Групповая душа животных
Понятие групповой души для многих учеников представляется новым и сложным. Для лучшего понимания воспользуемся одним восточным сравнением. Оно уподобляет групповую душу воде в некотором сосуде. Один стакан воды, набранной из этого сосуда, представляет собой душу отдельного животного. Какое-то время вода в стакане совершенно отделена от воды в сосуде; она принимает форму стакана, в котором находится. Предположим, мы бросаем в стакан с водой некоторое количество красителя. Вода приобретает свой цвет. Ее окраска представляет собой качества, которые временно отделенная душа получает в результате приобретенного опыта.
Смерть животного подобна выливанию воды из стакана обратно в сосуд. При этом вся вода в сосуде получает нежный оттенок того цвета, который имела вода в стакане.
Таким же образом все качества, развитые в течение жизни отдельного животного, распределяются на всю групповую душу после его смерти. Невозможно снова взять тот же стакан воды из сосуда, но каждый стакан, который мы набираем после этого, обязательно будет содержать оттенок, привнесенный туда первым стаканом. Если бы можно было снова взять из сосуда те же самые молекулы воды и возобновить полностью содержимое первого стакана, тогда речь бы уже шла о первом воплощении. Но поскольку это невозможно, групповая душа впитывает в себя (поглощает) временную душу. Речь идет о процессе, в котором сохраняется всё, что было приобретено в период временного отделения.
Из сосуда наполняется не один стакан, а множество стаканов одновременно, и каждое существо передает групповой душе то, что приобрело за время своего существования. Так, постепенно, каждая групповая душа развивает множество различных качеств. Они проявляются как врожденные качества у животных, являющихся выражением конкретной групповой души.* Так появляются ярко выраженные инстинкты, с которыми определенные существа рождаются. Например, утенок, вылупившись из яйца, сразу ищет воду и бесстрашно плывет, даже если его высидела курица, которая боится воды и будет беспокоиться, увидев своего питомца там, где, по ее мнению, его ожидает неминуемая гибель. Но та часть групповой души, которая действует через утенка, уже хорошо знает, благодаря своему предыдущему опыту, что вода является естественной средой его обитания, и маленькое тело бесстрашно реализует свою внутреннюю потребность.
__________
* Так, через некоторое время после того, как первая обезьяна научилась мыть овощи, так же стали поступать и другие обезьяны, причём принадлежащие к стаям, живущим на других островах и не имеющим физического контакта с первой стаей — прим. ред.
Каждая групповая душа стремится к дальнейшей дифференциации. Речь идет о явлении, подобном делению клетки, хотя и на более высоком уровне. В групповой душе, которую можно представить себе активно оживляющей большую массу материи на ментальном уровне, со временем появляется едва заметная мембрана, что можно уподобить перегородке, возникающей внутри сосуда. Сначала вода может просачиваться через нее, но все чаще, с течением времени, вода, взятая с одной стороны перегородки, возвращается туда же и всё больше отличается от воды, находящейся за перегородкой. Когда перегородка полностью затвердеет и станет непроницаемой, мы получим два сосуда вместо одного.
Этот процесс постоянно повторяется; так мы приходим к высшим животным, где групповая душа связывает относительно малое количество тел. Мы считаем, что индивидуализация, переводящая одно существо из царства животных в царство людей, возможна лишь для определенных видов животных. Это происходит с домашними животными, но не всех видов. Надо помнить, что мы прошли лишь половину эволюции нынешней цепи миров. Ожидается, что в конце данной цепи эволюции царство животных естественным путем дойдет до человеческого. Значит, каждое животное, которое сейчас приближается к индивидуализации, очень сильно опережает других. Таких случаев очень мало, но всё-таки они есть, что представляет для нас большой интерес в качестве иллюстрации того, что происходило в далеком прошлом с нашими душами. Царство животных Лунной цепи, из которого мы индивидуализировались, было немного ниже по уровню, чем нынешнее царство животных. Но, тем не менее, сам принцип индивидуализации не изменился.
