Кто от сотворенной твари паче всех согреши, на небеси и на земли.

ГЛАВА I.

Первое согреши Архангел, он же и Денница, то есть, свет. Зри, учители прежде согрешают. Вознесеся сердце его, восхоте Царь быти, и не бысть, возгордеся, и не покаяся; за то свержен с небеси на землю. Из Архангела бысть диавол, из света тьма; зри, учителя сан имея, пишет: "да просветится свет ваш пред человеки", и прочая.

ГЛАВА II.

Адам был в раю, и восхоте быти Богом, и не бысть; за то из рая изгнан бысть; и бысть сотворен по образу Божию и по подобию, и из образа Божия преложися в диавола и из подобия Божия в скотину; пишет: "В чести сый человек не разуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися им, и той в скотском нраве не разуме покаяния, аки скот.

ГЛАВА III.

До потопа согрешиша прелюбодеянием и кровосмешением, и не покаяхуся человецы, за то и погибоша, яко скоти, не разумеша чистоту покаяния, но смеяхуся Ною, учащему покаятися Богу и от греха отстати; и Апостол всех блудников скоту уподобляет, а за неотстатие от греха - диаволу.

ГЛАВА IV.

Содомляне согрешиша прелюбодеянием Содомски, со женами и детьми своими, за то и погибоша, понеже Лот обличаше их, дабы покаялися; но они покаяние отлагаху, а Лоту прещаху, дабы не учил их, яко пришлец есть, но их бы воле последовал; но Лот не послуша их, аще и прещаху ему; аще и сам мучим бе совестию, но неодолим бе, аки воин боряся внутрь и вне, Бога в разуме имея, аки стену тверду: ни прещение от Содомлян не устраши Лота: аки млат на наковальне не разби, ниже мало убояся.

ГЛАВА V.

Язычники и Еллины согрешиша, от Бога по долгом времени заблудиша, идола вместо Бога почитаху и кланяхуся, а диаволу аки Богу не кланяхуся, и сотворенной твари аки Богу кланяхуся, но и проклинаху диавола и отрицахуся его, но чрез идола приимаху его.

ГЛАВА VI.

Жидове мнози от Бога заблуждахуся, и на Бога роптаху, и идола Богом называху и кланяхуся; а очевидно, или зная, что в идоле живет диавол, сих идолов не почитаху, и в Писании сего не зрится; потому и Бог их миловал и помогал им во бранех, и (егда) они паки к Богу обращалися, и прочая.

ГЛАВА VII.

Вси еретицы о Бозе и законе суетно по своей страсти мудрствовали, по диаволю научению, а диавола Богом не именоваху, ниже по видению кланяхуся, или бы от диавола какую явно зная тайну приняли, или для чего бы ему покланялися; но паче нецыи и мучились от еретиков за имя Божие и за закон. И при Антихристе сие будет; пишет: "Аще кто и мучится, не венчается, аще не законно (мучен будет)".

ГЛАВА VIII.

Отступники закона Божия отступаху, а не Бога, а Бога проповедаху, яко же о Римском Папе пишет Андрей Кесарийский, толкователь Апокалипсиса, прескверным его именует, что он и отступных Римлян Антихристу в поклонение диаволу приведет, аки Богу поклонитися. Зри, отступники по ведению диаволу не кланяются.

ГЛАВА IX.

Антихрист, Богу противник, си есть диавол, в последния дни приидет и изберет сосуд себе, человека, егове злобе, и внидет сам сатана начальник в него и чрез сосуд, то есть, человека, действовать будет, и под именем Спасителя, самому диаволу в поклонение приводить будет, сим подобием чрез писание и в церквах сядет, и будет аки истинный Бог, а истиннаго Бога не истинным называть будет. И мерзость запустения станет на месте святе, то есть, судно противника; чрез сие судно вся действия сатаны совершатися будут. Сему образ Максимилиан и Диоклитиан мучители и гонители Христиан.

ГЛАВА X.

Аще и многия страны от Бога по верованию заблудиша, и паки идолом кланяются, а в разуме и по ведению не кланяются, ни по нужде, но тварь идолы почитаху и обоготворяху.

ГЛАВА XI.

При Антихристе отступники тоже по заблуждению, растленнаго жития ради, Антихристу по неведению поклоняются; пишет об них: "понеже сами тако человецы восхотеша Бога отступити, а неприязнь прияти"; зри, по слабости, Златоуст пишет: "Аще бы и Антихрист не пришел, уже бы человецы не веровали истинному Богу, за слабость жития их".

