Кафедра микробиологии и эпизоотологии
Кафедра микробиологии и эпизоотологии
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ЗООЛОГИИ
ДЛЯ
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ
ЗАНЯТИЙ И САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
методическое пособие для студентов 1 курса
по специальностям
1 – 740301 – "Зоотехния" и 1 – 740302 «Ветеринарная медицина»
Гродно 2015
УДК 59(075.8)
ББК 28.6я73
З-85
Авторы: А.Г.Щепеткова, И.М.Лойко
Рецензенты: доктор ветеринарных наук, профессор Малашко В.В.
Рабочая тетрадь по зоологии для лабораторно-практических занятий и самоподготовки студентов: методическое пособие для студентов 1 курса по специальностям 1 – 740301 – "Зоотехния" и 1 – 740302 «Ветеринарная медицина» /А.Г.Щепеткова, И.М.Лойко. – Гродно:ГГАУ, 2013 - 65 с.
Рабочая тетрадь по зоологии разработана на основе типовой программы по зоологии, утвержденной Учебно-методическим центром Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (Минск, 2009), и квалификационных характеристик врача ветеринарной медицины и зооинженера. Рабочая тетрадь предназначена для студентов 1 курса факультета ветеринарной медицины и зооинженерного факультета групп НИСПО и призвана помочь студентам усвоить обширный материал, с которым они знакомятся на занятиях, систематизировать его и облегчить подготовку к зачету и экзамену. Тетрадь поможет студенту сосредоточить внимание на изучении основных зоологических объектов, сократить время на выполнение самостоятельной работы.
УДК 59(075.8)
ББК 28.6я73
Рекомендовано учебно-методической комиссией факультета ветеринарной медицины УО «ГГАУ», (протокол №5 от 29.03.2015г.).
©А.Г.Щепеткова, И.М.Лойко, 2015
© УО «ГГАУ», 2015
ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕТРАДЬЮ
В рабочую тетрадь включены темы лабораторно-практических занятий, предусмотренные программой по курсу зоологии.
Работа студента с тетрадью включает зарисовку зоологических объектов, нумерацию органов и заполнение таблиц. Перед зарисовкой необходимо детально изучить объект и найти все органоиды (органы), перечисленные под рисунком. Зарисовку нужно проводить только простым карандашом с последующей раскраской цветными по общепринятой схеме: пищеварительная система зарисовывается светло-коричневым цветом, выделительная – зеленым, нервная – черным, половая – голубым, артериальная кровь – красным, венозная – синим. Таблицы заполняются по мере изучения отдельных тем четким, разборчивым подчерком.
По ряду разделов курса в тетради даются задания, выполняемые студентами в часы, свободные от занятий.
ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ
ТИП САРКОМАСТИГОФОРЫ
Основные вопросы, требующие внимания при изучении
типа:
- Простейшие как клетка и как самостоятельный организм.
- Органоиды и их сравнение с органами многоклеточных.
- Многообразие полового и бесполого процессов размножения простейших.
- Формирование цист и спор, их биологическое значение.
- Колониальные простейшие как предки многоклеточных.
- Паразитические простейшие и понятие о трансмиссивно-очаговых заболеваниях.
- Роль простейших в почвообразовании и значение ископаемых форм простейших.
Подтип Саркодовые
Надкласс Корненожки
Амеба протей
1-псевдоподии, 2-ядро, 3-эктоплазма, 4-эндоплазма,
5-пищеварительные вакуоли ,6-сократительная вакуоль,
7-цитоплазматическая мембрана.
ТИП САРКОМАСТИГОФОРЫ
Подтип Саркодовые
Надкласс Корненожки
Арцелла | Диффлюгия |
1-раковины, 2-псевдоподии, 3-ядра, 4-устье. | 1-раковины, 2-псевдоподии, 3-устье. |
Подтип Саркодовые
Полистомелла
1-раковина, 2-камеры раковины, 3-межкамерные перегородки, 4-устье, 5-ризоподии, 6-зародышевые камеры.