Глава VIII
ВОСХОДЯЩАЯ ДУГА
Прежде чем приступить к подробному объяснению, обратимся еще раз к рис. 3. Вспомним, что отдельные столбики, составляющие основную часть диаграммы, обозначают различные уровни в восходящем развитии монадической эссенции. На своем нисходящем пути, соответствующем левой части диаграммы, монадическая эссенция просто собирает вокруг себя различные типы материи с разных уровней (первого, второго и третьего элементального царства). В то же время она развивает эту материю и способствует тому, чтобы материя могла стать проводником определенных вибраций и впечатлений. Одновременно сама эссенция приобретает способность воспринимать и активно реагировать на все впечатления от соответствующих уровней. Когда она достигает низшей точки своего нисхождения в материю и начинает Великую восходящую волну эволюции к Божеству, ее задача меняется. Дальнейшей ее целью является полное развитие сознания на разных уровнях, где она осваивает различные тела, которые строит из материи этих уровней. Она учится правильно их использовать, так, чтобы они не были лишь проводниками внешних впечатлений, а давали бы возможность душе выразить себя на каждом из существующих уровней.
Стремление к самовыражению, конечно, начинается с материи самого низкого уровня, ибо ее вибрации самые грубые, но одновременно и самые слабые, обладающие наименьшей проникающей способностью, так что их легко контролировать. Таким образом, мы видим, что человек хотя и обладает высшими принципами в латентном состоянии, но долгое время осознаёт только свое физическое тело и лишь потом развивает сознание в астральном, а затем и в ментальном теле.
Возвращаясь к рис. 3, мы видим, что каждое из царств представлено отдельным столбиком. Заметим, что столбик, соответствующий минеральному царству, заполнен на всю ширину лишь в самой плотной части физического уровня и что часть столбика, соответствующая эфирной материи, становится всё уже и уже по мере приближения к более высоким уровням. Это означает, что в минеральном царстве контроль души над высшей частью эфирной материи еще не приобретен в полной мере. Заметим также, что вершина столбика — маленькая красная точка — указывает на то, что некоторый уровень сознания минерального царства уже действует через астральную материю, т.е. возможны проявления определенных желаний.
Возможно, многим покажется странным, что мы говорим о желаниях в минеральном царстве, но каждый химик знает про химическое сродство (affinity), проявляющееся в том, что элементы при соединении отдают предпочтение одним элементам перед другими, — что же это, как не начало желания? Один элемент стремится к обществу другого и ради того, чтобы войти с ним в соединение, готов покинуть любое другое вещество, с которым связан в данный момент. На самом деле, именно благодаря нашему знанию этих симпатий и антипатий мы получаем соединения элементов, которые хотим. Например, кислород и водород соединены в воде, но, бросив в воду немного натрия, мы увидим, что кислород больше любит натрий, чем водород; он мгновенно покинет последний, чтобы соединиться с натрием. Вместо воды мы получим соединение, называемое гидроксидом натрия, а освобожденный водород выйдет из раствора. Если бросить кусок цинка в разбавленную соляную кислоту, представляющую собой соединение водорода с хлором, мы обнаружим, что хлор оставляет водород, чтобы присоединиться к цинку. И, таким образом, появляется хлорид цинка, а освобожденный водород мы можем собрать. Эти примеры дают право говорить о существовании желаний в минеральном царстве.
Если посмотреть на столбик, символизирующий растительное царство, мы увидим, что он заполнен на всю ширину не только на самом плотном, физическом, но и на эфирном уровне. Мы также заметим, что область, символизирующая желание, стала шире, что означает более развитую способность использования низшей астральной материи. Те, кто изучал ботанику, знают, что симпатии и антипатии, т. е. формы желаний в растительном царстве выражены сильнее, чем в минеральном, а также и то, что многие растения обладают определенной способностью и умением добиваться своей цели, независимо от того, насколько примитивны эти цели с нашей точки зрения.
