Старица варвара вырицкая

(1907-1999 гг.)

25 октября /7 ноября 1907 года в селе Пожегдин (Северный Зырянский край -республика Коми) в семье зажиточного крестьянина Федора Михайловича Третьякова родилась четвёртая девочка, при крещении её назвали Натальей.

Когда Наталье исполнилось 12 лет, она стала послушницей монастыря Иверской иконы Божией Матери. За два года до этого прозорливая старица Лукерья, проживавшая в монастыре, сообщила, что ей было видение - Сама Богородица велела, чтобы младшую дочь крестьянина Федора Михайловича Третьякова, Наталью, приняли в монастырь.

Когда в дом Третьяковых пришли монахи и рассказали о чудесном видении, Пелагея Федоровна, мать Натальи, прижимая младшую дочь к груди, взмолилась: «Царица Небесная, прости меня грешную! Не могу её отпустить, ей ещё и десяти годков нет...» А когда через два года за отроковицей вновь пришли монахи, она смирилась и отпустила младшую дочь в монастырь, благословив иконой Иверской Божией Матери и иконой «Неопалимая купина».

Из воспоминаний духовной дочери старицы Варвары, рабы Божией Марины: «Жила она там (в монастыре) достаточно долго. Но об этом периоде матушка Варвара немного рассказывала нам. Начнет, бывало, свой рассказ, а как дойдет до времен советских – в слезы. Например, когда говорила про то, как большевики, взявшие власть, решили разорить монастырь. Тот корпус, где жили монашки с послушницами, окружили работники НКВД, и прозвучал приказ: «Выходи по одной!» Долго молились монахини, закрыв двери и окна от солдатни, потом одна решила выйти к ним: «Что делать, все равно придется выходить». Расправа с ней произошла прямо под окнами. Увидев эту жестокость и глумление над своей сестрой во Христе, решили монахини не выходить и погибнуть голодной смертью. Сильно молились они в это время. Матушка всегда в этом месте плакала... Успокоившись немного, говорила: «Что пришлось пережить людям верующим, как глумились над ними, не приведи, Господи, снова таких испытаний!»

Стоит матушка Варвара на молитве в этом забаррикадировавшемся корпусе и вдруг видит рядом с собой батюшку Серафима Саровского. Говорит он ей: «Собирайся, я тебя проведу через кордон нечестивцев. Только не убойся, выведу я тебя». Собрала она узелок, и пошли они. Никто не увидел их. Привел батюшка ее в Вырицу, к отцу Серафиму. И стала матушка Варвара с тех пор там назидаться. Там и матушка Любушка была, и другие монахини, тогда еще, правда, послушницы. Это они потом уже стали монахинями Пюхтицкого и других монастырей. А ее батюшка Серафим Вырицкий* благословил выйти замуж, создать семью.

Господь послал матушке спокойного, уравновешенного мужа. И верующий был, да увели его из семьи, и двое деток – сын и дочка – не удержали... А муж в семье новой недолго прожил. Умер...»

Из воспоминаний Рабы Божией Нины: «Как матушка умела молиться! Теперь никто так и не молится... У неё в церкви любимой была икона Иверской Божией Матери... (Ниже приведён рассказ р. Б. Нины об обретении Иверской иконы Божией Матери.)

Однажды явилась матушке ночью Матерь Божия и говорит: «Иди в деревню Вырицу. Там будет направо прогон. В этом прогоне пасётся белая лошадь. Возьми эту лошадь и привези Меня. Поставь меня с левой стороны».

Матушка ничего не поняла и не придала этому значения. Матерь Божия явилась второй раз. Точь – в точь повторила свои слова, но уже грозно. Матушка опять ничего не поняла. В третий раз явилась Богородица и снова говорит: «Иди в Деревню Вырица... Возьми белую лошадь... Если не исполнишь – Я тебя накажу!»

