Кафедра микробиологии и эпизоотологии

Кафедра микробиологии и эпизоотологии

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ЗООЛОГИИ

ДЛЯ

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ

ЗАНЯТИЙ И САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

методическое пособие для студентов 1 курса

по специальностям

1 – 740301 – "Зоотехния" и 1 – 740302 «Ветеринарная медицина»

Гродно 2015

УДК 59(075.8)

ББК 28.6я73

З-85

Авторы: А.Г.Щепеткова, И.М.Лойко

Рецензенты: доктор ветеринарных наук, профессор Малашко В.В.

Рабочая тетрадь по зоологии для лабораторно-практических занятий и самоподготовки студентов: методическое пособие для студентов 1 курса по специальностям 1 – 740301 – "Зоотехния" и 1 – 740302 «Ветеринарная медицина» /А.Г.Щепеткова, И.М.Лойко. – Гродно:ГГАУ, 2013 - 65 с.

Рабочая тетрадь по зоологии разработана на основе типовой программы по зоологии, утвержденной Учебно-методическим центром Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (Минск, 2009), и квалификационных характеристик врача ветеринарной медицины и зооинженера. Рабочая тетрадь предназначена для студентов 1 курса факультета ветеринарной медицины и зооинженерного факультета групп НИСПО и призвана помочь студентам усвоить обширный материал, с которым они знакомятся на занятиях, систематизировать его и облегчить подготовку к зачету и экзамену. Тетрадь поможет студенту сосредоточить внимание на изучении основных зоологических объектов, сократить время на выполнение самостоятельной работы.

УДК 59(075.8)

ББК 28.6я73

Рекомендовано учебно-методической комиссией факультета ветеринарной медицины УО «ГГАУ», (протокол №5 от 29.03.2015г.).

©А.Г.Щепеткова, И.М.Лойко, 2015

© УО «ГГАУ», 2015

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕТРАДЬЮ

В рабочую тетрадь включены темы лабораторно-практических занятий, предусмотренные программой по курсу зоологии.

Работа студента с тетрадью включает зарисовку зоологических объектов, нумерацию органов и заполнение таблиц. Перед зарисовкой необходимо детально изучить объект и найти все органоиды (органы), перечисленные под рисунком. Зарисовку нужно проводить только простым карандашом с последующей раскраской цветными по общепринятой схеме: пищеварительная система зарисовывается светло-коричневым цветом, выделительная – зеленым, нервная – черным, половая – голубым, артериальная кровь – красным, венозная – синим. Таблицы заполняются по мере изучения отдельных тем четким, разборчивым подчерком.

По ряду разделов курса в тетради даются задания, выполняемые студентами в часы, свободные от занятий.

ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ

ТИП САРКОМАСТИГОФОРЫ

Основные вопросы, требующие внимания при изучении

типа:

  1. Простейшие как клетка и как самостоятельный организм.
  2. Органоиды и их сравнение с органами многоклеточных.
  3. Многообразие полового и бесполого процессов размножения простейших.
  4. Формирование цист и спор, их биологическое значение.
  5. Колониальные простейшие как предки многоклеточных.
  6. Паразитические простейшие и понятие о трансмиссивно-очаговых заболеваниях.
  7. Роль простейших в почвообразовании и значение ископаемых форм простейших.

Подтип Саркодовые

Надкласс Корненожки

Амеба протей

1-псевдоподии, 2-ядро, 3-эктоплазма, 4-эндоплазма,

5-пищеварительные вакуоли ,6-сократительная вакуоль,

7-цитоплазматическая мембрана.

ТИП САРКОМАСТИГОФОРЫ

Подтип Саркодовые

Надкласс Корненожки

Арцелла Диффлюгия
1-раковины, 2-псевдоподии, 3-ядра, 4-устье. 1-раковины, 2-псевдоподии, 3-устье.

Подтип Саркодовые

Полистомелла

1-раковина, 2-камеры раковины, 3-межкамерные перегородки, 4-устье, 5-ризоподии, 6-зародышевые камеры.