ГЛАВА XII.

А кои поклоняются Антихристу по ведению, аки Богу, о тех пишет Апостол и советует им: "лучше бы им путь истинной не познать, нежели познавши, обращаться вспять от преданныя им святыя заповеди". И Ефрем Святый пишет об них: "Видя лице мучителя, и волею веровавше, ни какой милости не суть достойны".

ГЛАВА XIII.

Преидохом седмь веков, и приидохом в осьмый век, в нем же глаголет быть пришествию Христову. Пишет: "Осьмая тысяща будущаго века покой. И в ней приидет Антихрист, предварит пришествие Христово. И Антихрист приведет человека самому диаволу в поклонение". Зри и узнавай явно поклонников диавольских, кои узнав Антихриста, и убоятся противника, и ко истинному Богу притекут, и поверуют в него и во Исуса Христа, и в Его крестятся, и по времени восхотеша блуда; и паки по ведению отступят от Бога, и противнику кланяются: очевидно, да даст им жены блуда ради; пишет о таковых: яко имя противника написано, верующих своих имуще аки честно, и всюду знамение его обносяще, сиречь, тайною брака являющеся; а отец и мать с благословением отпущают; и принимают, и родословие ведут, и законною женою именуют; а писание о таковых пишет: "Аще кто что от противника приимет, то вси со змием вложены будут во езеро огненное". Пишет в Кормчей: "На четвертой брак аще отец и мать дозволят, велит от Церкви отлучить, и на покаяние не принимать, а отца и мать во всю жизнь живота их, дондеже отпадшее лице обратится", сиречь, брак беззаконный расторгнется; зри, по сему и давать ни чего нельзя; пишет бо: "Не дадите святая псом"; в Кормчей пишет: "Благодать продают диаволу". Как вы смеете младенца крестить и им на поганыя руки отдавать без Писания? Вы с ума сошли! А ныне не токмо браки противники не расторгают, но так во отступном браке и в церковь принимают, и тако издыхают в мерзости отступной, и с прелюбодейным лицом под противниковым именем, первые отступники, и по неведению от Бога отступили чрез Антихриста, но Андрей, толкователь Апокалипсиса, демонами и бесами их именует, тоже и Златоуст бесами же их называет; кольми паче сии, кои по ведению, блуда ради, от Бога отступают, и по ведению аки Богу кланяются противнику; а когда у них противник Бог, и тайну им он дает, то таковые поклонники горше демонов, а кои их чистют, не обратя их к Церкви и не расторгнув отступной брак, и не сняв с их лица проказы, таковые чистители стократицею сих сквернее.

ГЛАВА XIV.

А прочих привел противник себе поклонитися муками, и сам Бог положи покаяние. Даниил Пророк пишет: "по убиении противника дастся время на покаяние", то есть, первой раз кои отступили по неведению, а кои второй раз отступили, сии блуда ради; о сих Апостол пишет, и глаза у них описав полны блуда, и блуд в них аки дневная пища, но малое время, данное нам на покаяние, их не удержало, не может их мерзких устрашить; пишет: "Горе доящим и сущим непраздным; и паки: "Матери их верху чад своих издохнут, и чада верху матерей своих умрут, и отец с сыном, а мать с дочерью, по пути охапився, и оба падутся и умрут"; а мнимые живые не воскреся и мертвых чистят. Апостол о сих мертвых пишет тако: "Древеса есенняя, два раза искорененная, умерша жертвою и блудом"; и Валак и Валаам сим отступникам прообразование, а делатель-противник, горше сих отступников поганых демонов я в сотворенной твари не нашел во всех седми веках.

ГЛАВА XV.

