Единственное препятствие для спасения
Я сейчас брошу в вас небольшую «бомбу», а потом позволю вам задавать вопросы. Всегда это говорю с болью, но я думаю, вам это важно услышать. Вами всеми двигает какая-то причина. В большинстве случаев, а может, и во всех, эта причина хороша. Я надеюсь, что многие в этом храме борются, желают быть спасенными и быть с Богом. Но может быть, один в этой церкви, если не больше, не увидит Царствия Божия и не будет спасен. И это будет по вашему выбору. Никто вас не остановит, вы остановите сами себя.
Всё, в чем вы нуждаетесь для спасения, есть прямо в этом храме. Но некоторые никогда этим не воспользуются и никогда не увидят лица Божия. Пробудитесь, не позволяйте себе остаться за пределами Царства Небесного.
Вы — именно тот единственный, который будет вам в этом препятствовать. Никто другой. Вы начинаете служить Богу всем своим существом только в том случае, когда ваш ум не будет захвачен сумасшествием осуждения, похотливыми мыслями, фантазиями, пустой потерей времени, музыкой и другими способами отвлечения от Бога.Мы не посвящаем Богу весь наш ум, поэтому мы не любим Его, а любим себя. Наше сердце не наполнено любовью к ближнему, а наполнено злобой и осуждением.
Очистите свое сердце, наполните его Богом и любовью к ближнему. Господь Бог знает, что в нашей душе, все наши страсти, весь этот мусор. Господь Бог может освободить нас от этого. И это самая прекрасная вещь, которую мы можем совершить через любовь. Молитва — это ответ на любовь, но мы должны перестать любить себя.
Иногда очень трудно любить Бога, Которого мы не видим. Господь Бог дал нам решение этой проблемы: люби ближнего, которого ты видишь — и тогда ты будешь любить Меня, и что ты сделал меньшим всем братьям — ты сделал для Меня. Я бы хотел, чтобы мы все увидели лицо Божие. Давайте посмотрим вокруг.
Ответы на вопросы
— Как быть подвижником духовной жизни и при этом избежать опасности впасть в прелесть?
— Если вы захотите посетить Манаус, вы, прежде всего, должны знать, что это за место и где оно находится. Манаус — это город в Бразилии, примерно в тысяче километров от истока реки Амазонка. Если вы решите туда поехать, вам нужно иметь на это денежные средства, транспорт, вы должны знать, как туда добраться. Если вы хотите добиться успеха в этом предприятии, было бы мудро найти карту или кого- то, кто там уже был, и узнать, что вас ожидает. В противном случае вы потратите очень много времени и энергии впустую, потеряете средства, а может и вообще никогда туда не доберетесь.
То же самое и в духовной жизни: если вы хотите куда-то добраться, прежде вы должны узнать, что есть духовная жизнь. Мы должны знать, куда мы идем и что мы делаем, мы должны найти того, кто там уже был — духовного руководителя. Если вы придете к духовному отцу и скажете: «Отец, можешь научить меня молитве?» — и он скажет: «Возьми и почитай эту книгу» — вы должны достать свою записную книжку и вычеркнуть его имя из списка духовников. Затем пойти к следующему и сказать: «Отец, я хочу научиться молитве». А он скажет: «Почитай вот это», — и вы тоже его вычеркиваете из своей записной книжки. Идите к следующему: «Отец, я хочу научиться молитве». — «Приди, я тебе покажу», — поиск окончен, оставайтесь с ним, учитесь молитве, и делайте то, что он говорит — и вы попадете в Манаус.
— Почему отцы говорят, что детальное изучение догматики изгоняет слезы и разрушает молитву?
— Интеллект, схоластический подход и изучение философии могут, конечно, вам многое дать в понимании Бога. Но они не дадут вам знание Бога. Вы не узнаете Бога через академические исследования, вы узнаете Бога через встречу с Духом Святым, которая происходит из молитвы. Неважно, сколь много вы учитесь, вы не приобретете дара Духа Святого, если вы не любите Бога. Следуйте Его заповедям и живите согласно Духа Свята.
