Возраст: дети шестого года жизни.
Возраст: дети шестого года жизни.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Актуальность проекта | |
2. Цель и задачи проекта | |
3. Комплекс мероприятий | |
4. Тезаурус | |
5. Конспект НОД | |
6. Конспект НОД | |
7. Конспект экскурсии в зоопарк | |
8. Конспект НОД | |
9. Конспект НОД | |
10. Мониторинг | |
11. Предполагаемые достижения детей | |
12. Список использованной литературы | |
13. Приложения |
Актуальность проекта
У ребенка шестого года жизни имеется представления о природе Урала, его обитателях, растениях и климате. Это отражается в следующих программах, например, программа "Мы" Кондратьевой Н.И., в основе содержания которой положено расширяющее представление о живом организме; программа Рыжовой Н.А. "Наш дом - природа" направлена на формирование умений взаимодействия с природой; в программе Николаевой С.Е. "Юный эколог" представлен экологически-обоснованный подход к построению содержания и методов обучения, отбор форм работы педагога с детьми и с семьей. Основываясь на материалах экологических программ, можно сказать, что программы наполнены достаточной информацией о Урале, природе, климате. На практике во многих ДОО воспитательный процесс поверхностно затрагивает экологические программы, поэтому представления ребенка старшего дошкольного возраста о территории Урала недостаточно конкретны и корректны. Однако ребенок имеет опыт взаимодействия с природой: походы, прогулки с родителями в лесу, парках и др. Проживание на данной территории позволяет ему самому почувствовать климатические особенности, есть возможность сравнить теплую и холодную погоду с помощью поездок на юг и другие уголки планеты. Имеющиеся знания вызывают интерес и множество вопросов у ребенка. В новых вариантах ФГОС выявлена проблема форм и содержания информации об окружающем мире (климате, ландшафте, живой и неживой природе, климатических поясах и т.п.). Перед воспитателями детского сада поставлена задача передать детям наиболее полную, научную, интересную и доступную информацию об окружающем мире. Ознакомившись с нашим проектом на тему "Природа Уральского края", воспитатель сможет более грамотно, эффективно и разнообразно совершенствовать, конкретизировать знания и представления детей о том, как правильно вести себя в лесу, с животными, растениями; обогатит представления ребенка, активизирует развитие интереса к малой Родине, Уральскому краю, и изучению его особенностей.
Цель и задачи проекта
Предмет:эколого-эстетическое отношение ребенка к миру.
Цель: система содействия становлению эколого-эстетического отношения к природе родного края; конкретных знаний и представлений о зоне умеренного климата, живой и неживой природе и роли человека в экологической системе Урала.
Задачи:
1. Конкретизировать базовые экологические знания о природе, структурных частях и взаимосвязях вариативных микро-экосистем; о видах животных умеренно-климатического пояса, их характерных признаках.
2. Совершенствовать умение моделировать микро-экологические системы (смешанный лес, хвойный лес, лиственный лес, болото, водоемы и т.д.) в разных видах деятельности (репродуктивная деятельность, конструирование, театрализованная деятельность и т.д.), самостоятельно находить сведения об объектах познания, используя художественную, научно-популярную литературу, альбомы и т.д.
3. Содействовать развитию художественного, эстетического восприятия; связной, образной речи (суждения, высказывания, описательные рассказы) в рамках познавательной и самостоятельной поисковой деятельности.
