Ее достижения у птиц и млекопитающих
Органы, воспроизводящие и воспринимающие музыкальные звуки, описываются авторами, начиная с насекомых, у которых они помещаются в различных местах тела, причем в одном и том же семействе такие органы могут быть и не быть. Там, где они есть, они наблюдаются иногда только у самцов, иногда у обоих полов, но у самцов они представлены более развитыми.
Производятся звуки трением одной части тела о другую и служат для призыва самцами самок или теми и другими друг друга, но могут служить и для иных целей. Дарвин, отмечая это последнее обстоятельство, сопоставляет его с соответствующими явлениями у птиц, которые тоже употребляют свой голос с различными целями; ученый полагает, сверх того, что музыка насекомых «главным образом, а в некоторых случаях исключительно, имеет своим назначением призывать или пленять особей другого пола».
Такое сопоставление музыки насекомых с музыкой у птиц может быть признано правильным только в биологическом, а отнюдь не в психологическом смысле: предположение ученого о том, что музыка насекомых может служить средством «пленения самок», основывается на свидетельстве авторов, грешащих самым грубым антропоморфизмом[15].
Объясняется это методом, которому следовал Дарвин при описании и определении психических способностей животных вообще и в психологии размножения — в частности. Это метод аналогии способностей животных на всех ступенях эволюции их психических способностей с человеком — метод ad hominem, о ненаучности которого я уже не один раз говорил в своих работах по сравнительной психологии. Вот, например, что мы читаем на с. 445 цитируемой книги Дарвина: «Что звуки (музыкальные) приятны слуху животных, мы можем заключить из того, что они издаются в период ухаживания различными насекомыми, пауками, рыбами, земноводными и птицами, ибо, если бы самки не умели ценить (?) их, если бы эти звуки не возбуждали и не очаровывали (?) их, то настойчивые усилия самцов и сложные органы, развитые часто исключительно только у них, были бы бесполезны, а этого невозможно допустить».
Ничего подобного, разумеется, на самом деле нет, ни злобы, ни вызова, ни отчаяния трещание пауков-самцов не выражает, как не служит для поощрения самок или выражением беспокойства при временной ее отлучке.
Полезность приспособлений отрицать, конечно, не приходится, но очаровывания самок и способности их ценить издаваемые самцами скрипучие звуки в качестве музыкальных — допустить, разумеется, невозможно, да и нет надобности.
Этот метод ad hominem, который был санкционирован Дарвином под эгидой его авторитета, получил широкое приложение особенно в области половой жизни, и мы до наших дней продолжаем встречать его образцы в литературе предмета, несмотря на давно сделанную ему оценку и признание полной его ненаучности.
Так, в области музыки авторы строят особые ряды «виртуозов» по этой части, от навозного жука до соловья. Кузнечик-музыкант — это первый номер в концерте беспозвоночных животных; Sigara minutissima хотя и «обладает развитыми музыкальными способностями», однако это все же низшая ступень музыки; клоп из Notonectidae такими способностями не обладает, имея, однако, «настоящий музыкальный инструмент» (лопаточки на передней паре ножек и щетинки, по которым «как смычком» проводится лопаточкой — он занимает среди музыкантов видное место. За ним следуют плавунцы (Pelobius), водолюбы (Hydrophilus piceus L), могильщики, навозники, хрущи, дровосеки и, наконец, такие артисты, как сверчки и кузнечики. Чтобы оценить антропоморфизм этих соображений, достаточно вспомнить, что «физиологические основы «музыки» беспозвоночных животных ничего общего не имеют с таковыми звуками позвоночных и что сама биологическая их роль не всегда представляется ясной.
Сказанное о «музыке» беспозвоночных животных дает основание утверждать:
1) что она, по органам, производящим звуки, ни в каком отношении к таковой у позвоночных животных не стоит и уже по одному этому не может оцениваться по аналогии с ними, еще того менее по аналогии с человеком, как это делают авторы после Дарвина и по его примеру;
2) что издаваемые беспозвоночными животными с помощью специальных для этого приспособлений звуки имеют своим значением не эстетическое чувство, не удовольствие их слушать, а биологически полезный сигнал: призыв или предупреждение.
Myзыка у животных позвоночных уже существенно отличается от того, что мы видели у беспозвоночных.