Это не означает, что изучение и академические исследования не могут обогатить ваш опыт, но они не дадут вам этогоопыта. Я могу сказать вам всё о кофе — где он растет, как его правильно пожарить и заварить, какого он вкуса. Но и после того, как вы прочитали об этом, вы ничего не знаете о кофе, пока вы его не попьете. Как только вы попили кофе — всё то, что вы изучали, имеет для вас смысл. Но вся эта информация о кофе не значит ничего в отношении опыта пития кофе. Изучение и учеба — это не молитва и не жизнь духовная. Молитва — это и есть духовная жизнь.
— Как научиться понимать богослужебные тексты, и можно ли дать к этому пошаговую инструкцию?
— До того момента, пока вы не вкусите, как благ Господь, пока не получите опыта молитвы, литургические богослужения и тексты могут только помочь вам приобрести желание быть с Богом, если вы будете очень внимательно слушать. Но нужно сделать шаг, позволить отпустить себя и войти через ум к Богу. Если нет — понимание ничего не значит, хотя и остается чем-то самим по себе прекрасным.
— Как получить дар слез при молитве, и нужно ли это?»
— Я рад, что этот вопрос задан. Не знаю, кто его задает, но такого типа вопрос говорит мне о том, что его автор никогда не совершал молитвы. Когда ты любишь кого-то, ты никогда ему не говоришь: «А что ты мне дашь? Если я тебя люблю, что я из этого получаю?». Если ты любишь кого-то, всё, что ты можешь делать, это любить. Это всё. Ты не говоришь ему: «Я тебя люблю, а что дальше?»
Любовь — это всё. И в любви вы получите всё. Мы не любим для того, чтобы получать. Вы сначала любите, а потом получаете. Мы не молимся о том, чтобы получить слезы. Мы молимся для того, чтобы быть с Богом, и Господь Бог сделает с вами так, как Он пожелает. И даст всё, в чем вы нуждаетесь, что бы это ни было.
— Не хочется вечером молиться, как настроить себя на вечернюю молитву?
— Вы не хотите молиться вечером, потому что вы говорите молитву, а не молитесь. Поэтому это становится грузом. Нет у вас желания быть с Тем, Кого вы любите. Потому что тот, кого вы любите, это вы сам. У вас нет желания молиться, потому что вы устали и хотите комфорта. Поэтому молитва будет только поводом уйти от себя. Вам бы не хотелось уходить от себя, потому что пришло время о себе позаботиться. Сколько было сделано в течение дня для других, на работе, поэтому у меня нет времени, я очень устал.
Помните, что мы думали, что мы кого-то любили? Неважно, чем мы занимались целый день, но нам так сильно хотелось видеть этого человека! Нам было без разницы, спали мы или нет. Мы готовы были стоять в снегу, даже замерзая до смерти, но разговаривать с ним, потому что мы не хотели покидать его. Мы должны были вставать рано утром, и нам было безразлично, чувствуем мы себя хорошо или нет, потому что мы любили.
Вы будете способны к молитве, если вы будете любить Бога. Вы будете бежать домой, чтобы быть с Ним, вместо того, чтобы вздыхать перед молитвой: «Опять мне нужно начинать». Этого бы не было, если бы вы думали о Нем целый день, но вы думали весь день о себе. Бог должен быть тем, о Ком нужно думать прежде, чем мы найдем свободное время для себя.
— Можно ли заменить формальное молитвенное правило и чем?
— Можно ли заменить молитвенное правило? Конечно! Должны ли вы? Нет. Вы можете делать все, что вы хотите. Господь Бог не заставляет вас ничего делать. У нас есть молитвенное правило, потому что мы эволюционировали. У нас есть правило молитвенное, потому что мы, как то дикое животное — до того момента, пока на нас не будет седло или узда, мы бежим туда, куда мы хотим, не можем остепениться и понять, для чего мы созданы. Поэтому Господь говорит: «Возьмите на себе иго Мое». Иго — это как то, что надевается буйволу на шею, чтобы можно было его контролировать. Возьмите — наденьте хомут, но это Мое иго, оно сладкое, и оно легкое.