Подтип Саркодовые
Многообразие Саркодовых (самостоятельная работа студентов)
Представители | Общие признаки | Характерные особенности строения |
ТИП САРКОМАСТИГОФОРЫ
Подтип Жгутиконосцы
Класс Растительные жгутиконосцы
Отряд Эвгленовые
Эвглена зеленая
1-пелликула, 2-жгутик, 3-хроматофоры,
4-сократительная вакуоль,5-стигма, 6-ядро,
7-зерна парамила.
Отряд Вольвоксовые
Вольвокс золотистый
1-оболочка вольвокса, 2-студенистое вещество, 3-клетки колонии,4-цитоплазматические мостики, 5-дочерние шары.
Подтип Жгутиконосцы
Класс Животные жгутиконосцы
Отряд Кинетопластиды
Трипаносома
1-пелликула, 2-жгутик, 3-ундулирующая мембрана,
4-блефаропласт (кинетопласт), 5-ядро,
6-базальное тельце жгутика.
Подтип Жгутиконосцы
Паразитические жгутиконосцы отряда Кинетопластид
(самостоятельная работа студентов)
Представитель (возбудитель заболевания) | Вызываемое заболевание | Переносчик заболевания | Резервуар инвазии |
ТИП АПИКОМПЛЕКСА
Класс Споровики
Отряд Кокцидии
Схема жизненного цикла кокцидий:
I-Шизогония (1-спорозоит споры, 2-трофозоит,
3-молодой шизонт, 4-шизонт на стадии деления ядра,
5-зрелый шизонт, 6-распад шизонта на мерозоиты);
II-Гаметогония (7-микрогаметоцит, 8-микрогаметы,
9-макро-гаметоцит,10-макрогамета, 11-зигота);
III-Спорогония (12-ооциста на стадии деления ядра, 13-ооциста со споробластами, 14-ооциста с четырьмя спорами, а в каждой споре по два спорозоита).
ТИП АПИКОМПЛЕКСА
Класс Споровики
Отряд Гемоспоридии
Схема жизненного цикла малярийного плазмодия:
1-12 – в организме человека: 1-спорозоит, 2-вндрение в эритроцит, 3-4 –рост паразита, 5-7– шизогония, 8-мерозоиты, 9а-12а- образование макрогаметоцитов, 9б-12б- образование микрогаметоцитов; 13-17- в теле комара: 13а-14а- образование микрогамет, 13б-14б- образование макрогамет, 16–копуляция, 17-оокинета, 18-19- внедрение оокинеты в стенку желудка комара, 20-24- образование цисты со спорозоитами, 25-26- разрыв цисты и выход спорозоитов в слюнные железы комара.
ТИП ИНФУЗОРИИ
Класс Ресничные
Подкласс Равноресничные
Отряд Гименостоматиды
Инфузория-туфелька
I-реснички, 2-макронуклеус, 3-микронуклеус, 4-трихоцисты, 5-пелликула, 6-предротовая воронка, 7-глотка, 8-формирующаяся пищеварительная вакуоль, 9-пищеварительные вакуоли, 10-порошица, 11-сократительные вакуоли
Паразитические инфузории
(самостоятельная работа студентов)
Представитель (возбудитель заболевания) | Вызываемое заболевание | Основной хозяин | Проявления заболевания у основного хозяина |
ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ
ТИП ГУБКИ
Основные вопросы, требующие внимания при изучении типа:
- Радиальная симметрия как результат неподвижного образа жизни.
- Одиночные и колониальные губки как примитивные двухслойные организмы.
- Чередование полового и бесполого размножения.
- Губки как фильтраторы воды в природе.
Класс Обыкновенные губки
Строение стенки тела губки
1-эктодерма, 2-плоские эпителиальные клетки, 3-энтодерма,
4-хоаноциты, 5-мезоглея, 6-звездчатые клетки, 7-амебоциты,
8-пигментные клетки, 9-склероциты, 10-скелетные иглы и
звездочки,11-поры, 12-пороциты.
ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ
Основные вопросы, требующие внимания при изучении
типа:
1. Кишечнополостные как организмы гастрейного типа.
2. Постепенная дифференциация мышечной ткани, нервной и пищеварительной систем.
3. Радиальная симметрия и двухслойность.
4. Понятия метагенеза и стробиляции.
5. Роль кишечнополостных в построении земной коры.
Класс Гидроидные
Гидра (внешний вид)
1-щупальца, 2- рот, 3- подошва, 4- тело,
5- почкующаяся дочерняя особь.
Класс Гидроидные
Участок стенки тела гидры:
I-эпителиальные клетки, 2-эпителиально-мускульные клетки,3-стрекательные, 4-интерстициальные клетки,
5-чуствительные (нервные), 6-пищеварительные,7-железистые.
Класс Сцифоидные
Цикл развития сцифоидной медузы (метагенез):
1-медузы, 2-зигота, 3-планула, 4-сцифистома,
5-почкующаяся сцифистома, 6-молодые медузы (эфиры).
ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ
Отличительные признаки классов кишечнополостных
(самостоятельная работа студентов)
Признаки | Классы | ||
Гидроидные | Сцифоидные медузы | Коралловые полипы | |
Среда обитания | |||
Симметрия тела | |||
Форма тела | |||
Стенка тела | |||
Типы строения клеток: в эктодерме в энтодерме | |||
Мезоглея и ее функция | |||
Пищеварительная полость и пищеварение | |||
Нервная система | |||
Вегетативное размножение | |||
Половое размножение |
ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ
Основные вопросы, требующие внимания при изучении
типа:
- Связь плоских червей с кишечнополостными и возникновение билатеральной симметрии тела.
- Постепенное усложнение организации: появление нервного центра, органов выделения и половых протоков.
- Влияние паразитического образа жизни на организацию и цикл развития плоских червей.
- Плоские черви как возбудители инвазионных болезней животных и человека.
ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ
Трематоды – возбудители инвазионных болезней
животных и человека
Представители- | Хозяин | Вызываемое заболевание | Меры борьбы и профилактики | ||
основной | промежу-точный | дополнитель- ный | |||
(самостоятельная работа студентов)
ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ
ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ
Класс Ленточные черви
А Б В
Сколексы свиного (А), бычьего (Б) цепней и
Лентеца широкого (В)
1-присоски, 2-хоботок с крючьями, 3-ботрии, 4-шейка.
А Б В
Зрелые членики свиного (А), бычьего (Б) цепней и
Лентеца широкого (В)
1- матка, 2- семяпровод, 3- вагина, 4- половая клоака.
Класс Ленточные черви
Гермафродитный членик свиного цепня:
1-яичник; 2-желточники; 3-оотип; 4-матка; 5-влагалище;
6- семенники; 7-семяпровод; 8-половой бугорок; 9-канал выделительной системы; 10-нервная система; 11-паренхима.
Класс Ленточные черви
Типы финн ленточных червей
1- цистицерк, 2- ценур, 3- эхинококк, 4- плероцеркоид,
5- цистицеркоид.
ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ
Класс Ленточные черви
Биология ленточных червей
(самостоятельная работа студентов)
Вид червя | Хозяин | Вызываемое заболевание | Название и локализация личинки | ||||
дефини-тивный | промежуточный | дополни-тельный | 1 ст. | 2 ст. | 3 ст. | ||
Бычий цепень Свиной цепень Эхинококк Овечий мозговик Мониезии Лентец широкий |
ТИП ПЕРВИЧНОПОЛОСТНЫЕ ЧЕРВИ
Основные вопросы, требующие внимания при изучении
типа:
1. Нематоды как представители низших червей.
2. Назовите ароморфозы первичнополостных червей.
3. Особенности гистологического строения нематод.
4. Понятие о гео- и биогельминтах?
5. Патогенное значение нематод для человека, сельскохозяйственных животных и растений.