Но и еще есть: подобна два года сим обретох, кои не кланялися противнику по времени краткому, разумея последнее время, в продолжение пришествие Христово отлагают, и зря на месте святе мерзость запустения стоящу, убояшася лица противнаго, но по научению еретика человека, именуемаго Петра (Федорова), с его дозволения, без венца, вместо жены, по одной держат, аки бы по нужде, с благословением отца и матери. А Христовы слова пренебрегаете: "Горе доящим", и нынешнее по Ефрему плачевное время: "и отцы и матери подохнут и с детьми своими". Зри, по сим Христовым словесам противники Христу, а помощники диаволу; зри, сан противника на ся приняли, во укоризну и поругание Богу. Пишет: "Имущия жены, аки не имущия будут". А сии блудницу и отступницу женою именуют, и родословие ведут: и по сему чину точные новые противники еретики. Зрите сих (противных) прельщенных еретиков, противников Христовых, и учителя их, Петра (Федорова), учащаго наружно блудниц держать, не зря на Божие милосердие и на краткое время, но Даниилу Пророку, данное на покаяние нам от Бога последнему роду человеческому: но сии похотники паче Содомлян милосердие Божие отвергли и блуд паче Бога и закона Божия почли; пишет: "Аще бы в Содоме такия силы были покаяли бы ся"; добровольно сделалися диаволу последователи: тако пишет: "Последний род уловлен будет блудом", а сий (блуд) и прочим падению виною, горее диавола уловят собою слабыя люди, и не хотя той же сан противника на ся приимут, яко против Бога восташа, по сему и сделались горше преисподних бесов, и по времени противники Богу, а помощники диаволу. Но и Архангел не худа восхоте, но Царь быти, за то и с небесе свержен; а сии, отступники новожены, не царства восхотеша, - понеже Царие суть, и чада Божия, и пророцы, и Царское священство, и язык свят, быша в толиком украшении, - восхотеша блуда сквернаго, и всю Божию, данную от Бога, благодать диаволу с поклоном относят, и сии от земнаго неба извержены вне Церкви, со отцом своим, диаволом, понеже волю его творят, по Апостолу: "отданы диаволу", и правилы Святых Отец прокляты, и проч. Зри Иезекииля Пророка глава 22. За клятву земля стонет и проч. И яко лживые Пророки в том их укрепляют, и не дают им встати, а они в том утвердилися аки стена в пустыне.

ГЛАВА XVI.

И еще есть чин: содержат наложниц за крайную плоти своея похоть; но и сие по Писанию противно, возстают против Бога, не зрят на последнее время, и отставя страх Божий и день пришествия Христова, презирая Святое Писание; пишет на последнее время: "Имущии жены аки не имущии будут", для краткаго последняго времени, чистым житием провождать будут. Пишет на последнее время сице: "Аще пал еси, востани!" И Царие любят воина борющагося со враги, а отбегающаго или лежащаго, смерти предают.

ГЛАВА XVII.

А сии мнимые ваши учители не токмо их не учат братися со врагом постом и со плотию, но и сами насыщенною плотию показуют себе, аки тельцы упитанные на заколения: в сем теле как можно плоти одолеть? Но чистители ваши им научат, и учат самим делом, когда на блудное дело дозволяют и помогают. Когда они в проказе как чистить может и к нему приближиться, или чистить? Зри 29-ю неделю Евангелие толковое о прокаженных, кои быша прообразование сим прокаженным. Что о сем писать много? Сами наставники не токмо тайно, но и явно, постельниц держат; как кто может в такой пищи и питии блудную страсть победить?

ГЛАВА XVIII.

Зрите на ваших мнимых учителей, как они с противником крепко сообщились, к противнику за тайной отпускают, и сами дают, а отцы и матери благословляют, наставники сих скверных отступников чистют, и тайну крещения дают, и все духовныя дела у них правят. Зри на лице противника, и в его демонском лице чистят. Зрите, сообщники плотяных демонов! Апокалипсис: может ли диавол человека родить, но подобный подобнаго и родит; или демон, или диавол, веру дает Христову? Есть ли где писано, что демон веру даст? Иустин Святый о сих прелюбодеях пишет, что они "веру бесовскую имеют". И в Кормчей пишет: "Благодать крещения продают диаволу". Зри, что диавол чрез плотяные демоны содевает. Денница восхоте быти Царем, и не бысть, но чрез человека бывает: Бог даде человеку туне Царский сан, зватися Царем; Адам Богом быти восхоте, и не бысть, а последнему роду человеческому Бог даде чадом Божиим быти, верующим во имя Его, и наследником Исус Христовым, яко Бог совокупи человека с Богом, человеку даде божество, а от человека взя человечество, и проч. Ниже: и еще даде Бог человеку и церковию быти. Сей широк сан, его же небо и земля не может вместити, и проч.

ГЛАВА XIX.