— Как вы посоветуете молитвенно готовиться к Святому Причастию?
— Нужно следовать директивам Церкви, говоря, что любовь всегда выше закона. Поэтому, если вы находитесь в постоянной молитве, вам не нужно молитвенное правило. Вам не нужно совершать молитвы перед Святым Причастием.
Единственная причина, по которой мы совершаем пост и молитвенное правило, это то, что мы не имеем взаимоотношений с Богом, мы не с Ним. Поэтому нам нужно удалить из себя весь духовный мусор, который мы насобирали, отключить все влечения, все потакания страстям. Мы должны это вычистить, чтобы вернуться к тому, для чего мы созданы.
Если бы у вас был дом, и вы бы два года там не наводили порядок — не подметали бы полы, не пылесосили, не мыли бы посуду, вымыть этот дом в один день было бы невозможно. Может быть, и за неделю невозможно. Но если вы поддерживаете порядок ежедневно, вы можете вычистить все в полчаса. Тем, кто имеет «грязные дома», нужно очень много молитвенных правил. Очистите свой дом, и тогда у вас не будет длинного молитвенного правила.
— Расскажите о практике ночных молитв в монастырях и о возможности применения этой практики для мирян.
— Молитва есть молитва. Неважно, где вы ее совершаете и неважно, кто это делает. Конечно, если это не литургическая молитва. Литургическая молитва — это прославление Бога всей Церковью, которая совершается иерархическим путем через епископа, где мы все вместе молимся ко Христу и приносим жертву. Вся Церковь совершает молитву. Это в некотором роде отличается от нашей частной молитвы.
Как нам можно молиться? Молитва не должна быть лимитирована временем, она вне времени. Святой апостол Павел говорит нам: «Мы должны молиться непрестанно». Что он подразумевает? Он подразумевает, что ваш ум всегда должен находиться в Боге. Поэтому ночные бдения, молитвы ночами — это прекрасная помощь в обучении молитве. Они являются прекрасным средством для того, чтобы познать Бога.
Если мы имеем непрестанную молитву, мы имеем ее везде. Это не означает, что мы при этом ничего не делаем. Это означает, что наш ум, наша душа — в Боге. Он говорит: «Если любите Меня, любите и служите друг другу». Это не означает, что вы целый день сидите, запершись в комнате. Это означает, что вы должны служить другим по любви. Любовью Христовой вас Господь Бог обязует служить.
Если вы любите Бога, вы ничего не можете делать, кроме того, чтобы служить ближнему, потому что Он сказал, что это именно то, чего Он хочет: «Если вы любите Меня, служите друг другу». Если вы говорите: «Нет, я просто хочу Тебя любить». Он говорит: «Нет, ты не любишь».
Тебе кажется, что ты контролируешь ситуацию, но ты за пределами всякого контроля. Единственная личность, которая может все контролировать — Господь. Единственная настоящая свобода — это послушание. Почему это единственная настоящая свобода? Потому что послушание говорит «нет» собственной неправильной воле и убивает гордость. После этого человек становится совершенно свободным. Если мы имеем такую собственную волю, которую контролировать невозможно, мы горды, потеряны и несвободны.
— Расскажите об особенности молитвы в храме. Молиться ли Иисусовой молитвой или вникать в богослужебные тексты?
— Вы любите кого-либо. Вы приходите к ним в дом провести вечер с ними, потому что вы хотите быть к ним ближе. Они говорят с вами, а вы сидите и на них смотрите. Они говорят: «Что с тобой? Я с тобой рядом, здесь, я присутствую». А вы ведете себя так, будто вы не с ними. Когда вы с ними, вы им отвечаете.
