Ступай размеренной поступью и понижай свой голос, ибо самый неприятный голос - это рев осла. «Сура Лукман 19»
Ступай скромной и спокойной поступью. Не ходи так, как ходят кичливые гордецы или нерадивые простецы. Не повышай голос, проявляя уважение к людям и почтение к Аллаху. Воистину, самый неприятный и отвратительный голос - это рев осла. И если бы громкий голос приносил пользу, то он не был бы отличительной особенностью ослов, которые известны своей глупостью и низостью.
Заповеди, которые мудрец Лукман оставил своему сыну, объединяют в себе важнейшие религиозные предписания, из которых вытекают многие другие заповеди. Любые религиозные заповеди имеют тесное отношение к заповедям Лукмана, потому что они учат мусульман творить добро и избегать зла. Все это подтверждает сделанное нами ранее заявление о том, что мудрость складывается из знания о религиозных предписаниях и пользе этих предписаний. Именно поэтому мудрец Лукман повелел исповедовать единобожие, которое представляет собой основу религии, запретил приобщать к Аллаху сотоварищей и разъяснил, что именно должно удерживать людей от многобожия и идолопоклонства. Он также повелел делать добро родителям и разъяснил причину, по которой человек должен почтительно относиться к своим родителям. Он также повелел благодарить Аллаха и выражать признательность родителям, но подчеркнул, что повиноваться им следует только тогда, когда они не призывают человека к ослушанию Аллаха. Если же они побуждают человека приобщать к Аллаху сотоварищей, то он не имеет права повиноваться им в этом, но обязан проявлять к ним уважение и делать им добро. Он также повелел помнить о том, что Аллах наблюдает за своими рабами и что человеку предстоит предстать перед своим Господом и получить воздаяние за каждое доброе и злое, а также малое и великое деяние. Он также запретил проявлять надменность и высокомерие и повелел соблюдать скромность. Он также призвал соблюдать спокойствие при ходьбе и при разговоре и запретил нарушать эту прекрасную заповедь. Он повелел призывать людей к одобряемому и удерживать их от порицаемого, совершать намаз и проявлять терпение, которое облегчает человеку выполнение даже самых тяжелых предписаний. Именно поэтому Всевышний сказал:
وَاسْتَعِينُواْ بِالصَّبْرِ وَالصَّلاَةِ
«Обратитесь за помощью к терпению и намазу…» (2:45). Что же касается заповедей Лукмана, то они свидетельствуют о том, что он действительно был достоин называться мудрецом. По Своей милости Всевышний Аллах поведал рабам о его мудрости, дабы они следовали его прекрасному примеру.
Конь.
إِذْ عُرِضَ عَلَيْهِ بِالْعَشِيِّ الصَّافِنَاتُ الْجِيَادُ
«Однажды вечером ему показали коней, бьющих копытами, быстроногих».
Сад 31
Это были превосход-ные лошади удиви-тельной красоты. Аллах назвал их бьющими копытами, потому что, стоя на месте, они приподнимали одну из ног. Короли и правители больше других нуждаются в таких прекрасных животных, и поэтому Сулайман, мир над ним, рассматривал лошадей и получал удовольствие от их прекрасного вида. Он продолжал наслаждаться этим зрелищем, пока солнце не скрылось за горизонтом, и земные удовольствия отвлекли его от вечернего Намаза и поминания Аллаха.
Опомнившись, Сулайман, мир над ним, горько пожалел о том, что произошло. Он решил восполнить собственное упущение и доказать, что ставит любовь к Аллаху превыше всего остального. Он воскликнул: [Я продолжал отдавать предпочтение земным радостям перед поминанием моего Господа, пока [солнце] не скрылось из виду]. Земные радости – это богатство и все остальные мирские удовольствия, но пророк Сулайман, мир над ним, имел в виду именно прекрасных лошадей.
Он велел вернуть к нему лошадей, и, когда их пригнали, начал подрезать им поджилки и рубить головы.
وَأَعِدُّواْ لَهُم مَّا اسْتَطَعْتُم مِّن قُوَّةٍ وَمِن رِّبَاطِ الْخَيْلِ تُرْهِبُونَ بِهِ عَدْوَّ اللّهِ وَعَدُوَّكُمْ وَآخَرِينَ مِن دُونِهِمْ لاَ تَعْلَمُونَهُمُ اللّهُ يَعْلَمُهُمْ وَمَا تُنفِقُواْ مِن شَيْءٍ فِي سَبِيلِ اللّهِ يُوَفَّ إِلَيْكُمْ وَأَنتُمْ لاَ تُظْلَمُونَ
«Приготовьте против них сколько можете силы и боевых коней, чтобы устрашить врага Аллаха и вашего врага, а также тех, которых вы не знаете, но которых знает Аллах. Что бы вы ни израсходовали на пути Аллаха, вам будет возвращено сполна, и с вами не поступят несправедливо.»
