Волшебные твари и где их искать
Волшебные твари и где их искать
Ньютон Скамандер
Тринадцатая редакция
ОБ АВТОРЕ 1
Об этой книге 1
Что такое "тварь" 2
Краткий рассказ об осведомлённости магглов о волшебных тварях 3
Утаивание волшебных тварей 4
Ареалы обитания тварей 5
Контроль продажи и разведения 5
Заклинание Забвения 6
Служба дезинформации 6
Почему важна Магзоология 6
КЛАССИФИКАЦИЯ МИНИСТЕРСТВА МАГИИ 6
Классификация Министерства Магии (М.М.) 6
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ВОЛШЕБНЫХ ТВАРЕЙ ОТ А ДО Я 7
ОБ АВТОРЕ
Ньютон Артемий Фидо Скамандер родился в 1897 году. Его мать, разводившая породистых гиппогрифов, поощряла интерес мальчика к волшебным созданиям. По окончании Школы Чародейства и Волшебства Хогвартс, мистер Скамандер поступил на службу в министерство магии в Отдел по контролю волшебных существ. По истечении двух лет в Управлении по учету домовых, двух лет, о которых он вспоминает, как об 'ужасно скучных', он был переведён в Подразделение Тварей, где его блестящие знания волшебных существ обеспечили ему быстрое продвижение по службе.
Именно ему принадлежала идея создания Реестра Оборотней в 1947 году. Работая в Бюро исследования и изолирования драконов, мистер Скамандер часто ездил за границу, собирая информацию для мирового бестселлера "Волшебные твари и где их искать", который на данный момент выходит уже в тринадцатой редакции.
Об этой книге
"Волшебные твари и где их искать" являются плодом долгих лет путешествий и исследований. Оглядываясь назад сквозь время, на семилетнего волшебника, часами изучавшего внутренности Хорклампов в своей комнате, я чувствую зависть. Ведь ему ещё только предстоят захватывающие странствия: из самых дремучих джунглей в ослепительную пустыню, с горных пиков в топкую трясину, и этот перепачканный хорклампом мальчишка встретит, когда вырастет, животных, описанных на этих страницах. Я побывал в берлогах, норах и гнёздах всех пяти континентов, наблюдая любопытные повадки волшебных тварей в сотнях стран, был свидетелем их мощи, был покорён их доверием, и, случалось, отбивался от них походным котелком.
Первая редакция "Волшебных тварей" была издана в 1918 году мистером Августом Черве из издательства "Обскурус", который был настолько любезен, что поинтересовался, намерен ли я продолжить энциклопедию о волшебных тварях. Я тогда занимал очень незначительную должность в министерстве магии и использовал этот шанс, аргументируя своё решение жалкой зарплатой — два сикля в неделю — и возможностью проводить отпуск, странствуя по земному шару в поисках новых магических видов.
Это вступление имеет целью ответить на несколько наиболее часто задаваемых вопросов, которые появляются в моём почтовом ящике каждую неделю с поры первой публикации этой книги в 1927 году. Во-первых, самый важный вопрос — что такое "тварь"?
Что такое "тварь"
Определение слова "тварь" вызвало прения, не прекращавшиеся веками. Тот, кто только начал изучать Магзоологию, может счесть это удивительным, но проблема станет понятна, если мы рассмотрим три типа волшебных существ.
Оборотни большую часть времени проводят в человеческом обличье (будь то волшебник или маггл). Однако раз в месяц они превращаются в свирепых четырёхлапых зверей, жаждущих убийства и лишенных человеческой совести.
Повадки кентавров не похожи на человеческие: живут они дико, отказываются носить одежду, предпочитают обитать вдали от магглов и волшебников и, тем не менее, имеют равный им разум.
Тролли имеют схожую с человеком внешность, прямоходящи, их можно выучить паре простых слов, и всё-таки они тупее самого глупого единорога и не наделены магическими способностями, кроме удивительной силы.
Теперь зададимся вопросом: какое из этих созданий "существо" — то есть, особь, заслуживающая законных прав и голоса в управлении магическим миром, — а какое является "тварью"?
Ранние попытки решить, какие из волшебных созданий должны называться "тварями" отличались крайней непродуманностью.