Когда вы приходите на богослужение, вы любите Бога и отвечаете на богослужение о Нем, а не о себе. «Вот эта часть богослужения мне нравится» — это о себе. Но все иначе, когда сердце поет вместе с Богом, когда рассудок и душа живы в тех словах, которые используются для прославления Бога. Это примерно так же, как Матерь Божия воспела: «Возрадуется дух Мой о Бозе, Спасе Моем». Вот, что мы должны делать.
— Как не отвлекаться из-за мыслей и любопытства во время богослужения?
— Когда вы любите, ничего не существует, кроме того, что или кого вы любите. С печалью я могу сказать: мы отвлекаемся от молитвы, потому что до сумасшествия влюблены в себя. Вы не можете забрать себя от себя любимого к Богу. Господь Бог пытается выкрасть вас от вас, а вы этому противитесь. Вы не хотите отвлекаться от любви к себе, поэтому вы не можете молиться на богослужении.
— Как быть тогда, когда любовь к людям больше, чем любовь к Богу? Как это преодолеть? Как возлюбить Бога больше, чем близких и самого себя?
— Если вы любите кого-либо или что-либо, включая себя, больше, чем любите Бога, вы не любите никого, кроме себя. Невозможно любить человека больше Бога, поэтому вы не любите ни того человека, ни Бога. Вы любите себя, потому что вы любите то, что этот человек может вам дать. Но это опять забота о себе, а не о них.
На самом деле все заканчивается тем, что не любишь никого. Когда ты любишь себя, ты не любишь никого, даже себя. Потому что все наше «я» должно быть только о Боге. Если вы не любите ту причину, по которой вы были созданы, если вы не любитецель своего существования или бытия, которой является Бог, то в настоящем вы ненавидите себя, потому что вы уничтожаете себя.
Это примерно, как люди, которые имеют разные зависимости — наркотики, алкоголь, сексуальные связи, тщеславие, деньги — неважно, чем бы это ни было. Эти люди уничтожены зависимостями, они не могут функционировать, потому что эти зависимости забирают их полную свободу, способность говорить «да» настоящему. Они не могут жить без зависимости. Они отказались от своей свободы быть людьми, и они стали рабами страстей. Всякий раз, когда вместо того, чтобы любить Бога, мы любим Его творение, мы уподобляемся зависимым.
— Как понять, что влечение или некая влюбленность завершились, и пришла любовь? Это об отношениях двух молодых людей. Что значат взаимоотношения?
— Единственная цель пищи — это питание. Но какое удовольствие от пищи? Это вкус и сытость. Когда мы ошибочно ставим вкус целью пищи вместо питания, мы злоупотребляем пищей, и пища нас уничтожает.
Мы едим те вещи, которые не являются питательными. Мы едим больше, чем можем, разрушая свое тело. Та пища, которая должна вас питать, убивает вас. Если мы говорим: «Я к кому-то имею влечение» — это сразу означает, что мы думаем о себе. Я нахожу вас привлекательной, и это означает, что я что-то в вас желаю для себя.
С самого начала это не работает. Я должен желать только того, для чего я был создан — спасения. Мы хотим видеть то, что нам кажется хорошим.
Я был на рынке, выбирал фрукты, которые, как мне казалось, были вкусными. Мне один мужчина говорит: «Почему ты вон те не возьмешь?» Он видел, что я старый, но он был еще старше меня. Я говорю: «Ты посмотри, там птицы поклевывали и какие-то следы насекомых». Он говорит: «Птицы клюют только сладкие». А ты берешь с виду совершенные, но никто их не хотел». Я начал брать те, на которые он указал, и убедился, что он прав.
Я выбирал именно то, что, мне казалось, принесет удовольствие. И я забыл главную цель. Вы должны искать в жизни кого-то, кто будет любить Бога больше, чем вас. Вы должны искать кого-то в жизни, чтобы с ним вы любили Бога больше, чем его. Как говорит наше таинство венчания: «Двое становятся едины во плоти». И это единое объединяется с Богом.