Комплекс мероприятий
№ | Форма организации образовательной деятельности | Содержание и средства | Результат |
Рассказ, беседа «Географическое местоположение Урала» | Глобус, географическая карта. Формировать представления о географическом местоположение Урала, его климате и причинах смены времен года, признаках. | Знают местоположение Урала на географической карте и глобусе. Знают об особенностях смены времен года и отличительных признаках. | |
Просмотр видеоролика и беседа на тему «Рельеф Земли», «Что такое горы?» | ТСО (видеоролик) "Основные формы рельефа" (https://www.youtube.com/watch? v=hl211H4ERPw ) Пояснительная беседа по ходу просмотра видеоролика. | Дети имеют представления о том, что такое горы, горообразование, рельеф. Дети знают о географическом местоположении Уральских гор. | |
Рассказ, чтение педагогом литературы (сказка Бажова "Огневушка-поскакушка") | Чтение сказки Бажова "Огневушка поскакушка", чтение включает в себя рассматривание иллюстраций. Беседа по прочитанному. | Знают о богатстве Уральских гор минералами и полезными ископаемыми. Формирование субъектно-ценностного отношения к добру, честности, щедрости. | |
Экскурсия в музей Пермского периода на тему «Полезные ископаемые». | Рассматривание полезных ископаемых, сопровождаемый рассказом экскурсовода. После экскурсии следует рефлексия. | Обогащенные представления детей о полезных ископаемых Уральских гор. Проявление субъектно-ценностного отношения к природе Урала | |
Театрализованная деятельность по сказке Бажова "Огневушка-поскакушка". | Костюмы, театральные реквизиты. Обыгрывание сказки. | Повысился уровень знаний детей в театрализованной деятельности. Дети стали уверенно чувствовать себя во время выступлений. Сохраняется положительное отношение к природе Урала. | |
Рассматривание картин и беседа на тему «Уральские горы в русской живописи». Рисование пластилином на тему «Горы». | Картины (Приложение 4), пластилин, картон. Педагог рассматривает и анализирует картины с детьми. Под руководством педагога дети рисуют пластилином на тему - по замыслу "Горы" | Становление эмоционально-ценностного отношения к природе, к горам в живописи как объекту любования. Рисунок гор. Сформировано субъектно-оценочное отношение к продукту деятельности, ценностное отношение к результату работы. | |
Беседа на тему «Растительный мир умеренно-климатического пояса». | Иллюстрации. Общие представления об особенностях растительности умеренно-климатического пояса. Отличительные черты растительности умеренно-климатического от других поясов. | Общие представления детей о растительности умеренно-климатического пояса. Умение отличить растительность умеренно-климатического пояса от растительности других поясов. | |
НОД на тему «Деревья и леса Урала» | Иллюстрации. Уточняющие представления о растительности умеренно-климатического пояса. Проведение подвижной игры «Шишки, желуди, орехи» | Дифференцированные представления о растительности лесов. | |
Викторина на тему «Мой любимый край – Урал» | Иллюстрации Вопросы для викторины Жетоны | Актуализируются знаний и отношений к малой Родине: Перми, краю, к Уралу в целом. | |
Эксперимент на тему «Выращивание гороха в разных условиях среды». | Горошины, стаканчики с землей, дневник наблюдений. Дети с помощью педагога садят горох и начинают вести дневник наблюдений. | Совершенствование знаний о роли тепла и холода в жизни растений; системе посадки, поливе и уходе. Сформированные знания о признаках живого-неживого, о условиях проращивания. | |
Беседа о видах животных умеренно-климатического пояса (Урал, Дальний Восток, Ленинград. область, Канада, и т.д.) | Иллюстрации. Общие представления об особенностях животного мира умеренно-климатического пояса. Отличительные черты животного мира умеренно-климатического от других поясов. | Общие представления детей о животном мире умеренно-климатического пояса. Умение отличить животных умеренно-климатического пояса от животных других поясов. Сформировано умение обследовать внешние отличительные признаки животных. | |
Экскурсия в зоопарк | Наблюдение за животными, их поведением и образом жизни. Беседа, обсуждение. | Обогащенное представление о животных разных климатических зон. | |
Дидактические игры «Кто как кричит», «У кого какой хвост», «Кто где живет», «Кто на зиму спать уходит?» | Дидактические игры, беседа. | Актуализация знаний о звукоподражании животным. Конкретизированы знания о том, какие животные ложатся в спячку и почему, классификация животных по месту жительства. Систематизация знаний о животных. | |
Беседа, просмотр репродукций, отрывки художественной литературы в рамках темы: «Животные - лучшие друзья человека» Изобразительная деятельность «Мое любимое животное». | Репродукции с животными, стихотворения и рассказы о животных. Бумага, краски, кисточки. | Сформированное субъектное отношение к животным, осознанное отношение к пользе, помощи, которую приносят животные. Актуализированы знания о способах рисования разных животных (части тела, отличительные признаки). Рисунок животного, которое наиболее нравится ребенку. | |
Конкурс «На лучшего знатока Уральского края», фестиваль моды: костюмы народов Урала «Мисс Уральская краса». | Костюмы народов Урала, изготовленные родителями. Беседа, загадки, игры, иллюстрации, призы. | Актуализируются знаний и отношений к малой Родине: Перми, краю, к Уралу в целом, к его народам, обычаям, традициям. Знакомство с традициями разных народов, отличиями национальной одежды, культуры. Переживание результатов работы и процесса. | |
Разработка детьми проектов «Природа Уральского края» | ТСО (презентации, видео, т.д.), ватманы, беседа, рассказы, иллюстрации. | Систематизация знаний на интересующую ребенка тему по природе, климату, животным, растительности, культуре Урала. |
Тезаурус
1. Атмосфера - это оболочка, состоящая из газа, которая окружает Землю по всей ее окружности.