Бэрдок Малдун, председатель Совета Магов (Совет Магов предшествовал министерству магии) еще в четырнадцатом веке постановил, что любой член волшебного общества, ходящий на двух ногах, отныне и впредь будет иметь статус "существа", все остальные относятся к "тварям". В пылу дружеских чувств он призвал всех "существ" на саммит для обсуждения новых волшебных законов к своему ужасу выяснил, как он просчитался. Зал собрания заполонился гоблинами, которые привели с собой столько двуногих существ, сколько смогли найти. Вот что пишет Батильда Бэгшот в "Истории Магии":
"Мало что можно было расслышать из-за пронзительного визга дириколей, жалобных стонов авгуров и безжалостной, пронзительной песни ревунов. В то время как ведьмы и волшебники пытались обсуждать правовые документы, всевозможные пикси порхали вокруг их голов, вовсю хихикая и кривляясь. Около дюжины троллей начали вдребезги крушить комнату дубинками, в то время как чародейки шастали по всему залу в поисках детей, которых они могли бы сцапать. Председатель совета встал, чтобы открыть совещание, поскользнулся на куче помета порлока и с ругательствами выбежал из зала".
Как мы видим, наличие двух ног у существа еще не означает, что оно может или хочет принять участие в управлении. Ожесточившись, Бэрдок Малдун отказался от дальнейших попыток включить в Совет Магов нелюдей волшебного общества.
Последовательница Малдуна, мадам Эльфрида Клагг, пыталась изменить определение "существо" в надежде создания более близких связей с другими волшебными созданиями. "Существами", провозгласила она, отныне будут называться те, кто способен говорить на человеческом языке. Все, кто мог объясниться с членами Совета, были приглашены на следующее собрание. И опять-таки возникли проблемы. Выучившись нескольким простым предложениям у гоблинов, явились тролли и возобновили разрушение зала. Вокруг ножек стульев носились Раздражары, норовя цапнуть любую лодыжку, до которой могли дотянуться. Между тем, прибыла огромная делегация привидений (которые во времена Малдуна на саммите отсутствовали: ведь они не стояли на ногах, а парили), которая вызвала отвращение своим заявлением, что "Совет бессовестно потакает желаниям живых, и не обращает внимания на нужды мёртвых". Кентавры, которые Малдуном классифицировались как "твари" а теперь подходили под определение мадам Клагг, как "существа", отказались согласиться с протестом Совета об исключении русалочьего народа, которые не могли общаться ни с кем, кроме как друг с другом, пока находились на поверхности.
Вплоть до 1811 года никто не мог подобрать определения, с которым бы согласилась большая часть волшебного общества. И тогда Гроган Стамп, новый министр магии, постановил, что "существом" можно считать "любое создание, имеющее достаточный интеллект, чтобы понять законы волшебного мира и нести ответственность за их соблюдение". (Исключение было сделано для привидений, которые утверждали, что относить их к "существам" по меньшей мере невежливо, ведь "они своё отсуществовали"). Стамп, соответственно, создал три подразделения в Отделе по контролю волшебных существ, сохранившиеся по сей день: Подразделение Тварей, Подразделение Существ и Подразделение Духов). Представители троллей были опрошены в отсутствии гоблинов и выяснилось, что они не понимают ничего из того, что им говорят; поэтому, несмотря на их двуногость, они были классифицированы как "твари"; русалочий народ впервые посредством переводчиков был приглашен присоединиться ко всем "существам"; пикси и гномы, вопреки своему человекоподобному облику, были решительно помещены в категорию "тварей".
Разумеется, на этом вопрос исчерпан не был. Мы все хорошо знакомы со сторонниками крайних мер, которые выступают за классификацию магглов, как "тварей"; кроме того, мы знаем, что кентавры отказались от статуса "существ" и пожелали быть отнесёнными обратно к "тварям" (После того, как в класс "существ" были приняты чародейки и вампиры, кентавры объявили, что будут решать свои проблемы независимо от волшебников. Год спустя русалочий народ сделал такое же заявление. Министерству магии пришлось смириться. И хотя была создано отдельное Управление по связям с кентаврами в Подразделении Тварей Отдела по контролю волшебных существ, ни один кентавр ни разу не воспользовался его услугами. С тех самых пор "послать в Управление Кентавров" — стало шуткой в Отделе, и означает, что лицо, которому она предназначена, вскорости будет уволено). Оборотни, тем временем, уже много лет переходят из Подразделения Тварей в Подразделение Существ и обратно; ко времени написания этой книги в Подразделении Существ появилось Управление Поддержки Оборотней, хотя Подразделению Тварей подчинено Бюро Регистрации и Контроля Оборотней. Несколько высокоинтеллектуальных существ были отнесены к классу "тварей" из-за своей неспособности преодолеть хищную сущность. Акромантулы и Мантикоры способны к связной речи, но попытаются сожрать любого, оказавшегося рядом человека. Сфинкс разговаривает исключительно головоломками и загадками и приходит в ярость от неправильных ответов.
