обитанию... Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество

подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла

человеческого.

Деяния, 17:24,26,29

Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.

Римлянам, 15:1

И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая

таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против

Христа.

1 Коринфянам, 8:11-12

Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и

много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились

во одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.

Тело же не из одного члена, но из многих. И вы — тело Христово, а порознь —

члены.

Там же, 12:12-14,27

Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни

женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе... Где нет ни Еллина, ни Иудея, ни

обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем

Христос.

Галатам, 3:28; Колоссянам, 3:11

Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания.

Ефесянам, 4:4

Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса Христа.

Там же, 6:23

И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном

теле, и будьте дружелюбны.

Колоссянам, 3:15

Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий

любящий рожден от Бога и знает Бога... Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог,

то и мы должны любить друг друга... Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего

ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может

любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий

Бога любил бы и брата своего.

1 Послание Иоанна, 4:7,11,20-21

Из Священных Писаний ислама

Благочестив ... отдающий состояние свое близким, сиротам, бедным, странникам и

всем просящим; благочестив, выкупающий пленных, соблюдающий молитву, творящий

милостыню, выполняющий принятые на себя обязательства; благочестив терпеливый в

несчастии, во времена жестокостей и гонений.

Коран, 2:172

Будьте добры к отцам и матерям своим, к родственникам, к сиротам, к бедным, к

тем, кто находится под покровительством вашим, будет ли он связан с вами

родством, или будет для вас совершенно чужим, к товарищам своим, к странникам и

к рабам.

Там же, 4:40

Не употребляй насилия против сироты. Берегись оттолкнуть нищего.

Там же, 93:9,10

Источники

Библиографическая заметка

Индусские источники: Ману-смрити, Вишну-пурана, Деви Бхагавата, Бхагавадгита,

Упанишады, Ригведа, Махабхарата, Бала Бхарата, "Руководство к изучению индусской

религии и этики" (Advanced and Elementary Textbooks of Hindu Religion and

Morals).

Парсийские источники: Гаты. Изучение пяти Гат Заратустры. Из серии Священных

книг Востока: Авеста,104 Динкард,105 Вендидад.106 "Очерки о парсах" д-ра Гауга.

Еврейские источники: Библия и апокрифы, "История евреев",107 Иосиф.

Буддийские источники: Священные книги Востока, "Катена буддийских Писаний" С.

Беала.

Христианские источники: Библия, до-никейские Отцы, англиканский молитвенник.

Исламские источники: Коран, Изречения Магомета, "Письма учителя суфия"

Шарф-уд-Дин-Манери,108 "Меснави" Джалал-ид-Дин-Руми, "Изучение шиаизма" Кхакан

Хозаина.

Извлечения из Священных Писаний сикхов были присланы другом.

Перевод Е. Писаревой

СНОСКИ

Что есть постоянно, всюду и во всем (лат.)

В религиях это духовное ведение носит различные названия: Веданта, Рагазия,

Гнозин, Тазавурф и т. д.

Чхандогья упанишада, VI, ii. 1.

Второзаконие, 6:4.

1 Коринфянам, 8:4.

Коран, 8.

Деяния, 17:28.

Ади-грантх Сахаб Соратх, 1.

Псалтирь, 19:1.

Исаия, 66:13.

Шветашватара упанишада, III, 9.

Бхагавадгита, X, 42.

От Матфея, 5:48.

In Memoriam.

Там же.

Псалтирь, 138:7-10.

Чхандогья упанишада, VI, 1, 4, 5.

От Иоанна, 17:3.

От Луки, 17:21.

От Матфея, 5:8.

Катха упанишада, I, ii, 24.

Мундака упанишада, III, i, 5.

Ahura-Mazda.

В тексте употреблены названия арабских мер.

То есть Бог проявленный не знает тайну Проявленного.

Последователи Зороастра видят в имени Ахура-Мазда выражение той же идеи

Троицы, ибо Ахура означает "Он, который есть", Маз — великий, Да — знать. Есть

и другое толкование: Ахура, жизнедатель; Мазда, Великий Мыслитель;

Спента-Ангра, силы-близнецы эволюции и инволюции, составляют три аспекта

Божества в маздеизме.

1 Коринфянам, 15:24, 28.

Коран, 28:88.

Бытие, 1:2.

Ману-смрити, I, 9.

Кордех Авеста.

Коран, 6:102.

Коран.

Бхагавадгита, VII, 5.

См. Псалтирь, 104:147.

Яшт, I. 14.

Коран, 2:157; 53:43; 57:5.

Вишну-пурана, I, II, 62.

Т. е. родившиеся вновь, родившиеся в духе.

В гл. 37 Иов дает великолепное подробное описание Бога как Создателя и

Хранителя мира и всех творений.

Sayana, Commentary on Aitareyaranyaka, II, iii, 2.

In Memoriam, Tennyson.

Коран, 35:1.

Псалтирь.

Висперед. Отрыв., I, 1.

Евреям, 1:14.

4 Царств, 6:17.

Иов, 38:7.

Тевиджа-сутта.

Ману-смрити, XII, 119.

См. Ману-смрити и Пураны.

Бхагавадгита, IV, 12; VII, 23.

Коран, 2:97,117.

Там же, 79:1-5.

Там же, 6:60; 7:12; 1:16; 77:1-6; 2:30.

Там же, 2:96.

От Луки, 1:26.

Коран, 72:1-19.

Вендидад, XI, 9.

Яшт, XIII, 24; Ясна. XXIII, 11.

Изречения Магомета (англ. текст, с. 115).

1 Коринфянам, 12:12,27.

Деяния, 17:28.

Бхагавадгита, IV, 6—8.

Исаия, 61:1.

Иеремия, 1:9.

От Луки, 4:17-21.

Евреям, 9:26.

Там же, 1:1-2.

Символ Веры Афанасия.

Ефесянам, 3:16, 17.

Галатам, 4:19.

Ефесянам, 4:13.

Откровение, 21:5.

1 Коринфянам, 3:16.

Римлянам, 8:29.

От Матфея, 5:48.

Филиппийцам, 2:12,13.

От Иоанна, 12:25.

Деяния, 20:35.

Дхаммапада, I, 1, 2.

Галатам, 6:7.

Коран, 2:117.

От Матфея, 5:28.

Чхандогья упанишада, III, XIV, 1.

Дхаммапада, I, 1.

Брихадараньяка упанишада, I, I, 1.

Ригведа, Пуруша-сукта.

Откровение, 13:8.

Essays on the Parsis, Dr. Haug, p. 13.

Бхагавадгита, III, 9.

Евреям, 10:9.

Бхагавадгита, III, 9.

Коран, 2:83.

Римлянам, 12:1.

Подвиги.

Буквально: Самосияние.

Откровение, 21:27.

1 Фессал., V, 23: "И ваш Дух и Душа и тело во всей целости да сохранится без

порока".

См.: "Многообразие религиозного опыта" проф. Джемса.

Все Священные Писания полны указаний на существование трех миров. Мы выбираем

лишь несколько отрывков.

Бог смерти.

Ефесянам, 5:30.

Spiegel.

Перев. Санджема.

Перев. Дурместетера.

Д-ра Сухраварди (1905).

Перев. Гайнатх-Синга.

Наши рекомендации