Подтип Саркодовые

Многообразие Саркодовых (самостоятельная работа студентов)

Представители Общие признаки Характерные особенности строения  
       

ТИП САРКОМАСТИГОФОРЫ

Подтип Жгутиконосцы

Класс Растительные жгутиконосцы

Отряд Эвгленовые

Эвглена зеленая

1-пелликула, 2-жгутик, 3-хроматофоры,

4-сократительная вакуоль,5-стигма, 6-ядро,

7-зерна па­рамила.

Отряд Вольвоксовые

Вольвокс золотистый

1-оболочка вольвокса, 2-студенистое вещество, 3-клетки колонии,4-цитоплазматические мостики, 5-дочерние шары.

Подтип Жгутиконосцы

Класс Животные жгутиконосцы

Отряд Кинетопластиды

Трипаносома

1-пелликула, 2-жгутик, 3-ундулирующая мембрана,

4-блефаропласт (кинетопласт), 5-ядро,

6-базальное тельце жгутика.

Подтип Жгутиконосцы

Паразитические жгутиконосцы отряда Кинетопластид

(самостоятельная работа студентов)

Представитель (возбудитель заболевания) Вызываемое заболевание Переносчик заболевания Резервуар инвазии
       

ТИП АПИКОМПЛЕКСА

Класс Споровики

Отряд Кокцидии

Схема жизненного цикла кокцидий:

I-Шизогония (1-спорозоит споры, 2-трофозоит,

3-молодой шизонт, 4-шизонт на стадии деления ядра,

5-зрелый шизонт, 6-распад шизонта на мерозоиты);

II-Гаметогония (7-микрогаметоцит, 8-микрогаметы,

9-макро-гаметоцит,10-макрогамета, 11-зигота);

III-Спорогония (12-ооциста на стадии деления ядра, 13-ооциста со споробластами, 14-ооциста с четырьмя спорами, а в каждой споре по два спорозоита).

ТИП АПИКОМПЛЕКСА

Класс Споровики

Отряд Гемоспоридии

Схема жизненного цикла малярийного плазмодия:

1-12 – в организме человека: 1-спорозоит, 2-вндрение в эритроцит, 3-4 –рост паразита, 5-7– шизогония, 8-мерозоиты, 9а-12а- образование макрогаметоцитов, 9б-12б- образование микрогаметоцитов; 13-17- в теле комара: 13а-14а- образование микрогамет, 13б-14б- образование макрогамет, 16–копуляция, 17-оокинета, 18-19- внедрение оокинеты в стенку желудка комара, 20-24- образование цисты со спорозоитами, 25-26- разрыв цисты и выход спорозоитов в слюнные железы комара.

ТИП ИНФУЗОРИИ

Класс Ресничные

Подкласс Равноресничные

Отряд Гименостоматиды

Инфузория-туфелька

I-реснички, 2-макронуклеус, 3-микронуклеус, 4-трихоцисты, 5-пелликула, 6-предротовая воронка, 7-глотка, 8-формирующаяся пи­щеварительная вакуоль, 9-пищеварительные вакуоли, 10-порошица, 11-сократительные вакуоли

Паразитические инфузории

(самостоятельная работа студентов)

Представитель (возбудитель заболевания) Вызываемое заболевание Основной хозяин Проявления заболевания у основного хозяина
         

ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ

ТИП ГУБКИ

Основные вопросы, требующие внимания при изучении типа:

  1. Радиальная симметрия как результат неподвижного образа жизни.
  2. Одиночные и колониальные губки как примитивные двухслойные организмы.
  3. Чередование полового и бесполого размножения.
  4. Губки как фильтраторы воды в природе.

Класс Обыкновенные губки

Строение стенки тела губки

1-эктодерма, 2-плоские эпителиальные клетки, 3-энтодерма,

4-хоаноциты, 5-мезоглея, 6-звездчатые клетки, 7-аме­боциты,

8-пигментные клетки, 9-склероциты, 10-скелетные иглы и

звездочки,11-поры, 12-пороциты.

ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ

Основные вопросы, требующие внимания при изучении

типа:

1. Кишечнополостные как организмы гастрейного типа.

2. Постепенная дифференциация мышечной ткани, нервной и пищеварительной систем.

3. Радиальная симметрия и двухслойность.

4. Понятия метагенеза и стробиляции.

5. Роль кишечнополостных в построении земной коры.

Класс Гидроидные

Гидра (внешний вид)

1-щупальца, 2- рот, 3- подошва, 4- тело,

5- почкующаяся дочерняя особь.

Класс Гидроидные

Участок стенки тела гидры:

I-эпителиальные клетки, 2-эпителиально-мускульные клетки,3-стрекательные, 4-интерстициальные клетки,

5-чуствительные (нервные), 6-пищеварительные,7-железистые.

Класс Сцифоидные

Цикл развития сцифоидной медузы (метагенез):

1-медузы, 2-зигота, 3-планула, 4-сцифистома,

5-почкующаяся сцифистома, 6-молодые медузы (эфиры).

ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ

Отличительные признаки классов кишечнополостных

(самостоятельная работа студентов)

  Признаки     Классы
Гидроидные Сцифоидные медузы Коралловые полипы
  Среда обитания      
Симметрия тела      
  Форма тела      
  Стенка тела        
  Типы строения клеток: в эктодерме   в энтодерме        
  Мезоглея и ее функция      
  Пищеварительная полость и пищеварение        
  Нервная система      
  Вегетативное размножение      
Половое размножение      

ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ

Основные вопросы, требующие внимания при изучении

типа:

  1. Связь плоских червей с кишечнополостными и возникновение билатеральной симметрии тела.
  2. Постепенное усложнение организации: появление нервного центра, органов выделения и половых протоков.
  3. Влияние паразитического образа жизни на организацию и цикл развития плоских червей.
  4. Плоские черви как возбудители инвазионных болезней животных и человека.

ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ

Трематоды – возбудители инвазионных болезней

животных и человека

  Представители-   Хозяин   Вызываемое заболевание Меры борьбы и профилактики
основной промежу-точный дополнитель- ный
             

(самостоятельная работа студентов)

ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ

ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ

Класс Ленточные черви

А Б В

Сколексы свиного (А), бычьего (Б) цепней и

Лентеца широкого (В)

1-присоски, 2-хоботок с крючьями, 3-ботрии, 4-шейка.

А Б В

Зрелые членики свиного (А), бычьего (Б) цепней и

Лентеца широкого (В)

1- матка, 2- семяпровод, 3- вагина, 4- половая клоака.

Класс Ленточные черви

Гермафродитный членик свиного цепня:

1-яичник; 2-желточники; 3-оотип; 4-матка; 5-влагалище;

6- семенники; 7-семяпровод; 8-половой бугорок; 9-канал выделительной системы; 10-нервная система; 11-паренхима.

Класс Ленточные черви

Типы финн ленточных червей

1- цистицерк, 2- ценур, 3- эхинококк, 4- плероцеркоид,

5- цистицеркоид.

ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ

Класс Ленточные черви

Биология ленточных червей

(самостоятельная работа студентов)

Вид червя Хозяин Вызываемое заболевание Название и локализация личинки
дефини-тивный промежуточный дополни-тельный 1 ст. 2 ст. 3 ст.
  Бычий цепень     Свиной цепень     Эхинококк     Овечий мозговик     Мониезии     Лентец широкий                  

ТИП ПЕРВИЧНОПОЛОСТНЫЕ ЧЕРВИ

Основные вопросы, требующие внимания при изучении

типа:

1. Нематоды как представители низших червей.

2. Назовите ароморфозы первичнополостных червей.

3. Особенности гистологического строения нематод.

4. Понятие о гео- и био­гельминтах?

5. Патогенное значение нематод для человека, сельскохозяйственных животных и растений.

Биология нематод

Вид червя Хозяин Где раз-ви-ва-ется яйцо Где развивается личинка Вызываемоеаболевание
дефин. промеж.
           