Где бы на страницах книги мы ни продолжили выяснять неточности в классификации тварей, по понятным причинам заметки о них я поместил вначале.
Теперь же перейдем к вопросу, который волшебники и ведьмы задают чаще других, когда разговор заходит о Магзоологии: почему магглы не замечают волшебных существ?
Утаивание волшебных тварей
Было бы неверно утверждать, что с момента появления 73-й Статьи не происходило её ненамеренных нарушений. Британские читатели постарше наверняка припомнят Илфракомбский инцидент 1932 года, когда норовистый Зелёный Уэльский дракон спланировал на людный маггловский пляж. Многочисленных смертей удалось избежать лишь благодаря своевременному вмешательству отдыхающего семейства магов (впоследствии награжденного Орденами Мерлина Первой Степени), когда они не мешкая применили на жителях Илфракомба самое массовое заклинание Обливиэйт века. Международной Федерации Волшебников приходилось неоднократно наказывать некоторые народы за нарушение Статьи 73. Два наиболее ярых преступника — Тибет и Шотландия. Магглы уже столько раз видели йети, что Международная Федерация Волшебников сочла за необходимость разместить на постоянной базе в горах Международную Оперативную Группу. К тому же, самый крупный в мире водяной Келпи, обитающий в Лох-Нессе, до сих пор не пойман и появляется лишь тогда, когда соскучится по известности!
Несмотря на эти прискорбные случайности, мы, волшебники, можем поздравить себя с исправным исполнением обязанностей. Несомненно, подавляющее большинство современных магглов отказывается верить в волшебных тварей, которых так боялись их предки. Даже те из них, которые замечали появление помета порлока или следы Рунеследа — а было бы глупо считать, что все следы удастся замести, — удовлетворятся даже самыми нелепыми, но только не волшебными объяснениями этих явлений (для более подробного ознакомления с этой полезной маггловской чертой рекомендуем читателю новейшую "Мирскую Философию: Почему магглы предпочитают неведение" профессора Мордикуса Эгга ("Пыль и Милдью", 1963).) Если какой-нибудь маггл неблагоразумно поведает приятелю, что заметил летящего на север гиппогрифа, скорее всего, его примут за пьяного или свихнувшегося. Это может показаться несправедливым по отношению к магглам, однако, согласитесь, для волшебников этот вариант всё же предпочтительнее, чем быть сожжённым на костре или утопленным в проруби.
Так как же всё-таки магическое общество скрывает волшебных тварей? К счастью, некоторые виды не требуют волшебного содействия, чтобы прятаться от магглов. У таких существ, как тембу, камуфлори и лешие есть свои очень действенные способы маскировки, и для их защиты совершенно не требуется вмешательство министерства магии. Кроме того, существуют звери, которые, благодаря уму или врожденной скромности, избегают контактов с магглами всеми возможными путями — например, единороги, Лунные тельцы и кентавры. Другие же волшебные создания обитают в местах, недоступных магглам — к примеру, Акромантул живет в непроходимых джунглях острова Борнео, а феникс, гнездящийся высоко на горных пиках, просто-напросто недосягаем (без применения магии, конечно). И, наконец, что встречается чаще всего, зверьки бывают слишком маленькими, либо слишком шустрыми, либо чересчур ловко прикидываются обычными животными, чтобы не привлекать внимания магглов: к этой категории относят чизпафлов, муховёрток и крупов.
Тем не менее, многие существа либо умышленно, либо случайно, обитают прямо у магглов под носом, и именно они доставляют больше всего проблем Отделу по контролю волшебных существ. Этот отдел, второй по величине в министерстве магии, имеет дело со всевозможными проблемами видов, находящихся под опекой, и каждая из этих проблем требует своего подхода.
Ареалы обитания тварей
Возможно, самым важным шагом в сокрытии волшебных зверей является создание безопасной среды их обитания. Противомаггловские барьеры препятствуют попаданию нарушителей в леса, где обитают кентавры и единороги, а также реки и озера, выделенные для русалочьего народа. В самых крайних случаях место обитания существа должно быть сделано необнаружимым (когда место сделано необнаружимым, его невозможно увидеть на карте).