Перейдем к следующему столбику, представляющему царство животных. Мы обнаружим, что сознание здесь развито намного больше. Заметим, что столбик имеет полную ширину не только на всём физическом уровне, но и на самом низком уровне астрального плана, из чего следует, что животные способны проявлять все низшие желания. Столбик сужается на более высоких подуровнях, показывая, что способность проявлять высшие желания очень ограничена, но все-таки существует. Бывают случаи, когда некоторые животные проявляют развитую привязанность и преданность.
Отметим, что столбик, представляющий царство животных, заканчивается вершиной зеленого цвета; значит, на этом уровне уже появляются умственные способности, т.е. возможность использования материи ментального плана для самовыражения.
Раньше считалось, что именно ум отличает человека от животного, т.е. что человек обладает этим качеством, а у животного есть лишь инстинкты. Но, когда речь идет о домашних животных, это не совсем так. Каждый, у кого в доме была собака или кошка, кто был с ними дружен, наверняка заметил, что эти существа, несомненно, наделены разумом. Хотя, конечно, область применения их разума весьма ограничена, да и сама эта способность гораздо слабее человеческой. В случае какого-либо животного среднего уровня, зеленая вершина занимает лишь самые нижние подуровни ментала, что говорит о способности действовать лишь на этих подуровнях. Когда речь идет о высокоразвитом домашнем животном, эта вершина может достигать самого высокого из низших четырех подуровней, хотя, конечно, лишь в форме узкого треугольника, а не во всю ширину столбика, как у человека.
Глава IX
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
Начиная рассматривать столбик, представляющий человечество, мы сразу замечаем несколько новых характеристик. В этом случае столбик заполнен на всю ширину не только на физическом, но и на всем астральном плане, из чего можно сделать вывод, что человек в полной мере способен на все виды желаний — от самых низких до самых высоких. Столбик также имеет полную ширину на низшем подуровне ментального плана, т.е. на этом уровне полностью развита способность человека мыслить и рассуждать. Но выше этого уровня развитие человека еще недостаточно. Здесь появляется новый фактор, представленный треугольником темно-синего цвета на уровне высшего ментального плана, что обозначает наличие у человека каузального тела и постоянно воплощающегося "Эго". Этот синий треугольник соответствует другому треугольнику, вписанному в круг на рис. 2.
У большинства людей точка, обозначающая сознание на высших ментальных подуровнях, не поднимается выше третьего, т. е. самого низкого из них. Лишь постепенно, параллельно с развитием человека, эго становится способным возвысить свое сознание до второго и первого из ментальных подуровней.
Но это еще не значит, что человек уже может осознанно действовать на этих высотах. У самых примитивных людей желание все-таки остается самой развитой и доминирующей характеристикой, хотя в какой-то мере их ментальное развитие началось. При жизни такой человек имеет смутное сознание в астральном теле лишь во время сна, а после смерти он обладает полным сознанием и активностью на низших подуровнях астрального плана.
На самом деле, жизнь в низшем астрале занимает почти весь интервал между его воплощениями, поскольку нет еще ничего такого, что дало бы ему возможность жить в небесном мире.
Сознание человека такого уровня сосредоточено в самой низкой части астрального тела, и его жизнью управляют эмоции, относящиеся к физическому плану.
Обычный человек нашей цивилизации живет еще исключительно своими эмоциями, хотя определенную роль играет и высший астрал. Но самым важным принципом, определяющим поведение человека, является не вопрос правильности и разумности поступка, а вопрос, что он сам хочет сделать. Более культурные и развитые люди начинают овладевать своим разумом. Это означает, что центр их сознания постепенно переходит из высшего астрала на низший уровень ментального плана. С продвижением человека по пути развития этот центр смещается вверх. Тогда человек начинает вести себя в соответствии с высшими законами, а не со своими интересами и желаниями.