Больше матушка не раздумывала... Бегом к отцу Михаилу. Всё ему рассказала. Батюшка очень серьёзно воспринял рассказ: «Знаю, есть в деревне Вырице прогон и белая лошадь есть в нём, а в церкви пустует место с левой стороны от алтаря. Всякое знамение, явление Царицы Небесной надобно исполнять неукоснительно. По воле Богородицы и Её Сына совершается всё на земле. За непослушание Им Бог может наказать не только отдельного человека, но и целые народы... Надо собирать народ, пойдём крестным ходом...»

Когда телега, запряженная белой лошадью, подъехала к церкви, всё было готово к шествию... Батюшка рассудил так: «Матерь Божья указала на белую лошадь – она и должна нас привести куда надо».

Возница отпустил... вожжи и лошадка... направилась по Кировскому проспекту... Повернула к мосту, переехав его... покатила вдоль речки... Вот и поворот к монастырю... Монастырская ограда сохранилась в целости, и даже ворота были заперты. Когда крестный ход приблизился к ним, они открылись как бы сами собой... Открыла их последняя игумения монастыря Анастасия Романова. Она доживала свой век тут же, за оградой, в своём домике. Настоятельница поклонилась и проговорила: «Поджидала вас, поджидала, следуйте за мной».

Икона была схоронена в одном их подсобных помещений... Когда с неё сняли рогожки, лик её просиял, что даже светлее сделалось. Люди падали ниц и возносили хвалу Царице Небесной. Говорят, многие испытали её благотворное влияние и даже исцелились.

Так игумения Романова передала Иверский образ Божией Матери в храм, построенный в честь трёхсотлетия династии Романовых.

Вот какие чудеса происходили вокруг матушки. Правда она ещё и монахиней не была. Икону поставили на указанное место и отслужили молебен...»

Прозорливый Вырицкий старец схимонах Серафим не раз говорил, что Россия обладает бесценным сокровищем - она является хранительницей святой православной веры. Истинное просвещение есть просвещение души светом Православия. Его духовная дочь, матушка Варвара, по его молитвам стала истинной хранительницей святой православной веры.

Известно, что старец Серафим Вырицкий советовал духовным чадам как можно чаще читать молитву св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего...». Он говорил, что в этой молитве вся суть Православия, все Евангелие: «Читая её мы испрашиваем у Господа помощи на приобретение свойств нового человека». Грех осуждения старец Серафим называл одним из величайших духовных недугов, он говорил: «Мы имеем право судить только самих себя. Даже рассуждая о каком-либо человеке, мы уже невольно осуждаем его». Отец Серафим был глубоко убежден в том, что человек должен готовить себя для Вечности, призывал к покаянию, советовал духовным чадам «подвизаться в молитве Иисусовой, восходя от частого призывания имени Сына Божия к молитве непрестанной».

Матушка Варвара старалась всегда выполнять всё, что советовал ей прозорливый старец, она постоянно ощущала его молитвенную помощь. По молитвам духовника исцелилась её трёхлетняя дочь Галина. (По рассказам матушки, Галина внезапно заболела, перестала пить и есть, побледнела, потом стала синеть. Матушка боялась, что потеряет её.)

Матушка Варвара вспоминала, что весной 1949 года старец Серафим стал предупреждать духовных чад, что скоро Господь призовет его в Небесные обители. Когда матушка Варвара забеспокоилась, что не успеет с ним попрощаться, духовник ласково утешил её: «А ты не волнуйся, час кончины не пропустишь, Покровительница наша известит тебя. Тогда и беги ко мне». Так и случилось - в час кончины старца, комната, где жила тогда матушка, осветилась ярким светом.

Из воcпоминаний рабы Божией Марины: «Когда матушка Варвара (в Вырице) в послушании у батюшки Серафима возросла духовно, то приняла постриг. Постригал ее отец Феодосий Иерусалимский. Когда же приняла она схиму, то было ей явление Богородицы, которая сказала: «Теперь, Варварушка, ты будешь отмаливать младенцев»...