Некоторые из этих ареалов должны постоянно находиться под присмотром волшебников; возьмем, к примеру, резервации драконов. В то время как русалки и единороги рады соблюдать территорию, выделенную им, драконы используют любую возможность нарушить границу в поисках добычи. Иногда случается, что противомаггловские барьеры не срабатывают, так как животные используют собственную магию, чтобы взломать их. Это могут быть водяные Келпи, чей единственный смысл жизни — завлечь к себе человеческих существ, и подгребины, которые разыскивают свои жертвы среди людей.
Сокрытие от магглов
Обычный волшебник тоже играет немаловажную роль в сокрытии волшебных тварей. Закон обязывает всех владельцев магических животных любыми возможными способами скрывать их от магглов (чары иллюзии, безразмерные чемоданы с внутренними отделениями для клеток, и тому подобное).
Заклинание Забвения
В наихудшем же случае, если маггл всё-таки увидел то, что ему (или ей) не положено было видеть, скорее всего, наиболее действенным способом исправить положение становится заклинания Обливиэйт. Оно может быть применено владельцем животного, но в сложных случаях на место происшествия высылается специально обученная бригада стирателей памяти из министерства магии.
Служба дезинформации
К услугам Службы дезинформации прибегают только в самых тяжелых случаях столкновения магглов с магией. Присутствие магии в некоторых катастрофах или происшествиях просто-напросто слишком очевидно, чтобы магглы могли объяснить их какими-то другими причинами. В таких случаях Служба дезинформации напрямую связывается с премьер-министром магглов в поисках правдоподобного объяснения случившегося без привлечения магии.
Безграничные усилия этой службы в убеждении магглов в том, что все фотографические "доказательства" существования Лох-Несского Келпи — фальшивки, привели к некоторому смягчению ситуации, которая когда-то казалась чрезвычайно опасной.
Почему важна Магзоология
Вышеописанные мероприятия едва лишь дают представление о сфере интересов и размахе работ, выполняемых Отделом по контролю волшебных существ. Остается только ответить на вопрос, на который, в глубине души, мы все уже знаем ответ: почему мы, все вместе и каждый по отдельности, по-прежнему стараемся защитить и сохранить волшебных животных, даже свирепых и не поддающихся укрощению? Ответ очевиден — чтобы дать возможность следующим поколениям ведьм и волшебников радоваться их необыкновенной красоте и силе, как это было даровано нам.
Я представляю свой труд как введение ко всему изобилию фантастических тварей, населяющих наш мир. На последующих страницах описаны семьдесят пять видов, но я не сомневаюсь, что когда-нибудь в этом году будет открыт ещё один, сделав необходимым выпуск дополненного издания "Волшебных тварей". А сейчас добавлю лишь, что я с огромным удовольствием думаю о том, что поколения юных ведьм и волшебников выросли, в полной мере зная и понимая повадки фантастических зверей, которых я с любовью описываю на страницах этой книги.
КЛАССИФИКАЦИЯ МИНИСТЕРСТВА МАГИИ
Отдел по контролю волшебных существ даёт классификацию всем известным тварям, существам и духам. Она позволит получить общее представление об опасности этих созданий. Далее следуют пять категорий.
Классификация Министерства Магии (М.М.)
ХХХХХ — Известный убийца волшебников (не поддаётся дрессировке или приручению)
ХХХХ — Опасен / требуются особые знания / обращаться с ним может только опытный волшебник
ХХХ — Умелый волшебник может справиться
ХХ — Безвредный / Можно приручить
Х — Скучный
В некоторых случаях я чувствовал, что необходимо объяснить, почему конкретное существо отнесено к тому или иному классу, поэтому я добавлял соответствующие примечания.
Акромантул
Классификация М.М.: ХХХХХ
Акромантул — это огромный восьмиглазый паук, который умеет говорить. Он появился на острове Борнео (он же остров Калимантан), где населяет глухие джунгли. Его отличительные черты: чёрная шерсть, густо покрывающая тело; расстояние между лапами, которое составляет 15 футов; клешни, издающие характерный щёлкающий звук, когда акромантул возбуждён или раздражён; и выделяют яд, который применяется в зельеварении. Акромантул — хищник и предпочитает крупную добычу. Он плетёт свою паутину в форме купола на поверхности земли. Укус акромантула ядовит. Женская особь крупнее, чем мужская и может откладывать до сотни яиц за один раз. Яйца акромантула белые и мягкие, размером с надувной детский мяч. Детёныши вылупляются через 6-8 недель. Яйца акромантула помещены Отделом по контролю волшебных существ в Класс А: "Товары не подлежащие продаже". Это означает, что за импорт яиц акромантула или торговлю ими полагается суровое наказание.