А диавол что уготовал человеку? Да будет едино, яко же и диавол, а награждение - мука вечная; но к диаволу вси грядут и аки Богу кланяются. Что же человек за вся благая Богу воздаде, какое благодарение? Вместо Бога почте блуд, отступает от Бога и, блуда ради, диаволу кланяется, очевидно и в разуме, да даст ему жену, и отдает человек дияволу Царский сан, его же ради диавол с небесе свержен, и диавол чрез человека получает, и паки отдает, сан Божий, его же Адам хоте, и не получи. Но и диавол искушал на горе, дабы Христос поклонился ему аки Богу, но человек, получа от Бога сан Божий, отдает дияволу, блуда ради, кланяется диаволу в образе Божии аки Богу, при том отдает диаволу дар пророчествия слова Божия, да умолкнет человек без имени Божия; при сем отдает человек сан священства, понеже опусте Церковь и бысть диаволу жилище.

Зрите, какови ваши браки - горее диавола, аще бы грешники диавол, или Адам, сей сан получил, аще бы палися; зри, пишет: "Елико Бога и закона удаляются, толико диаволу во утробу вмещаются, и пояст я ад". Яко же мы добрыми делами к Богу приближаемся, и сии отступники и блудники тоже добрыми делами диаволу приближаются. Пишет: "И у Антихриста будут постницы, и воздержницы, и девственницы". Зри, понеже сами человецы тако восхотеша Бога отступити, а не приязнь прияти. Златоуст пишет: "Аще бы и Антихрист не пришел, уже бы человецы не веровали истинному Богу".

ГЛАВА XX.

Видно, ваша, данная новоженам, середа, на великое укрепление и соединение крепкое с диаволом, дабы на середу надеялися, от диавола не отставали, но и так плача достойны, или смеха, до издыхания в блуде, живут в поганстве, а на самом издыхании спасаются. Великая мужицкая исповедь и на конце отступных прелюбодеев спасает. А в Цареграде справка и священная исповедь и новокрещенная на конце вера не спасала, но во ад шли и причащены от Священника. Даниил Пророк на чюждей земли пети Божественных песней не восхоте, ни поститися; тако и Писание везде пост и воздержание таковых отлученных не похваляет, и Бог не приемлет, но гнушается, а велит покаятися и от греха отстати. А вы, о безумия! грешника со отступником мешаете, свет ко тьме, диавола к человеку; тако и во отступных браках совокупляете в одну плоть человека с диаволом; так и крещением совокупляете младенца с диаволом; безумники омраченные, везде свет со тьмою мешаете. Поощряете новоженов на добрыя дела, дабы они, крепко надеясь на свои правыя дела и на ваше чищение, от диавола не отставали, но и вам от диавола за сие укрепление не малое будет награждение. Зрите, ваши мнимые грешники хуже диавола. Златоуст пишет: "От диавола чрез его злобу многи спасутся". Бог попустил Антихристу, (что) чрез него (144, 400) тысящи спасутся; а чрез сих богомерзких отступников ни один не спасется: их должно звать Антихристов невод и Антихристианы. И Апостол об них пишет: "Сквернители Христианские и глаза у них полны блуда, и блуд у них аки дневная пища". И паки: "издревле уготованы на сие осуждение нечестия". Зри, уже нечестивы, Бога нашего благодать прелагающе в скверну, сиречь, закон блядством попрали. Зри, какие скверные Богу ругатели и Господа нашего Исуса Христа отметающеся. Зри, несть в них Бога, приводяще себе скорую погибель; зри, яко погибли; а вы думаете, что они живы, и мнози последуют их нечистотам. Зри, яко горше диавола, в многих нечистоту вводят, а вас не Бог определил чистить, а видно диавол, и от них скверниться и святая давать диаволу; уже и писано во Апостоле: "Преисподний ад уготован в награждение чистителям, его же сам сатана трепещет".

ГЛАВА XXI.

Самые первые ваши умные философы, Иван Марков, всенародно сказал: "По осми раз в сутки", а Козленок Иван тоже при собрании сказал: "Что можно, блуда ради, от Бога отступить, и правила под ногами попрать, и насытився блуда, на покаяние приходить, Бог приимет". За то я Козленка с безчестием вон выгнал, и по плеши ладонью ударил такова богомерзкаго человека; а он-то у вас первой советник. Посмотри, что учители ваши всех сквернее: те по страсти, а наставники денег ради, Июдин чин имеют; а вы не Богу служите, но человекоугодие исполняете, по Ефрему Святому: "Видя лице мучителя и волею веровав, ни какой милости не суть достойни". Аще сих отступников к диаволу применить, то не возможно; понеже оныя новожены за тайну брака приемлют, по сему противника Богом почли, и по ведению поклонилися ему аки Богу, всюду его Богом обносят чрез (мнимую) тайну брака (своего). Зри, очевидно, что горше диавола, вместо Бога почли его, и кланяются по ведению.