«Аль-анфаль 60»
Поступая таким образом, они смогут устрашить врагов, которых они знают, а также врагов, о которых они не осведомлены и сразиться с которыми им придется впоследствии. Аллаху известно об этих врагах, и поэтому Он приказал мусульманам готовиться к грядущим сражениям. А поскольку одним из важнейших факторов, помогающих ведению священной войны, являются материальные пожертвования в пользу мусульманской армии, сражающейся против неверующих, Всевышний Аллах призвал правоверных расходовать свое имущество на пути Аллаха. Когда же наступит День воскресения, мусульмане получат вознаграждение за каждое большое или малое пожертвование в многократном размере, поскольку вознаграждение за пожертвование на пути Аллаха приумножается в семьсот раз или даже более того. С праведниками не поступят несправедливо, и их вознаграждение ничуть не уменьшится.
وَالْعَادِيَاتِ ضَبْحًا ( 1) فَالْمُورِيَاتِ قَدْحًا ( 2) فَالْمُغِيرَاتِ صُبْحًا(3)
Клянусь конями, скачущими, запыхаясь, 2. высекающими искры [копытами], 3. нападающими [на врага] на заре.»
«Аль-гадият» 1-3
Всевышний поклялся конями, потому что в них люди видят прекрасные знамения Господа и узнают Его милость к ним.
Всевышний поклялся ими в таком положении, в котором с ними не может соперничать ни одно другое животное.
[Клянусь конями, скачущими, запыхаясь], т.е. скачущими стремительно и запыхающимися из-за быстрого бега. При этом они издают звук, вырывающийся из их груди;
[высекающими искры] копытами, ударяя ими о камни, т.е. из-за твердости конских копыт и их мощи они способны высекать огонь;
[нападающими] на врага [на заре], ведь атака, как правило, начинается рано утром.
Мул.
وَالْخَيْلَ وَالْبِغَالَ وَ الْحَمِيرَ لِتَرْكَبُوهَا وَزِينَةً وَيَخْلُقُ مَا لاَ تَعْلَمُونَ
«Он [сотворил] ко-ней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и для украшения. Он тво-рит также то, о чем вы даже не ведаете». «Ан-нахль 8»
Аллах подчинил вам коней, мулов и ослов, которых вы иногда используете в качестве верховых животных, а иногда – используете для украшения своего окружения. Всевышний не упомянул о том, что этих животных можно употреблять в пищу, потому что есть мясо мулов и ослов категорически запрещено, а мясо лошадей, как правило, не употребляют в пищу. Более того, запрещается зарезать лошадей для употребления их мяса в пищу, если это может привести к резкому уменьшению числа голов в стаде. Но в достоверном хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом, сообщается, что Пророк разрешил употреблять в пищу конину.
Всевышний также поведал о том, что после ниспослания Корана будут сотворены многие вещи, о которых люди даже не ведали. Люди изобретают различные вещи, которые используются на суше, на море и в небе. Они используют эти изобретения в своих интересах и извлекают из этого пользу. Аллах не назвал эти изобретения по именам, потому что в священном писании упоминаются имена только тех вещей, которые знакомы рабам Аллаха и которые они могут сравнить с другими похожими вещами. Если бы в Коране упоминались названия вещей, которые не существовали во времена ниспослания этого писания и подобных которым люди не видели в те далекие времена, то люди не могли бы осознать даже сущности этих вещей.
Верблюд.
أَفَلَا يَنظُرُونَ إِلَى الْإِبِلِ كَيْفَ خُلِقَتْ
«Неужели они не поразмыслят о том, как созданы верблю-ды,» Аль-гашия 17
т.е. неужели они не задумаются над тем, как создано это изумительное животное и как Аллах подчинил его Своим рабам? Ведь оно оказывает людям огромную помощь, в которой они так нуждаются;
فَشَارِبُونَ عَلَيْهِ مِنَ الْحَمِيمِ {54} فَشَارِبُونَ شُرْبَ الْهِيمِ {55}
«Вы будете запивать плоды кипятком, 55. как пьют больные, истомленные жаждой верблюды» «Аль-Вагиа 54-55»
А что касается питья в огненной геенне, то это – самое скверное питье, которым мученики запивают отвратительные адские плоды. Это – кипяток, который будет вскипать и клокотать во чревах грешников, но, несмотря на это, они будут жадно поглощать его, подобно больным, истомленным жаждой верблюдам.
Птицы.