Говорят, что этих животных вывели волшебники, вероятно, с целью защиты своих поселений или охраны сокровищ, так как обычно именно ради этого и создаются волшебные монстры, первые записи об акромантуле датированы 1794 годом. Несмотря на интеллект (близкий к человеческому), акромантулы не поддаются дрессировке и являются одинаково опасными как для волшебников, так и для магглов. Тем не менее, с помощью паучьей капустки, распространенного волшебного растения, волшебник понимать речь акромантула и разговаривать с ним.
Великан
Классификация М.М.: ХХХX
Огромные существа, внешне похожие на человека, чаще всего вооружен дубинкой. Великан опасен преимущественно в разозленном состоянии, однако не всегда можно предсказать, что вызовет гнев великана. С уверенностью можно сказать, что в озлобленном состоянии находится великан, которого разбудили. С разозленными особями лучше не вступать в контактное взаимодействие, и лучшим вариантом поведения будет сбежать (если вам не удалось остаться незамеченным). Несмотря на то, что великаны боятся огня, применение каких-либо зажженных снарядов, пущенных в великана, может с равной вероятностью как напугать его, так и разозлить сильнее. С великанами в их обычном настроении можно договориться, кроме того, они зачастую с интересом и радостью реагируют на простое бытовое волшебство и красивую трансфигурацию, и могут отвлечься на них либо и вовсе начать симпатизировать волшебнику. Тем не менее, великаны не рассчитывают свою силу, и могут случайно что-то сломать или нанести вред даже тому, к кому расположены. В движении быстры, но неповоротливы.
Выскакунчик
Классификация М.М.: XX
Выскакунчик (Северная Европа и Америка) — это маленькая пёстрая птица голубого цвета, питающаяся мелкими насекомыми. На протяжении своей жизни она хранит молчание и лишь перед смертью издает продолжительный крик, состоящий из всех когда-либо услышанных ею звуков в порядке, обратном тому, как они были услышаны. Перья выскакунчиков используются при приготовлении зелий, воздействующих на память, а также в оборотном зелье.
Гиппогриф
Классификация М.М.: XXX
Гиппогриф происходит из Европы, хотя сейчас обитает во всём мире. У него голова гигантского орла и тело лошади. Он может быть приручен, хотя неспециалистам не стоит даже пробовать. Во время приближения к гиппогрифу следует поддерживать зрительный контакт. Поклон означает добрые намерения. Если гиппогриф отвечает на приветствие, можно безопасно продолжить сближение.
Гиппогриф питается земляными насекомыми, а также ест птиц и мелких млекопитающих. При размножении гиппогрифы строят на земле гнёзда, и откладывают в каждое по одному крупному и хрупкому яйцу, вылупление которого происходит в двадцать четыре часа. Птенец гиппогрифа встаёт на крыло в течение недели, но сопровождать своих родителей в долгих перелётах он сможет лишь через несколько месяцев.
Гиппокамп
Классификация М.М.: XXX
Происходящий из Греции, Гиппокамп имеет голову и переднюю часть лошади, а хвост и заднюю часть — огромной рыбы. Хотя обычно этот вид встречается в Средиземном море, великолепная синяя чалая особь была поймана русалами в 1946 у побережья Шотландии, и впоследствии одомашнена ими. Гиппокамп откладывает крупные, полупрозрачные яйца, сквозь которые можно видеть жеребенка.
Гном
Классификация М.М.: XX
Гном является обыкновенным садовым вредителем, обитающим в северной части Европы и в Северной Америке. Ростом до фута, гном имеет характерные черты: непропорционально большую голову и крупные, костлявые ноги. Гномов можно выгнать из сада, раскрутив их, пока у них не закружится голова, и затем перебросив через забор. В качестве альтернативы можно использовать раздражаров, хотя сегодня многие волшебники находят данный метод разгноминирования слишком жестоким.
