Глава 9. От чего нас спас Христос?

Наверное почти каждый в России видел икону «Троица» Андрея Рублева. В образе трех ангелов он изобразил Бога-Отца, Бога-Сына и Бога Духа Святого. На этой иконе три Ангела склонили смиренно свои головы друг перед другом в знак согласия, причем расположенный в центре Ангел символизирует не Бога-Отца, как можно было подумать, а именно Бога-Сына, Христа. Два других Ангела своими фигурами как бы образуют края чаши, внутри которой оказывается Бог-Сын (евхаристическая чаша). Эти три Ангела сидят вокруг образного стола, на котором действительно изображена чаша – именно её, чашу страданий предстояло испить Сыну Божьему.

Творя наш мир, Бог в повелительной форме совершал Свои акты творения. В первой главе Библии об этом говорится так: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет… Да будет твердь посреди воды… И стало так». И так далее. Но только в отношении человека этот повелительный тон исчезает: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему…» Не «да будет», а «сотворим», как будто Лица Пресвятой Троицы советуются друг с другом. Согласен ли Бог-Сын родиться на земле под видом человека, страдать, и быть распятым на кресте для спасения всего человечества? – это и было главным предметом совета: этот библейский эпизод Церковь называет «предвечным советом Пресвятой Троицы», именно этот момент хотел отобразить на иконе Андрей Рублев. Ангелы на иконе склоняют головы друг перед другом в знак согласия. Одним словом, решение спасти человека Господь принял еще до начала его творения. Всю ответственность за данную человеку свободу Бог взял тем самым на Себя. Господь говорит: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3,16).

Христос не раз говорил своим ученикам – апостолам, что в Иерусалиме Ему предстоит быть распятым, умереть и воскреснуть на третий день. «Потому любит Меня Отец, - говорил Иисус, - что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её. Никто не отнимает её у Меня, но Я Сам отдаю её: имею власть отдать её и власть имею опять принять её» (Ин.10.17-18). Когда апостол Петр вынул свой меч, чтобы заступиться за Христа и не дать арестовать Его, Господь сказал: «Вложи меч в ножны, неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» (Ин.18,11).

Известно, что Христос после смерти на кресте разделил судьбу всего человечества и душой Своей сошел в ад (Еф.4,9), (1 Пт.3,19), (1 Пт.4,6), (Мат.12,40): Он вывел оттуда Адама и Еву и всех людей способных воспринять духовное исцеление, дал нам возможность соединяться с Богом и попадать в рай после жизни на земле. На Пасху поем: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ (т.е. Своею смертью Христос разрушил смерть), и сущим во гробех (умершим) живот даровав (дал жизнь)». Всю неделю после Пасхи «царские врата» в алтаре храма не закрывают, что символизирует открытые двери рая для человечества.

Тем не менее остается немало важных вопросов. Зачем Богу понадобилось родиться на земле в образе человека, столько страдать, терпеть издевательства от людей и наконец быть распятым такой страшной казнью? Что за всем этим стоит? Неужели нельзя было спасти человечество по-другому? Можно ли простить грешных людей без этих жертв и страданий Христа? Кому и для чего эта жертва? Попробуем порассуждать по порядку.

Для начала необходимо выяснить, что именно соединилось во Христе при Его рождении: тело человека и душа Бога? Чтобы ответить на этот вопрос нужно немного отвлечься и поговорить о том, как устроен каждый из нас. По мнению отцов Церкви, человек трехсоставен: состоит из тела, души и духа. В духе сосредоточено сознание человека, его разум, любовь, совесть. Апостол Павел пишет: «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?» (1 Кор.2,11). Разум, любовь и совесть вместе составляют ум человека, его мудрость, его богоподобие. Дух - это ядро человеческой личности, в котором главным компонентом является способность любить. Нельзя при этом путать способность любить и способность влюбляться, стремление к познанию и ум, так же и смешивать силу духа и силу воли. Например спортсмену требуется сила воли, чтобы много тренироваться, но будучи волевым атлетом, он может оказаться трусом перед лицом смерти. Чтобы осознанно пожертвовать своей жизнью ради другого, необходима сила духа – это сила любви. В ней более полно проявляется личность человека.