«Повела Пречистая Дева Матерь ручкой, – так нам матушка Варвара рассказывала, – и попала я в другой мир. Увидела я землю нашу как один океан огромный. И среди волн этих множество детей. Плывут они, несчастные, из последних сил пытаются ухватиться за какие-то щепочки, а волны захлестывают и топят их... Люди... своими руками бросали их в бушующую пучину волн. Дети тонули и кричали: «Мамочка, папа, зачем вы меня сюда бросили?! За что?! Я не хочу умирать! Ма-а-моч-ка! Помог-и-и! Мне страшно!»... И когда увидела я это, то упала Матушке Божией в ножки и взмолилась: «Матушка, что же это такое?! Почему такое творится?!» Богородица ответила мне: «По грехам людей наступает такая жизнь, и то, что ты видишь сейчас, будет происходить повсеместно. Родители добровольно примут на глаза свои шоры, и не будут понимать детей своих. Ум и сердце их будут заняты ублажением себя, прихотей тела своего. И детей своих они истреблять будут. Мешают они жизни их греховной. А Я, Варварушка, буду посылать людей к тебе по указанию Отца Нашего Небесного, и будешь ты отмаливать души младенцев этих невинных». – «Да как же я смогу отмолить их. Я же тоже щепка в этом море». Повела Матушка Божия ручкой, и на волнах тех появился плот: «Вот тебе, Варварушка, плот. И будут рядом с тобой всегда Иоанн Креститель и Ангел-хранитель. Кого призовешь к себе, тот и будет рядом, и поможет тебе. Назидай, вразумляй приходящих к тебе».

Поникла матушка от тяжести уготованного ей креста, а когда подняла голову – исчезло видение. Лишь тонкий аромат и сладость сердечная говорили, что не почудилось ей это. И понесла с этого времени матушка этот тяжелый крест. Так и мы к ней попали. Дала она нам епитимью по нашим грехам. Слава Богу за все!

Помню, приехала в Вырицу одна бабушка, а с ней внучка с болезнью Дауна – бедное дитя. А у матушки тогда находилось несколько человек. И эта бабушка говорит: «Один старец мне сказал, что подобные вещи у нас в стране отмаливают три матушки. Я побывала у двух. Ребенку лучше, но болезнь не уходит. Теперь я знаю, что здесь моя внучка по вашим молитвам получит исцеление». Такая сильная вера была у бабушки. Матушка Варвара на нее посмотрела, взяла ребятенка за ручку и подвела к своему святому уголку. Зажгла от лампадки свечку и дала девочке. Стала молиться. Сколько прошло тогда времени, не помню. У матушки оно как бы не существует, у времени там какое-то другое измерение. И вдруг девочка разворачивается к нам – а лицо светлое, чистое, красивое, ну просто ангел во плоти – и громко говорит: «Бабушка, ты посмотри, какие они все красивые!» И показывает взглядом куда-то вверх, на уровень потолка. Что она видела там, нам это не было открыто. Мы могли только по глазам девочки видеть эти неземную красоту и благодать. И еще душой чувствовали, что на наших глазах происходит что-то великое и чудесное. Все заплакали, и слова благодарности и молитвы полились из наших уст. Господь по матушкиным молитвам сотворил такое чудо.

Чудным образом по молитвам матушки нашей и муж мой исцелен был. Открылась у него язва, и от большой кровопотери упал гемоглобин. Врачи при этом опасались проводить операцию: «Выживет, так выживет. Мы помочь не в силах. Он может в таком состоянии и на операционном столе умереть»... Поехала я с сестрой к матушке. Зашли сначала к батюшке Серафиму на могилочку, помолились. Потом к матушке.