Биология нематод
Вид червя | Хозяин | Где раз-ви-ва-ется яйцо | Где развивается личинка | Вызываемоеаболевание | |
дефин. | промеж. | ||||
ТИП СКРЕБНИ
Класс Скребни
Скребень
1- хоботок, вооруженный крючьями, 2- стенки влагалища хоботка, 3- мышца, идущая от влагалища хоботка в стенке тела, 4- семенники, 5- семяпроводы, 6- железы, 7- семенной пузырь, 8- первичная полость тела, 9- совокупительный орган, 10- мешок совокупительного органа.
Цикл развития гигантского скребня (скребня-великана)
1- передний конец паразита, 2- яйцо, 3- майский жук (промежуточный хозяин), 4- личинка,
5- куколка, перфорация стенки кишечника скребнем.
ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ
Основные вопросы, требующие внимания при изучении
типа:
- Характерные особенности морфологии кольчатых червей.
- Каково происхождение вторичной полости тела?
- Особенности организации класса многощетинковые черви.
- Особенности организации класса Пиявки в связи с паразитическим образом жизни.
- Какие особенности кольчатых червей являются признаками более высокой их организации?
- Практическое значение кольчатых червей.
Головной отдел нереиды
I-головная лопасть, 2-усики, 3-пальпы, 4-глаза,
5-перистомиум.
Параподия нереиды
1-спинной усик, 2-спинная лопасть, 3-брюшной усик,
4-брюшная лопасть, 5-щетинки, 6-опорные щетинки.
ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ
Основные вопросы, требующие внимания при изучении
типа:
- Процесс концентрации сегментов у членистоногих.
- Происхождение и эволюция конечностей членистоногих.
- Дифференцировка дыхательной системы у жабернодышащих, хелицеровых и трахейнодышащих.
- Особенности роста и развития членистоногих.
- Особенности организации членистоногих, возникшие в связи с выходом их в воздушную среду.
- Экология членистоногих.
- Происхождение членистоногих.
ПОДТИП ЖАБЕРНОДЫШАЩИЕ
Класс Ракообразные
Отряд Десятиногие раки
Конечности речного рака
1- антенулы (1-я пара усиков), 2- антенны (2-я пара усиков), 3- верхняя челюсть (мандибулы, жвалы), 4- 1-я пара нижних челюстей (максиллы), 5- 2-я пара нижних челюстей, 6- 1-я пара ногочелюстей, 7- 2-я пара ногочелюстей, 8- 3-я пара ногочелюстей, 9-13- ходильные ноги, 14- клешня, 15- брюшные ножки, 16- тельсон.
ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ
ПОДТИП ЖАБЕРНОДЫШАЩИЕ
Класс Ракообразные
Отряд Десятиногие раки
Отряд Веслоногие
Циклоп
1- антенулы, 2- антенны, 3- голова + первый грудной сегмент, 4- грудь, 5- брюшко, 6- науплиальный глаз, 7- кишечник,
8- фурка, 9- яйцевые мешки самки.
ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ
ПОДТИП ЖАБЕРНОДЫШАЩИЕ
Класс Ракообразные
ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ
ПОДТИП ХЕЛИЦЕРОВЫЕ
Класс Паукообразные
Отряд Пауки
Хелицеры и педипальпы паука
1-когтевидный членик хелицер, 2-основной членик хелицеры,
3-основной членик педипальпы, 4-пластинка "нижняя губа",
5-щупики педипальпы.
Строение (схема) паука-крестовика
1-хелицеры с ядовитой железой, 2-рот, 3-сосательный желудок, 4-слепые отростки средней кишки, 5-печень, 6-ректальный мешок, 7-задняя кишка, 8-мальпигиевы сосуды, 9-паутинные железы, 10-сердце, 11-легкие, 12-брюшная нервная цепочка, 13-надглоточный нервный ганглий, 14-яичник, 15-яйцевод, 16-семяприемник, 17-влагалище.
ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ
ПОДТИП ХЕЛИЦЕРОВЫЕ
Класс Паукообразные
Отряд Клещи
Чесоточный зудень | Накожник |
1- ротовой аппарат (хелицеры и педипальпы), 2- несегментированное тело клеща, 3- ходильные ноги. | 1- ротовой аппарат (хелицеры и педипальпы), 2- несегментированное тело клеща, 3- ходильные ноги. |
Пастбищный клещ
1- хелицеры, 2- педипальпы, 3- грудные ноги, 4- щиток.
ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ
ПОДТИП ХЕЛИЦЕРОВЫЕ
Класс Паукообразные
Сравнительная характеристика отрядов паукообразных
(самостоятельная работа студентов)
Признаки | Отряды | ||
Скорпионы | Пауки | Клещи | |
Отделы тела и сегментация Функция хелицер Функция педипальп Брюшная нервная цепочка Особенности кровеносной системы Органы дыхания Питание Особенности размножения и развития Значение |
ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ
ПОДТИП ТРАХЕЙНОДЫШАЩИЕ
Класс Насекомые
ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ
ПОДТИП ТРАХЕЙНОДЫШАЩИЕ
Класс Насекомые
_______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
Конечности насекомых
1.Под каждым рисунком напишите название насекомого.
2.Над изображением каждой конечности напишите название типа конечности в связи с выполняемой функцией.
ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ
ПОДТИП ТРАХЕЙНОДЫШАЩИЕ
Класс Насекомые
_______________________________________________
_____________________________________________________
_______________________________________________________
ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ
ПОДТИП ТРАХЕЙНОДЫШАЩИЕ
Класс Насекомые
Типы личинок
1- личинка истинная, 2- личинка-гусеница, 3- личинка-ложногусеница, 4- личинка-безножка, 5-личинка-безголовка, или черволичинка
Типы куколок
1- открытая куколка, 2- покрытая куколка, 3- пупарий или бочонковидная куколка, 4- кокон.
ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ
ПОДТИП ТРАХЕЙНОДЫШАЩИЕ
Класс Насекомые
Изучите коллекцию насекомых, опишите 4-5 представителей из разных отрядов по предлагаемой таблице
(практическая работа студентов)
Вид | Отряд | Тип ротового аппарата | Особенности строения крыльев | Тип ножек | Развитие | Тип личинки | Тип куколки | Значение |
ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ
Характерные черты организации важнейших классов типа
Членистоногие (самостоятельная работа студентов)
Важнейшие признаки | Ракообразные | Паукообразные | Насекомые |
Наружная сегментация тела | |||
Отделы nела | |||
Число ходильных конечностей | |||
Органы дыхания | |||
Особенности кровеносной системы | |||
Органы выделения | |||
Нервная система | |||
Размножение | |||
Развитие |
ТИП МОЛЛЮСКИ
Основные вопросы, требующие внимания при изучении типа:
- Происхождение и причины асимметрии у моллюсков.
- Эволюция раковины моллюсков.
- Черты сходства и различия в развитии моллюсков и кольчатых червей.
- Моллюски как вредители, промежуточные хозяева гельминтов и промысловые животные.
Класс Двустворчатые
Вскрытая беззубка
1-нога, 2-мускул-замыкатель, 3-рот, 4-печень, 5-желудок, 6-средняя кишка, 7-задняя кишка, 8-околожаберный сифон, 9-клоакальный сифон, 10-сердце, 11-жабры, 12-почка, 13-головной ганглий, 14-педальньй ганглий, 15-висцеральный ганглий, 16-половая железа.
Различных классов моллюсков
(самостоятельная работа)
Изучив отличительные признаки классов моллюсков,
заполните таблицу:
Признаки | Классы | ||
Двустворчатые | Брюхоногие | Головоногие | |
Раковина, ее форма | |||
Мантия, значение | |||
Отделы тела | |||
Нервная система | |||
Тип питания | |||
Органы дыхания | |||
Кровеносная система | |||
Выделитель-ная система | |||
Размножение | |||
Развитие | |||
Важнейшие представи-тели |
ТИП ХОРДОВЫЕ
Основные вопросы, требующие внимания при изучении
типа:
1. Специфические признаки хордовых животных.
2. Признаки сходства позвоночных с беспозвоночными.