Мы познаем окружающий мир с помощью разума и органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), т.е. познаем мир духом, в котором сосредоточен разум, и телом, но конечным адресатом, «получателем» эмоционально-чувственной информации является наша душа. Разум и органы чувств передают эту информацию как-бы в форме импульсов душе. Душа является сосредоточением чувств. Даже любую задачу по математике можно решать с увлечением в душе, а можно с явной скукой. Порой мы сталкиваемся с какой-то неожиданной для нас ситуацией, не успеваем еще ничего сообразить, но тут же испытываем бурю внутренних эмоций, ощущений и чувств – так реагирует душа, срабатывая иногда быстрее разума, получая импульсы через органы чувств. Невозможно логикой разума описать какой-либо цвет: попробуйте, например, объяснить, что такое синий цвет тому, кто его никогда не видел – слепому от рождения. Невозможно обосновать, почему вам, к примеру, больше нравится зеленый цвет, а другому человеку – красный или розовый; почему одному нравится одна музыка, а другому другая; и почему мужчины имеют довольно разное представление о женской красоте. Не случайно говорят: «каждый выбирает себе по душе».

В душу вложены наши желания, чувства, эмоции, воля, стремление к красоте, к миру, благополучию, к познанию окружающего мира, творческие способности, способность сопереживать, влюбляться, привязанность к кому-нибудь или чему-нибудь и т.п. Душа имеет свой характер – это свойства души, врожденные и приобретенные: смелость и трусость, уступчивость или упрямость, сентиментальность или холодность, веселость или угрюмость, грубоватость или мягкость, молчаливость или болтливость, доброта или жестокость, и т.д.

У души есть воля – это душевные силы человека, или сила души. Воля развита у людей многократно больше, чем сила духа. Воля нужна человеку для физического выживания, в первую очередь для труда и учения, а сила духа необходима, дабы человек всегда оставался человеком по Божьему призванию: в любой ситуации остаться честным, верным, добрым, чтобы суметь преодолеть любой соблазн, любое искушение.

Душа имеет свои пристрастия, часть из которых нередко превращаются в греховные страсти – и те и другие могут передаваться по наследству вместе с отдельными свойствами души.

Душа имеет память, не интеллектуальную, а эмоционально-чувственную. Она запоминает, как выглядят предметы вокруг, чем отличаются цвета или наши чувства, такие, например, как радость и грусть. Душа есть и у животных, только с существенно меньшим набором свойств, у них эти свойства более упрощенные, она не имеет духа и умирает вместе с телом. Человеческой душой управляет её дух, а душой животных система инстинктов, вложенная в них Творцом.

После грехопадения больной стала именно душа, а не дух человека. Чем именно? – богоотрешенностью. Главными компонентами души являются желания и воля (помимо чувств). Адам нарушил заповедь, тем самым, его желания и воля вошли в противоречие с желанием и волей Бога: произошел разрыв человеческой души с Божественной природой. Напомним еще раз слова Григория Паламы: «Бог есть природа всего существующего, и все существует лишь постольку, поскольку причастно к Богу». Душа человека разорвала невидимую связь со своим Творцом. Утратив единение с Богом, человек лишился главного Источника жизни: это неизбежно привело к тому, что его душа стала слепо искать источник жизни в самой себе. Но не получая должного, она скорбит, мучается и метается, одним словом, находится в больном состоянии. Все её свойства стали искаженными, приобрели эгоистичный характер. Бог есть источник не только жизни, но и счастья и всех благ. Потеряв его, человеческая душа постоянно чего-то требует и не может ничем надолго удовлетвориться, оттого и «капризничает» и еще более мучается сама от себя. Душа – это в первую очередь жизнь, и жизнь эта стала отравленной. Не умирая сама, она порождает смерть.