Цель вашего существования — единение с Богом, а не единение друг со другом. Цель пищи — это питание, а не вкус. Поэтому мы должны искать того, с кем разделим жизнь, среди тех, кто знает, для чего жизнь, и кто хочет нашей помощи в реализации этой цели — жизни вместе с Богом. А жизнь — это и есть Бог. В противном случае, какой смысл во всем этом? Для чего вступать в брак, если ты попадаешь в ад?
Я слышу от многих, что они испытывают некую адскую жизнь уже здесь. Вы должны искать Бога и любить Бога больше, чем того человека, которого вы ищете.Тогда вы начнете уже здесь испытывать рай, прежде чем вы туда попадете. Может быть я и не ответил на вопрос, но это лучшее, что я могу сказать.
— Какую пользу приносит молитва Иисусова? И как моему начальнику начать ею заниматься?
— Иисусова молитва — это очень мощная молитва и очень мощное лекарство. Но только потому, что это мощное лекарство, оно может не подходить для того состояния, в котором вы находитесь. Я могу взять совершенное лекарство, но если я буду давать в неправильных дозах или в неправильное время, оно может вас не вылечить, а убить. Поэтому вам нужен доктор, который знает ваше состояние и может вам выписать правильную дозировку, чтобы вы стали здоровым, и не умерли.
Я видел многих людей, которые были потеряны в прелести и иллюзиях, творя молитву Иисусову. Не потому, что Иисусова молитва опасна, а потому что они еще не знали, что значит молитва. Они пошли позвать медведя прежде чем его приручили, и медведь откусил им руку.
Молитва — не академическое действие. Молитва — это взаимоотношения
Позвольте мне рассказать нечто важное для оживления ваших семей. Последние три года или около того у нашего монастыря в Нью-Йорке есть прекрасный сосед. Он и его супруга состоят в браке 30 лет. У них 8 детей и 6 внуков. Один из наших монахов знал обоих — супруга и супругу, когда они учились в школе. Я не помню, как они повстречались, скорее всего, на рынке. Отец семейства работает на грузовиках, ездит по всей стране. Они не православные, они католики. Это прекрасная семья.
Первый раз, когда я их встретил, — монах пригласил их на всенощное бдение на воскресную службу. Причем он сначала пригласил, а потом мне сказал: «Могу ли я их пригласить?» Я говорю: «Ты думаешь, что лучшее представление Православия — это богослужение? Представляешь, богослужение длинное, мы стоим. Католические службы короткие, и они сидят. Я думаю, для него это будет очень много». Как типичный монах, он говорит: «Отец, я же его уже пригласил». Я говорю: «Вот хорошо, ты благословение получил».
Этот мужчина пришел со своим 16-летним сыном. Я не знал, кто они были. Они были в церкви. В конце монах его привел, чтобы мне представить. Я сразу сказал сыну, мальчику: «Разве богослужение тебе не показалось длинным?» И он сказал: «Нормально». Я ему сказал: «Мы же стоим все время, разве ты не устал?» Он говорит: «Я в порядке». Я спросил отца: «Какими средствами можно заставить 16-летнего парня прийти в церковь и простоять 3 часа, причем на том богослужении, о котором он ничего не знает?»
Сейчас послушайте внимательно. Мальчик сказал: «Это моя суббота с моим отцом». Я говорю: «Что ты имеешь в виду?» Он сказал: «Каждый из нас восьмерых получает одну субботу в два месяца с нашим отцом. В этот день, что бы ни делал наш отец, мы идем с ним. Неважно, что он делает, главное, что мы пребываем с ним».
Я подумал: можете ли вы представить, что ваши дети могут сказать это о вас? «Неважно, что делает мой отец, работает или что-то, — самое главное, что я рядом с ним. Я так сильно люблю его! Это мой день, чтобы быть с ним».