У земноводных животных мы впервые встречаем органы для воздушного дыхания. У наших обыкновенных лягушек Rana esculenta легко различить следующие звуки: «у-а», спокойные звуки, которыми начинается выступление. За ними следует «ква» издаваемое только один раз и за которым следует более или менее продолжительная пауза. Затем звуки эти изредка повторяются 2-3 и более раз. Когда особи подплывают один к другому, звуки «ква», изменяются в «кви», которые следуют друг за другом почти не прерываясь и слышится только «и-и-и-и». Наконец, когда лягушка прыгает на другую, она издает иногда звук «ить». Интересно, что как быстро возбуждение, выражающееся в голосовых звуках «кви-и-и», достигает крайних пределов напряжения, так же быстро оно и исчезает. Особь, к которой направлялась, надрываясь криком, другая, нырнула в воду, — кричавшая моментально смолкает, а минуту спустя издает свое спокойное «ква-ква-а».
Могут ли иметь какое-либо биологическое значение различные голосовые звуки лягушки? Вероятно, могут. Наблюдения устанавливают двоякое их значение: они могут, во-первых, служить средством призыва, а затем, во-вторых, передавая разные степени возбуждения — физиологически воздействовать на самок в этом направлении.
Что же представляет собою эта способность к издаванию голосовых звуков помощью органов дыхания на том уровне их развития, на котором стоят земноводные в психологическом отношении?
Ответом на этот вопрос послужат те данные, которыми удостоверяется, что издавание голосовых звуков явилось одним из средств освобождения возбужденной деятельностью половых желез самцов энергии, с которым в порядке новообразования v самок сложилась способность определенной на эти звуки реакции; из чего уже само собою следует, что психология в музыке этих животных еще очень элементарна, так элементарна, что не дает возможности разграничить «языка» этих животных от музыки: лягушка одновременно и «говорит» и «поет», она «зовет» самку и квакает, испытывая удовольствие от освобождения излишней энергии помощью голосовых звуков, оказывая возбуждающее действие на слушающую это кваканье самку.
В период размножения издают голосовые звуки и некоторые пресмыкающиеся. Так, самцы Testudo nigra в это время издают хриплые резкие звуки, которые далеко слышны. Самки голосовых звуков не издают. Змеи голосовых звуков не издают. Средством привлечения полов друг к другу у гремучих змей, по свидетельству проф. Огей, которое цитируется Дарвином (loc. cit.), служат их погремушки на конце хвоста.
О музыке птиц я подробно говорил в IV выпуске «Этюдов по сравнительной психологии». Повторять сказанного нет надобности, и потому ограничусь лишь теми соображениями, которые вытекают из специальных задач данного (IX) выпуска (т. е. о музыке как средстве овладевания самками) и которых я в IV выпуске в виду не имел.
У птиц мы впервые встречаемся с явлениями, указывающими на возможность расчленения издаваемых ими звуков на «язык» и «музыку». Под «языком» я разумею «звуки, служащие для общения между собою членов семьи и членов стаи; под «музыкой» — песни самца в период половой жизни. Тут нас интересуют явления только этой последней категории.
Пение самцов птиц с давних пор наделялось совершенно человеческими переживаниями. В них видели виртуозов, доставляющих своим искусством эстетическое удовольствие даже другим птицам; Дарвин говорит, что песни их служат для «выражения торжества или просто счастья» (loc. cit.).
Факты, объективно описанные, свидетельствуют, что в период спаривания птицы издают голосовые звуки, не похожие на их обычные голоса. Наши домашние воробьи, с наступлением весны начинающие издавать очень приятные звуки, резко отличные от их обычного грубого напева, могут служить прекрасным для сказанного примером. С минованием поры размножения исчезают и их «любовные песни». Что последние служат средством возбуждения полового чувства самок, это тоже едва ли есть основание оспаривать. Воробьи начинают усиленно издавать звуки, когда преследуют самок своим «ухаживанием».
Не устраняется, однако, и другая роль птичьих песен: самцы прилетают к месту гнездовья раньше самок, и песни самцов служат последним указанием на их местонахождение, но все же главной ролью песни птиц нужно признать возбуждение полового чувства самок, без всякого отношения к эстетике.
В связи с этим последним обстоятельством стоит спорный вопрос о том, способны ли самки содействовать улучшению в пении самцов выбором «лучших певцов». Дарвин утверждает, что способны, что именно эта способность их привела к появлению таких виртуозов, каких нам иногда приходится слушать среди певчих птиц. Самка, — по мнению Дарвина, — из сонма самцов выбирает того, чья песня ей больше нравится (с. 292). Так вслед за Дарвином думают и многие натуралисты, а с их голоса — и писатели по смежным вопросам предмета. Шторк, например, утверждает, что птичьи песни «не автоматическое исполнение готовых мелодий», а «истинное искусство, потребность увеселять себя и других излиянием внутреннего чувства». Этот грубый антропоморфизм авторов имеет своим источником или неверно сделанные наблюдения, или неправильные толкования сделанных наблюдений, а иногда и то и другое вместе. Я поэтому не только не разделяю мнений подобного рода, но категорически утверждаю, что они ошибочны, и вот на каком основании.
