Мысли при чтении Книги Плач Иеремии
Гл.1, ст.4. Пути Сиона сетуют, потому что нет идущих на праздник; все ворота его опустели; священники его вздыхают, девицы его печальны, горько и ему самому.
5. Враги его стали во главе (начальниками), неприятели его благоденствуют, потому что Господь наслал на него горе за множество беззаконий его; дети его пошли в плен впереди врага.
10. Враг простер руку свою на все самое драгоценное его; он видит, как язычники входят во святилище его, о котором Ты заповедал, чтобы они не вступали в собрание Твое.
11. Весь народ его вздыхает, ища хлеба, отдает драгоценности свои (самое любимое) за пищу, чтобы подкрепить душу (душу отвести). "Воззри, Господи, и посмотри, как я унижен!"
18. Послушайте, все народы, и взгляните на болезнь мою: девы мои и юноши мои пошли в плен.
19. Зову друзей моих, но они обманули меня; священники мои и старцы мои издыхают в городе, ища пищи себе, чтобы подкрепить душу свою.
20. Волнуется во мне внутренность, сердце мое перевернулось во мне за то, что я упорно противился Тебе; отвне обесчадил меня меч, а дома – как смерть...
21. Услышали все враги мои о бедствии моем и обрадовались. Как не плакать было пророку гласом велиим при таких поражающих душу несчастиях. Чистое сердце глубоко сочувствует бедствиям отчизны, несчастию своих соотчичей. Ему представляется, что вместе с ним рыдают даже все неодушевленные предметы.
Глава 2, [ст.] 4. Натянул лук Свой (Господь), как неприятель, направил десницу Свою, как враг, и убил все, вожделенное для глаз; на скинию дщери Сиона излил ярость Свою, как огонь.
5. Господь стал как неприятель, истребил Израиля, разорил все чертоги его, разрушил укрепления его и распространил у дщери Иудиной сетование и плач...
7[ – 8]. Отверг Господь жертвенник Свой... предал в руки врагов стены чертогов его; в доме Господнем они шумели, как в праздничный день. Господь определил разрушить стену дщери Сиона... истребил внешние укрепления, и стены вместе разрушены.
9. Ворота ее вдались в землю; Он разрушил и сокрушил запоры их; царь ее и князья ее – среди язычников; не стало закона, и пророки ее не сподобляются видений от Господа.
10. Сидят на земле безмолвно старцы дщери Сионовой, посыпали пеплом свои головы, препоясались вретищем; опустили к земле головы свои девы Иерусалимские.
11. Истощились от слез глаза мои, волнуется во мне внутренность моя, изливается на землю печень моя от гибели дщери народа моего... Пророче Божий! Кто не будет сочувствовать тебе в твоих величайших горестях? У кого не навернутся слезы на глаза при внимательном, смиренном чтении твоего плача?
15. Руками всплескивают о тебе все проходящие путем... говоря: "это ли город, который называли совершенством красоты, радостью всей земли?"
16. Разинули на тебя пасть свою все враги твои... говорят: "поглотили мы его, только этого дня и ждали мы, дождались, увидели!"
21. Дети и старцы лежат на земле по улицам [церк.-слав.: Успоша на исходищих (ειςϡ τηἠ ν εὓξοδον – греч.: на исход) отрок и старец]: девы мои и юноши мои пали от меча; Ты убивал их в день гнева Твоего, заколал без пощады.... Когда враги радуются нашему несчастию и мы знаем об этом, тогда наше несчастие становится еще чувствительнее.
Глава 3, 8 ст. Когда я взывал и вопиял, задерживал молитву мою; каменьями преградил дороги мои, извратил стези мои. Не дай мне, Боже, искуситься таким образом. Тяжело состояние пророка, но он был пророк, а я кто пред ним? Недостойнейший пастырь Нового Завета.
24 ст. Господь часть моя, говорит душа моя, итак буду надеяться на Него.
25[ – 27]. Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его. Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа. Благо человеку, когда он несет иго в юности своей. Терпи Господа, как Он долготерпелив к твоим неправдам, и надейся на Него: Он не до конца гневается и готов всегда миловать и щедрить нас.