وَمَا مِن دَآبَّةٍ فِي الأَرْضِ وَلاَ طَائِرٍ يَطِيرُ بِجَنَاحَيْهِ إِلاَّ أُمَمٌ أَمْثَالُكُم مَّا فَرَّطْنَا فِي الكِتَابِ مِن شَيْءٍ ثُمَّ إِلَى رَبِّهِمْ يُحْشَرُونَ
«Все живые существа на земле и птицы, летающие на двух крыльях, являются подобными вам сообществами. Мы ничего не упустили в Писании. А затем они будут собраны к своему Господу». «Аль-ангам 38»
Все живые существа, обитающие на земле и летающие в небе, домашняя скотина, дикие звери и птицы, являются сообществами, которые подобны сообществу людей, поскольку Аллах сотворил их благодаря своему могуществу и своей непоколебимой воле, которая также неукоснительно исполняется в отношении всего человечества. Аллах ничего не упустил в своем писании и записал в хранимой скрижали все важные и незначительные события, и каждое из них происходит в строгом соответствии с тем, как это было записано письменной тростью в хранимой скрижали.
أَلَمْ تَرَ أَنَّ اللَّهَ يُسَبِّحُ لَهُ مَن فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَالطَّيْرُ صَافَّاتٍ كُلٌّ قَدْ عَلِمَ صَلَاتَهُ وَتَسْبِيحَهُ وَاللَّهُ عَلِيمٌ بِمَا يَفْعَلُونَ
«Разве ты не видел, что Аллаха славят те, кто на небесах и на земле, а также птицы с распростертыми крыльями? Каждый знает свою молитву и то, как Ему славословить [Аллаху]. Аллах знает о том, что они вершат.» « Ан-нур 41»
Всевышний возвестил о своем безграничном величии и могуществе, благодаря которым все творения нуждаются в Аллахе, признают Его господство и поклоняются Ему. Живые существа и безжизненные тела, птицы с распростертыми крыльями и все другие обитатели небес и земли славословят Аллаху.
وَالطَّيْرَ مَحْشُورَةً كُلٌّ لَّهُ أَوَّابٌ
«а также [побудили к этому] стаи птиц. Все они повиновались Ему [и вместе с Даудом возносили славословия Аллаху].»
«Сад 19»
Аллах вознаградил пророка Дауда, мир над ним, за покорность и искреннее поклонение и повелел горам и птицам возносить славословия Аллаху вместе с Даудом, мир над ним, вечером и после восхода солнца, т.е. в начале и в конце дня. [Все они повиновались Ему], т.е. горы и птицы покорились воле Всевышнего Аллаха, Который сказал:
يَا جِبَالُ أَوِّبِي مَعَهُ وَالطَّيْرَ
«…О горы и птицы! Славьте Меня вместе с ним…» (Саба, 10).
Именно так Аллах вознаградил Дауда, мир над ним, за его искреннее поклонение, но это не было единственной милостью Аллаха по отношению к этому славному пророку.
أَوَلَمْ يَرَوْا إِلَى الطَّيْرِ فَوْقَهُمْ صَافَّاتٍ وَيَقْبِضْنَ مَا يُمْسِكُهُنَّ إِلَّا الرَّحْمَنُ إِنَّهُ بِكُلِّ شَيْءٍ بَصِيرٌ
«Неужели они не видят, как птицы над ними простирают и складывают крылья? Никто не поддерживает их [в воздухе], кроме Милостивого. Поистине, Он видит все сущее!»
«Аль-мульк 19»
В этом аяте Господь укоряет неверных за их небрежность к Его знамениям. Он также побуждает людей задуматься над полетом птиц, которые покорны воле Аллаха и которым Он подчинил небо и воздух. Они распрямляют крылья при полете и складывают их, когда опускаются на землю. Они плывут в воздухе, по-разному изменяя свой полет в зависимости от своей воли и обстоятельств.
[Никто не поддерживает их в [воздухе], кроме Милостивого]. Ар-Рахман, Милостивый Аллах, – Он Один поддерживает их, ибо Он сотворил их в обличии, пригодном для полета в небе.
Ворон.
فَبَعَثَ اللّهُ غُرَابًا يَبْحَثُ فِي الأَرْضِ لِيُرِيَهُ كَيْفَ يُوَارِي سَوْءةَ أَخِيهِ قَالَ يَا وَيْلَتَا أَعَجَزْتُ أَنْ أَكُونَ مِثْلَ هَـذَا الْغُرَابِ فَأُوَارِيَ سَوْءةَ أَخِي فَأَصْبَحَ مِنَ النَّادِمِينَ
«Аллах послал ворона, который стал разгребать землю, чтобы показать ему, как спрятать труп его брата. Он сказал: «Горе мне! Неужели я не могу поступить, как этот ворон, и спрятать труп моего брата?» Так он оказался одним из сожалеющих.»