ТИП СКРЕБНИ

Класс Скребни

Скребень

1- хоботок, вооруженный крючьями, 2- стенки влагалища хоботка, 3- мышца, идущая от влагалища хоботка в стенке тела, 4- семенники, 5- семяпроводы, 6- железы, 7- семенной пузырь, 8- первичная полость тела, 9- совокупительный орган, 10- мешок совокупительного органа.

Цикл развития гигантского скребня (скребня-великана)

1- передний конец паразита, 2- яйцо, 3- майский жук (промежуточный хозяин), 4- личинка,

5- куколка, перфорация стенки кишечника скребнем.

ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ

Основные вопросы, требующие внимания при изучении

типа:

  1. Характерные особенности морфологии кольчатых червей.
  2. Каково происхождение вторичной полости тела?
  3. Особенности организации класса многощетинковые черви.
  4. Особенности организации класса Пиявки в связи с паразитическим образом жизни.
  5. Какие особенности кольчатых червей являются признаками более высокой их организации?
  6. Практическое значение кольчатых червей.

Головной отдел нереиды

I-головная лопасть, 2-усики, 3-пальпы, 4-глаза,

5-перистомиум.

Параподия нереиды

1-спинной усик, 2-спинная лопасть, 3-брюшной усик,

4-брюшная лопасть, 5-щетинки, 6-опорные щетинки.

ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ

Основные вопросы, требующие внимания при изучении

типа:

  1. Процесс концентрации сегментов у членистоногих.
  2. Происхождение и эволюция конечностей членистоногих.
  3. Дифференцировка дыхательной системы у жабернодышащих, хелицеровых и трахейнодышащих.
  4. Особенности роста и развития членистоногих.
  5. Особенности организации членистоногих, возникшие в связи с выходом их в воздушную среду.
  6. Экология членистоногих.
  7. Происхождение членистоногих.

ПОДТИП ЖАБЕРНОДЫШАЩИЕ

Класс Ракообразные

Отряд Десятиногие раки

Конечности речного рака

1- антенулы (1-я пара усиков), 2- антенны (2-я пара усиков), 3- верхняя челюсть (мандибулы, жвалы), 4- 1-я пара нижних челюстей (максиллы), 5- 2-я пара нижних челюстей, 6- 1-я пара ногочелюстей, 7- 2-я пара ногочелюстей, 8- 3-я пара ногочелюстей, 9-13- ходильные ноги, 14- клешня, 15- брюшные ножки, 16- тельсон.

ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ

ПОДТИП ЖАБЕРНОДЫШАЩИЕ

Класс Ракообразные

Отряд Десятиногие раки

Отряд Веслоногие

Циклоп

1- антенулы, 2- антенны, 3- голова + первый грудной сегмент, 4- грудь, 5- брюшко, 6- науплиальный глаз, 7- кишечник,

8- фурка, 9- яйцевые мешки самки.

ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ

ПОДТИП ЖАБЕРНОДЫШАЩИЕ

Класс Ракообразные

ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ

ПОДТИП ХЕЛИЦЕРОВЫЕ

Класс Паукообразные

Отряд Пауки

Хелицеры и педипальпы паука

1-когтевидный членик хелицер, 2-основной членик хелицеры,

3-ос­новной членик педипальпы, 4-пластинка "нижняя губа",

5-щупики педипальпы.

Строение (схема) паука-кресто­вика

1-хелицеры с ядовитой железой, 2-рот, 3-сосательный желудок, 4-слепые отростки средней киш­ки, 5-печень, 6-ректальный мешок, 7-задняя кишка, 8-мальпигиевы сосуды, 9-паутинные железы, 10-сердце, 11-легкие, 12-брюшная нервная цепочка, 13-надглоточный нервный ганглий, 14-яичник, 15-яйцевод, 16-семяприемник, 17-влагалище.

ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ

ПОДТИП ХЕЛИЦЕРОВЫЕ

Класс Паукообразные

Отряд Клещи

Чесоточный зудень Накожник
1- ротовой аппарат (хелицеры и педипальпы), 2- несегментированное тело клеща, 3- ходильные ноги. 1- ротовой аппарат (хелицеры и педипальпы), 2- несегментированное тело клеща, 3- ходильные ноги.

Пастбищный клещ

1- хелицеры, 2- педипальпы, 3- грудные ноги, 4- щиток.

ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ

ПОДТИП ХЕЛИЦЕРОВЫЕ

Класс Паукообразные

Сравнительная характеристика отрядов паукообразных

(самостоятельная работа студентов)

Признаки   Отряды
Скорпионы Пауки Клещи
Отделы тела и сегментация   Функция хелицер   Функция педипальп   Брюшная нервная цепочка   Особенности кровеносной системы     Органы дыхания     Питание     Особенности размножения и развития     Значение      

ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ

ПОДТИП ТРАХЕЙНОДЫШАЩИЕ

Класс Насекомые

ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ

ПОДТИП ТРАХЕЙНОДЫШАЩИЕ

Класс Насекомые

_______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

Конечности насекомых

1.Под каждым рисунком напишите название насекомого.

2.Над изображением каждой конечности напишите название типа конечности в связи с выполняемой функцией.

ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ

ПОДТИП ТРАХЕЙНОДЫШАЩИЕ

Класс Насекомые

_______________________________________________

_____________________________________________________

_______________________________________________________

ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ

ПОДТИП ТРАХЕЙНОДЫШАЩИЕ

Класс Насекомые

Типы личинок

1- личинка истинная, 2- личинка-гусеница, 3- личинка-ложногусеница, 4- личинка-безножка, 5-личинка-безголовка, или черволичинка

Типы куколок

1- открытая куколка, 2- покрытая куколка, 3- пупарий или бочонковидная куколка, 4- кокон.

ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ

ПОДТИП ТРАХЕЙНОДЫШАЩИЕ

Класс Насекомые

Изучите коллекцию насекомых, опишите 4-5 представителей из разных отрядов по предлагаемой таблице

(практическая работа студентов)

Вид Отряд Тип ротового аппарата Особенности строения крыльев Тип ножек Развитие Тип личинки Тип куколки Значение
                   

ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ

Характерные черты организации важнейших классов типа

Членистоногие (самостоятельная работа студентов)

Важнейшие признаки Ракообразные Паукообразные Насекомые
Наружная сегментация тела
Отделы nела
Число ходильных конечностей
Органы дыхания
Особенности кровеносной системы
Органы выделения
Нервная система
Размножение
Развитие

ТИП МОЛЛЮСКИ

Основные вопросы, требующие внимания при изучении типа:

  1. Происхождение и причины асимметрии у моллюсков.
  2. Эволюция раковины моллюсков.
  3. Черты сходства и различия в развитии моллюсков и кольчатых червей.
  4. Моллюски как вредители, промежуточные хозяева гельминтов и промысловые животные.

Класс Двустворчатые

Вскрытая беззубка

1-нога, 2-мускул-замыкатель, 3-рот, 4-печень, 5-желудок, 6-средняя кишка, 7-задняя кишка, 8-околожаберный сифон, 9-клоакальный сифон, 10-сердце, 11-жабры, 12-почка, 13-головной ганглий, 14-педальньй ганглий, 15-висцеральный ганглий, 16-половая железа.

Различных классов моллюсков

(самостоятельная работа)

Изучив отличительные признаки классов моллюсков,

заполните таблицу:

Признаки   Классы
Двустворчатые   Брюхоногие Головоногие
  Раковина, ее форма      
  Мантия, значение      
  Отделы тела        
Нервная система      
Тип питания      
Органы дыхания        
Кровеносная система      
Выделитель-ная система      
Размножение        
Развитие        
Важнейшие представи-тели        

ТИП ХОРДОВЫЕ

Основные вопросы, требующие внимания при изучении

типа:

1. Специфические признаки хордовых животных.

2. Признаки сходства позвоночных с беспозвоночными.