Ядро человеческой личности – дух человека, сам по себе не является больным, но он сильно зависит от больной своей души и нездорового тела. Наш разум, увы редко бывает бесстрастным: значительная часть наших осознанных поступков, принятых решений, сказанных слов совершается под влиянием греховных страстей души. Как часто приходится сожалеть о таких эпизодах нашей жизни! «Каждый имеет право на свое мнение» - очень звучит демократично и модно сегодня. Право-то мы имеем, только важно помнить: все наши заблуждения по любым вопросам порождены смесью личных греховных страстей с подчас дремучим невежеством.

Совесть – второй после разума компонент человеческого духа является как бы «независимым экспертом» (почти), давая оценки всему происходящему в жизни человека. Совесть – это явный «Божий дар» в человеке, способный обличать его, несмотря на бушующие в душе страсти. Если человек сознательно посвятил свою жизнь ежедневному удовлетворению своих прихотей, то его совесть, образно говоря, как-бы становится придавленной большим камнем: она вроде есть, но голос её едва слышен, а иногда не слышно и вовсе. Этот «камень», или лучше сказать «груду камней», можно разобрать, для начала вдумчиво прочитав Евангелие, где главной ценностью являются проповеди Христа. Если совесть уподобить ручейку, то нужно добавить, что этой работой будет разобрана только верхняя часть «плотины», подводные её камни, мешающие свободному течению совести это греховные страсти.

Центральной сущностью человека, или главным содержанием его личности является третий компонент духа – способность любить. Разум и совесть как-бы отступают в тень, когда в основе стремлений и поступков горит свет чистой любви. Любовь рождает мудрость, а не логика и знания – они лишь её «спутники». Бог есть Любовь, и человек создан «по образу и подобию» Божьему, а потому главное в человеческой личности – это способность любить. Ведь именно любовь делает человека подлинно счастливым, именно любовь делает человека совершенным. Внутреннее состояние Бога это состояние любви, и уподобиться Ему мы можем именно в этом. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» - говорит Христос (Ин.13,35).

Знакомясь с трудами отцов Церкви, с их святостью жизни и уроками их внутренней духовной борьбы, можно сделать вывод, что дух человека сам по себе остается здоровым, душа же сильно больна. Если дух был бы болен в равной степени с душой, тогда люди перестали бы быть людьми, а стали бы бесами, для которых покаяние и исправление невозможно: некому было бы в человеке бороться. Тело сопротивляется болезни пока главная часть его еще не поражена, так и внутри человека: борьба есть там, где есть кому бороться. Апостол Павел пишет: «А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (Рим.8,10). Дух легко становится рабом больной и страстной души, но и дух способен стать с Божьей помощью «господином» бедной своей души. Тот же апостол Павел говорит: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти. Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся» (Гал.5,16-17). Под словом «плоть» подразумевается, конечно, и страстная душа, о чем апостол пишет далее. Священное Писание называет тех, кто живет лишь в угоду своим прихотям «людьми душевными, не имеющими духа» (Иуд.1,19), (1Кор.2,14-15), т.е. дух у таких как-бы спит. «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Гал.5,25).

Исправить нашу поврежденную человеческую природу невозможно было даже великим святым подвижникам, иначе говоря, исцелить больную душу человека мог только Бог. Основателей ислама или буддизма можно теоретически заменить любым другим человеком, заменить же Христа невозможно ни Иоанном Крестителем, ни апостолом Павлом, т.к. не один человек не может исцелить себя самого, а тем более стать Спасителем для всего человечества. «Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся в слове» - сказано о Христе в Священном Писании (1Тим.3,16).