«Аль-маида 31»
После убийства своего брата Кабиль не знал, как ему поступить с его телом, потому что тот был первым из сынов Адама, который скончался. Тогда Аллах послал к нему ворона, который начал разгребать землю, чтобы похоронить другого мертвого ворона. Он показал ему, что делать с трупом брата, и тогда сын Адама пожалел о содеянном. Поистине, сожаление и убыток — вот последствия всех грехов.
Перепел.
يا بَنِي إِسْرَائِيلَ قَدْ أَنجَيْنَاكُم مِّنْ عَدُوِّكُمْ وَوَاعَدْنَاكُمْ جَانِبَ الطُّورِ الْأَيْمَنَ وَنَزَّلْنَا عَلَيْكُمُ الْمَنَّ وَالسَّلْوَى
«О сыны Исраила! Мы спасли вас от вашего врага и дали вам обещание на правом склоне горы [Синай]. Мы также ниспослали вам манну и перепелов.» Таха 80.
Всевышний напомнил сынам Исраила о своей величайшей милости по отношению к ним. Он спас их от Фараона и обещал ниспослать им небесное писание, которое содержит славные законы и прекрасные повествования. Тем самым Аллах напомнил им о том, как благоустроил их мирскую и духовную жизнь. Затем Он напомнил им о том, как ниспослал им манну и перепелов, когда они блуждали в пустыне. Он одарил их приготовленными яствами, которые можно было употреблять в пищу безо всякого труда.
Удод
وَتَفَقَّدَ الطَّيْرَ فَقَالَ مَا لِيَ لَا أَرَى الْهُدْهُدَأَمْ كَانَ مِنَ الْغَائِبِينَ
«Осматривая птиц, он спросил: «Почему это я не вижу удода? Может быть, он просто отсутствует?»
«Ан-намль 20»
Однажды пророк Сулейман производил осмотр птиц. Сам факт подобного осмотра свидетельствует о твердой воле, решительности и благоразумии святого пророка. Он заботился о порядке в своем огромном войске и лично занимался как значительными, так и менее важными делами. Он не упускал даже возможности осмотреть боевые построения птиц и убедиться в том, что все его воины присутствуют на поверке. Для него не осталось незамеченным даже отсутствие такой маленькой птички, как удод. Он сказал: “Почему это я не вижу удода? Я не вижу его потому, что он скрылся от моего взора посреди этой несметной рати, или потому, что он отсутствует без моего разрешения?”
Рыба.(Кит)
فَالْتَقَمَهُ الْحُوتُ وَهُوَ مُلِيمٌ
«Его проглотил кит, и он был достоин порица-ния».
«Ас-саффат 142»
Люди выбросили Юнуса мир ему в море. Его проглотил кит или большая рыба, и в момент заглатывания он был достоин порицания.
[Если бы он не был из числа возносящих славословие Аллаху, то непременно остался бы во чреве кита до дня Воскресения]. Пророк Йунус, мир над ним, часто восхвалял Аллаха и много поклонялся Ему, пока его не постигло наказание. А когда он оказался во чреве кита, то принялся повторять: «Нет божества, кроме Тебя. Свят и Безупречен Ты! Поистине, я был грешником» (Пророки, 87). Если бы не эти праведные дела, то его усыпальницей стало бы чрево огромной рыбы. Но искреннее поклонение и многочисленные восхваления Аллаха спасли Йунуса, мир над ним, от наказания. Таким же образом Всевышний Аллах спасает правоверных, когда их постигают беды и несчастья.
[Наконец, Мы выкинули его на пустынный берег]. Огромная рыба выбросила Йунуса, мир над ним, из своего чрева на пустынный берег, на котором не было ни единой души, а может быть, и ни единого тенистого дерева. По причине долгого нахождения во чреве рыбы Йунус, мир над ним, тяжко занемог. Он был похож на цыпленка, который только что вылупился из яйца.
Лев.
فَمَا لَهُمْ عَنِ التَّذْكِرَةِ مُعْرِضِينَ {49} كَأَنَّهُمْ حُمُرٌ مُّسْتَنفِرَةٌ {50} فَرَّتْ مِن قَسْوَرَةٍ {51}
Что же с ними? Почему они уклоня-ются от наставления, 50. словно они – напуганные ослы, 51. бежавшие [от льва] могучего?
«Сура Муддассир 49»
[Что же с ними? Почему они уклоняются от наставления], т.е. отворачиваются от него и небрежны к нему?Небесное наставление вызывает в них такое отвращение, что они бегут от него, [словно они – напуганные ослы], т.е. дикие ослы, бросившиеся бежать и распугавшие друг друга;
[бежавшие ] ото льва, охотника или стрелка [могучего], жаждущего сразить их.
Это ярчайший пример того, как нечестивцы избегают истины и отворачиваются от нее, и вместе с тем они имеют большие притязания.
Слон.
أَلَمْ تَرَ كَيْفَ فَعَلَ رَبُّكَ بِأَصْحَابِ الْفِيلِ