Центр океанографии и морской биологии «Москвариум»
Адрес:Москва, просп. Мира, 119, ВДНХ, пав. 23
Цель практики заключается в изучении многообразия водной фауны, представителей разных таксонов, их адаптаций к различным условиям существования.
Задачи практики:
1. Знакомство с биоразнообразием видов, представленных в коллекции Москвариума.
2. Изучить редкие и исчезающие виды осетровых рыб, занесенные в Красную книгу России;
3. Изучить представителей различных экологических групп рыб (нектона, бентоса) и их основные морфо-анатомические и экологические адаптации.
В зоне аквариума общей площадью 12 000 кв. м живет около 8 000 морских и пресноводных обитателей со всех концов света: от Байкала до Галапагосских островов, от Исландских фьордов до Большого Барьерного Рифа Австралии, от Гренландии и до Камчатки. В Москвариуме — самая обширная экспозиция российских пресноводных рыб, включая осетровых. Представляется уникальная возможность дотронуться до морских звезд, мечехвостов и скатов в специальном бассейне. Студенты имеют возможность ознакомиться с редкими и исчезающими видами рыб и других водных животных из коллекции Москвариума, включенных в Красные книги МСОП и РФ.
Каждому студенту выдается индивидуальное задание по изучению водных животных. Для выполнения отчета при изучении животных, представленных в океанариуме, студентам необходимо указать систематику и характеристику группы (класса, отряда и семейства), обозначенной в задании, а также описать биологию, экологию и ареал видов из коллекции океанариума.
Практика в Москвариуме подразумевает и знакомство студентов с ролью зоопарков и аквариумов в сохранении и разведении редких видов животных. Студентам, согласно индивидуальным заданиям, необходимо указать виды, внесенные в Красную книгу МСОП и причины сокращения ареалов и численности.
Примерный перечень заданий по «Москвариуму»
1. Редкие виды животных (беспозвоночных, рыб и др.), а также виды, находящиеся под угрозой исчезновения (внесённые в Красную книгу МСОП и Красную книгу России).
2. Проблемы охраны редких и исчезающих видов животных в природе, а также роль океанариумов и зоопарков в их сохранении.
3. Виды восстановленные, благодаря деятельности аквариумов, зоопарков, питомников, заповедников, но численность, которых нуждается в контроле. Примеры из коллекции Москвариума.
4. Содержание водных животных в Москвариуме (уход, кормление, лечение), роль современных учреждений аквакультуры в сохранении редких видов. В качестве примера привести несколько видов рыб и морских млекопитающих.
5. Многообразие беспозвоночных животных, ведущих морской или пресноводный образ жизни. Разнообразие их органов чувств, способов питания, защиты и нападения.
6. Обитатели тропических морей. Дать биологическую характеристику видам беспозвоночных и рыб: медузы, актинии, мягкие кораллы, голотурии, морские звезды, крабы, мурены, пираньи, илистые прыгуны и др.
7. Многообразие осетровых рыб мира. Необходимость их охраны.
8. Многообразие морских рыб (основные отряды). Проблемы численности и охраны.
9. Многообразие хрящевых рыб. Приспособление акул и скатов к разнообразным условиям обитания.
10. Характеристика рыб отряда карпообразных. Приспособления к условиям окружающей среды. Необходимости охраны. Виды, используемые в рыбном хозяйстве.
11. Характеристика отрядов двоякодышащие и многоперы. Необходимость их охраны.
12. Характеристика отрядов сомообразных рыб. Примеры из коллекции Москвариума. Использование в рыбном хозяйстве и аквариумистике.
13. Характеристика отряда окунеобразных. Семейства окуневые, цихлидовые, лабиринтовые. Необходимость охраны или регуляции численности.
14. Характеристика представителей коралловых биоценозов. Необходимость охраны. Примеры из коллекции Москвариума.
15. Отряды рыб России и СНГ, содержащие наибольшее и наименьшее число видов полезных в сельском хозяйстве.
16. Систематический обзор рыб, рептилий и млекопитающих. Примеры из коллекции Москвариума.
17. Промысловые рыбы. Примеры из коллекции Москвариума.
18. Систематический обзор морских млекопитающих (основные отряды и семейства).
19. Ластоногие, характерные для озера Байкал. Характеристика и образ жизни.
20. Происхождение одомашненных рыб, используемых в рыбоводстве. Указать предков домашних рыб и близкородственных видов. Примеры из коллекции Москвариума.
21. Сезонные явления (изменения) в жизни анадромных и катадромных рыб. Продемонстрировать рыб разных таксономических групп, обитающих в зонах с ярко выраженными климатическими сезонами.