Способность пользоваться этими телами как настоящими инструментами, в которых душа может осознанно действовать, представляет собой следующую и высшую ступень развития. Каждый развитый и культурный человек обладает полностью развитым сознанием в астральном теле и способен в совершенстве использовать это тело как инструмент, если его этому обучить. Но это требует больших усилий. Большинство людей ничего не знает ни об астральном теле, ни об использовании его и, естественно, не делает никаких усилий в этом направлении.
С незапамятных времен люди применяют навыки, приобретенные в течение многих жизней, совершенно не используя возможностей астрального тела, медленно растущих внутри оболочки (подобно цыпленку, развивающемуся в яйце). Эта оболочка создана огромной массой эгоистичных мыслей, под которой обычный человек безнадежно погребен. Погрузившись в состояние сна, он живет теми же мыслями, что занимали его в течение дня, и таким образом, ограждает себя прочной стеной, почти непроницаемой для происходящего вокруг него. Изредка, благодаря толчкам извне или сильным собственным желаниям, этот туманный занавес приоткрывается на время, позволяя человеку получить определенные впечатления. Когда занавес опускается снова, человек продолжает жить, как раньше. Очевидно, что эта оболочка может быть разрушена разными способами:
1) В очень далеком будущем медленная, но несомненная эволюция человека постепенно приведет к растворению туманного занавеса, и человек начнет понемногу осознавать мир интенсивной жизни, которая его окружает.
2) Узнав о существовании этой оболочки, человек может постоянными и терпеливыми усилиями расчищать туман изнутри, постепенно преодолевая инертность, являющуюся следствием многовековой пассивности. Это, конечно, лишь ускорение естественного процесса. Оно не будет губительным, если одновременно, с той же скоростью, происходит развитие сознания и в других направлениях. Однако, если по ходу пробуждения не приобретаются сила духа, знания и моральная устойчивость, которые должны естественно предшествовать этому пробуждению, то человек подвергается двойной опасности: он может злоупотреблять приобретенными силами, а, с другой стороны, стать одержимым, ощутив страх перед силами, которые он не может ни понять, ни контролировать.
3) Несчастный случай или недопустимые магические церемонии могут разрушить этот занавес (который никогда уже не закроется) оставляя человека в ужасном состоянии, так хорошо описанном госпожой Блаватской в "Истории Заколдованной жизни" или Бульвер-Литтоном в его впечатляющем произведении "Занони".
4) Друг, который хорошо знает человека, верит в его силы при встрече с опасностями астрального уровня и считает, что человек будет там полезен, выполняя добрую и неэгоистичную работу, может воздействовать извне на туманную оболочку. Конечно, в таком случае он принимает на себя большую ответственность за человека, которого разбудил. Опытный "работник" поступает так после долгого и близкого знакомства, если уверен в том, что его подопечный ("младший") в какой-то мере обладает качествами, упомянутыми в XIX главе книги "Невидимые помощники". Потребность в таких помощниках столь велика, что друг ни на миг не промедлит с пробуждением своего подопечного, заметив готовность последнего.
Каждый, кто полагает, что о нем, возможно, забыли, может воспользоваться вторым методом. Но прежде всего — даю хороший совет — надо убедиться, что во всех упомянутых направлениях он развит соответствующим образом, ибо в противном случае его падение будет быстрым и неизбежным.
Но всё-таки, многое может быть сделано (и делается) и без такого полного пробуждения. Человек, намеревающийся во сне выпролнить некоторую работу, постарается осуществить свое намерение, когда заснет и освободится от физического тела. Но можно с уверенностью сказать, что после завершения избранной работы туманный занавес снова окутает его, потому что за много веков человек привык быть пассивным, когда он свободен от физического тела. Многие каждую ночь дают себе задание сделать хотя бы одно полезное дело. Часто эти действия занимают всё время сна, так что эти люди трудятся максимально, насколько это возможно. Напомним, что мы можем эффективно помогать другим не только во время сна. Очень сильную мысль можно отправить в любое время, и она никогда не промахнется, производя должное действие.