Нам говорят: самцы, конкурируя друг с другом, иногда умирают от соревнования, от «желания нравиться самкам». Факты эти в некоторых исключительных случаях могут иметь место в неволе, но объясняются они вовсе не тем, что один самец хочет превзойти другого в искусстве, а тем, что половое чувство, вследствие возбуждения другими, близко поющими самцами, поднимается до слишком высокого напряжения. Ни вкусы самки, ни искусство самца тут ни при чем.
Говорят еще, что плохие певцы выучиваются у хороших, когда их подвешивают к клеткам последних. Это верно; но ели этих начинающих певцов подвесить к плохим, на наш вкус, то они научаются у этих последних, не имея, разумеется, никакого понятия о том, что с нашей точки зрения хорошо и что плохо.
Необходимо иметь в виду, наконец, что пение самцов птиц представляет собою не индивидуальную способность, а видовую. Она, как и всякая наследственная способность, имеет определенный шаблон со средним регистром для большинства. Этот средний представляет собою то, что в инстинктах мы называем типом. От него всегда имеют уклонения в стороны; мы путем изучения напева данной птицы всегда можем установить и тип, и его колебания, с тем вместе можем установить и то, что как тип, так и уклонения зависят не от певцов и их слушателей, а от факторов, определяющих видовые признаки вообще. Иначе, почему бы курским соловьям петь лучше кавказских (на наш вкус), и где основание полагать, что вкус у самок на Кавказе хуже, чем в Курске?
Все, что мы можем утверждать по вопросу о способности самцов индивидуализировать их пение, сводится либо к сокращению напевов, либо к передаче его с большею или меньшею силою.
Различие в пении самца представляет собою не индивидуальный, а видовой признак, и самцы и самки в одинаковой степени неспособны, обнаруживать различия в своем пении, еще того менее — его оценивать. Будь иначе, будь они способны к различению и оценке, да еще по нашему вкусу, почему бы птицам, поющим одновременно с соловьями, не научиться у них петь в тех случаях, когда их физиологическая способность издавать похожие звуки является несомненной? Почему скворцам, которые способны высвистывать целые арии, не подражать певчему дрозду, который, по нашему вкусу, поет неизмеримо лучше скворцов и которому они физиологически подражать могут, а пересмешник подражает с одинаковым успехом и дрозду и кошке.
Да, наконец, что такое лучший певец, лучшее пение, как не наша собственная и притом очень субъективная оценка птичьих песен. Мне лично, например, песня соловья кажется менее музыкальной и красивой, чем песня пеночки, мне кажется необычайно приятным триллер жерлянки, тихо и красиво звучащий в теплые летние вечерние зори, а один немецкий зоолог пишет, что ее голос безобразен и противен.
И где у нас доказательство того, что птицы способны расценивать это лучшее в пении своих самцов? Я, по крайней мере, за много лет своих наблюдений над птицами в этом направлении ни разу не имел случая заметить чего-либо, дающего основание к заключениям подобного характера.
Таковы соображения о так называемых «любовных песнях» птиц и об «индивидуальных переменах этого содержания».
Что касается млекопитающих, то авторы единодушно отмечают, что, как правило, музыки у животных этого класса в качестве приемов овладевания самками не наблюдается. Это обстоятельство на первый взгляд не совсем понятно; если «ухаживание» представляет собою в их представлении сложное психологическое явление, то понижение или полное отсутствие этих способностей у млекопитающих представляется совершенно загадочным; но если мы подойдем к факту с установленной выше точки зрения, то никакой загадочности не будет.
Млекопитающие, как более совершенный тип животных, выработали у себя аппарат угнетения действий непроизводительных — в более совершенной форме, чем его имеют птицы: Вследствие этого энергия, которую птицы расходуют на «музыку», у млекопитающих сохраняется в запасе.
В тех случаях, однако, когда млекопитающие обладают способностью издавать голосовые звуки, они, как и птицы, пользуются ими или в качестве языка, или в качестве «любовной песни».
Как язык, голос млекопитающих животных не менее разнообразен, чем язык птиц. И там и тут, однако, наблюдается различие между видами животных. Есть немые птицы — есть немые млекопитающие; есть птицы, издающие голос только в период размножения, — есть и млекопитающие, которые (как жирафы и Дикобразы) издают его лишь в тот же период жизни. Молодые олени до трех лет голосовых звуков не издают, а достигнув этого возраста, издают их только в половой период жизни.