3. Чем отличаются вторичноротые животные от первичноротых?

4. Какие типы тканей характерны для хордовых животных?

5. Черты сходства и различия между классами позвоночных.

ПОДТИП БЕСЧЕРЕПНЫЕ

Класс Ланцетники

Строение ланцетника

1-предротовая воронка; 2-околоротовые щупальца; 3-спинной плавник; 4-хвостовой плавник; 5-атриопор; 6-хорда;

7-миомеры; 8-миосепты; 9-нервная трубка; 10-парус;

11-жаберные щели; 12-кишка; 13-печеночный вырост; 14-околожаберная полость; 15-анальное отверстие; 16- нефридии; 17-половые гонады.

Класс Ланцетники

Позвоночных животных

(самостоятельная работа)

Признаки Беспозвоночные Позвоноч-ные Ланцетники
Скелет      
Нервная система      
Органы дыхания: местоположение формы      
Строение и положение сердца      
Кровеносная система      
Расположение органов чувств      
Органы захвата пищи      

ТИП ХОРДОВЫЕ

ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ

НАДКЛАСС РЫБЫ

КЛАСС КОСТНЫЕ РЫБЫ

Чешуя костных рыб

1- циклоидная чешуя, 2- ктеноидная чешуя, 3- годичные кольца.

Вскрытый окунь

1-пищевод; 2-желудок; 3-плавательный пузырь; 4-кишечник; 5-пилорические от­ростки кишечника; 6-анальное отверстие; 7-печень; 8-подже-лудочная железа; 9-жабры; 10-предсердие; 11-желудочек; 12-луковица аорты; 13-проток Кювье; 14-селезенка; 15-почка; 16-мочеточник; 17-мочевой пузырь; 18-мочевое отверстие; 19-половая железа.

ТИП ХОРДОВЫЕ

КЛАСС КОСТНЫЕ РЫБЫ

А Б

Головной мозг рыбы

А- вид сверху, Б- вид сбоку

1- обонятельная доля переднего мозга, 2- передний мозг,

3- промежуточный мозг, 4- средний мозг, 5- мозжечок,

6- продолговатый мозг.

ТИП ХОРДОВЫЕ

Сравнительная характеристика классов рыб

(самостоятельная работа)

Признак Класс Хрящевые рыбы Класс Костные рыбы
Основные отряды      
Скелет    
Хорда    
Чешуя    
Жабры    
  Механизм дыхания    
  Положение парных плавников    
  Форма хвостового плавника    
  Положение рта    
  Плавательный пузырь    
Брызгальца    
Особенности строения кишечника    
Артериальный конус и сердце    
Особенности строения выделительной системы    
  Оплодотворение    
  Особенности размножения    

ТИП ХОРДОВЫЕ

КЛАСС КОСТНЫЕ РЫБЫ

Сравнительная характеристика основных отрядов и надотрядов

класса Костные рыбы

Название отряда, представители, место обитание, значение Особенности внешнего строения Особенности внутреннего строения
Осетрообразные
Двоякодышащие
Кистеперые

ТИП ХОРДОВЫЕ

ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ

КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ

А Б

Головной мозг земноводного

А- вид сверху, Б- вид сбоку

1- обонятельная доля переднего мозга, 2- передний мозг,

3- промежуточный мозг,

4- средний мозг, 5- мозжечок, 6- продолговатый мозг.

Вскрытая лягушка

1-пищевод; 2-желудок; 3-двенадцатиперстная кишка; 4-тонкая кишка; 5-прямая кишка; 6-поджелудочная железа; 7-печень; 8-желчный пузырь; 9-почки; 10-мочеточники; 11-мочевой пузырь; 12-клоака; 13-легкие; 14-сердце; 15-селезенка; 16-яичники; 17-яйцеводы; 18-воронки яйцеводов; 19-матки.