Сидит она на обочинке канавки, которая возле дома ее была. Матушка наша всегда заранее знала, кто придет к ней. Святые угодники говорили ей это. Стали мы заворачивать к дому, а она зовет: «Идите, идите ко мне. Мне уже сказано было, что вы должны ко мне прийти. Сижу, молюсь, вас поджидаючи». Сказала я ей свою беду, помолилась она и говорит: «Что делать, что делать... Ну, вон коровки рядом пасутся?» – «Пасутся». – «Иди, купи молочка, вскипяти его, остуди, чтоб тепленькое было. Пойдем в дом, я тебе еще медочку дам... Это и давай мужу своему». Я тогда говорю ей: «Матушка, я не могу за ним ухаживать, он же в реанимации лежит». – «Ничего, переведут».

Раз матушка сказала, значит, так и будет. Дала она мне меда, благословила, отправила. Приезжаю в больницу, а мне говорят: «Больной переведен в хирургическое отделение»... Стала ходить я к мужу. Вставать он не мог, сил совсем не было. Поила молочком с медом. У меня была уверенность, что Господь не оставит его, поставит на ноги, и что все это нужно для укрепления его веры... Кормлю я своего больного, как сказала матушка, ухаживаю. Священника пригласила, он его исповедовал, причастил...

Переливание супругу моему... сделали. Но снова проблема возникла: у него оказалась редкая группа. Опять к матушке за ее молитвами и советом. Приехала. «Ничего. Не волнуйся. Найдется кровь. Ищи... на предприятии. Надо по радио сказать». Так мы и сделали. Моя крестница объявила по селектору. Восемь человек подошли буквально через час. Перелили почти пять литров крови. Живет, слава Богу, после этого супруг мой.

Многое матушка, безусловно, брала на себя. Старенькая, немощная, болящая, она молитвой своей одолевала врага рода человеческого. Мстил он ей за это без устали. У матушки на могилке висит фотография, где ее левая рука перевязана тряпочкой. Она постоянно падала на эту ручку. И очень часто эта рука у нее была перевязана тряпочкой. И когда кого-то матушка отмаливала у Господа и Он являл чудо, то враг мстил тем, что она ломала свою ручку. Очень враг мучил ее...

Некоторые, видела, приезжали к ней разодетые, на дорогих машинах, все из себя... Приходили люди и бомжеватого вида: грязные, небритые, самый низ – она их обнимала, руки целовала. Это и для нас был великий урок...»

Рассказывает муж дочери матушки Варвары, Е.А. Удальцов: «...Человека безграмотного, но с верой безраздельной, несомненной, Создатель вознаградил удивительными способностями. Матушка умела прозревать в область будущего, настоящего и прошлого своих посетителей, проникала и в мысли собеседника, видела происходящие события не расстоянии, исцеляла больных от неизлечимых недугов, предсказывала и пророчествовала, обладала дарами молитвенного созерцания и духовного утешения.

Слава об удивительных способностях Вырицкой схимонахини распространилась очень быстро и далеко... Сотни... исцелённых, прозревших духовно, окрылённых верой уходили от неё. Матушка Варвара с большой любовью и теплотой относилась к своим духовным чадам. Она никогда не теряла их из виду, знала о всех их нуждах...

Матушка обычно говорила мало и кратко... Она вела аскетический образ жизни, довольствовалась малой толикой материальных благ. Всю жизнь вкушала самую малость простой, естественной пищи, содержащей растительную клетчатку. Чтобы держать тело в чистоте, постоянно постилась и часто «голодала»...

В «особо тяжких» случаях она молилась по несколько суток подряд, ничего не ела и не пила...

- Не пекитесь о теле, пекитесь о душе, - говорила матушка. - Не разменивайте земное мгновение жизни на услады. Кто как его пройдёт, тот так и жить дальше будет. Места на Небе каждому будут определены...