Итак, что именно соединилось во Христе? От чего Он нас спас? По мнению отцов Церкви, в Личности Христа соединился Сын Божий (Бог-Сын) Своим духом с поврежденной человеческой душой и телом. Поскольку состояние духа человека зависит практически только от него самого, поэтому исцелить необходимо было Христу именно человеческую душу, а вместе с ней и тело. Душа Христа была, конечно, безгрешна, т.е. лишена личных грехов, но она оставалась еще не исцеленной. Иисус унаследовал от Адама поврежденность души, но избавлен был от родовых грехов, т.е. от страстей, передающихся по наследству потому, что родился от святой девы Марии – Божьей Матери, и без участия мужчины – от Духа Святого. Поврежденная душа, иначе говоря больная, поражает и тело: Христос был смертен, страстен (подвержен страданиям), тленен (мог стареть).

Из Евангелия известно, что дьявол не раз искушал Христа, и не только в пустыне. Силы зла не могут искушать Бога, Бог совершенен. Другое дело Христос: Он не Бог лишь, а Богочеловек. Искушать можно лишь того, кто несовершенен, того кто уязвим. Понимая это, дьявол приступил ко Христу после Его сорокодневного поста в пустыне, когда Спаситель только начинал Свое служение. Представьте себе: человек ничего не ел 40 дней, измучен голодом, имея возможность сотворить любое чудо! Дьявол напоминает Христу об этом: «Если ты Сын Божий, скажи, чтобы камни эти сделались хлебами». Мол, чего Тебе стоит, Ты же голодный, а у Тебя такие возможности! Нет сомнения, что в этот момент действительно происходила невидимая борьба внутри Христа: Его Божественный дух побеждает больную человеческую природу, и несмотря на сильный соблазн, отвергает предложение дьявола. Господь понимал, что превратить камни в хлеб не грех, но если Он будет увлекаться чудесами для личной выгоды, то не сможет стать примером для остальных людей. А самое главное, в таком случае, больная душа поставила бы себе на службу Божественное начало во Христе: победу одержал бы не Божественный дух, а человеческая душа и плоть.

Дьявол совершает вторую попытку: берет и относит Христа в многолюдный Иерусалим, и ставит Его на крыле храма. Искуситель говорит Ему: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ведь Ангелы не позволят разбиться Тебе и на руках понесут Тебя». Человеческая душа не хочет скорбей, тяжелых трудов, с чем неизбежно была связана будущая тогда деятельность Христа. Душа бессознательно ищет себе легкого пути и именно такой путь предложил Иисусу дьявол: мол, спрыгни с высокого храма и не повредишь Себе, а жадная до чудес толпа, стоящая внизу, будет изумлена!

Христа действительно потом не раз просили показать из чудес что-нибудь особенное, чтобы всем доказал, что Он на самом деле Сын Божий. «Покажи нам знамение» - просили Его соотечественники из Назарета, где Он вырос, этого просили фарисеи, завидовавшие молодому пророку, наконец, этого требовала толпа, когда Христос был распят: «Сойди со креста и мы уверуем в Тебя!» Господь отверг все эти предложения, не стал Он прыгать и с храма, понимая, что людей легко сделать своими поклонниками, изумляя их чудесами, но внутренне, духовно, они останутся рабами своих пороков и заблуждений. Настоящим христианином можно стать не через увиденные чудеса, а полюбив поразительную по мудрости Истину, которая открывается в проповедях Христа.

Тот же смысл имело и третье искушение, только с еще большей силой соблазна: дьявол предложил Христу стать царем огромной империи, стать земным владыкой. Мол, представляешь, какие у Тебя откроются возможности!

Господь не пожелал родиться или стать великим императором по той же причине, по которой Он отклонил второе искушение дьявола. Толпа жадна до чудес, и толпа любит «власть имущих», особенно, когда власть щедрая и сильная, но толпа при этом остается толпой. Для слабой человеческой души это огромный соблазн – стать прославленным царем (как Адаму предложили стать богом, но без Бога), и здесь Божественный дух во Христе вновь смиряет Свою душу, исцеляя её.

