К о н т а к т е с и н т е р в ь ю и р у е м ы м

*находите и используйте приятные ассоциации;

*позволяйте интервьюируемому чувствовать себя непринуждённо и быть готовым рассказывать;

*не задавайте вопросов прямо до тех пор, пока не убедитесь, что интервьюируемый готов дать желаемую информацию и дать её точно;

*СЛУШАЙТЕ!

*дайте собеседнику рассказать полностью свою историю, затем помогите дополнить её;

*будьте искренни и честны, что значительно лучше, чем быть хитрым и искусным;

*избегайте роли учителя;

*не дерзите.

(из книги Уолтера Бингхэма и Брюса Мура «Искусство разговаривать и получать информацию». М.,1993.С.283 –292.)

Во время беседы журналист должен "наводить" собеседника на интересные высказывания, просить проиллюстрировать мысли и выводы фактами и примерами, одним словом пытаться разговорить любого и получить максимум информации.

Как и каждый жанр, интервью делятся на виды. Они очень разноообразны: а) интервью–монолог. Избранному для беседы человеку задаётся вопрос и он подробно отвечает на него (ответы Президента России на вопросы газеты “Известия”),

б) интервью-сообщение (излагаются наиболее существенные аспекты беседы, ответы даются в сокращённом виде),

в) интервью–диалог – это беседа в вопросах и ответах. Журналист не ограничивается основными вопросами, а задаёт дополнительные. В них он просит уточнить то или иное положение, высказать личное отношение к разбираемому вопросу, привести добавочные примеры и факты. Обычно содержит полный текст беседы; суждение двух различных сторон, ”сцепление двух позиций” или духовное взаимодействие людей, стремящихся к согласованному решению социальных проблем),

г) интервью-полилог, когда количество собеседников максимальное, а диапазон тем широк. Порой реплики собеседника сопровождаются описанием его внешности и поведения: одежды, манеры поведения, выражения лица, жестов - так строится интервью - зарисовка (используются лирические вставки, передаётся характер, подробности жизни собеседника). Существуют также интервью-мнение (комментарий проблемы, события, факта) и массовые интервью (с пресс-конференций, брифингов) Среди форм интервью следует отметить анкеты, вновь возрождающиеся на страницах “Литературной газеты”.

РЕПЛИКА - ответ оппоненту в споре, высказывание, удар в борьбе или парирование удара. В этом жанре реализуют своё право на ответ в СМИ граждане или организации, в отношении которых распространены сведения, не соответствующие действительности.

РЕПОРТАЖ рассматривается в двух видах - как сбор, подача информационных материалов для печати, радио или телевидения и как информационный жанр, оперативно и чётко рассказывающий о событии, ситуации, явлении. Эффект присутствия, достоверности, сопереживания - таковы требования к репортажу, автор которого всегда или очевидец или активный участник события. В проблемном репортаже образное, эмоциональное повествование о конкретном событии перерастает в социально значимую проблему, важность которой для определённой аудитории - залог читательского интереса к материалу. В познавательном репортаже нет развёрнутого вопроса, требующего аналитического разрешения - это форма живого оперативного рассказа о новом, интересном событии.

Основа событийного репортажа, наиболее традиционного вида этого жанра - социально значимое событие. Это событие должно быть описано и опубликовано оперативно, иначе новость потеряет своё значение и превратится в устаревшую информацию. Автор событийного репортажа не может действовать по своему желанию. Событие, участником которого он является, проходит мимо его воли. Журналисту приходится всё излагать в хронологическом порядке, ибо любая перестановка фактов может нарушить логический ход событий, что будет нарушением истины.

Тематический репортаж значительно отличается от событийного. Работа над ним идёт не от события, а от темы, которую избрана. Тематический репортаж также менее привязан ко времени прохождения события, он может быть опубликован и на следующий день, и позже.

Постановочный репортаж создаётся в том случае, когда необходимо произвести глубокий анализ фактов, теоретически осмыслить содержание поставленной проблемы. В этом плане постановочный репортаж приближается к произведениям аналитического жанра.

В газете, журнале публикации информационных жанров могут сопровождаться иллюстрациями, играющими при этом подчинённую роль. Однако в случае приоритета фотографий над текстом можно говорить о фотоинформации или фоторепортаже. Факты и события в этом случае раскрываются в последовательном, развёрнутом изобразительно-словесном изложении. Важно суметь отобрать те изображения, которые наиболее чётко и выразительно отображают факты, о которых идёт речь в сопроводительном тексте. Фиксирование выразительных фотофактов помогает создать картину произошедшего в восприятии читателя в живой, конкретной форме, позволяет реально представить события. Создаётся так называемый “эффект присутствия”. В репортаже часто изложение ведётся от первого лица. Повествование в настоящем времени позволяет создать впечатление того, что действие передаётся сиюминутно, словно событие происходит на глазах у читателя. “Эффект присутствия” усиливается элементами фоторепортажа. Наряду с фоторепортажем можно говорить о фотографиях, которые (условно) исполняют иллюстративную роль, но могут быть и частью того или иного материала. Прежде всего речь идёт о репортажномснимке, который обладает характерными особенностями, которые неприсущи обыкновенным иллюстрациям. Он оперативен,не статичен, документально отражает конкретный факт, явление действительности. Репортажный снимок может быть двух видов: событийный и обычный. Событийный отражает выдающееся (или просто интересное) событие крупного,с точки зрения репортёра, масштаба. Обычные снимки запечатлевают повседневную деятельность, но. будучи удачно сделанными, могут чрезвычайно оживить, а иногда и дополнить материал .корреспондента.