3. Чем отличаются вторичноротые животные от первичноротых?
4. Какие типы тканей характерны для хордовых животных?
5. Черты сходства и различия между классами позвоночных.
ПОДТИП БЕСЧЕРЕПНЫЕ
Класс Ланцетники
Строение ланцетника
1-предротовая воронка; 2-околоротовые щупальца; 3-спинной плавник; 4-хвостовой плавник; 5-атриопор; 6-хорда;
7-миомеры; 8-миосепты; 9-нервная трубка; 10-парус;
11-жаберные щели; 12-кишка; 13-печеночный вырост; 14-околожаберная полость; 15-анальное отверстие; 16- нефридии; 17-половые гонады.
Класс Ланцетники
Позвоночных животных
(самостоятельная работа)
Признаки | Беспозвоночные | Позвоноч-ные | Ланцетники |
Скелет | |||
Нервная система | |||
Органы дыхания: местоположение формы | |||
Строение и положение сердца | |||
Кровеносная система | |||
Расположение органов чувств | |||
Органы захвата пищи |
ТИП ХОРДОВЫЕ
ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ
НАДКЛАСС РЫБЫ
КЛАСС КОСТНЫЕ РЫБЫ
Чешуя костных рыб
1- циклоидная чешуя, 2- ктеноидная чешуя, 3- годичные кольца.
Вскрытый окунь
1-пищевод; 2-желудок; 3-плавательный пузырь; 4-кишечник; 5-пилорические отростки кишечника; 6-анальное отверстие; 7-печень; 8-подже-лудочная железа; 9-жабры; 10-предсердие; 11-желудочек; 12-луковица аорты; 13-проток Кювье; 14-селезенка; 15-почка; 16-мочеточник; 17-мочевой пузырь; 18-мочевое отверстие; 19-половая железа.
ТИП ХОРДОВЫЕ
КЛАСС КОСТНЫЕ РЫБЫ
А Б
Головной мозг рыбы
А- вид сверху, Б- вид сбоку
1- обонятельная доля переднего мозга, 2- передний мозг,
3- промежуточный мозг, 4- средний мозг, 5- мозжечок,
6- продолговатый мозг.
ТИП ХОРДОВЫЕ
Сравнительная характеристика классов рыб
(самостоятельная работа)
Признак | Класс Хрящевые рыбы | Класс Костные рыбы |
Основные отряды | ||
Скелет | ||
Хорда | ||
Чешуя | ||
Жабры | ||
Механизм дыхания | ||
Положение парных плавников | ||
Форма хвостового плавника | ||
Положение рта | ||
Плавательный пузырь | ||
Брызгальца | ||
Особенности строения кишечника | ||
Артериальный конус и сердце | ||
Особенности строения выделительной системы | ||
Оплодотворение | ||
Особенности размножения |
ТИП ХОРДОВЫЕ
КЛАСС КОСТНЫЕ РЫБЫ
Сравнительная характеристика основных отрядов и надотрядов
класса Костные рыбы
Название отряда, представители, место обитание, значение | Особенности внешнего строения | Особенности внутреннего строения |
Осетрообразные | ||
Двоякодышащие | ||
Кистеперые |
ТИП ХОРДОВЫЕ
ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ
КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ
А Б
Головной мозг земноводного
А- вид сверху, Б- вид сбоку
1- обонятельная доля переднего мозга, 2- передний мозг,
3- промежуточный мозг,
4- средний мозг, 5- мозжечок, 6- продолговатый мозг.
Вскрытая лягушка
1-пищевод; 2-желудок; 3-двенадцатиперстная кишка; 4-тонкая кишка; 5-прямая кишка; 6-поджелудочная железа; 7-печень; 8-желчный пузырь; 9-почки; 10-мочеточники; 11-мочевой пузырь; 12-клоака; 13-легкие; 14-сердце; 15-селезенка; 16-яичники; 17-яйцеводы; 18-воронки яйцеводов; 19-матки.