Позже он приехал вновь, я разговаривал с ним о фермерстве, о котором мы ничего не знаем. Он приехал кое-что о ферме рассказать. Мы иногда инструмент ломаем, ибо не знаем, как делать все правильно, поэтому просим соседей нам помочь. Мы городские парни. Он пришел что-то нам отремонтировать.
Я сказал ему: «Как ты заставляешь своих детей ходить в церковь и молиться?» Он говорит: «Что ты имеешь в виду?» Я говорю: «Что ты им говоришь?» — «Я не говорю ничего. Мы — семья, мы молимся. Я никогда не прошу, мы просто это делаем» — сказал он мне. Я говорю: «Вы молитесь каждый день?» Он мне отвечает: «Конечно!» Я говорю: «Ты по воскресеньям в церковь ходишь?» — «Мы все ходим». «А как, — говорю — те дети, которые уже в брак вступили и ушли из семьи?» -«Они приходят в воскресенье, все в храме со своими детьми». Я воскликнул: «Это удивительно!» Он говорит: «Почему?»
После этого я спросил: «Как ты поддерживаешь вот эту молитву в семье?» Представьте, он — водитель грузовика. Иногда он отсутствует4-5 дней. Я думаю, иногда он по 12 часов в день, 5 дней в неделю проводит за пределами семьи в дороге. Когда он возвращается домой, это примерно в 20 или 25 километрах от католической церкви. Церковь открыта 24 часа в сутки. Люди там записываются в очередь, чтобы совершать молитвы час или полтора, днем и ночью.
Если он уходит на работу в 4–30 утра, то он приезжает в церковь в 2 часа утра, чтобы совершить молитву, прежде чем идти на работу. Я был под большими впечатлениями от такого уровня духовной жизни. Он не говорил о молитве детям. Он молился с ними, он молился за них, они молились с ним. Вот как они научились молиться.
Молитва была для отца чем-то важным, поэтому это стало важным для семьи. Они на Рождество приехали к нам в монастырь, потому что они праздновали 25-го декабря. После богослужения они пришли на ужин и оставались все это время с нами. Мы разговаривали. Я подшучивал над супругой. Знаете, женщины хотят всем управлять. Они руководят дома, руководят везде и говорят каждому, что делать.
Я пошутил, сказав ей: «Кто у вас главный в доме — Вы или Антоний?» Она говорит: «Господь. А мой муж в послушании Богу, а я в послушании ему». Вот ответ. Теперь вы знаете, как правильно.
Вы хотите знать, что у вас дома не так? Их старший сын, которому уже 27, в одну из суббот пришел к нам со своим отцом, который помогал нам. Я говорю: «У тебя своих трое детей. Тебе разве нечего делать с ними?» Он отвечает: «Это моя суббота с моим отцом». Я говорю: «Ты все еще приходишь?» — «Я буду приходить весь остаток жизни».
Не понравилось ли бы вам, когда бы ваш сын сказал так? Это произойдет, если мы проведем свою жизнь с Богом. Мы не проводим свою жизнь с Богом, не находимся в послушании Богу, поэтому не понимаем этого. Все, к чему мы ни прикасаемся, приходит в беспорядок. Наши дети — в оппозиции к нам, наши семьи разваливаются. Наркотики, алкоголь, сломанные браки… Потому что не Господь Бог главенствует, а мы. Поменяйте свой ориентир и начнете испытывать рай на земле.
— Имеет ли значение читать молитвы вслух или про себя?
— Когда вы любите людей, иногда находится время поговорить, а иногда — время побыть в тишине, но всегда в это время вы любите.
— Вопрос о воле Божьей. Вот человек в молитве часто находится в присутствии Бога, но не знает Его воли, не понимает Его язык. Как познать волю Божью в общении с Ним?
— Воля Божья для нас была открыта совершенно ясно. Иисус Христос пришел показать нам путь: «Я пришел не исполнить Свою волю, но волю Отца, пославшего Меня». Желание Бога для нас — чтобы мы Его любили всем нашим помышлением, всей нашей душою, всей нашей силой, и любили ближнего своего как самого себя.