- ы, ж. 1. Газообразная оболочка, окружающая Землю, нек-рые другие планеты, Солнце и звезды. А. Земли. Солнечная а. (Толковый словарь Ожегова)
2. Географическая карта - это изображение Земли на бумаге (моря, материки, острова, страны).
- ж. чертеж какой-либо части земли, мо́ря, тверди небесной, карта географическая, топографическая (частная и подробная),морская и пр. Плоская морская карта, которая начерчена, принимая поверхность земного шара на плоскость; мерка́торская, на которой градусы широты и долготы увеличиваются постепенно к полюсу, для взаимной соразмерности на плоской бумаге. (толковый словарь в. Даля)
3. Географическое местоположение - положение чего-либо на Земле, относительно других объектов (городов, улиц, домов и т.п.).
- положение какого-либо пункта или иного объекта на земной поверхности по отношению к другим территориям или объектам; относительно поверхности Земли географическое положение определяется с помощью координат. (Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»)
4. Глобус - это модель земного шара (Земли).
- а, м. Вращающаяся модель земного шара или другого сферического небесного тела с его картографическим изображением. (Толковый словарь Ожегова)
5. Дерево - а,мн. деревья, -ьев (устар. высок. дерева, дерев, деревам), ср. 1. Многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, образующими крону. Хвойные, лиственные деревья. (Толковый словарь Ожегова)
6. Животное - это живой организм, умеющее дышать, обладающее способностью двигаться, питаться, расти и размножаться. Животные бывают позвоночные и беспозвоночные, травоядные и плотоядные.
- ого, ср. 1. Живой организм, существо, обладающее способностью двигаться и питающееся, в отличие от растений, готовыми органическими соединениями. Типы и виды животных. Позвоночные, беспозвоночные животные. В мире животных. Царство животных (одна из четырех высших сфер органического мира; спец.). 2. Такое живое существо, в проти-воп. человеку. Домашние, сельскохозяйственные, промысловые, дикие животные. Хищные животные. (Толковый словарь Ожегова)
7. Климат - это сложившийся режим погоды на определенной местности.(На Северном и Южном полюсе холодно, а на экваторе тепло)
- а, м. 1. Многолетний режим погоды какой-н. местности, одна из ее основных географических характеристик. Теплый климат. (Толковый словарь Ожегова)
8. Лес - это то большое место, где растут много деревьев.
-а (-у), в лесу и в лесе, мн. -а, -ов, м. 1. (в лесу). Множество деревьев, растущих на большом пространстве с сомкнутыми кронами. (Толковый словарь Ожегова)
9. Осадки - ов. Атмосферная влага, выпадающая на землю в виде дождя, снега. Обильные, слабые о. Сегодня без осадков (не будет дождя, снега). || прил. осадочный, -ая, -ое. (Толковый словарь Ожегова)
10. Пещера - пустое углубление в земле или в горе, имеющее выход.