ТИП ХОРДОВЫЕ

КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ

КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ

А Б

Головной мозг ящерицы

А- вид сверху, Б- вид сбоку

1- обонятельная доля переднего мозга, 2- передний мозг,

3- промежуточный мозг, 4- средний мозг, 5- мозжечок,

6- продолговатый мозг.

Вскрытая ящерица

I-сердце; 2-трахея; 3-легкое; 4-пищевод; 5-желудок; 6-тонкая кишка; 7-толстая кишка; 8-печень; 9-поджелудочная железа; 10-желчный пузырь; 11-клоака; 12-селезенка; 13-почки; 14-мочеточники; 15-мочевой пузырь; 16-семенник; 17 -придаток семенника; 18-семяпровод.

ТИП ХОРДОВЫЕ

КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ

ТИП ХОРДОВЫЕ

КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ

ТИП ХОРДОВЫЕ

КЛАСС ПТИЦЫ

Типы перьев птиц

А Б

Головной мозг птицы

А- вид сверху, Б- вид сбоку

1- обонятельная доля переднего мозга, 2- передний мозг, 3- промежуточный мозг,

4- средний мозг, 5- мозжечок, 6- продолговатый мозг.

ТИП ХОРДОВЫЕ

КЛАСС ПТИЦЫ

Внутреннее строение голубя

I -пищевод; 2-зоб; 3-железистый желудок; 4-мышечный желудок; 5-двенадцатиперстная кишка; 6-тонкая кишка; 7-слепые отростки; 8-прямая кишка; 9-поджелудочная железа; 10-печень; 11-желчный пузырь; 12-клоака; 13-селезенка; 14-сердце; 15-легкие; 16-трахея; 17-нижняя гортань; 18-бронхи; 19-почки; 20-мочеточники; 21-яичник; 22-яйцевод.

Класс Птицы

ТИП ХОРДОВЫЕ

КЛАСС ПТИЦЫ

Сравнительная характеристика основных надотрядов класса птиц

Надотряд, представители Особенности образа жизни Характерные признаки отряда
Надотряд Бегающие, или Бескилевые, или Страусовые птицы        
Надотряд Плавающие птицы, или Пингвины        
Надотряд Типичные птицы, или Килегрудые      

ТИП ХОРДОВЫЕ

КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ

А Б

Внутреннее строение кролика

1-пищевод,2-желудок,3-двенадцатиперстная кишка, 4-тощая,5-подвздошная, 6-слепая, 7-ободочная, 8-прямая, 9-печень, 10-желчный пузырь, 11-поджелудочная железа, 12-диафрагма, 13-сердце, 14-легкие, 15-трахея, 16-бронхи, 17-почки, 18-мочеточники, 19-мочевой пузырь, 20-яичники, 21 -яйцеводы (трубы), 22-матка.

ТИП ХОРДОВЫЕ

КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ

ТИП ХОРДОВЫЕ

КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ

Дополнительная

  1. Догель, В.А. Зоология беспозвоночных/ В.А.Догель – М.: Высш. шк., 1981. – 559 с.
  2. Натали, В.Ф. Зоология беспозвоночных/ В.Ф.Натали – М.: Просвещение, 1975. – 487 с.
  3. Наумов, С.П. Зоология позвоночных/ С.П. Наумов – М.: Просвещение, 1973. – 424 с.
  4. Абуладзе, К.И. Паразитология и инвазионные болезни сельскохозяйственных животных / К.И. Абуладзе, Н.В. Демидов, А.А.непоклонов и др. – М.: Агропромиздат, 1990. – 464 с.
  5. Анисимова, И.М. Ихтиология/ И.М.Анисимова, В.В. Лавровский– М.: Высш.шк., 1983.-255 с.
  6. Ятусевич, А.И. Практикум по зоологии/ А.И.Ятусевич, Н.И. Олехнович, И.С.Серяков, Д.Н. Ганецкий– Витебск, 2003 – 271 с.