К сказанному остается присоединить, что голосовые звуки млекопитающих, как и голосовые звуки птиц, авторами старой школы зоопсихологов расцениваются с тем же антропоморфизмом, как и голоса птиц.
Рев оленей-самцов в период размножения, например, рассматривается «как вызов соперников». Дарвин пишет: «Нет сомнения, что олени вызывают друг друга на смертный бой». С внешней стороны действия самцов в это время дают основание предполагать за ними такие способности. Не трудно убедиться в том, однако, что мы имеем здесь не «вызов на бой», а явление неизмеримо более элементарное. Голосовые звуки в период поисков самок являются простым разряжением возбужденной энергии, без намерения кому-либо и что-либо ими сказать. При виде других самцов эта энергия возбуждается в еще большей степени, и рев является простым следствием этого накопления, без малейшего представления о том, какие он произведет последствия. Олень-самец ревет, когда не видит никаких конкурентов, ревет сильнее, когда их видит. Впрочем, и сам Дарвин, рассмотрев относящиеся к вопросу показания и противопоказания, в конце концов, пишет: «При настоящем положении вопроса громкий голос оленя во время периода размножения, кажется, не служит ему для какой-нибудь специальной цели, ни во время его ухаживания или поединков, ни при других обстоятельствах». С этим мнением, конечно, нельзя не согласиться, хотя оно и расходится с мнением о том, что олени-самцы вызывают своим голосом друг друга на смертный бой.
Гориллы и орангутанги не только способны издавать голосовые звуки, но обладают еще и горловыми мешками, усиливающими звуки в качестве резонаторов. Такие мешки имеются и у гиббонов (Hylobates syndactylus). Этот голос служит у них, по мнению Блита, для взаимного призыва. Hylobates agibs способен издавать правильную октаву музыкальных нот. Дарвин по этому поводу говорит, что способность эта служит обезьяне-самцу средством нравиться. Ревуны (Mycetes caraga) в теплую погоду утром и вечером наполняют лес своим оглушительным ревом, в котором принимают участие и самцы и самки своими значительно более слабыми голосами. Ренгер полагает, что ревуны издают эти звуки потому, что испытывают от этого удовольствие. Дарвин, однако, полагает, что самцы Нуlobates agilis приобрели эту свою способность, «чтобы нравиться самкам». Предположение это, несмотря на высокоразвитую психику обезьян, все же представляется мне маловероятны, хотя самки и могут, вероятно, различать усердие самцов, участников «концерта».
Из сказанного о музыке позвоночных животных, таким образом, следует, что издавание ими голосовых звуков первоначально было биологически полезным, потому что служило средством разряда возбужденной энергии. Половое чувство, являясь одним из самых сильных ее возбудителей, должно было находить в голосовых звуках лучший путь для этого разряда. Это обстоятельство, т. е. освобождение возбужденной половым чувством энергии путем голосовых звуков, должно было породить в самках соответствующие им процессы и возбуждать в них те ощущения, которые у самцов были порождены возбужденным половым чувством.
Так получили начало в половой жизни животных голосовые звуки. Этот факт, однако, еще не объясняет нам причины их прогрессивного развития, которое привело птиц и некоторых млекопитающих к поражающему нас разнообразию их музыки.
Причина этого последнего обстоятельства, очевидно, заключается в том, что голосовые звуки с самых первых же моментов своего развития, несомненно, представляли собой не индивидуальную, а видовую (наследственную способность), в качестве каковой подлежали изменениям в различных направлениях, естественный отбор удерживал из них те, которые наиболее соответствовали установившемуся типу.
Другой вопрос: играла ли эта способность в эволюции музыки у животных предполагаемую Дарвином роль в половом отборе? На этот вопрос можно с уверенностью ответить, во-первых, что если и играла, то отнюдь не в том смысле антропоморфизма, в котором она представляется многим авторам после Дарвина; а во-вторых, что в той роли, которая выпадает музыке в определении взаимоотношений полов друг к другу (равно и других приложений голосовых звуков), ее значение у животных всегда было биологически полезным приспособлением и самцов и самок. Достижения эволюции музыки у позвоночных животных сводятся:
1) к очень высокому развитию голосового аппарата, способного издавать очень разнообразные голосовые звуки,
2) к очень совершенному слуховому аппарату, способному различать тысячи звуков разного рода, а в их числе и звуки музыкальные; и, наконец,
3) к способности сочетать голосовые звуки с соответствующими инстинктами — главным же образом с инстинктом половым.
Что нового внес человек в унаследованные им от животных музыкальные приобретения и достижения музыки?