- ы, ж. Углубление, полое пространство под землей или в горном массиве, имеющее выход наружу. (Толковый словарь Ожегова)
11. Плод -это часть растения, из которого появляется цветок, а из него появляется плод (ягоды и фрукты).
-а, м. 1. Часть растения, развивающаяся из завязи цветка и содержащая семена. Односемянный, многосемянный п. Сочные плоды (фрукты, ягоды). Сухие плоды (бобы, стручки, орехи, желуди). Зрелый, незрелый п. Съедобные плоды. (Толковый словарь Ожегова)
12. Полезные ископаемые -минеральные образования в земной коре, по составу которые можно использовать на производстве. Могут быть твердыми (угли, руды, нерудные полезные ископаемые), жидкими (нефть, минеральные воды) и газообразными (природные горючие и инертные газы).
- минеральные образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства. Делятся на твердые (угли, руды, нерудные полезные ископаемые), жидкие (нефть, минеральные воды) и газообразные (природные горючие и инертные газы). (Современный толковый словарь изд. "Большая Советская Энциклопедия")
13. Растительность - это много различных растений либо покров определенного места.
-и, ж. 1. Совокупность растений, растительный покров какой-н. местности. Богатая, бедная р. Р. Кавказа. 2. Волосы на теле, голове, лице. Густая, жидкая р. (Толковый словарь Ожегова)
14. Река - водный поток значительных размеров с естественным течением.
-и, вин. реку и реку, мн. реки, рек, рекам и (устар.) рекам, ж. 1. Постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока до устья. (Толковый словарь Ожегова)
15. Рельеф -это строение земной поверхности, состоящая из суши, океанов и морей.
-а, м. 1. Строение земной поверхности, совокупность неровностей суши, океанского и морского дна. Горный р. Р. местности. 2. Выпуклость, выпуклое изображение на плоскости. (Толковый словарь Ожегова)
16. Снег -а (-у), мн. -а, -ов, м. Атмосферные осадки - белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда, а также сплошная масса этих осадков, покрывающая землю зимой. (Толковый словарь Ожегова)
17. Суша -это земля, имеющая растительность. На земле живут животные и люди.
- и, ж. Земля в противоп. морю, водному пространству. (Толковый словарь Ожегова)
18. Тайга - это местность дикой растительности хвойного леса (пихта, ель, сосна, лиственница)
-и, ж. На севере Европы, Азии и Северной Америки: дикий хвойный лес. (Толковый словарь Ожегова)
19. Урал - это местность, находящееся на Восточно-европейской равнине, западнее Уральских гор.
- м. восточносибирская каменистая гора, скалы. || Названье горного хребта и реки Яика. (Толковый словарь В. Даля)
20. Хвойный лес - пространство заросшее хвойными деревьями (ель, пихта, сосна и др.) (Большой Толковый словарь Д. Н. Ушакова)
21. Человек -это общественное существо, имеющее все пять признаков живого (умеющее дышать, обладающее способностью двигаться, питаться, расти и размножаться) а так же обладающее сознанием, разумом, в отличие от животных, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек возник на Земле в ходе длительного и неравномерного эволюционного процесса.
- общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек возник на Земле в ходе длительного и неравномерного эволюционного процесса - антропогенеза, многие этапы которого до конца не ясны. Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»
22. Широколиственный лес - пространство заросшее лиственными деревьями (дуб, береза, осина и др.) (Большой Толковый словарь Д. Н. Ушакова)
23. Экватор - экватора, муж., это воображаемый круг, делящий земной шар или небесную сферу на два разных полушария - южное и северное (геогр., астр.). Земной экватор. Небесный экватор. (Толковый словарь Ушакова Д.Н. Ушаков. 1935-1940)
Рефлексия
1. Про каких животных сегодня рассказывал вам Незнайка и Воспитатель?
2. Какие картины вам больше всего понравились?
3. Какие животные вам запомнились больше всего и чем?
В - А теперь, ребятки, давайте сделаем свою галерею, чтобы дети из младшей группы полюбовались вашими картинами, для этого, нарисуем самое понравившиеся вам животное. Вы же уже взрослые и помните схемы рисования тела животного и мордочки.
