Перевоплощение ангелов
Аллах наделил ангелов способностью перевоплощаться, принимая неангельское обличие. Так, Аллах отправил Джибрила к Марьям в облике человека: «Помяни в Писании Марьям. Вот она ушла от своей семьи на восток и укрылась от них за завесой. Мы же послали к ней Нашего Духа, и он предстал перед ней в облике прекрасно сложенного человека. Она сказала: “Я прибегаю к Милостивому, чтобы Он защитил меня от тебя, если только ты богобоязнен”. Он сказал: “Воистину, я послан твоим Господом, чтобы даровать тебе чистого мальчика”«. (Марьям, 16-19).
К пророку Ибрахиму ангелы тоже явились в человеческом обличии, и он не смог распознать их, пока они сами не открылись ему: «Наши посланцы принесли Ибрахиму (Аврааму) радостную весть и сказали: “Мир!” Он сказал: “И вам мир!” — и поторопился, чтобы принести жареного теленка. Увидев, что они не дотрагиваются до еды, он усомнился в них и почувствовал страх перед ними. Посланцы сказали: “Не бойся! Воистину, мы посланы к народу Лута”«. (Худ, 69-70).
К пророку Луту ангелы пришли в облике красивых юношей, и он испугался, что его соплеменники причинят им вред. Это были нечестивые люди, творившие зло и занимавшиеся мужеложством: «Когда Наши посланцы явились к Луту, он огорчился из-за них, почувствовал себя стесненным и сказал: “Это — тяжкий день”». (Худ, 77).
Ибн Касир писал: «Ангелы предстали перед ними в облике красивых юношей, чтобы испытать и проверить их: против народа Лута был выставлен неопровержимый довод, и Аллах схватил их хваткой Могущественного, Всемогущего». [Аль-бидайа ва-н-нихайа (1/43)].
Джибрил приходил к Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, в разном обличии. Иногда он принимал облик Дихьи бин Халифы аль-Кальби — сподвижника, имевшего очень красивую внешность, а иногда являлся в образе бедуина. Свидетелями его явлений были многие сподвижники.
В обоих «Сахихах» приводится следующий рассказ ‘Умара бин аль-Хаттаба: «Как-то мы сидели около Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и тут к нам подошел человек в белой одежде и с черными волосами. На нем не было следов путешествия, но никто из нас не знал его. Он уселся прямо напротив Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, уперся коленями в его колени, положил ладони на бедра и сказал: “О Мухаммад! Расскажи мне об исламе”». В хадисе также сообщается, что он спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о вере, ихсане*, Судном Часе и его признаках. Впоследствии Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что человеком, задававшим вопросы, был Джибрил, который явился, чтобы обучить сподвижников их религии. [Муслим (8). Аль-Бухари передал его со слов Абу Хурейры. См.: Аль-Бухари (49)].
*[Это слово образовано от глагола أحسن (делать хорошо). Оно используется в двух значениях: делать добро кому-либо и совершать какой-либо поступок совершенным образом. Ихсан — нечто большее, чем просто любезность или справедливость. В Коране говорится: «Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро…» (ан-Нахль, 90). Справедливость проявляется в том, что человек отдает другим то, что им полагается, и берет себе то, что полагается ему. Между тем добродетельный человек (мухсин) отдает другим больше того, что полагается им, а берет себе меньше того, что полагается ему. В данном хадисе под ихсаном подразумевается высшая ступень веры, когда мусульманин поклоняется Аллаху так, словно он видит Его. И хотя он не видит Его, он всем своим существом осознает, что Аллах наблюдает за ним, слышит и видит его. — Прим. переводчика].
‘Аиша видела, как Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, разговаривал с Дихьей аль-Кальби, положив руку на гриву его коня. Когда же она спросила его об этом, он сказал: «Это был Джибрил, и он поприветствовал тебя миром».[Этот хадис передали Ахмад в «Муснаде» и Ибн Са‘д в «Табакате» с хорошим иснадом. История о том, как Джибрил передал пожелания мира ‘Аише, приводится и в сборнике аль-Бухари, но в ней не сообщается, что она видела его. См.: Аль-Бухари (3217), (3768)]
Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал нам о человеке, который убил девяносто девять человек, а потом раскаялся и решил переселиться в другой город. Смерть настигла его, когда он прошел половину пути, и из-за него ангелы милости поспорили с ангелами наказания. Разрешить их спор было доверено ангелу, явившемуся к ним в образе человека. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тогда к ним пришел ангел в человеческом обличии, и они сделали его [судьей] между собой. Он сказал: “Измерьте расстояние от него до каждой из двух земель, и он принадлежит к тем, к кому окажется ближе”».Безусловно, они избрали его судьей по приказу Аллаха, и, следовательно, Сам Аллах отправил его к ним в образе человека. Эта история приводится в «Сахихе». Муслима, в главе «О покаянии». [Муслим (2766)].
Как мы увидим ниже, в истории о трех сынах Исраила — прокаженном, плешивом и слепом, ангел приходил к ним тоже в человеческом обличии.
Некоторые ученые строили абстрактные логические суждения о том, как перевоплощаются ангелы, высказывая по этому поводу бесполезные мысли. Нам не стоит вдаваться в рассуждения об этих незримых вещах, потому что Аллах сообщил нам о том, что ангелы перевоплощаются, но не поведал нам о том, как это происходит. Те ученые могли бы довольствоваться тем, чем довольствовались Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники, и остановиться там, где они остановились. Если тебе интересно познакомиться с их высказывания по данному вопросу, обратись к книге ас-Суйути Аль-хабаик фи ахбар аль-малаик. С. 261.