Поминки у горилл и дружба бабуинов

Известно, что гориллы справляют поминки по умершим друзьям, и некоторые зоопарки даже утвердили эту церемонию, когда умерла одна из горилл. Донна Фернандес, директор зоопарка Буффало, рассказала историю о поминках в Бостонском зоопарке Франклин парк 10 лет назад: тогда от рака скончалась самка гориллы по имени Бэбс. Она описывает, как с Бэбс прощался ее партнер, вместе с которым она была очень долгое время: «Он рева и бил себя в грудь... Затем принес кусочек ее любимой еды — сельдерея — положил ей в руку и попытался разбудить ее. Я расплакалась: это было так эмоционально». Позже о декабрьских похоронах Бэбс сняли небольшой фильм. Как сказали в местных новостях, члены семьи гориллы «один за другим вошли в комнатугде лежала Бэбс; подходили к телу своего любимого лидера и нежно обнюхивали его».

Приматы, являясь ближайшими родственниками человека, нередко демонстрируют поведение, поразительно сходное с нашим. К гориллам, устраивающим поминки, можно добавить бабуинов, о которых известно, что они ищут успокоения у своих друзей после смерти, случившейся в семье. Исследователи из университета Пенсильвании сообщают, что бабуины полагаются на дружбу, которая помогает им справляться со стрессовыми ситуациями. В их исследовании есть история об убитом львом бабуине по имени Сьерра и о ее матери, Сильвии, которая после смерти детеныша обратилась за поддержкой к друзьям. Рассказывает исследователь Лнна Энгх: «Когда Сьерры не стало, состояние Сильвии нельзя было описать никак иначе, кроме как депрессией, которой соответствовало повышение уровня глюкокортикоида».

Когда бабуины переживают стресс, у них повышается уровень гормона, который называется глюкокортикоид, то же происходит и с человеком. Эти гормоны вырабатываются надпочечниками. Уровень глюкокортикоида у бабуинов понижается благодаря социальному взаимодействию и благодаря расширению своей социальной сети после потери особенно близких товарищей. «После смерти Сьерры у Сильвии на самом деле больше никого не осталось, — говорит Энгх. — Потребность в социальном взаимодействии была настолько огромной, что Сильвия стала чистить самку, намного ниже статусом, демонстрируя поведение, до сих пор совершенно для нее нетипичное».

Энгх делает острожный вывод о том, что «наши открытия вовсе не означают, что бабуины переживают горе так же, как человек, но они демонстрируют подтверждение значимости социальных связей между бабуинами. Как и люди, бабуины полагаются на поддержку своих друзей, которая помогает им справиться со стрессовой ситуацией».

Умереть от разбитого сердца

Много лет назад ветеринар Марти Беккер подарил своему отцу миниатюрного шнауцера Пепси. Марти сказал мне, как он помог Пепси появиться на свет, что он был самым маленьким в своем помете и что он стал лучшим другом его отца. Долгие годы они с отцом делили пищу, стул, на котором сидели вместе, и кровать. Но когда отцу Марти исполнилось 80 лет, он покончил с собой. Вскоре пос\.е того, как семья, друзья и полиция покинули дом, Пепси сбежал вниз, в подвал, где умер отец Марти, и замер в неподвижности, точно статуя. Когда Марти обнаружил собачку, Пепси очнулся и, еле передвигаясь, оказался в руках Марти, издав душераздирающий крик, полный боли. Марти отнес его в кровать отца, где Пепси тут же заснул. Позже мать Марти рассказала, что Пепси не был в подвале больше 10 лет, потому что боялся ступенек. Неужели Пепси преодолел свой страх, только чтобы попрощаться с человеком, ставшим ему другом на всю жизнь? Пепси так и не смог оправиться от смерти своего товарища: сильно ослабевший, замкнувшийся в себе, он медленно умирал. Когда Марти похоронил Пепси, он был уверен, что пес умер именно потому, что его сердце было разбито: он потерял вкус к жизни после того, как человека, с которым его связывали столь тесные узы и к которому он был так привязан, больше не было рядом.