Мониторинг
Викторина: "Почему на Урале жить хорошо?"
Цель: выявление отношения и систематизация знаний и представлений о зоне умеренного климата, живой и неживой природе и роли человека в экологической системе Урала.
Задачи:
1) Совершенствовать умение быстро реагировать на задание, мыслить логически.
2) Создать условия для проявления сообразительности, креативности, находчивости.
3) Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре.
4) Закреплять знания детей о природе Урала.
Материалы: магнитная доска; маркеры; карточки с изображением гор, животных, птиц, растений, людей; глубокий мешочек;
Ход викторины:
Приносится мешочек с бумажками, на которых изображены условные знаки: горы, животные, птицы, растения, люди. Так дети делятся на 4 команды (примерно по 5-6 человек), остальные дети, вытянувшие карточки с изображением человека, занимают должность жюри.
Воспитатель: Мы начинаем викторину "Почему на Урале жить хорошо?". Каждый должен знать правила нашей викторины:
в процессе игры вы должны обсуждать задание и советоваться со своей командой,
за каждый правильный ответ команде даётся жетон (кружок)
Дается минута на размышление
Капитан каждой команды подходит к воспитателю и говорит шепотом ответ
После того, как все команды ответили на задание, я сообщаю жюри результаты
Ребята, сейчас, посовещавшись, вы должны придумать название своей команде. А наше уважаемое жюри выберет самое интересное название и поставит за это балл.
Дети: перечисляют названия команд.
Жюри: рисуют кружочек.
В: Начинаем первый тур. Я буду задавать вопросы и загадки, а вы должны их отгадать.
1 - Не видать ее корней,
Вершина выше тополей,
Все вверх и вверх она идет,
Но не растет.
( Гора)
2- Зазвенели ручьи,
прилетели грачи.
В улей пчела
первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
когда это бывает?
(Весна)
3 - Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живёт, в деревне кур крадёт (лиса)
4 - Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой - зимой,
А в рыжей шубке - летом.(белка)
5 - Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
6 - Весна пригревает - он шубу надевает, Зима подойдёт - он шубу снимает. (Лиственный лес)
7 - Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг!
(дождь)
8 - Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (береза)
Молодцы! Первый тур пройден, подведем итоги: ....
Во втором туре мы с вами поиграем.
Каждая команда получает по игре. Проверим ваши знания о животных. (Раздает игры: «Кто что ест», «У кого какой хвост», «Кто где живет», «Кто на зиму спать уходит?»). Чья команда соберет быстрее, получает балл. Приготовьте материалы, начали! (Далее воспитатель меняет игры между командами).
В: Посмотрим, у кого сколько баллов? Отлично, переходим к третьему туру! Третий тур посвящен произведениям искусства.
Задание номер один. Четвертый лишний. Ребята, вам раздаются карточки с четырьмя изображениями. Посмотрите, что на ваш взгляд лишнее и зачеркните (раздаются карточки с 4 репродукциями картин: 3 с весной, 1 с осенью; 3 животных Урала, 1 из тропиков; 1 растение Урала, 3 растения южного климатического пояса; 1 картинка с пустыней, 3 - с болотом, горой, степь; 3 - с нарядами Урала, 1 - с паранджой).
Задание номер два. Я вам буду читать литературное произведение, чья команда быстрее даст правильный ответ, тот и получает балл.
(зачитываются отрывки литературных произведений: "Серебряное копытце", "Огневушка-поскакушка", "Хозяйка медной горы", "Кошачьи ушки")
Вы большие знатоки Урала! Давайте посмотрим, чья команда оказалась самой дружной, умной, активной. Поздравим команду "...."! Вот ваш волшебный сладкий мешочек. По мнению жюри, самой дружной командой оказалась команда "....", вот ваш волшебный сладкий мешочек. Самой веселой командой оказалась "....", вот ваш волшебный сладкий мешочек. Самой внимательной командой оказалась "....", вот ваш волшебный сладкий мешочек. И вот мешочек для нашего жюри.
Понравилась вам викторина? Сложно было? Обязательно проведем еще викторины!