В Евангелие говорится, что после этого «дьявол отошел от Него до времени» (Лук.4,13), т.е. это было не последнее искушение в земной жизни Спасителя. Эти события являлись не случайными, а необходимыми для исцеления человеческой природы. В Священном Писании указывается, что Иисус «возведен был Духом в пустыню, для искушения от дьявола» (Мат.4,1). Иначе говоря, возведен Богом Духом Святым «для искушения», т.е. это было необходимо для Богочеловека. Почти вся земная жизнь Христа есть процесс исцеления человеческой души Богом и главный эпизод этого процесса, конечно же, страдания и смерть на кресте.

Все последние и самые тяжелые страдания Спасителя – это еще больший пример победоносной борьбы Духа над соблазнами человеческой души. Иисус, находясь в Гефсиманском саду с учениками, зная, что в эту ночь Его арестуют и поведут для издевательств и казни, «начал скорбеть и тосковать» (Мат.26,37). «душа Моя скорбит смертельно» - говорит в эти минуты Господь Своим ученикам (Эти слова повторяют евангелисты Матфей и Марк). В эту ночь, во время молитвы к Богу-Отцу, Христос говорит: «Отче! ...пронеси чашу эту мимо меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет». «И находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови». «Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его» - сообщает подробности евангелист Лука. «Находясь в борении…» (Лук.22,44), «начал ужасаться и тосковать…» (Мк.14,33) – Священное Писание подчеркивает, что во Христе происходила тяжелая борьба Его духа с человеческой поврежденной природой.

Наша душа, чувствуя приближение смерти тела, начинает скорбеть и мучиться, приводя в смятение, вплоть до ужаса свой дух, потому как для человека смерть или ожидание смерти, тем более смерти мучительной, - это не естественное состояние. Искушение в том, что Иисус ясно осознает Свою возможность избежать страшной казни. Во время ареста, апостол Петр вынимает меч, но Господь говорит Ему: «Возврати меч твой в его место…или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мат.26,52). До этого Христос уже говорил, что «никто не отнимает у Него жизни, но Он Сам отдает её» (Ин.10,17-18).

Если Христос был бы только совершенным Богом, или иначе говоря, Личностью совершенной во всех отношениях, тогда Он не мог бы быть для нас реальным примером: Он – Бог, а мы – грешные и слабые люди. Господь же явил нам образец действительной борьбы с самим собой, борьбы, которая должна происходить в каждом человеке: борьбы духа с соблазнами души, что и является сущностью духовной жизни. «Ты мне соблазн…» - отвечает Спаситель Петру на его предложение избежать казни на кресте (Мат.16,23). «Дух бодр, плоть же немощна» - говорит Господь своим ученикам (Мат.26,41), (Мк.14,38). «Душа Моя теперь возмутилась, и что Мне сказать? Отче! Избавь Меня от часа сего! Но на сей час я и пришел» - говорит о своих страданиях на кресте Господь (Ин.12,25-27).

Итак, из слов Священного Писания и из опыта человеческой жизни очевидно, что у всех людей, «плоть немощна», «душа скорбит», страдает вместе с телом, и только «дух бодр» и находится в состоянии «борения», т.е. борьбы, «ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся» (Гал.5,17). Святой Ириней Лионский пишет: «Человек состоит из трех: плоти, души и духа, и в коих один (дух) – спасает и образует».

Если душа человеческая лишилась своего единения с Богом после грехопадения, то дух человека и до грехопадения не был в этом единении, а был только призван к нему. Адам имел единение с Творцом лишь по природе своей (физиологии), но единство духовное с Богом ему только предстояло приобрести, а вместе с ним и черты совершенства.

