Тема «Как я решаю свои проблемы».
Классный час по данной теме можно отдать подросткам для самостоятельного проведения. Однако у педагога должен быть хоть какой-то общий план организации разговора о том, как лучше всего решается жизненная проблема, ставшая перед человеком. Наметим его.
Первый этап: описание того, как чаще всего человек решает свои проблемы. Это хорошо очертила психология. Сначала человек принимает решение, обнаружив какие-либо обстоятельства. Он говорит себе: «Надо сделать...» Затем наступает сомнение: «А что скажут другие? А хорошо ли это будет? А получится ли у меня?..» Сомнение подкрепляется поиском другого лица, который мог бы такое сделать или который виноват в обстоятельствах: «Вот ему надо это... Он же виноват, что так получилось... Мне-то зачем это?.. Пускай он и решает!» Найдя мысленно кандидата для решения вопроса, человек отстраняется от проблемы и предается горестному переживанию: «Ну, надо же! Вот невезенье...»
дети с интересом следят за схемой такого отстранения от решения проблемы:
!+ принятие решения
?— сомнение
— поиск другого лица
!— отказ от действий
Второй этап: обозначение системы вопросов для предстоящего решения:
- чего хочу?
- каким способом?
- какие нужны средства?
- каковы возможные сроки?
- какие результаты первых моих действий?
- что изменяю в своих действиях? что оставляю?
- получил ли то, что хотел, или я этого не хотел и не ждал?
И далее все повторяется снова в той же последовательности.
Третий этап: оглашается одна из проблем одним из играющих; все предлагают ему решения; он отвечает «да, но...» — находит причины, которые препятствуют предложенному. Дети скоро замечают, что играющий оказывается, не хочет решать проблему, ему нравится быть страдающим» в сложившихся обстоятельствах. Приведем пример.
Играющий сообщает, что родители совсем не дают ему денег.
Группа предлагает: «Заработай».
Играющий: «да, но надо же учиться... Когда же работать?!»
Группа: «Помогай родителям по хозяйству — они станут тебе платить».
Играющий: «да, но совестно брать деньги за помощь».
Группа: «Найди почасовую работу... Найди вечернюю работу...»
Играющий: «да, но когда же я буду спать?!..»
Очень скоро группа начинает замечать, что субъект не хочет на самом деле решать проблему. Его вполне устраивает положение «несчастного».
Общий вывод классного часа: Сначала спроси себя, хочешь ли ты на сам деле решить проблему?
Тема Зачем человеку игра?.
Тема данного классного часа особенно актуальна перед летними каникулами, которые обязательно будут наполнены всякого рода играми.
На последнем классном часе подростки вдруг узнают, что философы дали четвертое название человеку —«Homo lubens» (человек играющий).
Такой поворот в рассмотрении Человека является неожиданным, потому «мыслить», «созидать», «быть моральным» — в глазах учеников характеризует человека очень серьезно, а игра никак не вписывается в такое ценностное определение Человека. Более того, игру относят к детству, называя ее уделом малышей.
Педагог реабилитирует игру, наделяет её важнейшей функцией «развития творческих сил», упражнения в установлении ценностных отношений к людям, проявлении своего индивидуального лица.
Предлагается для проверки одна из самых простых игр — «Терем-теремок». Так как фабула игры известна всем, то провести её не составляет никакого труда. Но только вводится одно условие: Мышка-норушка никого не пускает в свой теремок, говорит «Не пущу!». Зрители сценически разыгрываемой сказки убеждают Мышку впустить зверушку, произнося: «Уважаемая Мышка-норушка, впусти его (зайца, лягушку, ежика т.п.), ведь он ... ведь ему...». Зрители отыскивают сильные аргументы в пользу доброго отношения к просителю. В итоге, терем-теремок заполнен. Но кем? друзьями? гастарбайтерами? домработницами?.. Вопрос ставится перед Мышкой... её ответ — финал игры. Проводится краткий анализ: во что играли?
Далее отмечается, что существуют игры агрессивные, азартные, в своем влиянии разлагающие личность человека. Указывается на губительные последствия такого рода игр. Выделяются спортивные игры как сильнейший способ развития физических сил человека и упражнение духовных. Приводятся примеры, когда спортсмен отказывался от победы в ситуации опасности для противника. Например, лыжник, видя, что бегущий впереди упал и не встает, сходит с лыжни, чтобы оказать ему помощь.
Взглянув на игры с точки зрения достойного человека («разумного», «морального», «творческого»), можно отметить, что игры не наносят ущерба другому, не разрушают жизни самого человека, вызывают добрые моральные чувства и способствуют нахождению решений жизненных трудностей, а значит, развитию способностей к творчеству.