Возраст: дети шестого года жизни.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Актуальность проекта | |
2. Цель и задачи проекта | |
3. Комплекс мероприятий | |
4. Тезаурус | |
5. Конспект НОД | |
6. Конспект НОД | |
7. Конспект экскурсии в зоопарк | |
8. Конспект НОД | |
9. Конспект НОД | |
10. Мониторинг | |
11. Предполагаемые достижения детей | |
12. Список использованной литературы | |
13. Приложения |
Актуальность проекта
У ребенка шестого года жизни имеется представления о природе Урала, его обитателях, растениях и климате. Это отражается в следующих программах, например, программа "Мы" Кондратьевой Н.И., в основе содержания которой положено расширяющее представление о живом организме; программа Рыжовой Н.А. "Наш дом - природа" направлена на формирование умений взаимодействия с природой; в программе Николаевой С.Е. "Юный эколог" представлен экологически-обоснованный подход к построению содержания и методов обучения, отбор форм работы педагога с детьми и с семьей. Основываясь на материалах экологических программ, можно сказать, что программы наполнены достаточной информацией о Урале, природе, климате. На практике во многих ДОО воспитательный процесс поверхностно затрагивает экологические программы, поэтому представления ребенка старшего дошкольного возраста о территории Урала недостаточно конкретны и корректны. Однако ребенок имеет опыт взаимодействия с природой: походы, прогулки с родителями в лесу, парках и др. Проживание на данной территории позволяет ему самому почувствовать климатические особенности, есть возможность сравнить теплую и холодную погоду с помощью поездок на юг и другие уголки планеты. Имеющиеся знания вызывают интерес и множество вопросов у ребенка. В новых вариантах ФГОС выявлена проблема форм и содержания информации об окружающем мире (климате, ландшафте, живой и неживой природе, климатических поясах и т.п.). Перед воспитателями детского сада поставлена задача передать детям наиболее полную, научную, интересную и доступную информацию об окружающем мире. Ознакомившись с нашим проектом на тему "Природа Уральского края", воспитатель сможет более грамотно, эффективно и разнообразно совершенствовать, конкретизировать знания и представления детей о том, как правильно вести себя в лесу, с животными, растениями; обогатит представления ребенка, активизирует развитие интереса к малой Родине, Уральскому краю, и изучению его особенностей.
Цель и задачи проекта
Предмет:эколого-эстетическое отношение ребенка к миру.
Цель: система содействия становлению эколого-эстетического отношения к природе родного края; конкретных знаний и представлений о зоне умеренного климата, живой и неживой природе и роли человека в экологической системе Урала.
Задачи:
1. Конкретизировать базовые экологические знания о природе, структурных частях и взаимосвязях вариативных микро-экосистем; о видах животных умеренно-климатического пояса, их характерных признаках.
2. Совершенствовать умение моделировать микро-экологические системы (смешанный лес, хвойный лес, лиственный лес, болото, водоемы и т.д.) в разных видах деятельности (репродуктивная деятельность, конструирование, театрализованная деятельность и т.д.), самостоятельно находить сведения об объектах познания, используя художественную, научно-популярную литературу, альбомы и т.д.
3. Содействовать развитию художественного, эстетического восприятия; связной, образной речи (суждения, высказывания, описательные рассказы) в рамках познавательной и самостоятельной поисковой деятельности.