ГЛАВА XXII.

При сем прилагаю Иремии пророка писание. Глава 23 указует бо, каковы будут учители последняго времени; и еще Соломона пророка, каковы дети будут от прелюбодейнаго рода, глав. 3 и 4, и Евангелие толковое неделя 29, в прообразование нынешних блудников и прелюбодеев: тех прокаженных из града изгоняху, а ныне из церкви, и прикасаться, или чистить, их ни как нельзя. Аще бы сам Исус Христос приближился, то всячески бы осквернился. Апостол Павел и плотских дел с ними иметь не велит, не только духовных. Иустин Священномученик, в 26-й главе во Апостоле толковом, написал и веру их бесовскою именует. И Златоуст пишет о еретиках Сентября 5 дня, и любити их не велит. Зри, отлученных блудников чистить не велит, дондеже сим очистятся, сиречь, чисто блудницу отпустит, и незрима будет проказа; а кто прикоснется, сам тем осквернится. И Апостол об них пишет: не велит с ними сообщаться, что они сквернят Христиан. Зрите, сие прообразование нынешних отступных Христиан, отлученных прелюбодеев и блудников, а не демонов поклонников; а сих отлученных блудников на исповедь в проказе, при лице прокаженном, чистить нельзя, дондеже проказы маску от себя отвергнет прочь, сиречь, прелюбодеицу чисто из дому своего изженет вон, по Иустину Философу, дондеже сии вериги расторгнутся, и впредь ему ея не принимать, и по Писанию клятвою и свидетели утвердит, тогда принять, или исповедать; а по их бесовской Вере крестить, не присоединя к церкви отца, или матерь, нельзя. Сие дело волшебное и мечта диавольская, а не тайна и не очищение, но и себя и им сквернение. Зрите разумныма очима и понимайте за мечту диавольскую каяться, а за прелюбодеицу держаться, ее при себе до смерти иметь; аще умрет, то аки бы к Богу пойдет; аще жив будет с прелюбодеицей, у диавола остается. Зрите мечту диавольскую, едино наругание Богу. Мертвой Богу, а живой диаволу. Зрите, какое волшебство устроено: умирает, а диавола не гневает, подобно (будто) Бог с диаволом товарищ. Умру к Богу, а не умру - опять с диаволом и остается: таковаго чародейства век не бывало. Зрите настоятелей ваших: между Богом и диаволом настоящие маклеры; умрет при бляди, то аки бы к Богу, а не умрет и возстанет, опять у диавола остается с блудницей; бывают сводники, но плотские, а сии плотские и духовные. Однако наставники более стараются о живых, нежели о покаянии, доходов ради. Не стыдно ли вам, ругателям? Какую вы маску на себя по духовному и телесному делу наложили? Я давно вам пишу, чтобы вы к Писанию пристали.

ГЛАВА XXIII.

Я писал вам, Илья Алексеев, вопросы с написанием, и увещевал вас, чтобы вам в чужия дела не мешаться, но вы видно забыли, или по страсти какой вмешались, а на дело ответу нету; шестьдесят семь вопросов к вам, три лета прошло, и на четвертое лето нет. А вы обещали самолично ответ дать, но и по сию пору нет; то я усмотрел вашу неправду, порасшевелил свои вопросы на трилистовыя тетради, написал вам, подал, но от вас и по сию пору ответу, ни совету, нету; а видно вы духовной совет, Святое Писание, худо принимаете. Но я еще вам, на уверение наших вопросов, много писал, поне тако вас ко ответу, или совету, приведу, но уже четыре лета с началу моего дела прошло. Вступя в натризнение, и ни чего от вас не могши получить, я вздумал краткими словами третий раз вам написать, соединя все во едино место, да и прочие в разных местах сведения не лишатся, но всяк узнает себя, что делает. И еще я послал вам 15 тетрадей в четверть листа, и при конце писано многое в пользу вашу ко обращению к Богу, и Святому Писанию наставляющее, и со страшным прещением по письму вашему: может вы его позабыли, то я вот здесь вписал его. Зри.

ГЛАВА XXIV.