Учебное издание

Щепеткова Анжелика Георгиевна

Лойко Инна Михайловна

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ

ЗАНЯТИЙ И САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

методическое пособие для студентов 1 курса

по специальностям

1 – 740301 – "Зоотехния" и 1 – 740302 «Ветеринарная медицина»

Ст. корректор Ж.И.Бородина

Компьютерная верстка: А.Г.Щепеткова

Подписано в печать

Формат 60х84/16.Бумага офсетная. Гарнитура Таймс.

Печать Riso Усл.печ.л.8,25. Уч.-изд.л.9,14

Тираж 500 экз.Заказ №

Учреждение образования

«Гродненский государственный аграрный университет»

Л.И. №02330/0548516 от 16.06.2009.

230008, г.Гродно, ул.Терешковой,28

Отпечатано на технике издательско-полиграфического отдела

Учреждения образования «Гродненский государственный

аграрный университет».

230008, г.Гродно, ул.Терешковой, 28.

Кафедра микробиологии и эпизоотологии

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ЗООЛОГИИ

ДЛЯ

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ

ЗАНЯТИЙ И САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

методическое пособие для студентов 1 курса

по специальностям

1 – 740301 – "Зоотехния" и 1 – 740302 «Ветеринарная медицина»

Гродно 2015

УДК 59(075.8)

ББК 28.6я73

З-85

Авторы: А.Г.Щепеткова, И.М.Лойко

Рецензенты: доктор ветеринарных наук, профессор Малашко В.В.

Рабочая тетрадь по зоологии для лабораторно-практических занятий и самоподготовки студентов: методическое пособие для студентов 1 курса по специальностям 1 – 740301 – "Зоотехния" и 1 – 740302 «Ветеринарная медицина» /А.Г.Щепеткова, И.М.Лойко. – Гродно:ГГАУ, 2013 - 65 с.

Рабочая тетрадь по зоологии разработана на основе типовой программы по зоологии, утвержденной Учебно-методическим центром Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (Минск, 2009), и квалификационных характеристик врача ветеринарной медицины и зооинженера. Рабочая тетрадь предназначена для студентов 1 курса факультета ветеринарной медицины и зооинженерного факультета групп НИСПО и призвана помочь студентам усвоить обширный материал, с которым они знакомятся на занятиях, систематизировать его и облегчить подготовку к зачету и экзамену. Тетрадь поможет студенту сосредоточить внимание на изучении основных зоологических объектов, сократить время на выполнение самостоятельной работы.

УДК 59(075.8)

ББК 28.6я73

Рекомендовано учебно-методической комиссией факультета ветеринарной медицины УО «ГГАУ», (протокол №5 от 29.03.2015г.).

©А.Г.Щепеткова, И.М.Лойко, 2015

© УО «ГГАУ», 2015

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕТРАДЬЮ

В рабочую тетрадь включены темы лабораторно-практических занятий, предусмотренные программой по курсу зоологии.

Работа студента с тетрадью включает зарисовку зоологических объектов, нумерацию органов и заполнение таблиц. Перед зарисовкой необходимо детально изучить объект и найти все органоиды (органы), перечисленные под рисунком. Зарисовку нужно проводить только простым карандашом с последующей раскраской цветными по общепринятой схеме: пищеварительная система зарисовывается светло-коричневым цветом, выделительная – зеленым, нервная – черным, половая – голубым, артериальная кровь – красным, венозная – синим. Таблицы заполняются по мере изучения отдельных тем четким, разборчивым подчерком.

По ряду разделов курса в тетради даются задания, выполняемые студентами в часы, свободные от занятий.

ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ

ТИП САРКОМАСТИГОФОРЫ

Основные вопросы, требующие внимания при изучении

типа:

  1. Простейшие как клетка и как самостоятельный организм.
  2. Органоиды и их сравнение с органами многоклеточных.
  3. Многообразие полового и бесполого процессов размножения простейших.
  4. Формирование цист и спор, их биологическое значение.
  5. Колониальные простейшие как предки многоклеточных.
  6. Паразитические простейшие и понятие о трансмиссивно-очаговых заболеваниях.
  7. Роль простейших в почвообразовании и значение ископаемых фор

Наши рекомендации