По-настоящему пробужденный отличается от того, кто не является таковым, тем, что в первом случае туманный занавес исчез навсегда, а во втором — открывается лишь на определенное время, чтобы потом закрыться и снова стать непроницаемым.
Глава X
ТРЕТЬЯ ЭМАНАЦИЯ
Чтобы лучше понять процесс формирования души человека, мы должны учесть еще один важный фактор — третью эманацию Божественной жизни, которая исходит из Первого аспекта Логоса и представляет присущий человеку дух, стремящийся вверх, в отличие от духа животного, направленного вниз. При правильном толковании это означает, что душа животного после физической смерти снова возвращается в групповую душу (или блок), которой она принадлежит, а божественный Дух в человеке уже не может до этого опуститься, он поднимается выше выше к Божественному, откуда пришел.
Третья жизненная волна изображена на рис. 2 дугой, нисходящей сверху с правой стороны. Заметим, что в этом случае дуга не становится темнее, т.е. на своём пути она ничего не теряет от первозданной чистоты. Мы видим, что она не может опуститься ниже уровня буддхи и, подобно мощному облаку, остается на этом уровне, ожидая возможности соединиться со Второй эманацией, идущей навстречу. Хотя это облако постоянно привлекает эссенцию, всё-таки развитие, дающее возможность соединения, должно идти снизу.
Образ, обычно даваемый на Востоке неофиту для лучшего понимания этого процесса, — возникновение торнадо. Итак, над морем, по поверхности которого всегда ходят волны, существует большое облако. Внезапно из него появляется быстро вращающийся длинный хвост пара в виде воронки. В море под ним быстро образуется водоворот. Но вместо углубления на поверхности воды, как это бывает в случае обычного водоворота, он вращающимся конусом поднимается над морем. Два этих конуса постепенно сближаются, пока не подойдут вплотную и не сольются, образуя столб пара и воды в том месте, где раньше ничего не было.
Групповые души царства животных непрестанно воплощают части самих себя, что подобно временно возникающим волнам на поверхности моря. Процесс дифференциации продолжается до тех пор, пока не наступит время, когда одна из этих волн поднимется столь высоко, что даст возможность парящему облаку соединиться с ней. Тогда она облекается в новую форму существования, которая уже не является ни облаком, ни морем, а чем-то промежуточным, обладающим природой и того и другого. Она отделяется от групповой души, частью которой была, и больше не возвращается в море. Каждый, у кого был очень умный четвероногий друг, легко поймет, как это происходит. Он знает, насколько велико чувство преданности, проявляемое животным по отношению к любимому хозяину, какие умственные усилия оно прилагает, чтобы понять и исполнить желания своего хозяина. Очевидно, благодаря этим усилиям, происходит сильное развитие разума животного, а также его любви и преданности. И наступит час, когда душа его поднимется настолько выше среднего уровня своей групповой души, что в итоге полностью отделится от нее и станет носителем третьей волны, соединение с которой создает индивидуальность. С этого момента она пойдет собственным путем эволюции, возвращаясь к Божественному.
Иногда задают вопрос: почему человеческая монада должна пройти все ступени эволюции, заключающие в себе так много страданий и мучений, лишь для того, чтобы снова вернуться к своему источнику? Зачем, если эссенция была божественной вначале, а в конце снова вернется к Божественному; если человеческая монада уже в самом начале своего долгого пути через материю была всезнающей и всеблагой? Этот вопрос вызван неправильным пониманием. Когда то, что мы (может быть и неуместно) называем человеческой монадой, только вышло из Божественного, оно еще не было монадой, а тем более всезнающим и всеблагим. Монада еще не была индивидуализирована. Это была лишь масса монадической эссенции. Разница между состояниями при ее эманации и возвращении к Божественному так же велика, как различие между огромной массой светящегося тумана праматерии и Солнечной Системой, которая со временем оформляется из этого тумана. Туман, без сомнения, красив сам по себе, но неясен и бесполезен, а Солнце, которое в процессе эволюции оформляется из него, излучает жизнь, свет и тепло для многих миров и их обитателей.