Иисус Христос сказал: «Если вы любите Меня, исполните мои заповеди. Если вы любите Меня, служите друг другу». Какая еще ясность вам нужна? Не делайте ничего, отделяющего вас от Бога. Вот в чем воля Божья.
Наш отец великий Венедикт Нурсийский, основатель западного монашества, сказал: «Не предпочитайте ничего любви Божией». Поэтому ищите Бога всем своим сердцем, всей своей душою, всем помышлением, тогда все будет получаться. Это Его воля. И это постоянная работа. Доктор ли вы, или подметаете улицу — неважно, но если вы не любите Бога, вы впустую потратили свою жизнь. Если же вы любите Бога, будьте хоть официантом. Работа врача-нейрохирурга и работа дворника равно почетны, если совершаются с любовью к Богу.
Потому что те дары, которые вы имеете, не ваши. Бог дал вам их, для того чтобы прославлять Его и служить друг другу. Они не для вашей славы. Если вы используете их, чтобы творить свою волю, вы воруете.
Представим, что я владею банком, а вы приходите работать на меня и вместо того, чтобы считать деньги, потому что вы кассир, выходите с этими деньгами через дверь. Срабатывает тревога, и вам говорят: «Что вы сделали?» -«Я считал, что это мои деньги».
Дары — это Божьи дары. Если вы берете их для себя, вы — вор. Вы должны их отдавать каждому и прославлять при этом Бога. Посмотрите, в каком мы беспорядке. Мы пытаемся выглядеть как павлины. Мы думаем, что мы кто-то, вместо того чтобы думать: «Господь дал нам все». Пробудитесь!
— Как часто нужно исповедоваться и причащаться?
— Я думаю, что каждый сам решает для себя. Я расскажу, как часто я это делаю. Я делаю это настолько часто, насколько это возможно. Если у меня есть возможность посещать богослужение ежедневно, я делаю это ежедневно. Мы совершаем в монастыре литургию 4–5 раз в неделю, и причащается каждый. Это очевидно, и никогда этого не бывает достаточно.
— Как правильно выбрать мужа?
— Я надеюсь, что этот вопрос был написан, прежде чем услышали, то, что я уже сказал. Приходящим ко мне молодым людям, которые говорят, что хотят вступить в брак, я говорю, что они должны внимательно посмотреть на человека, с которым они вступают в брак. Я говорю женщине: «Если этот мужчина не показывает тебе Иисуса Христа, и ты не видишь в нем Иисуса Христа, беги от него, как от ада, иначе ты там откажешься». А мужчинея говорю: «Посмотри на эту женщину. Ищешь ли ты в ней все качества Матери Божией? Если нет, ты в большой беде».
В нашем приходе был мужчина. Он говорит: «Отец, ты знаешь, что не так с женщинами православными?» Я говорю: «Я боюсь сказать. Они все ищут святого мужа в кожаной куртке. Они хотят, чтобы он был святым и волнующим. Они хотят, чтобы он был благочестив и прекрасен. Они хотят, чтобы он любил Бога и их мог волновать. Только женщина может быть такой сумасшедшей».
— Как бороться с нападением демона, если он нападает, а ты парализован и не можешь даже двигаться? Что нужно при этом делать?
— Если мы охраняем себя молитвой, имеем ум настроенным на Бога, ни один демон близко не подойдет. Но поскольку с утра до вечера мы наполняем свой ум мусором — осуждением, жадностью, похотью, гневом и так далее, и после этого ложимся спать, все эти монстры нас ожидают.
— Как бороться с депрессией?
— Вы уже, наверное, догадываетесь, что я хочу сказать. Депрессия происходит от любви к себе. Одержимость и занятость собой вводит вас в депрессию. Могли бы вы представить себе, что вы были созданы для Бога и для того, чтобы любить каждого, и чтобы это стало причиной депрессии? Это примерно как оголодать до смерти, прийти в самый лучший ресторан Москвы и смотреть через витрину, не имея возможности ничего съесть. Любить себя — жить впустую. Не любите себя, любите Бога и ближнего — и вы никогда не впадете в депрессию. Просто, но трудно.
