Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Перечень компетенций Проектируемые результаты освоения дисциплины и показатели формирования компетенций (по этапам) Контролируемые разделы (темы) дисциплины Наименование оценочного средства[1]
Знать Уметь Владеть
ПК-4 значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации, для совершенствования и развития общества на принципах гуманизма, свободы и демократии; характеристику основных направлений антропологии; связь антропологии с другими науками; доказательства эволюции человека; факторы эволюции человека; особенности строения тела и образа жизни австралопитека, человека умелого, питекантропа, синантропа, неандертальца и кроманьонца; черты сходства человека и черты отличия человека от человекообразных обезьян; описание и отличительные характеристики представителей отряда приматов; закономерности роста и развития человека; понятия паспортного, биологического и психологического возраста; особенности онтогенеза человека; морфологические характеристики человека; основные типы телосложения и конституции; основные характеристики рас; антропологическую позицию критики расизма; экологические аспекты конституции; особенности адаптации к абиотическим и биотическим факторам среды, факторы климатической адаптации; региональные адаптивные типы использовать системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики; использовать информацию из разных отраслей науки, изучающих человека и среду его обитания; применять методы антропологии в практической деятельности; определять прогрессивные черты в строении скелета в эволюционном ряду человека; определять биологический и психологический возраст; определять влияние факторов окружающей среды на процессы роста и развития человека; определять размеры, формы и пропорции человеческого тела; рассчитывать антропометрические коэффициенты; определять тип телосложения и конституции; описывать расовые и этнические признаки, региональные адаптивные типы, этнические характеристики   культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений; понятийным аппаратом научной антропологии; умением организовывать и проводить антропометрические измерения; умением объяснять эволюционное развитие человека, опираясь на изученный материал; умением применять антропологические характеристики к описанию поведения человека   Введение в антропологию. Предмет и задачи курса   реферат
Основы приматологии   тест  
Антропогенез тест
ПК-4   Возрастная антропология тест
Основы конституциональной антропологии реферат
Общая характеристика рас и этносов реферат
ПК-4 Экология человека реферат

Вопросы для подготовки к зачету

1. Объект и предмет антропологии.

2. Проблема происхождения человека в области религии, философии и биологии.

3. Основные положения теории Ч. Дарвина.

4. Доказательства эволюции человека.

5. Место человека в системе живого мира. Сравнение с приматами.

6. Общая характеристика узконосых обезьян.

7. Общая характеристика широконосых обезьян.

8. Эволюционное древо человека.

9. Развитие мозга в процессе эволюции человека.

10. Общая характеристика австралопитека.

11. Общая характеристика человека умелого.

12. Общая характеристика синантропа.

13. Общая характеристика питекантропа.

14. Общая характеристика неандератальца.

15. Общая характеристика кроманьоньца.

16. Развитие орудийной деятельности человека.

17. Первобытное искусство.

18. Развитие системы коммуникаций человека.

19. Закономерности роста и развития.

20. Паспортный и биологический возраст. Методы оценки.

21. Возрастные особенности морфологического, физиологического, психологического и социального развития.

22. Биология и психология старения.

23. Методы антропометрии.

24. Конституция по Бунаку, Галанту, Кречмеру.

25. Типы конституций у детей.

26. Общая характеристика рас.

27. Негроидная раса и ее подрасы.

28. Европеодная раса и ее подрасы.

29. Монголоидная раса и ее подрасы.

30. Адаптация к низким температурам.

31. Адаптация к высоким температурам.

32. Климатическая адаптация. Региональные адаптивные типы.

Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины

А) Основная литература:

1. Хасанова Г.Б. Антропология (для бакалавров и магистров). – М.: Кнорус, 2013. – 232 с.

Б) Дополнительная:

1. Антропология: хрестоматия – М., 2009. – 448 с.

2. Марков А. Эволюция человека: в 2 т. – СПб., 2011.

3. Лукьянова И.Е., Овчаренко В.А. Антропология:Учеб. пособие / Под ред. Е.А. Сигиды (для специалитета). - М.: ИНФРА-М, 2008. - 240 с.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» необходимых для освоения дисциплины

1. www.antropos.msu.ru - НИИ Антропологии МГУ им М.В. Ломоносова;

2. www.iea.ras.ru- Институт этнологии и антропологии РАН;

3. http://ibooks.ru/Электронная библиотечная система ibooks.ru

Методические указания для обучающихся по освоению

Дисциплины

Основная цель самостоятельной работы обучающегося при изучении дисциплины «Антропология» - закрепить теоретические знания и практические навыки, полученные в процессе лекционных и практических занятий.

Самостоятельная работа обучающегося в процессе освоения дисциплины «Антропология» включает в себя:

1. Изучение основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины;

2. Изучение перечня ресурсов информационно - телекоммуникационной сети «Интернет»;

3. Изучение информационных технологий используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем;

4. Подготовку к практическим занятиям (для обучающихся очной формы обучения)

5. Выполнение контрольной работы (для обучающихся заочной формы обучения);

6. Подготовку к зачету;

7. Индивидуальные и групповые консультации по наиболее сложным вопросам.

Подготовка к практическим занятиям

1.Ознакомьтесь с планом практического занятия и списком рекомендованной к нему литературы.

2. Изучите рекомендованную литературу. Начинайте с оглавления. Выберите в нем темы, непосредственно относящиеся к проблеме практического занятия.

3.Обдумайте ответы на вопросы, выносимые на практическое занятие. Используя дополнительную литературу, а также другие информационные источники, найдите примеры, подтверждающие варианты Ваших ответов.

Подготовка к промежуточной аттестации

(зачету)

1. Внимательно изучите перечень вопросов, выносимых на промежуточную аттестацию. Обратите внимание на фонды оценочных средств текущего контроля по ходу освоения дисциплины, которые Вы выполняли.

2. Вернитесь к тестовым заданиям.

3. При неудовлетворительном результате для успешного прохождения промежуточной аттестации Вам необходимо вернутся к учебному пособию и своим записям в рабочей тетради. Повторите учебный материал. При необходимости вернитесь к рекомендованной литературе.

4. В рабочей тетради составьте план-конспект ответа на каждый из вопросов, выносимых на промежуточную аттестацию.

Методические указания по написанию

контрольных работ (рефератов)

Из предлагаемого перечня тем контрольных работ выберите наиболее интересную для себя. Подберите литературу, ознакомьтесь с ней, обдумайте информацию, составьте план и постарайтесь его раскрыть. Контрольная работа состоит из нескольких взаимосвязанных частей. Введение раскрывает актуальность темы, основная часть раскрывает ее содержание, в заключение делается резюме. Список использованной литературы оформляется по ГОСТу. Работа должна иметь правильно оформленный титульный лист. Важнейшее требование к работе - самостоятельность выполнения. Если в процессе рецензирования обнаружится списывание - работа не будет зачтена.

Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

1. Демонстрация учебных и дидактических материалов дисциплины через проектор.

2. Текущий контроль обучающихся с использованием электронно-тестовой системы «Ассистент 2».

3. Программное обеспечение OpenOffice, включающее текстовый процессор Writer, табличный процессор Calc, программу подготовки презентаций Impress.

4. Программное обеспечение персонального рабочего места психофизиолога (ПО ПРМП) УПФТ-1/30 «Психофизиолог».

Наши рекомендации