Тема: Особенности строения птиц и приспособления к полету.

Оборудование: чучела птиц, препараты внутренних органов и скелеты, таблицы и учебные пособия по лабораторным занятиям.

Цель занятия: на примере голубя изучить особенности строения и функционирования органов в связи с приспособлением к полету.

Систематика: ТИП ПОДТИП КЛАСС ОТРЯД ПРЕДСТАВИТЕЛЬ

Хордовые Позвоночные Птицы Голуби Голубь сизый

Ход работы:

1. Зарисовать внешность птицы, ее оперение, описать заключенные в ее внешнем строении приспособления к полету.

2. Зарисовать схемы систем органов (кровеносная система, головной мозг).

3. Изучить скелет птицы, выписать содержащиеся в нем приспособления к полету

Анализ изученного материала: заполнить таблицы по результатам занятия.

Таблица 1

Перья птиц

Названия перьев Местоположение Строение Функция
1.      
2.      
3.      

Таблица 2

Приспособление птицы к полету

Системы органов Приспособления к полету
Дыхательная  
Кровеносная  
Половая  
Выделительная  
Пищеварительная  

Домашнее задание: а) занести в сводную таблицу признаки птиц, б) перечислить особенности организации, которые свидетельствуют о происхождении их от рептилий.

Использование изученного материала в школе: во всех темах 2-го и 3-го классов, где говорится о птицах.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 13

Тема: Разнообразие птиц, птицы Сибири

Оборудование: электронные изображения птиц, раздел «птицы» виртуального музея природы Сибири, учебные пособия: фаунистические комплексы НСО, учебники зоологии.

Цель занятия: изучить характерные особенности птиц, принадлежащих к разным экологическим группам.

Ход работы:

1. Изучить различия во внешнем виде птиц. (Сравнение клювов и ходильных конечностей у 6-7 видов птиц с различным образом жизни).

На основе полученных сведений заполнить таблицу.

Таблица

Особенности строения птиц разной специализации

Экологическая группа Тело Клюв Ноги Крылья Примеры птиц
Хищные          
Водоплавающие          
Насекомоядные          
Растительноядные          
Добывают корм в полете          
Корм из древесины          
Кормятся на земле          
Синантропные          

В тетрадь по фауне НСО внести: серая цапля, большая выпь, лебедь кликун, серый гусь, утки: кряква, шилохвость, чирок; тетеревиные: тетерев, рябчик, глухарь. Серый журавль, коростель, лысуха; кулики: чибис, бекас, черныш; чайки: сизая, речная, крачка; соколообразные: сокол-пустельга, чеглок, луговой лунь, коршун, канюк; совы: болотная, ушастая, ястребиная, филин, сплюшка; голуби: сизый, горлица; кукушка; дятлы: желна, большой пестрый, седоголовый; воробьиные: жаворонок, вьюрок, клест, ласточка, иволга, ворона, сорока, синица, поползень, мухоловка, пеночка, овсянка, трясогузка, свиристель.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 14

Тема: Строение млекопитающих.

Оборудование: влажные препараты, скелеты, таблицы, учебное

пособия по зоологии и практикумы.

Систематика:

ТИП ПОДТИП КЛАСС ОТРЯД ПРЕДСТАВИТЕЛЬ

Хордовые Позвоночные Звери Грызуны крыса

Зайцеобразные кролик

Цель занятия: на примере кролика или крысы выявить характерные черты строения зверей.

Ход работы:

1. Осмотрев чучела и ознакомившись с таблицами, описать и зарисовать характерные черты внешнего строения млекопитающего. Отметить дифференцировку тела, его покровы, конечности, особенности органов чувств, зубов.

2. С помощью таблиц и учебника изучить внутреннее строение млекопитающего. Начертить схемы систем органов: (кровеносная система, головной мозг).

3. С помощью скелета, практикума и таблиц изучить и зарисовать в виде схемы скелет млекопитающего, подписать на рисунке его части.

Анализ изученного материала: заполнить раздел таблицы из работы N 8 - колонку "Млекопитающие".

Домашнее задание: описать черты прогрессивной эволюции млекопитающих, или – какие особенности этих животных помогли им занять главенствующее положение среди остальных позвоночных животных на Земле?

Использование изученного материала в школе: в темах - "Дикие животные летом и осенью", "Домашние животные летом и осенью", "Как различные животные зимуют?", "Домашние животные зимой"(2 кл.).

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 15

Наши рекомендации