— В Евангелии сказано: «Возлюби ближнего как самого себя». Что это означает? Как тогда останавливать любовь у себя?
— Любите ближнего так же, как вы любите себя. Там не сказано: ты должен любить себя и любить ближнего. Если вы возьмете текст Евангелия, оно наполнено словами «люби ближнего», «люби Бога». Там нет ни одной строки, где написано «полюби себя» и живи для того, чтобы любить себя.
Что означает эта евангельская цитата? Тот уровень энергии, постоянного внимания и занятости, посвященный себе, включая ваше спасение, вы должны направить и посвятить любви к ближнему. Потому что вы имеете всю энергию и способности для этого, просто неправильно ориентированные.
Люди мне задают при этом вопрос: что подразумевает Господь, говоря: «люби врага»? Что Он говорит? Никто не является вашим врагом. Вы не можете любить и иметь врага. Если вы любите, никто не является врагом. Почему мы имеем войны? Мы не любим людей, мы любим себя. Почему существуют социальные заболевания? По той же причине.
— Что значит покаяние?
— Покаяние — это радикальное изменение направления жизни. Если идешь на север, радикальное изменение — это пойти не на восток или на запад, а пойти на юг. Радикальное изменение направления вашей жизни — это переход с ориентира на себя к ориентиру на Бога. Вот, что значит покаяние.
Все грехи имеют корнем или стеблем то, что мы смотрим на себя. Ум сосредоточен на себе, а не на Боге — и ты потерян. Покаяние — это не забивание себя до смерти. Покаяние — это не голодание до смерти. Покаяние — это отказ позволять чему-либо забирать себя от Бога. Ни своему телу, ни своей нужде в пище, ни своему желанию удовольствий или комфорта. Мы должны убрать это в сторону. Что бы нам не потребовалось, мы должны не потерять ни одного момента с Богом.
Помните, когда мы по молодости бегали либо за парнем, либо за девушкой и готовы были оставить ради них все? Вот это только маленький кусочек того, что есть любовь настоящая. Жизнь не имеет никакого смысла, когда вы не с тем, кого вы любите. Вы не можете даже понять, что можно не спать, что можно провести ночь в молитве. Трудно понять, трудно понести или воспринять пост.
Можно не понять, что можно жить целомудренной жизнью, потому что это вас отделит от того, кого вы любите. А кого вы любите? Вот, они здесь. Когда вы любите, многое возможно, все возможно.
— Какие правила вы считаете лучшими для общения с детьми для воспитания, и не является ли собственный пример самым лучшим воспитателем?
— Единственный путь для того, чтобы что-то сделать для другого живого существа, является ли он младенцем, взрослым человеком или старым, знакомым или незнакомым, это любовь. Вы, как родитель, ответственны перед Богом за ваше чадо. Вам дано это чадо Богом для того, чтобы научить его любить Бога и любить ближнего. Если вы это проваливаете, вы за это будете отвечать.
Нужно ли ходить в школу? Вы стали ближе к Богу, ходя в школу? Означает ли это то, что не нужно ходить в школу? Нет. Это означает, что если вы ходите в школу, вы должны понимать, что означает быть человеком, что такое любовь. В противном случае это учреждение научит вас тому, что жизнью не является. И вы не найдете Бога, потому что вы обретете этот мир. Это то, что мы делаем с нашими детьми — бросаем их в помойку и ожидаем, чтобы они оттуда вылезли чистыми.
Вы бы никогда не поместили вашу 16-летнюю дочь в тюрьму с 5 тысячами мужчин без всякой охраны. Вы даже не будете рассматривать это, потому что они нападут на ее тело. Вы берете своих драгоценных чад и отправляете их в эти безбожные школы, откуда они возвращаются уничтоженными. Что с вами не так? Начните со своей собственной школы.