Тема 4. Деятельность человека, ее основные формы
Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческопреобразующим отношением к окружающему миру.
Мотив — совокупность внешних и внутренних условии вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности.
В качестве мотивов могут выступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы.
Цель деятельности — это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.
Деятельность состоит из цепи действий.
Действие — это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.
Виды действий:
Вид | Его сущность |
Целенаправленное действие | Характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целенаправленно действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий |
Вид | Его сущность |
Ценностно-рациональное действие | индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д. |
Аффективное (лат. af f ectus — душевное волнение) действие | Обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аффекта, если стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности и т. д. |
Традиционное действие | Основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки |
Основные виды деятельности:
Игра — это деятельность, направленная на сам процесс — развлечение, отдых.
Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.
Общение — это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.
Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].
Общение бывает:
Непосредственное — с помощью естественных органов — рук, головы, голосовых связок и т. д.
Опосредованное — с помощью специально приспособленных или изобретенных средств — газета, компакт-диск, след на земле и т. д.
Прямое — личные контакты и непосредственное восприятие друг друга
Косвенное — через посредников, которыми могут выступать другие люди
Функции общения:
Наименование функции | Ее содержание |
Социализации | Формирование и развитие межличностных отношений в качестве условия становления человека как личности |
Познавательная | Познание людьми друг друга |
Психологическая | Осуществление определенного воздействия на психическое состояние человека |
Отождествления (противопоставления) | Выражение причастности человека к группе: «Я — свой» или «Я — чужой» |
Организационная | Организация совместной деятельности людей |
Учение — это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
Труд — это вид деятельности, который направлен на достижение практически полезного результата.
Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности преобразование внешней среды обитания человека
В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций р методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодейст вия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.
Творчество — это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).
Творчество — это компонент какой-либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (деятельность ученых, изобретателей, писателей и т. д.).
Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или пропасть. Поэтому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, ее важнейшие механизмы.
Важнейшие механизмы творческой деятельности:
Комбинирование - варьирование уже имеющихся знаний.
Воображение — способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.
Фантазия — характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.
Интуиция — знание, условия получения которого не осознаются.
Основные черты деятельности:
— сознательный характер — человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты;
— продуктивный характер — направлена на получение результата (продукта);
— преобразующий характер — человек изменяет окружающий мир и самого себя;
— общественный характер — человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.