... Сколько я помню её, крестила она всегда и все. (Перед едой молилась, тщательно крестила еду.) Если одевалась, то всю одежду, включая каждый носок, сапог или варежку, если ела, то каждое блюдо, каждый кусочек «хлебушка». Без креста она не делала шага. Крестила неторопливо, вдумчиво, глубоко осознанно, проникновенно, с верой в силу и действенность креста. Неслучайно те, кто бывал у матушки, неизменно говорили: «Летишь от неё как на крыльях!»

Из воспоминаний духовной дочери старицы Варвары, рабы Божией Марины:

«Перед смертью матушка очень болела... Ходить не могла. Терпела: «Мне так должно». И столько при этом народу принимала! Нам не раз снились сны, что идем мы к матушке в больницу, а к ней очередь аж от вокзала. Вереницами стоят...

Последнее время она и говорила очень мало, только молилась. Но кого-то принимала. Лежала в Питере, в больнице Ксении Петербургской. Когда исповедовалась, причастилась, болезнь как будто отступила. Но утром в Покров матушка дала знать, что уйдет в этот день. Стала прощаться...»

14 октября 1999 года в праздник Покрова Божией Матери матушка Варвара мирно отошла ко Господу.

Схимонахиня Варвара, моли Бога о нас!

*

Св. преподобный Серафим Вырицкий (1865-1949 гг.) (в миру Василий Николаевич Муравьев) родился 31 марта/13 апреля 1866 года в деревне Вахромеево Арефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии. При крещении он был назван Василием в честь прп. Василия Нового, исповедника. С девятилетнего возраста и отрок Василий постился вместе со взрослыми. В воскресные и праздничные дни семья Муравьевых посещала храм, исповедовалась и причащалась Святых Христовых Таин.

В молодости будущий иеромонах Серафим (Василий Николаевич Муравьёв) мечтал стать монахом, однако прозорливый старец Александро-Невской лавры благословил его оставаться в миру, создать семью, воспитать детей и вместе с супругой посвятить оставшуюся жизнь монашескому подвигу.

Василий занялся заготовкой пушнины. Успешно торговал в России, во Франции, Германии, Англии. Большую часть доходов отдавал на нужды монастырей, богаделен. Нажил с женой сына и дочь, после смерти годовалой дочки, по обоюдному согласию, жил с женой как брат с сестрой. Через несколько лет семья приняла решения раздать состояние по монастырям, и посвятить свою дальнейшую жизнь служению Господу.

По свидетельству духовных детей старец некоторое время пробыл на Афоне, молился о вразумлении, как жить дальше. Получил откровение от Царицы Небесной - идти в Россию. В 1920 году Василий принимает монашество с именем Варнава. В 1927 году при принятии схимы инок был наречен Серафимом и избран братией Духовником Александро-Невской Лавры. Весть о прозорливом старце приводила в монастырь сотни посетителей. Страждущие получали от старца утешение и наставления, как жить в сложное послереволюционное время. С 1929 года старец арестовывался 14 раз. И в тюрьмах и лагерях схимонах Серафим продолжал свой старческий подвиг, укреплял веру и вселял надежду в души заключенных. После возвращения из заключения в 1933 году старец поселился в Вырице. Во время войны схимонах Серафим, подобно прп. Серафиму Саровскому, 1000 ночей молился в саду перед иконой святого, просил о спасении России.

Прозорливый старец отошёл ко Господу ночью 3 апреля 1949 года.

В августе 2000 года Освященный Юбилейный Архиерейский Собор определил: «Причислить к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания... преподобного Серафима Вырицкого. Память преподобного Серафима Вырицкого праздновать - 21марта / 3 апреля».

Кондак, глас 5:

Уподобился еси древним отцем и подвигом добрым подвизался еси, благодатию Христовою просветився, от Негоже прием дарование чудес, недугующих исцеляти, печальных и скорбящих утешати, обидимых и гонимых защищати и всем в нуждах сущим ограду и скорое избавление подавати. Сего ради, яко великого чудотворца чтуще, молим тя, чада твоя, преподобне Серафиме, от всех бед избави нас молитвами твоими.

Наши рекомендации