40 ст. и далее. Испытаем и исследуем пути свои, и обратимся к Господу. Вознесем сердце наше и руки [церк.-слав.: Воздвигнем сердца наша с руками] к Богу, сущему на небесах: мы отпали и упорствовали; Ты не пощадил. Наша жизнь исследована, дознана: она была полна нечестия. Теперь пора обратиться ко Господу: воздвигнем же сердца наши с руками к Богу высокому на небеси и будем просить Его о помиловании.
44 ст. Ты закрыл Себя облаком, чтобы не доходила молитва наша. Господь испытывает иногда молящихся Ему и как бы скрывается от них в облаке: в это время душа чувствует, что Он далеко от нее и не внимает ей.
52 ст. Всячески усиливались уловить меня, как птичку, враги мои, без всякой причины. Выразительно.
66 ст. Преследуй их, Господи, гневом, и истреби их из поднебесной. Терпи от врагов твоих: придет и их пора – Бог потребит их под небом.
Глава 4, [ст.1]. Как потускло золото, изменилось золото наилучшее!
2 ст. Сыны Сиона драгоценные, равноценные чистейшему золоту, как они сравнены с глиняною посудою, изделием рук горшечника! Так ничтожен человек пред Богом, так скоро проходит слава его.
3[ – 5]. И чудовища подают сосцы и кормят своих детенышей, а дщерь народа моего стала жестока подобно страусам в пустыне. Язык грудного младенца прилипает к гортани его от жажды; дети просят хлеба, и никто не подает им. Евшие сладкое истаевают на улицах; воспитанные на багрянице жмутся к навозу. Так несчастен бывает человек, оставленный Богом.
8[ – 9]. Теперь темнее всего черного лице их; не узнают их на улицах; кожа их прилипла к костям их, стала суха, как дерево. Умерщвляемые мечом счастливее умерщвляемых голодом, потому что сии истаевают, поражаемые недостатком плодов полевых. Страшно и представить голод со всеми его ужасами: человек постепенно заживо тлеет, кожа прилипает к костям и весь человек смертельно страдает.
10. Руки мягкосердых женщин варили детей своих, чтобы они были для них пищею. Пророк переносится мыслию к последующему разрушению Иерусалима Титом, когда действительно одна женщина изжарила свое дитя в пищу.
12. Не верили цари земли и все живущие во вселенной, чтобы враг и неприятель вошел во врата Иерусалима. Так был крепок и славен город – и так всемогущ и праведен Господь, не пощадивший и места святыни Своей.
18. А они подстерегали шаги наши, чтобы мы не могли ходить по улицам нашим; приблизился конец наш, дни наши исполнились; пришел конец наш. Не забывай, что твое время, может быть, скоро приближится.
19. Преследовавшие нас были быстрее орлов небесных; гонялись за нами по горам, ставили засаду для нас в пустыне. Какая печальная картина! Сыны Израиля во всех горестях рабства утешали себя одною надеждою на царя своего и Мессию, говорили: в сени Его, под крылом Его поживем в языцех, в том народе, между которым мы будем жить в плену, – но и эта надежда оставила их, потому что и помазанник Господень, дух лица их, пойман в ямы их [ст.20]. – Молитва Иеремии пророка.
[Гл.5,] 10 ст. и далее. Кожа наша почернела, как печь, от жгучего голода. Жен бесчестят на Сионе, девиц – в городах Иудейских [церк.-слав.: Жен в Сионе смириша, девиц во градех Иудиных (повергли в темноту и скорбь)]. Князья повешены руками их, лица старцев не уважены (да, и старейшинам не было хорошо). Юношей берут к жерновам, и отроки падают под ношами дров (а это очень страшно видеть). Старцы уже не сидят у ворот; юноши не поют. Прекратилась радость сердца нашего; хороводы наши обратились в сетование. Упал венец с головы нашей; горе нам, что мы согрешили! От сего-то изнывает сердце наше; от сего померкли глаза наши.
Оттого, что опустела гора Сион, лисицы ходят по ней (по причине его разорения). Как это трогательно! Так скоротечны мы и удоборазрушимы наши жилища: Ты, Господи, пребываешь во веки; престол Твой – в род и род. Для чего совсем забываешь нас, оставляешь нас на долгое время? Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся; обнови дни наши, как древле. Неужели Ты совсем отверг нас, прогневался на нас безмерно? Без Бога человек совсем несчастен.