Адам отпал от Бога, а вместе с ним и все человечество, и мы сегодня видим в этом лишь черную сторону, считая это каким-то трагичным недоразумением первого человека и катастрофой для всех людей. Однако есть и большая польза для человечества, составляющая великий Промысел Божий: дух человека, находясь постоянно «в борении», имеет больше возможностей для развития в себе способности любить Бога и людей, нежели Адам до грехопадения, а значит и больше возможности для духовного единения с Богом, которое окончательно состоится после земной жизни людей. Отцы Церкви говорили, что «если не было бы бесов, тогда не было бы и святых». Под словом «бесы» они имели в виду не только и не столько силы зла, а в первую очередь соблазны, терзающие нашу душу. Бесы являются только как бы внешними раздражителями. Бог попускает (разрешает) им искушать людей, потому как через искушение происходит самопознание человека, без которого невозможно ни покаяния, ни смирения, ни духовного роста. Апостол Иаков пишет: «С великой радостью принимайте, братья мои, когда впадаете в различные искушения, …чтобы вы были совершенны во всей полноте» (Иак.1,2-4). Искушения (соблазны) легко приводят к греху, но искушения это и лучшие условия для исцеления человека и его совершенства – совершенства в смирении и любви.

Подводя итог этой главе, остается уточнить: почему именно через страдания и смерть на кресте завершилось дело спасения рода человеческого?

Христос говорит: «Я победил мир» (Ин.16,33). Какой мир? – мир человеческой, грешной, поврежденной природы с его мучительными соблазнами, страхами и искушениями, в котором живет каждый из нас. Чем победил? – силой Своей Божественной любви, соединенной со смирением. Как эту любовь можно было проявить с максимальной силой? – через полное, вплоть до смерти самопожертвование. Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15,13). Умыв ноги Своим ученикам, добавил: «Не называю вас рабами, но называю вас друзьями» (Ин.15,15). Христос победил болезнь человеческой души силой Своей любви и смирением, и совершал это исцеление через всю Свою земную жизнь, завершив его смертью на кресте и последующим воскресением. Пророк Исаия за много веков до Рождества Христова писал о будущем Спасителе: «Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни. Он изъявлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши, наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис.53,4-5).

Римляне придумали изощренную казнь преступников на кресте. Человек испытывает невыносимые муки, находясь в распятом состоянии: затекают мышцы груди, человек задыхается, чувствует сильную жажду, головокружение, сильную боль мышц и суставов. Желая хоть немного ослабить растянутые жилы и сделать глоток воздуха, человек вынужден опираться на ноги, пробитые гвоздями, отчего раны вокруг гвоздей рвутся с еще большей силой. Физические страдания Христа были помножены на скорби душевные. Люди в толпе издевались над Ним и кричали: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти! Если Он Сын Божий, пусть теперь сойдет со креста, и мы уверуем в Него!» Представьте себя на месте распятого: вы испытываете невыносимые муки и при этом имеете реальную возможность сотворить чудо и сойти со креста! А какой соблазн показать этой толпе, как они ошибаются! У Христа до последнего сохранялся шанс прекратить свои муки, воспользовавшись Своей Божественной природой. Поэтому понадобилось самопожертвование до полной физической смерти – это и стало высшим проявлением совершенной любви. Евангелист Иоанн пишет, что за несколько мгновений до смерти, Христос сказал: «Свершилось!» И, преклонив голову, предал дух (Ин.19,30).

Люди иногда совершают самопожертвование ради друг друга, но этого недостаточно для полного исцеления души человека: наша любовь крайне несовершенна, непостоянна во времени и слаба. Христос же всю Свою земную жизнь беспрестанно, незримо совершал исцеление человеческой природы, соединяя желания и волю Своей человеческой души с волей Божьей, соединив то, что разорвал Адам. Неся Истину ради любви к людям, Он нес её со смирением, не боясь при этом смотреть в глаза тем, кто Его за эту Истину возненавидел, а потому именно в страданиях на кресте смогла проявиться максимально целительная сила Божественной любви к падшему человеческому естеству. Бог совершенен и совершенна Его любовь, поэтому только Господь мог спасти человечество, став Одним из нас.

Наши рекомендации