Тема: Особенности строения птиц и приспособления к полету.
Оборудование: чучела птиц, препараты внутренних органов и скелеты, таблицы и учебные пособия по лабораторным занятиям.
Цель занятия: на примере голубя изучить особенности строения и функционирования органов в связи с приспособлением к полету.
Систематика: ТИП ПОДТИП КЛАСС ОТРЯД ПРЕДСТАВИТЕЛЬ
Хордовые Позвоночные Птицы Голуби Голубь сизый
Ход работы:
1. Зарисовать внешность птицы, ее оперение, описать заключенные в ее внешнем строении приспособления к полету.
2. Зарисовать схемы систем органов (кровеносная система, головной мозг).
3. Изучить скелет птицы, выписать содержащиеся в нем приспособления к полету
Анализ изученного материала: заполнить таблицы по результатам занятия.
Таблица 1
Перья птиц
Названия перьев | Местоположение | Строение | Функция |
1. | |||
2. | |||
3. |
Таблица 2
Приспособление птицы к полету
Системы органов | Приспособления к полету |
Дыхательная | |
Кровеносная | |
Половая | |
Выделительная | |
Пищеварительная |
Домашнее задание: а) занести в сводную таблицу признаки птиц, б) перечислить особенности организации, которые свидетельствуют о происхождении их от рептилий.
Использование изученного материала в школе: во всех темах 2-го и 3-го классов, где говорится о птицах.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 13
Тема: Разнообразие птиц, птицы Сибири
Оборудование: электронные изображения птиц, раздел «птицы» виртуального музея природы Сибири, учебные пособия: фаунистические комплексы НСО, учебники зоологии.
Цель занятия: изучить характерные особенности птиц, принадлежащих к разным экологическим группам.
Ход работы:
1. Изучить различия во внешнем виде птиц. (Сравнение клювов и ходильных конечностей у 6-7 видов птиц с различным образом жизни).
На основе полученных сведений заполнить таблицу.
Таблица
Особенности строения птиц разной специализации
Экологическая группа | Тело | Клюв | Ноги | Крылья | Примеры птиц |
Хищные | |||||
Водоплавающие | |||||
Насекомоядные | |||||
Растительноядные | |||||
Добывают корм в полете | |||||
Корм из древесины | |||||
Кормятся на земле | |||||
Синантропные |
В тетрадь по фауне НСО внести: серая цапля, большая выпь, лебедь кликун, серый гусь, утки: кряква, шилохвость, чирок; тетеревиные: тетерев, рябчик, глухарь. Серый журавль, коростель, лысуха; кулики: чибис, бекас, черныш; чайки: сизая, речная, крачка; соколообразные: сокол-пустельга, чеглок, луговой лунь, коршун, канюк; совы: болотная, ушастая, ястребиная, филин, сплюшка; голуби: сизый, горлица; кукушка; дятлы: желна, большой пестрый, седоголовый; воробьиные: жаворонок, вьюрок, клест, ласточка, иволга, ворона, сорока, синица, поползень, мухоловка, пеночка, овсянка, трясогузка, свиристель.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 14
Тема: Строение млекопитающих.
Оборудование: влажные препараты, скелеты, таблицы, учебное
пособия по зоологии и практикумы.
Систематика:
ТИП ПОДТИП КЛАСС ОТРЯД ПРЕДСТАВИТЕЛЬ
Хордовые Позвоночные Звери Грызуны крыса
Зайцеобразные кролик
Цель занятия: на примере кролика или крысы выявить характерные черты строения зверей.
Ход работы:
1. Осмотрев чучела и ознакомившись с таблицами, описать и зарисовать характерные черты внешнего строения млекопитающего. Отметить дифференцировку тела, его покровы, конечности, особенности органов чувств, зубов.
2. С помощью таблиц и учебника изучить внутреннее строение млекопитающего. Начертить схемы систем органов: (кровеносная система, головной мозг).
3. С помощью скелета, практикума и таблиц изучить и зарисовать в виде схемы скелет млекопитающего, подписать на рисунке его части.
Анализ изученного материала: заполнить раздел таблицы из работы N 8 - колонку "Млекопитающие".
Домашнее задание: описать черты прогрессивной эволюции млекопитающих, или – какие особенности этих животных помогли им занять главенствующее положение среди остальных позвоночных животных на Земле?
Использование изученного материала в школе: в темах - "Дикие животные летом и осенью", "Домашние животные летом и осенью", "Как различные животные зимуют?", "Домашние животные зимой"(2 кл.).
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 15