Комплекс мероприятий
№ | Форма организации образовательной деятельности | Содержание и средства | Результат |
Рассказ, беседа «Географическое местоположение Урала» | Глобус, географическая карта. Формировать представления о географическом местоположение Урала, его климате и причинах смены времен года, признаках. | Знают местоположение Урала на географической карте и глобусе. Знают об особенностях смены времен года и отличительных признаках. | |
Просмотр видеоролика и беседа на тему «Рельеф Земли», «Что такое горы?» | ТСО (видеоролик) "Основные формы рельефа" (https://www.youtube.com/watch? v=hl211H4ERPw ) Пояснительная беседа по ходу просмотра видеоролика. | Дети имеют представления о том, что такое горы, горообразование, рельеф. Дети знают о географическом местоположении Уральских гор. | |
Рассказ, чтение педагогом литературы (сказка Бажова "Огневушка-поскакушка") | Чтение сказки Бажова "Огневушка поскакушка", чтение включает в себя рассматривание иллюстраций. Беседа по прочитанному. | Знают о богатстве Уральских гор минералами и полезными ископаемыми. Формирование субъектно-ценностного отношения к добру, честности, щедрости. | |
Экскурсия в музей Пермского периода на тему «Полезные ископаемые». | Рассматривание полезных ископаемых, сопровождаемый рассказом экскурсовода. После экскурсии следует рефлексия. | Обогащенные представления детей о полезных ископаемых Уральских гор. Проявление субъектно-ценностного отношения к природе Урала | |
Театрализованная деятельность по сказке Бажова "Огневушка-поскакушка". | Костюмы, театральные реквизиты. Обыгрывание сказки. | Повысился уровень знаний детей в театрализованной деятельности. Дети стали уверенно чувствовать себя во время выступлений. Сохраняется положительное отношение к природе Урала. | |
Рассматривание картин и беседа на тему «Уральские горы в русской живописи». Рисование пластилином на тему «Горы». | Картины (Приложение 4), пластилин, картон. Педагог рассматривает и анализирует картины с детьми. Под руководством педагога дети рисуют пластилином на тему - по замыслу "Горы" | Становление эмоционально-ценностного отношения к природе, к горам в живописи как объекту любования. Рисунок гор. Сформировано субъектно-оценочное отношение к продукту деятельности, ценностное отношение к результату работы. | |
Беседа на тему «Растительный мир умеренно-климатического пояса». | Иллюстрации. Общие представления об особенностях растительности умеренно-климатического пояса. Отличительные черты растительности умеренно-климатического от других поясов. | Общие представления детей о растительности умеренно-климатического пояса. Умение отличить растительность умеренно-климатического пояса от растительности других поясов. | |
НОД на тему «Деревья и леса Урала» | Иллюстрации. Уточняющие представления о растительности умеренно-климатического пояса. Проведение подвижной игры «Шишки, желуди, орехи» | Дифференцированные представления о растительности лесов. | |
Викторина на тему «Мой любимый край – Урал» | Иллюстрации Вопросы для викторины Жетоны | Актуализируются знаний и отношений к малой Родине: Перми, краю, к Уралу в целом. | |
Эксперимент на тему «Выращивание гороха в разных условиях среды». | Горошины, стаканчики с землей, дневник наблюдений. Дети с помощью педагога садят горох и начинают вести дневник наблюдений. | Совершенствование знаний о роли тепла и холода в жизни растений; системе посадки, поливе и уходе. Сформированные знания о признаках живого-неживого, о условиях проращивания. | |
Беседа о видах животных умеренно-климатического пояса (Урал, Дальний Восток, Ленинград. область, Канада, и т.д.) | Иллюстрации. Общие представления об особенностях животного мира умеренно-климатического пояса. Отличительные черты животного мира умеренно-климатического от других поясов. | Общие представления детей о животном мире умеренно-климатического пояса. Умение отличить животных умеренно-климатического пояса от животных других поясов. Сформировано умение обследовать внешние отличительные признаки животных. | |
Экскурсия в зоопарк | Наблюдение за животными, их поведением и образом жизни. Беседа, обсуждение. | Обогащенное представление о животных разных климатических зон. | |
Дидактические игры «Кто как кричит», «У кого какой хвост», «Кто где живет», «Кто на зиму спать уходит?» | Дидактические игры, беседа. | Актуализация знаний о звукоподражании животным. Конкретизированы знания о том, какие животные ложатся в спячку и почему, классификация животных по месту жительства. Систематизация знаний о животных. | |
Беседа, просмотр репродукций, отрывки художественной литературы в рамках темы: «Животные - лучшие друзья человека» Изобразительная деятельность «Мое любимое животное». | Репродукции с животными, стихотворения и рассказы о животных. Бумага, краски, кисточки. | Сформированное субъектное отношение к животным, осознанное отношение к пользе, помощи, которую приносят животные. Актуализированы знания о способах рисования разных животных (части тела, отличительные признаки). Рисунок животного, которое наиболее нравится ребенку. | |
Конкурс «На лучшего знатока Уральского края», фестиваль моды: костюмы народов Урала «Мисс Уральская краса». | Костюмы народов Урала, изготовленные родителями. Беседа, загадки, игры, иллюстрации, призы. | Актуализируются знаний и отношений к малой Родине: Перми, краю, к Уралу в целом, к его народам, обычаям, традициям. Знакомство с традициями разных народов, отличиями национальной одежды, культуры. Переживание результатов работы и процесса. | |
Разработка детьми проектов «Природа Уральского края» | ТСО (презентации, видео, т.д.), ватманы, беседа, рассказы, иллюстрации. | Систематизация знаний на интересующую ребенка тему по природе, климату, животным, растительности, культуре Урала. |
Тезаурус
1. Атмосфера - это оболочка, состоящая из газа, которая окружает Землю по всей ее окружности.