Давний наш знакомец, Никита Иваныч! Слышно нам, что ты на родьшую тя мать широкоустно ополчаешься, и много, много многословия наносиши, многия с пути Божия отвращаеши: то просим приити ко мне на устное разглагольствие, и недостатки наши исправить от Божественнаго Писания, по реченному: "Изводяй честное от недостойнаго, аки уста моя суть". За сим писав Илья Алексеев.

Зрите, XXV статья.

Зрите сами неправду вашу, что вы Церковь и путь Божий оболгали, аки бы такая была наша отступная Церковь, и аки бы таков был путь Божий, в каком ты теперь пребываешь. Сия не церковь и не путь Божий, но сонмище, истина со лжею, свет со тмою; мамона отступства, прелюбодейства, блуда преисполнена; за сии ея богомерзкия дела узнал я, и сколь по долгом времени обличал ее много Святым Писанием, но ни чего не успел; принужден от такой наружной блудницы удалиться, которая и по ведению жертвует диаволу аки Богу; за то я ваше писание и берегу: на страшной суд с писанием вашим предстану страшному судии, что я точно против отступной прелюбодейной Церкви вооружался, на путь лукавых возстал и желатель сделался путь лукавый истребить, и пожечь вся богомерзкая деяния его, дабы ниже слуху, ниже входу, ниже действия сего богомерзкаго пути не было, ниже сообщения, ни приближения, по Святому Писанию, ни коея милости ни при издыхании, дондеже расторгнется демонское прелюбодейное лице, и не престану, не умолчу, дондеже землею покрыюся, всюду писать, и объезжать, и истреблять путь демонский. Я мать Соборную и Апостольскую Церковь почитаю, в ней я родился водою и духом, и ея едину верою лобызаю, и путь Божий утверждаю и укрепляю Святым Писанием; а вы мать нашу, Соборную Церковь, смешали со отступники, и прелюбодеи, и блудники, а путь Божий пересквернили весьма нечистотами и противлением Святому Писанию, и сребролюбием и всеми явными Богомерзкими нечистотами, и чрез сие дерзкое соединение, очевидно, по ведению, в разуме, диаволу поклонилися. Вы забыли, как везде пишет: "свет тьме не причастен"; а вы всеми духовными делами сообщилися, подобно фимиям со смрадом смесили, и на жертву Богу приносите. Много я вам писал, требовал собрания. Но вы себя признали безответными. Но все сие не на пользу; пишет: "во многом совете спасение". Я вам советую пристать и покориться Святому Писанию; а вы пристали к блудникам и похотникам, для мамоны и человекоугодия, и себя помрачили сими плотскими делами. Позабыли, что Христос рече творити. Прошу непременно читать 23-ю главу Иеремии пророка. Сам Бог глаголет (ст. 21): "Не посылах пророки, а они течаху; не глаголах к ним, и тии пророчествоваху"; не проповедают слово Божие, но своя сония, и всю землю оскверниша; и ваш первый учитель, Петр (Федоров), явно велит по одной держать вместо жены и во увеселение плясать; а Сергей за деньги и гостинцы тоже сношение делает, тоже не расторгнув отступной брак, в проказе и демонской маске принимает; Иван Потапов велит и принуждает всех жениться, а Евстигнеев без выбору всем прелюбодеем и блудником приятелище. Кузмич, ваш гордой иконоборец, сребролюбец, ни чем разности имеет от идолопоклонника, и собраны подобно рындари. Потапов всем матка, больше всех денег и детей. Напрасно вы такия мытницы заводите. И в Питере Иван Алексеев Порукову часовню на аренду отдал; давно везде разно, раздоры, а вода у всех одна. Я думаю, по Писанию, диавол разсеял, кто где попадется. Марков у вас и Козленок сусальщик присные советники, между вами и блудниками соединители; вы разумом с потопом и Содомом; и те не веровали Ною и Лоту, а вы и Святому Духу и Писанию не веруете, что Божия уста глаголют. Но я вас посылаю к Святому Евангелию: что диавол Христу сказал, что не пришло время диаволу мучиться; и диавол время знает, а вы не знаете, вы позабыли, у вас видно и на памяти Христова пришествия нет. Ежели бы вы чаяли быть скоро, то должно вам таков и образ показывать: ветхой (дряхлой, скорбной) и не гордой и недвижимо крепкой, но токмо бы аки один день жития нашего, по Христову словеси. И Димитрий Ростовский разумнее вас пишет, тоже время по Писанию определяя; пишет: "Се жених грядет в полунощи, и блажен раб, его же обрящет бдяща". И еще пишет негде: "полы пол осмыя тысящи не прейдет"; но ваш разум со Антихристом, а не со Христом, противных время будет продолжать и пришествие Христово отлагать; видно, Бог менее вас знает. Целыя киновии опустели, а вы одне блески являете; токмо тьму Христианом в глаза пускаете, дабы чаяли жить долгое время, а пришествие Христово забыли. Сами вы разсмотрите, что вы противнику помогаете. Бог человеки всяко спасает, и более страхом, а вы страх от человека закрываете. Писание глаголет: "Кто ждет пришествие Христово скоро быть, тот спасение себе от Бога приимет"; а вы своими крепкими гордыми делами весь род Христианский ослабили; ныне должно сей вид показывать, подобно гостиннице един час пребывать. Аще кто спросит, что ты не имеешь дому, то должно сказать, яко скоро мя позовут во он век, яко конец века сего приближися; а вы созидаете тайне вечныя кущи: аще последния дни представлять будем по Даниилу Пророку; (а то) кто вам поверит? "Аще бы узрели худые домы, вас бы вопросили: что у вас худые домы?" - "Ныне последнее время плачевное: на что твердые домы? Ждем внезапно пришествия Христова". Зри, как смиренный Божий дух глаголет, сей пророческий глас; Марков же о себе объявляет, на поощрение блудников, по восми раз в сутки совокупляется, а Козленок велит на время от Бога отступить, и закон ногами попирать, блуда ради, и удовольствовать себя блудом, со временем же на покаяние приходить: Бог, де, приимет. В Питере Яшка (Яков) Холин за стеклами стоящих, всех отступников и прелюбодеев, за один начал соединил, а вам и нужды нет; из Москвы в Питер, а из Питера в Москву, все в Питере и вода одна, и у Папы разные сорты, а все в одной власти у Папы. Много бы должно вас от Писания доводами обличать, но вы, видно, ослепли и оглохли, ни ответу, ни совету, ни чего нету. Старость меня не допущает, но и прежде бывшие от вас страхи градские, и по команде ко ответу требован, и бран, и вместо ваших страхов, мне прибежище Господь и сила. Сам Спаситель рече: "Церковь и адовы врата не одолеют". Но Христианом неприлично делать: аще что я зле вам пишу, прошу мя ко ответу потребовать, чего я и желаю, и обличить меня Писанием, при многом собрании. Я завсегда вам пишу, под казнию вам отвечать, против каждаго своего слова, а вам защищать себя градской командой стыдно, и грешно Иудин сан на себя принимать; по духовным делам нашим и градская команда должна себя остеречь, понеже мы от нея отошли; прошу вас по имени и званию от сего безумия себя хранить, а взять разум духовный, а не жидовский, и дух Божий смирения, и покорение Святому Писанию.