ТИП ХОРДОВЫЕ
КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ
КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ
А Б
Головной мозг ящерицы
А- вид сверху, Б- вид сбоку
1- обонятельная доля переднего мозга, 2- передний мозг,
3- промежуточный мозг, 4- средний мозг, 5- мозжечок,
6- продолговатый мозг.
Вскрытая ящерица
I-сердце; 2-трахея; 3-легкое; 4-пищевод; 5-желудок; 6-тонкая кишка; 7-толстая кишка; 8-печень; 9-поджелудочная железа; 10-желчный пузырь; 11-клоака; 12-селезенка; 13-почки; 14-мочеточники; 15-мочевой пузырь; 16-семенник; 17 -придаток семенника; 18-семяпровод.
ТИП ХОРДОВЫЕ
КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ
ТИП ХОРДОВЫЕ
КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ
ТИП ХОРДОВЫЕ
КЛАСС ПТИЦЫ
Типы перьев птиц
А Б
Головной мозг птицы
А- вид сверху, Б- вид сбоку
1- обонятельная доля переднего мозга, 2- передний мозг, 3- промежуточный мозг,
4- средний мозг, 5- мозжечок, 6- продолговатый мозг.
ТИП ХОРДОВЫЕ
КЛАСС ПТИЦЫ
Внутреннее строение голубя
I -пищевод; 2-зоб; 3-железистый желудок; 4-мышечный желудок; 5-двенадцатиперстная кишка; 6-тонкая кишка; 7-слепые отростки; 8-прямая кишка; 9-поджелудочная железа; 10-печень; 11-желчный пузырь; 12-клоака; 13-селезенка; 14-сердце; 15-легкие; 16-трахея; 17-нижняя гортань; 18-бронхи; 19-почки; 20-мочеточники; 21-яичник; 22-яйцевод.
Класс Птицы
ТИП ХОРДОВЫЕ
КЛАСС ПТИЦЫ
Сравнительная характеристика основных надотрядов класса птиц
Надотряд, представители | Особенности образа жизни | Характерные признаки отряда |
Надотряд Бегающие, или Бескилевые, или Страусовые птицы | ||
Надотряд Плавающие птицы, или Пингвины | ||
Надотряд Типичные птицы, или Килегрудые |
ТИП ХОРДОВЫЕ
КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
А Б
Внутреннее строение кролика
1-пищевод,2-желудок,3-двенадцатиперстная кишка, 4-тощая,5-подвздошная, 6-слепая, 7-ободочная, 8-прямая, 9-печень, 10-желчный пузырь, 11-поджелудочная железа, 12-диафрагма, 13-сердце, 14-легкие, 15-трахея, 16-бронхи, 17-почки, 18-мочеточники, 19-мочевой пузырь, 20-яичники, 21 -яйцеводы (трубы), 22-матка.
ТИП ХОРДОВЫЕ
КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
ТИП ХОРДОВЫЕ
КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
Дополнительная
- Догель, В.А. Зоология беспозвоночных/ В.А.Догель – М.: Высш. шк., 1981. – 559 с.
- Натали, В.Ф. Зоология беспозвоночных/ В.Ф.Натали – М.: Просвещение, 1975. – 487 с.
- Наумов, С.П. Зоология позвоночных/ С.П. Наумов – М.: Просвещение, 1973. – 424 с.
- Абуладзе, К.И. Паразитология и инвазионные болезни сельскохозяйственных животных / К.И. Абуладзе, Н.В. Демидов, А.А.непоклонов и др. – М.: Агропромиздат, 1990. – 464 с.
- Анисимова, И.М. Ихтиология/ И.М.Анисимова, В.В. Лавровский– М.: Высш.шк., 1983.-255 с.
- Ятусевич, А.И. Практикум по зоологии/ А.И.Ятусевич, Н.И. Олехнович, И.С.Серяков, Д.Н. Ганецкий– Витебск, 2003 – 271 с.