Можно воспользоваться другой аналогией: тело человека состоит из бесчисленного множества мельчайших частиц, часть которых оно постоянно отбрасывает. Предположим, что каждая частица, эволюционируя, может стать отдельным человеческим существом. В таком случае нельзя сказать, что частицы ничего не приобрели в конце своего пути, хотя уже в начале своей эволюции они в каком-то смысле были человеческими. Эссенция (или сущность) истекает как чистая энергия, а возвращается в виде миллиардов адептов, каждый из которых, в конечном итоге, способен стать логосом.
Именно это чудесное течение эволюции мы и постараемся проиллюстрировать, хотя максимум, что мы можем сделать — это показать изменения, происходящие в различных телах человека в зависимости от степени его развития. Мы надеемся, что люди, не обладающие ясновидением, всё-таки смогут приобрести некоторое представление об этой эволюции. Один момент, который мы затронули, говоря о соединении (с Божественным), нуждается в объяснении. Действительно, с монадической эссенцией происходит чудесная перемена. На протяжении долгих веков эволюции, во всех предыдущих царствах она постоянно была принципом, дающим жизнь и энергию; силой, стоящей за каждой формой, которую она временно занимала. Но то, что до сих пор было жизнедателем, то, что одушевляло, теперь само принимает жизнь и одушевляется. Из той монадической эссенции, которая была частью групповой души, ныне формируется каузальное тело — красивая овальная форма живого света, в которую свыше нисходят еще более величественные свет и жизнь. Благодаря каузальному телу эта высшая жизнь может проявиться как человеческая индивидуальность.
Стать носителем самой высокой эманации божественного духа — это ли не достойная цель столь длинной и трудной эволюции? Мы не вправе думать иначе.
Вспомним, что без подготовки этого носителя как связующего звена появление бессмертного индивида невозможно. Ни одна, даже самая малая, часть работы, осуществленной на протяжении многих веков, не пропадает; не было ничего бесполезного. Возникшая таким образом верхняя триада становится отдельной трансцендентальной единицей, но не "превращением Бога в плоть, а возвышением человеческого до Бога". Без такой длинной эволюции мы никогда не дошли бы до конечного осуществления — роста (подъема) человека до уровня божества. От этого сам Логос становится более совершенным, ибо среди его потомства есть и те, кому впервые и во всей полноте передана любовь — сущность его божественной природы, — и те, кто может ответить ему любовью.
Крайний столбик диаграммы на рис. 3 обозначает уровень развития, намного превышающий уровень обычного человека. Это одухотворенный человек, сознание которого развилось выше каузального тела, так что он может свободно действовать на уровне буддхи, а его сознание, когда оно вне тела — на еще более высоком уровне, на что указывает фиолетовая вершина. Заметим, что центр его сознания (обозначенный самой широкой частью столбика) уже не находится, как раньше, на физическом или астральном уровне, а лежит между высшим менталом и буддхи. Высший ментал и высший астрал у него намного больше развиты, чем их нижние подуровни. Хотя он еще обладает физическим телом, о чем свидетельствует нижняя часть столбика, всё-таки, мы видим узкий конус, т.е. он сохраняет физическое тело лишь ради того, чтобы в нем работать, а не потому, что его желания и мысли там фиксированы. Он давным-давно исчерпал свою карму, которая вынуждала бы его воплощаться. Если он и сейчас сохраняет тела низших уровней, то лишь ради возможности работать на благо человечества, чтобы действовать на этих уровнях...