ГЛАВА XXVI.

Но и еще вас хощу на память привести. Видно, у вас разум у всех пристрастной, Ивана Маркова; за тем наставники его и любят. То ты всякаго учишь впредь ожидать Антихриста, а о времени говорит книга Иосифа Волоколамскаго: "Бог может тысящу лет прибавить". По сему всякому советует жениться, аки бы последнее время не известно. А вы и настоящим видом тако показуете, строением гордых ваших кущ, проповедуете в пятьтысящныя лета, и сим помогаете противнику. Зрите ваших вечных кущ; вы позабыли Писание, что пишет: "В осмом веке кончина веку будет"; а у вас и на уме нет. По Ефрему: "Глас плача и раскаяния и во истину будет время, данное на покаяние"; а и о церквах пишет: "Мнози строили, гордости ради, и видимое украшение приготовляет противникам на расхищение; одна милостыня вечная"; а вы не токмо расточаете, но отвсюду грехи, пенязей ради, собираете. Зрите, умнее Бога не бывайте; зрите и читайте Иеремии Пророка главу: "Град отдам врагам во укоризну Вашу". Бог разори, человек создати не может; но сими стенами на себе наводите градския власти на притеснение, аще заводит приход внук племяннице на нечистоту.

Сие сочинение вывезено из С.-Петербурга Московским мещанином Кондратием Федотовым,

а в Петербург было доставлено на соборное утверждение

самим Ильею Алексеевым Ковылиным

1808 года.

Наши рекомендации