Учебное издание
Щепеткова Анжелика Георгиевна
Лойко Инна Михайловна
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ
ЗАНЯТИЙ И САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
методическое пособие для студентов 1 курса
по специальностям
1 – 740301 – "Зоотехния" и 1 – 740302 «Ветеринарная медицина»
Ст. корректор Ж.И.Бородина
Компьютерная верстка: А.Г.Щепеткова
Подписано в печать
Формат 60х84/16.Бумага офсетная. Гарнитура Таймс.
Печать Riso Усл.печ.л.8,25. Уч.-изд.л.9,14
Тираж 500 экз.Заказ №
Учреждение образования
«Гродненский государственный аграрный университет»
Л.И. №02330/0548516 от 16.06.2009.
230008, г.Гродно, ул.Терешковой,28
Отпечатано на технике издательско-полиграфического отдела
Учреждения образования «Гродненский государственный
аграрный университет».
230008, г.Гродно, ул.Терешковой, 28.
Кафедра микробиологии и эпизоотологии
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ЗООЛОГИИ
ДЛЯ
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ
ЗАНЯТИЙ И САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
методическое пособие для студентов 1 курса
по специальностям
1 – 740301 – "Зоотехния" и 1 – 740302 «Ветеринарная медицина»
Гродно 2015
УДК 59(075.8)
ББК 28.6я73
З-85
Авторы: А.Г.Щепеткова, И.М.Лойко
Рецензенты: доктор ветеринарных наук, профессор Малашко В.В.
Рабочая тетрадь по зоологии для лабораторно-практических занятий и самоподготовки студентов: методическое пособие для студентов 1 курса по специальностям 1 – 740301 – "Зоотехния" и 1 – 740302 «Ветеринарная медицина» /А.Г.Щепеткова, И.М.Лойко. – Гродно:ГГАУ, 2013 - 65 с.
Рабочая тетрадь по зоологии разработана на основе типовой программы по зоологии, утвержденной Учебно-методическим центром Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (Минск, 2009), и квалификационных характеристик врача ветеринарной медицины и зооинженера. Рабочая тетрадь предназначена для студентов 1 курса факультета ветеринарной медицины и зооинженерного факультета групп НИСПО и призвана помочь студентам усвоить обширный материал, с которым они знакомятся на занятиях, систематизировать его и облегчить подготовку к зачету и экзамену. Тетрадь поможет студенту сосредоточить внимание на изучении основных зоологических объектов, сократить время на выполнение самостоятельной работы.
УДК 59(075.8)
ББК 28.6я73
Рекомендовано учебно-методической комиссией факультета ветеринарной медицины УО «ГГАУ», (протокол №5 от 29.03.2015г.).
©А.Г.Щепеткова, И.М.Лойко, 2015
© УО «ГГАУ», 2015
ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕТРАДЬЮ
В рабочую тетрадь включены темы лабораторно-практических занятий, предусмотренные программой по курсу зоологии.
Работа студента с тетрадью включает зарисовку зоологических объектов, нумерацию органов и заполнение таблиц. Перед зарисовкой необходимо детально изучить объект и найти все органоиды (органы), перечисленные под рисунком. Зарисовку нужно проводить только простым карандашом с последующей раскраской цветными по общепринятой схеме: пищеварительная система зарисовывается светло-коричневым цветом, выделительная – зеленым, нервная – черным, половая – голубым, артериальная кровь – красным, венозная – синим. Таблицы заполняются по мере изучения отдельных тем четким, разборчивым подчерком.
По ряду разделов курса в тетради даются задания, выполняемые студентами в часы, свободные от занятий.
ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ
ТИП САРКОМАСТИГОФОРЫ
Основные вопросы, требующие внимания при изучении
типа:
- Простейшие как клетка и как самостоятельный организм.
- Органоиды и их сравнение с органами многоклеточных.
- Многообразие полового и бесполого процессов размножения простейших.
- Формирование цист и спор, их биологическое значение.
- Колониальные простейшие как предки многоклеточных.
- Паразитические простейшие и понятие о трансмиссивно-очаговых заболеваниях.
- Роль простейших в почвообразовании и значение ископаемых фор