Вибрации некоторых типов божественной энергии слишком тонкие сами по себе, чтобы грубая материя низших уровней могла их воспринимать. Но если они спускаются до низших уровней посредством человека, тела которого на этих уровнях совершенно чисты, тогда они воспринимаются даже здесь, в материальной плоскости, и можно совершенно свободно ими пользоваться.
Вначале, при оформлении каузального тела, оно прозрачно и напоминает огромный мыльный пузырь, окрашенный всеми цветами радуги. Поскольку видеть его можно только благодаря способностям, относящимся к высшему менталу, таким его увидит человек, который полностью развил ясновидение на уровне своего каузального тела. Как уже говорилось, в начальной фазе каузальное тело подобно мыльному пузырю и кажется совершенно пустым, т.к. содержащаяся в нем божественная энергия еще не успела развить свои скрытые способности, которые приобретаются со временем как ответ на внешние стимулы. Поскольку эти способности пока слабо проявлены, в каузальном теле еще мало цветов. Те, что имеются, возникли благодаря качествам, развитым еще во времена, когда эволюция происходила в рамках групповой души, частью которой каузальное тело являлось.
Здесь оно находится в процессе ассимиляции этих качеств, поэтому в нем уже существуют соответствующие вибрации, слабые признаки которых можно заметить. Они напоминают цвета, которые можно наблюдать при восходе солнца. Илл. 1 дает нам некоторое представление о виде тела на этой фазе, что можно считать изображением каузального тела примитивного человека. Серые оттенки на левой стороне изображения не следует понимать как некоторые качества тела — на самом деле их не существует, это лишь попытка художника передать форму пузыря.
Иллюстрация 1. Каузальное тело (примитивный человек)
Хотя этот человек уже обладает каузальным телом, он еще далек от того, чтобы сознательно воспринимать и откликаться на впечатления и стимулы, соответствующие этому уровню. Поскольку эволюция его скрытых способностей происходит благодаря внешним стимулам, необходимо, чтобы человек снизошел достаточно глубоко, чтобы войти в контакт со стимулами, которые могли бы воздействовать на каузальное тело. Поэтому метод эволюции, метод, который предопределен судьбой, заключается в воплощении, т.е. одна часть нисходит для приобретения опыта на нижние уровни ради качеств, которые с этим опытом появляются. Возвращаясь снова к самому себе, эта часть приносит результаты своего труда. Это нисхождение в воплощение можно сравнить с капиталовложением. Человек ожидает, что, если всё пойдет как нужно, он не только вернет свой капитал, но и получит прибыль, как это обычно происходит. Но, как и в случае других инвестиций, иногда возможны и потери. Может случиться, что некоторая часть того, что он отправляет вниз, настолько погрузится в низшую материю, через которую она должна действовать, что полное возвращение станет невозможным. Исследование этого вопроса выходит за рамки нашей темы, но его полное объяснение можно найти в книге "Астральный план".
Душа нисходит вниз, в воплощение, под импульсом того, что на Востоке называют "тришна" — жажда проявленного существования, жажда почувствовать себя живым. Душа погружается в море материи, крепнет эгоизм, и на астральном уровне она выглядит столь не привлекательно, как это изображено на илл. 3. Душа медленно начинает понимать, что существует высшая эволюция и что сильный панцирь эгоизма, необходимый в начале для оформления мощного центра внизу, в дальнейшем препятствует росту этого центра. Поэтому панцирь надо разбить и отбросить, как строительные леса, которые разбираются после возведения здания, хотя они были необходимы на первом этапе строительства. Медленно, через многие воплощения астральное тело развивается от фазы, изображенной на илл. 3 до фазы, соответствующей илл. 6, а затем и илл. 19. Постараемся проследить развитие этой эволюции в разных фазах.
Глава XI