Методика проведения индивидуальных заданий
· Фауна птиц участка леса.
Темы такого рода очень полезны с учебной точки зрения: работа по этой теме закрепляет навыки полевого определения видов в много дает для углубления аутэкологических знаний студента. Задача работы в ее наиболее простом виде заключается в точной регистрации всех птиц на определенном участке леса и картировании этих данных. Конкретные этапы работы:
1) составление схематического плана участка с нанесением на него типов растительности, особенностей рельефа, расположения водоемов и т.д.;
2) экскурсия на определенном, заранее намеченном и нанесенным на план маршрутам с регистрацией всех встреченных и определенных по голосам птиц в полосе учета установленной ширины (определяется типом стации, обычно составляет около 50 м). Учетные полосы должны полностью покрывать исследуемый участок. Экскурсии с учетами нужно повторить несколько раз, в том числе в различное
время суток;
3) "свободные" экскурсии по участку с главной задачей выявления гнезд. Параллельно уточняются и дополняются данные по фауне участка;
4) обработка собранного материала: подсчет числа видов, отмеченных на участке, и число особей (пар) каждого вида, нанесение на план точек, обозначающих места постоянного обитания отдельных пар (устанавливается по неоднократной регистрации их) и найденных гнезд.
В результате работы студенты дают достаточно точную характеристику фауны птиц, обитающих на данном участке. Тема очень выигрывает, если она проводится на одном и том же участке в течение ряда лет. В этом случае студентам следует дать предыдущие работы, и они отмечают все изменения, произошедшие на этом участке за ряд лет, то есть подходят к проблемам динамики биоценозов.
· Наблюдение за гнездом ... (название вида).
Эти темы дают очень много для углубления знаний в области биологии отдельных видов, их поведения у гнезд и т.п. Задача работы - подробно описать все стороны жизнедеятельности птиц, насиживающих яйца или выкармливающих птенцов. "Техника" работы состоит в посменном непрерывном наблюдении за гнездом в течение периода активности птиц (летом в условиях Беларуси - примерно с 3 до
22 часов). Наблюдение ведется с помощью бинокля из укрытия, расположенного возможно ближе к гнезду, но на таком расстоянии, на котором птица не реагирует на человека. Расстояние это определяется эмпирически; в течение периода работы иногда оказывается возможным передвинуть "наблюдательный пункт" почти вплотную к гнезду. Наблюдатели регистрируют каждый прилет птицы к гнезду (если в гнезде птенцы, то отдельно регистрируются прилеты с кормом), отлет с гнезда, время обогревания, частота переворачивания яиц, вынос капсул (если в гнезде птенцы) и т.п. Отмечаются различные формы поведения птиц. Задачу можно усложнить составлением плана местности, окружающей гнездо, и нанесением на него точек, обозначающих встречи птиц во время их отсутствия на гнезде. Для этого помимо наблюдателя, находящегося у гнезда, устанавливаются
дополнительные точки наблюдений с возможно более широким обзором. В результате студенты смогут нанести на план гнездовой участок данной пары и описать характер его использования (места сбора корма, места пения самца, стычки с обитателями соседних участков и т.п.).
Если в гнезде, находящимся под наблюдением, птицы насиживают кладку, то можно поставить более широкую задачу, включив в работу наблюдения за температурным режимом в гнезде. Для регистрации температуры можно воспользоваться небольшим жидкостным термометром, баллончик которого вводится в гнездо между яйцами, а шкала остается вне гнезда (лучше расположить шкалу так, чтобы она просматривалась в бинокль). Наиболее же удобный способ регистрации температуры в гнезде - вмонтирование в него маленьких датчиков
(термопары или термосопротивления) с выносом регистрирующей аппаратуры непосредственно к наблюдателю.
Если наблюдения ведутся за гнездом с птенцами, обязательно надо включить в работу описание развития птенцов. Для этого ежедневно наблюдатели подходят к гнезду, взвешивают птенцов, зарисовывают или фотографируют их и описывают все изменения в их внешнем виде (открытие глаз, появление пеньков на различных участках тела, развитие опахал и т.д.).
При оформлении работы студенты, помимо подробного описания наблюдений, составляют графики общей активности птиц, отдельных ее форм (кормление, чистка гнезда и т.п.), план гнездового участка, а также (если эти работы проводились) таблицы или графики изменений температуры в гнезде, роста птенцов и т.п. Работу легко иллюстрировать фотографиями.
· Численность и биотопическое распределение земноводных в Лошицком парке.
· Морфологическая и