Гриндилоу
Классификация М.М.: XX
Рогатый, бледно-зелёный “демон” гриндилоу обитает в пресных озёрах по всей Британии и Ирландии. Он питается мелкой рыбой и агрессивен по отношению как к волшебникам, так и магглам, впрочем, известно, что русалы их одомашнили. У гриндилоу очень длинные пальцы, которые, хотя они и обладают мощной хваткой, легко сломать.
Грифон
Классификация М.М.: ХХХХ
Грифон происходит из Греции и имеет голову и передние лапы огромного орла, а туловище и задние лапы — льва. Как и сфинкс (см. ниже) часто используется волшебниками для охраны сокровищ. Хотя грифоны свирепы, известна небольшая горстка опытных волшебников, водящих с ними дружбу. Грифоны питаются сырым мясом.
Дракон
Классификация М.М.: ХХХХХ
Пожалуй, труднее всего спрятать самых известных из всех волшебных тварей — драконов. Самки обычно крупнее самцов и более агрессивны, но и к тем и к другим лучше не приближаться никому, кроме самых опытных и подготовленных волшебников. Шкура, кровь, сердце, печень и рог дракона обладают значительными магическими свойствами, однако яйца драконов относятся к Классу А: "Товары не подлежащие продаже".
Известно десять пород драконов, хотя иногда они скрещиваются между собой, давая в результате редкие гибриды. К наиболее известным относятся Венгерская Хвосторога, распространенные в Британии Гебридский Черный, Уэльский Зеленый и некоторые другие.
Единорог
Классификация М.М.: XXXX (См. сноску к классификации кентавра.)
Царь леса, Единорог давно был гордостью владельцев магических лесов и символом возвышенного благополучия и благодатного процветания. Единорог — красивое животное, обитающее повсеместно в лесах северной Европы. Во взрослом состоянии это чисто-белая лошадь с рогом, хотя жеребята сперва золотистые, а до достижения зрелости становятся серебряными. И рог единорога, и кровь, и грива имеют мощные магические свойства. (Единорог, как и фея, пользуется доброй славой у магглов — в данном случае, оправдано.) Обычно он избегает контакта с людьми, позволит подойти к себе только чистому сердцем человеку, и у него столь стремительный бег, что поймать его очень трудно. Крайне негативно относится к темным волшебникам.
Йети
(также известен как Биг-Фут, или Снежный человек)
Классификация М.М.: XXXX
Уроженец Тибета, йети, скорее всего, является родственником тролля, хотя никто ещё не подобрался к нему настолько близко, чтобы провести необходимые исследования. Высотой до пятнадцати футов, он покрыт с головы до ног волосами чисто-белого цвета. Йети пожирает всё, что ни встретится ему на пути, хотя он боится огня и опытные волшебники могут с ним справиться.
Каппа
Классификация М. М.: XXXX
Каппа — это преимущественно японское магическое животное, обитающее в мелководных прудах и реках. Часто описывается как обезьяна с рыбьей чешуёй вместо меха. На голове у каппы имеется углубление, заполненное водой. Каппа питается человеческой кровью, но его можно убедить не причинять вреда, если бросить ему огурец, на котором будет вырезано имя его жертвы. При борьбе с каппой волшебнику следует обманом вынудить каппу наклониться — если каппа это сделает, то вода из ямки на голове выльется, и он мгновенно лишится своей силы. Огурец с вырезанным на нем именем жертвы прекращает атаку Каппы.
Келпи
Классификация М.М.: XXXX
Этот водяной демон, живущий в Англии и Ирландии, может принимать различные формы, хотя чаще всего он появляется в облике лошади с гривой из камыша. Заманив ничего не подозревающую жертву на свою спину, он ныряет на самое дно реки или озера и пожирает наездника, внутренности которого всплывают на поверхность. Чтобы справиться с келпи, необходимо накинуть уздечку ему на голову. Такие уздечки плетутся из волос подводного народа, срок службы одной уздечки — не более десяти дней, после этого артефакт перестает работать, и Келпи перестает подчиняться. Подчиненная особь теряет игривость и склонность к частым изменениям облика, кроме того, выполняет только очень понятно и подробно сформулированные приказы.
Самый большой в мире келпи был обнаружен в озере Лох-Несс, в Шотландии. Чаще всего он принимает облик морского змея (см. рис.). Международная федерация наблюдателей-волшебников поняла, что имеет дело не с настоящим змеем, когда он на их глазах превратился в выдру при появлении исследовательской группы магглов, а затем снова в змея, когда опасность миновала.