22. Многообразие организмов и их приспособленность к среде (экология животных, сравнение представителей различных групп животных, взаимосвязи животных с окружающей средой, возникновение приспособленности организмов к окружающему их миру, относительный характер приспособлений).
23. Поведение водных животных (пищевое, территориальное, брачное и т.д.).
24. Особенности жизни пресноводных рыб в разные сезоны года (защитные приспособления, поведение).
25. Характеристика внутренних вод следующих географических зон: тундра, леса, степи, пустыни, тропики Южной Америки, Юго-Восточной Азии, Африки и Австралии с указанием представителей ихтиофауны. Примеры из коллекции Москвариума.
26. Ихтиофауна России и ее охрана. Редкие и исчезающие виды рыб, их биология и распространение в природе, причины сокращения их численности, проблемы охраны. Связь животного мира с разными климатическими зонами. Примеры из коллекции зоопарка.
27. Животный мир рек и озер Подмосковья и его охрана. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Примеры из коллекции Москвариума.
28. Аквариумные виды рыб и других животных больших городов (животные, которых можно рекомендовать для содержания дома или в живом уголке).
29. Виды водных животных (беспозвоночные и позвоночные), являющиеся перспективными для доместикации. Примеры из коллекции Москвариума.
30. Экологические аспекты разведения водных групп животных в аквакультуре и возможная реинтродукция их в природу.
31. Хозяйственно-ценные виды водных животных из экспозиции Москвариума.
Защита отчётов и зачёт
Форма и вид отчетности
Дневник является основным документом, отражающим объем и качество работы студента во время практики. Практикант ежедневно записывает в дневнике вид и краткое содержание выполненной за день работы, вносит замечания и предложения. По окончании практики дневник предъявляется руководителю вместе с отчетом по практике. Руководитель дает заключение о работе студента за весь период практики и оценивает ее по принятой на факультете системе. Дневник по учебной практике, либо выполняется в печатном варианте, либо заполняется от руки (письменно). В любом случае в дневнике должна быть подпись студента-практиканта.
Отчет по выполнению учебной практики по зоологии должен быть содержательным, хорошо оформленным, дополненным иллюстрациями (рисунками, фотографиями, таблицами, графиками и пр.). Отчет может быть рукописным или подготовленным на компьютере, причем, только на одной стороне листа. Выполняется на писчей бумаге или альбомных листах стандартного формата А4 или письменно в рабочей тетради (желательно формата А4). Листы необходимо сброшюровать и подшить в соответствующую папку.
Для наглядности в отчет могут быть включены таблицы и графики. Графики выполняются четко, красиво, желательно в цвете, в строгом соответствии с требованиями деловой документации. Нумерация таблиц, графиков (отдельно для таблиц и графиков) должна быть сквозной на протяжении всей работы. Слово «таблица» и ее порядковый номер (без знака №) пишется сверху самой таблицы в правой стороне, затем дается ее название и единица измерения (если она общая для всех граф и строк таблицы).
При наборе текста на компьютере следует использовать интервал строки 1,5; шрифт Times New Roman, кегль шрифта (размер) 14. В таблицах через 1,0 интервал, размер шрифта 12.; параметры страницы (поля): верхнее – 3 см., нижнее – 2,0 см., левое – 2,0 см., правое – 1,5 см. Все страницы отчета обязательно должны быть пронумерованы. Нумерация страниц начинается со второго листа и заканчивается последним. На втором листе ставится номер «2». Номера страниц проставляются внизу страницы в центре.
Для дальнейшего хранения и при возникновении спорных вопросов студентам желательно сдавать ведущему руководителю по учебной практике и электронную версию отчета.
Структура отчета:
1. Титульный лист с указанием кафедры с темой экскурсии, Ф.И.О. руководителя практики, а также даты и места выполнения данной работы (см. приложение 1).
2. Цели и задачи практики.
3. Место проведения.
4. Краткое описание видов, определенных и выявленных в процессе проведения практики.
5. Приложения.
6. Использованная литература.
Подведение итогов практики
Текущий контроль за выполнением программы учебной практики осуществляется руководителем практики. По результатам практики каждый студент делает устное сообщение. После представления студентом письменного отчета, дневника практики выставляется оценка. Результаты практики оцениваются по системе: «зачет/незачет» с выставлением оценки в ведомость и зачетную книжку студента.
Студенты, не выполнившие программу практики в сроки, определенные рабочими планами, по уважительной причине, по решению администрации академии направляются на практику вторично в свободное от учебы время.
Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие неудовлетворительную оценку по итогам практики, обязаны в сроки, дополнительно установленные кафедрой и администрацией академии, закрыть все задолженности, не зависимо от удобства или неудобства по времени.