Похороны слона

Хорошо известно, что слоны проявляют глубокую озабоченность и внимание по отношению к умершим товарищам. Хотя довольно редко можно встретить слона, переживающего смерть своих близких, и еще труднее собрать подробные данные, но многочисленные наблюдения показывают снова и снова, что слоны небезразличны к страданию и смерти и открыто проявляют сострадание, если встречают своего сородича, переживающего стресс, или если находят труп. Вот как описывает эксперт по поведению слонов Синтия Мосс подобную встреч)' в своей книге «Воспоминания слонов»:

«Они стояли вокруг останков Тины и нежно прикасались к ней. Поскольку почва была каменистой и влажной, сложно было найти рыхлую землю; тогда они попробовали копать выубь и, когда им удсиось достать немного земли, они разбросали ее по телу Тины. Триста; Тиа и несколько других ионов ушли, чтобы наломать веток с низких кустов, расположенных поблизости, и принесли их обратно, посыпав ими тушу слонихи. Когда наступила ночь, они уже почти похоронили ее с помощью веток и земли. Затем они всю ночь простояли над ее телом, не сомкнув глаз, и, только когда стал заниматься рассвет, слоны неохотно стали расходиться».

Иен Дуглас-Гамильтон и его коллеги показали, что слоны распространяют свое сострадание и на неродственных особей — то есть на тех, кто не связан с ними генетическим родством. Слоны также проявляют обоснованную заинтересованность по отношению к умершим и их костям. Многие эксперты рассказывают, что видели, как эти величественные потомки мамонтов начинали волноваться и приходить в возбуждение при виде мертвого сородича. Карен Мак-Комб, эксперт по общению и сознанию животных, с коллегами провели уникальный полевой эксперимент, чтобы изучить интерес, который слоны проявляют к мертвым. Они предложили 19 группам диких слонов всевозможные черепа и другие предметы и обнаружили, что животные оказывали предпочтение изучению слоновьих костей и бивней по сравнению с теми же объектами, относящимися к другим видам. Исследователи утверждают, что слоны тратили в два раза больше времени, изучая черепа слонов, по сравнению с черепами буйволов или носорогов.

Какое же чувство, помимо любви и отчаяния, двигало слонами в следующей истории? В ней Синтия Мосс описывает действия той же семьи о\онов после того, как одного из ее членов убили:

«Тересия и Триста пришли в ярость и опустились на колени, стараясь приподнять ее. Они работали бивнями у нее за спиной и под головой. В какой-то момент им удалюсь привести ее в сидячее положение, но ее тело снова завалилось наземь. Семья старалась изо всех сил, чтобы поднять ее, ударяя и раня ее, а Туллула даже отошел куда-то, принес пучок травы и постарался запихнуть ей в рот».

Завывания волка

Луис Дорфман, специалист по поведению животных из «Международного заповедника экзотических кошек» в Бойде, штат Техас, рассказывает историю о том, как волк, которого он хорошо знал, выражал свое горе и благодарность:

«С другими дикими животными я испытал много глубоких и сложных эмоций. Например, я прожил 14 лет вместе с канадской волчицей. Когда умерла ее подруга по играм — немецкая овчарка — она обнюхала ее, затем села и издала самый эмоциональный и разрывающий сердце вой, какой мне когда-либо приходилось слышать! Она вьиха так какое-то время. Никогда до этого она не выла подобным образом и никогда поие происшедшего не повторяла такого крика.

Эта волчица бьиа просто женщиной: она флиртовала, дразнила, могла быть нежной и любящей, как ягненок, была очень восприимчива к

переменам моего настроения и всегда давала соответствующий ответ на мои чувства с огромной заботой обо мне. Когда она так сильно заболела, что не могла даже поднять головы, я, движимый состраданием, отвез ее к ветеринару. Держа ее голову в своих руках в те последние мгновения, когда врач заканчивал приготовления, я сказал ей: „Прощай", — тогда она взглянула прямо мне в ыаза и, огромным усилием подняв голову, лизнула меня в лицо в самый последний раз. Никогда мне не забыть это ее победнее усилие, это стремление дать мне знать, что я поступаю правильно и что она так любит меня за это!»

Создатели фильма о волках Джим и Джемми Дагчер рассказали историю о том, как горевала и переживала траур стая волков после смерти одной из низкоранговых самок — омега-самки Мотаки, которую убила пума. Стая утратила свой дух и игривость. Они больше не завывали все вместе, как раньше, вместо этого «каждый поодиночке издавал протяжный трагический вой». Волки пребывали в подавленном состоянии: хвосты повисли, головы опущены, поступь стала медленной и мягкой, когда они пришли на то место, где была убита Мотаки. Они обследовали пространство, прижали уши к голове и опустили хвосты — действие, выражающее подчинение. Прошло около шести недель, прежде чем стая пришла в нормальное состояние. Датчеры также рассказывают о семье волков в Канаде, один из членов которой умер, и тогда все остальные бродили по округе, выписывая восьмерки, пытаясь отыскать ее. Они тоже долго и печально выли.

Вместе навечно:

Наши рекомендации