Кентавр
Классификация М.М.: ХХХХ. (Четыре Х присвоены кентаврам не из-за чрезмерной агрессивности, а потому, что с ними следует общаться очень осторожно. Тоже самое относится к русалам и единорогам).
У кентавра человеческая голова, руки и туловище переходят в конское тело, которое может быть обладать различными окрасами. Поскольку кентавры умны и могут говорить, их не стоило причислять к тварям, но всё же они были именно так классифицированы министерством магии по их собственной просьбе (см. Введение к этой книге).
Кентавры обитают в лесах. Их родиной считается Греция, хотя в наше время общины кентавров можно обнаружить во многих уголках Европы. Чародейские власти каждой из стран, в которых обитают кентавры, выделили им места, где не их будут беспокоить магглы. Так или иначе, кентавры не нуждаются в защите волшебников, поскольку и сами хорошо умеют прятаться от людей.
Образ жизни и обычаи кентавров окутаны тайной. Вообще-то они не доверяют ни волшебникам, ни магглам, и кажется, они практически не видят между нами разницы. Они живут группами, численность которых составляет от десяти до пятидесяти соплеменников. Известно, что они искусные целители, предсказатели, лучники и астрономы.
Клубкопух
Классификация М.М.: XX
Клубкопухи живут по всему миру. Это круглые создания, покрытые мягким пушком, весьма послушные и не имеющие ничего против того, чтобы их тискали или бросали. За ними очень легко ухаживать. Когда они всем довольны, то издают низкое урчание. Время от времени очень длинный, тонкий, розовый язык выныривает из глубин Клубкопуха и проскальзывает по дому в поисках пищи. Клубкопухи — настоящие мусорщики, они сметают все, что съедобно — от объедков до пауков. Но особенно им нравится засовывать языки в носы спящих волшебников и подъедать их сопли. Благодаря этому свойству, Клубкопухи любимы многими поколениями малолетних магов и остаются весьма популярным волшебными домашними животными.
Красный Колпак
Классификация М.М. XXX
Эти гномоподобные создания обожают устраивать свои норы на полях былых сражений. Но их можно встретить и в любом другом месте, где когда-либо проливалась человеческая кровь. Легко отгоняемые при помощи магии, Красные Колпаки, тем не менее, могут быть чрезвычайно опасны для заблудившихся магглов, на которых нападают под покровом ночи и пытаются до смерти забить дубинкой. Наиболее широко Красные колпаки распространены в Северной Европе. Если договориться с Колпаком, может показать, где растут волшебные травы.
Низзл
Классификация М.М.: XXX
Исторической родиной низзла является Великобритания, хотя в настоящее время он распространен практически по всему миру. Маленький, похожий на кошку, с пятнистым мехом, большими ушами и хвостом как у льва, низзл представляет собой очень умное, независимое и временами агрессивное существо, хотя, проникнувшись симпатией к ведьме или волшебнику, может стать замечательным домашним животным. Низзл обладает сверхъестественной способностью выискивать отталкивающих и сомнительных существ и без труда найдёт дорогу домой, если его хозяин заблудился. В помёте низзла бывает до восьми детёнышей, низзлы могут скрещиваться с кошками. Для владения низзлами (так же, как крупами и ревунами) требуется разрешение. Внешность низзлов достаточно необычна и привлекает внимание магглов.
Лепрекон
Классификация М. М.: ХХХ
Более смышлёные, чем феи, и менее злобные, чем чёртик, эльф или докси, лепреконы, тем не менее, считаются вредными. Обитают исключительно в Ирландии, достигают 6 дюймов в высоту, и имеют зелёный окрас. Владеют навыками изготовления примитивной одежды из листьев. Единственные из «маленького народа» могут разговаривать, хотя никогда не просили переклассифицировать их в «существа». Лепреконы живородящи и живут в основном в лесах и лесистых местностях, хотя получают удовольствие от привлечения внимания магглов, и вследствие этого в маггловской литературе для детей встречаются почти так же часто, как и феи. Лепреконы создают реалистичное золотоподобное вещество, исчезающее спустя несколько часов, что чрезвычайно их забавляет. Питаются листьями, и, несмотря на репутацию озорников, до сих пор неизвестно, причиняли ли они когда-нибудь вред человеку.