- ы, ж. 1. Газообразная оболочка, окружающая Землю, нек-рые другие планеты, Солнце и звезды. А. Земли. Солнечная а. (Толковый словарь Ожегова)
2. Географическая карта - это изображение Земли на бумаге (моря, материки, острова, страны).
- ж. чертеж какой-либо части земли, мо́ря, тверди небесной, карта географическая, топографическая (частная и подробная),морская и пр. Плоская морская карта, которая начерчена, принимая поверхность земного шара на плоскость; мерка́торская, на которой градусы широты и долготы увеличиваются постепенно к полюсу, для взаимной соразмерности на плоской бумаге. (толковый словарь в. Даля)
3. Географическое местоположение - положение чего-либо на Земле, относительно других объектов (городов, улиц, домов и т.п.).
- положение какого-либо пункта или иного объекта на земной поверхности по отношению к другим территориям или объектам; относительно поверхности Земли географическое положение определяется с помощью координат. (Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»)
4. Глобус - это модель земного шара (Земли).
- а, м. Вращающаяся модель земного шара или другого сферического небесного тела с его картографическим изображением. (Толковый словарь Ожегова)
5. Дерево - а,мн. деревья, -ьев (устар. высок. дерева, дерев, деревам), ср. 1. Многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, образующими крону. Хвойные, лиственные деревья. (Толковый словарь Ожегова)
6. Животное - это живой организм, умеющее дышать, обладающее способностью двигаться, питаться, расти и размножаться. Животные бывают позвоночные и беспозвоночные, травоядные и плотоядные.
- ого, ср. 1. Живой организм, существо, обладающее способностью двигаться и питающееся, в отличие от растений, готовыми органическими соединениями. Типы и виды животных. Позвоночные, беспозвоночные животные. В мире животных. Царство животных (одна из четырех высших сфер органического мира; спец.). 2. Такое живое существо, в проти-воп. человеку. Домашние, сельскохозяйственные, промысловые, дикие животные. Хищные животные. (Толковый словарь Ожегова)
7. Климат - это сложившийся режим погоды на определенной местности.(На Северном и Южном полюсе холодно, а на экваторе тепло)
- а, м. 1. Многолетний режим погоды какой-н. местности, одна из ее основных географических характеристик. Теплый климат. (Толковый словарь Ожегова)
8. Лес - это то большое место, где растут много деревьев.
-а (-у), в лесу и в лесе, мн. -а, -ов, м. 1. (в лесу). Множество деревьев, растущих на большом пространстве с сомкнутыми кронами. (Толковый словарь Ожегова)
9. Осадки - ов. Атмосферная влага, выпадающая на землю в виде дождя, снега. Обильные, слабые о. Сегодня без осадков (не будет дождя, снега). || прил. осадочный, -ая, -ое. (Толковый словарь Ожегова)
10. Пещера - пустое углубление в земле или в горе, имеющее выход.
- ы, ж. Углубление, полое пространство под землей или в горном массиве, имеющее выход наружу. (Толковый словарь Ожегова)
11. Плод -это часть растения, из которого п