Как, например, осла, на котором он ездит, или ковер, на котором он сидит, не становясь при этом его
рабом и не жаждая мирских услад;
Когда же раб не нуждается в нем, необходимо, чтобы его сердце не привязывалось к этому.
Если же оно привяжется к подобному имуществу, то он может превратиться в порабощенного им, и,
Возможно, станет поклоняться и полагаться на него вместо Аллаха. Вместе с этим не останется ни
Подлинного рабства в поклонении Аллаху, ни подлинного упования на Него. Это — один из видов
Поклонения не Аллаху и один из видов упования не на Аллаха. Такой человек наиболее заслуживает
слов: "Несчастен раб динара, несчастен раб дирхема, несчастен раб одежды, несчастен раб уб-
ранства!" Он является рабом этих обстоятельств, даже если просит их от Аллаха, и если Аллах
Одаряет его, он доволен этим, а если Он лишает его, он гневается. Однако же истинным рабом Аллаха
Является только тот, кто любит то, что любят Аллах и Его посланник, ненавидит то, что ненавидят
Аллах и Его посланник, кто дружит с угодниками Аллахами и враждует с врагами Аллаха. Только он
Усовершенствовал свою веру».
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ТРИДЦАТЬ ШЕСТОЙ И ТРИДЦАТЬ СЕДЬМОЙ
Следует знать, что искренняя преданность Аллаху (аль-ихлас) является основой религии, духом
Таухида и истинным поклонением. Суть этой искренности состоит в том, что человек всеми своими
Действиями стремится к лику Аллаха, Его награде, Его милости. При этом раб Аллаха действует на
Основе шести столпов веры и пяти основных религиозных положений Ислама. Он руководствуется
Также истинными проявлениями веры, которые воплощаются в очищении веры при исполнении
Религиозных обязанностей. Он соблюдает права Аллаха и права Его рабов, искренне стремясь всем
Этим к Аллаху и Будущей жизни. При всем этом раб Аллаха не проявляет двуличия, не стремится к
Популярности, власти или мирским благам, совершенствуя этим свою веру и таухид.
В величайшем противоречии с этим находится показуха людей (ар-рийа'), то есть их действия,
Совершенные исключительно ради похвалы людей, личного самовозвеличивания или достижения
Сугубо мирских благ. Все это совершенно противоречит искренности веры и дискредитирует принцип
Таухида.
Суть показухи можно раскрыть следующим образом:
— если человек делает что-либо, чтобы показать себя перед кем-то из людей и упорствует в этой
Своей порочной цели, то его деяния обречены на провал: сам он совершает малый ширк, однако
существует опасность перехода его в ширк великий;
— если человек совершает что-нибудь, стремясь к лику Аллаха, но вместе с тем желая показать
Себя перед людьми, не избавляясь в последующем от этого, то, как свидетельствуют имеющиеся
священные тексты, все его действия также будут безуспешными;
— если же человек делает что-то, побуждаемый исключительно стремлением к довольству
Аллаха, однако во время совершения этого действия у него возникает желание показать себя перед
Людьми, то, если он затем прогонит его и восстановит искренность своей веры пред Аллахом, ему не
Грозит вред. Если же он смирится с этим грехом и не будет чувствовать беспокойства, то его деяния
Будут несовершенными, половинчатыми, а вера и преданность ослабнут настолько, насколько
Показуха укоренится в его сердце. Показуха будет препятствовать действиям человека, направленным
К Аллаху, омрачая их.
Показуха является серьезным недугом, требующим интенсивного лечения, упорного воспитания
В душе искренности и стойкости в противостоянии ее вредному влиянию и корыстным целям,
Испрашивая у Аллаха помощи в борьбе с этим пороком. Быть может, Аллах очистит веру Своего раба
И вознаградит его таухидом.
Что же касается совершения праведных дел ради мирских благ, то если раб Аллаха преследует
Исключительно такую цель, совершенно не стремясь к Аллаху и Будущей жизни, то не будет ему
Доли после смерти. Такого рода действия совершенно не свойственны верующему, ибо даже тот, кто
Имеет слабую веру, стремится к Аллаху и блаженству в Будущей жизни.
Если же действия человека в равной или близкой степени направлены как к Аллаху, так и на
Достижение мирских целей, то его вера, таухид и искренность несовершенны, даже если он
Верующий. Соответственно несовершенными и половинчатыми являются и его деяния, поскольку
Этот человек не полностью очистил свою веру пред Аллахом.
Иногда деятельность человека целиком посвящена только Одному Аллаху, и он полностью
Искренен в этом, однако за свою работу он берет определенную плату, которая используется в его
Дальнейшей деятельности ради религии. Это сходно с тем, как оплачиваются добрые дела, например,
Муджахид получает за Джихад трофеи или продовольствие; мечети, школы и деятельность людей на
Религиозных должностях финансируются вакуфным министерством. Взимание такой платы не
Наносит ущерба вере раба Аллаха и его таухиду, поскольку подобная деятельность не преследует
Своей целью достижение мирских благ, а направлена на благо религии и ее укрепление. Именно
Поэтому Аллах узаконил выплату средств из закята, трофеев и других религиозных доходов тем, кто