Леший
Классификация М. М.: ХХ
Леший — это нечисть, охраняющая деревья. Он обитает в основном на западе Англии, в северной части Германии и в некоторых скандинавских лесах. Заметить его чрезвычайно сложно, поскольку он может изменять свой внешний вид. Если лесу, в котором он живет, угрожает опасность, он прыгает на дровосека или лесника, пытающегося повредить его жилище, и выдавливает ему глаза своими длинными и острыми пальцами. Человеку, на котором лежит проклятие, не рекомендуется оказываться близко от лешего: эта нечисть считает, что проклятый, вошедший в лес, принадлежит ей, и нападает гораздо агрессивнее. Леший не трогает людей, защищенных соляным кругом, предпочитает избегать собак с белыми кругами под глазами и трехцветных кошек. Лешего можно отпугнуть огнем, однако в данном случае боится он не самого огня, а возможного лесного пожара, и потому предпочитает оставить человека в покое. Известно о существовании ритуалов заключения договора с лешим как способе предотвращения его нападения: в этом случае человек получает определенную помощь, заплатив некоторую цену.
Лобалуг
Классификация М.М.: ХХХ
Лобалуга можно найти на дне Северного моря. Это примитивное создание, длиною 10 дюймов, состоящее из эластичного трубчатого тельца и мешочка, наполненного ядом. Когда лобалугу грозит опасность, он сокращает мешочек, выстреливая в нападающего ядом. Русалы используют Лобалуга в качестве оружия, а волшебники, как известно, добавляют яд в некоторые зелья, но его применение строго контролируется.
Мантикора
Классификация М.М.: ХХХХХ
Мантикора — в высшей степени опасное греческое чудище с головой человека, телом льва и хвостом скорпиона. Она так же опасна, как и Химера и настолько же редка. Говорят, что сразу после поглощения очередной жертвы мантикора начинает тихонько мурлыкать. Шкура мантикоры отражает практически все известные заклятия. Если вы встретили мантикору — просто бегите, либо отвлекайте мантикору — и бегите. На некоторое время животное отвлекается, если перед ним рассыпать высушенную измельченную Actinídia kolomíkta. Иногда высказываются непроверенные гипотезы о том, что мантикора уязвима для любых заклинаний, посланных волшебной палочкой, изготовленной из этой древесины и волоса с хвоста мантикоры.
Морской змей
Классификация М.М.: XXX
Морские змеи обитают в Атлантике, Тихом океане и Средиземном море. Несмотря на не слишком располагающую внешность, ещё не известно ни одного случая, чтобы они убили человека, несмотря на истерические вопли магглов о свирепости морских змеев. Этот зверь имеет голову, похожую на лошадиную, и длинное змеевидное тело, горбами высовывающееся из моря и достигающее в длину ста футов.
Нунда
Классификация M.M.: ХХХХХ
Это восточно-африканское животное является, возможно, самым опасным: гигантский леопард, передвигающийся, несмотря на свои размеры, бесшумно. Его дыхание вызывает болезни, способные опустошить целые деревни. Нунда еще ни разу не покорился совместным усилиям менее чем сотни квалифицированных колдунов.
Нюхлер
Классификация М.М.: XXХ
Нюхлер — это английское животное. Эти чёрные, пушистые, длинноносые существа живут в норах и очень любят блестящие вещи. Гоблины часто держат нюхлеров для того, чтобы они рыли им в земле ямы для хранения сокровищ. Хотя нюхлеры — очень кроткие и нежные существа, они могут разнести жилище своего хозяина, поэтому их нельзя держать в доме. Если убить нюхлера, достать что-либо из его мешка невозможно. Нюхлеры живут в берлогах, расположенных на глубине до 20 футов под землёй, и производят на свет выводок от 6 до 8 детенышей.
Оборотень
Классификация М.М.: XXXXX (Эта классификация относится, конечно, к оборотню в трансформированном состоянии. Когда на небе нет полной луны оборотень настолько же безопасен, как и любой другой человек).
Оборотень обитает по всему миру, хотя считается, что произошёл он из северной Европы. Люди становятся оборотнями только после укуса. Хотя болезнь неизлечима, последние разработки в области зелий в значительной степени облегчают самые страшные симптомы. Раз в месяц, в полнолуние, в прочее время нормальный вменяемый волшебник или же пострадавший маггл, превращается в кровожадного зверя. Практически единственный из волшебных зверей, оборотень активно охотится на л