(Более подробная информация об иллюстративном ряде СМИ – в части 5 - «Техника и технология СМИ», раздел "Дизайн полиграфического издания").

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

Журналисты обычно не ограничиваются изложением фактов, но и стремятся проанализировать их, сопоставить с другими, оценить ситуацию и явление, предложить своё видение решения проблемы. По сравнению с информационными аналитические жанры шире по фактическому материалу, масштабнее по мысли, по исследованию жизненно-важных явлений. Аналитические жанры различаются по предмету познания, отображению объекта, конкретному назначению, познавательно-воспитательным задачам, по широте освещения действительности, по масштабу выводов и обобщений, характеру литературно-стилистических средств, выразительно-изобразительным средствам.

КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ - жанр, в котором на конкретном материале, взятом в сравнительно нешироком масштабе, в аналитическом плане разрабатывается актуальная тема, решается определённая проблема. Задача корреспонденции – показать "кусочек жизни", цель корреспонденции – проанализировать факт или группу фактов, какое-либо явление политической, социальной, экономической, культурной жизни. Собрав факты, автор сначала описывает их и на основе анализа этих фактов делает соответствующие выводы. Принципиальное различие между корреспонденцией и статьёй, тоже принадлежащей к произведениям аналитического жанра, состоит в следующем: в статье автор идёт от общего явления к частному случаю, в корреспонденции – от частного к обобщению Чаще всего в корреспонденции не только описывается факт, но и раскрывается его сущность, внутренний смысл, сообщаются подробности с места событий, даётся полная, ясная картина событий, характеристика персонажей. Ясно выражается отношение автора к данному факту, даётся его оценка.

Корреспонденция – не фотография, не голый перечень фактов. Кроме ярких, интересных, вдумчиво отобранных фактов в ней содержатся ответы на вопросы: какое значение имеют эти факты, почему возникли указанные недостатки и есть ли возможность их устранить. В каждой корреспонденции надо рассматривать один, главный вопрос. Чем она содержательнее, глубже по мысли, по идее, по практическим предложениям, тем она ценнее и действеннее. Залог успеха любого вида корреспонденции в её убедительности. Сила убеждения, простота и ясность аргументации - основные достоинства этого вида журналистского материала.

Условно можно выделить несколько видов корреспонденции: информационная — сообщения зарубежных корреспондентов, рассказ о новом явлении, научном открытии и т.д. Отличается широтой охвата материала, раскрытием определённой темы.

Аналитическая корреспонденция вскрывает причины описываемого явления (ситуации, конфликта). Чаще всего бывает критического плана.

Постановочная корреспонденция - на основе анализа фактов в материале ставятся новые проблемы, выдвигаются злободневные вопросы. Порой журналист как бы вместе с читателем анализирует, сопоставляет, сравнивает, оценивает целый ряд фактов - так рождается корреспонденция - раздумье.

СТАТЬЯ - важнейший аналитический жанр, позволяющий обстоятельно, глубоко, по-научному трактовать проблемы социальной действительности, осмысливать их и обобщать теоретически. Статья - масштабное расширение границ повествования, факты почёрпнуты из различных источников - личных наблюдений, встреч, выступлений СМИ, писем в редакцию. Структура текста статьи - это комплекс положений, рассуждений, суждений и умозаключений, то есть система доказательств, опираюшихся на выявление причинно-следственных связей между отдельными фактами. Текст выдержан в интонациях строго научной лексики, публицист оперирует образами-понятиями, образами - тезисами; отсюда - обращение к логически-понятийному аппарату, чёткость формулировок. Если в корреспонденции всё строится на факте, то в статье факты играют иллюстративную роль.

До перестройки приоритет отдавался передовым и пропагандистским статьям. Ныне к пропагандистским материалам можно отнести научно-популярную статью, освещающую те или иные достижения научной, технической мысли. Но особенно ценными являются проблемные (постановочные) статьи, требующие от автора всестороннего, глубокого изучения вопроса, компетентности, инициативы, смелости. Избрав тему, автор излагает в статье общую идею, теоретически разрабатывает её отдельные положения. По мере надобности эти положения, а также выводы и обобщения подтверждаются фактами и примерами из жизни.

Статьи могут быть построены по-разному: в одном случае на первое место выдвигается идея, во втором – обобщения, выводы, в третьем – конкретные жизненные явления, факты, примеры. Здесь важно не формальное расположение этих компонентов, а их внутренняя связь. Форма изложения должна быть подчинена одной цели – сделать материал интересным, доходчивым до читателя.

В статьях могут быть широко использованы самые различные литературные приёмы. Некоторые авторы включают в них элементы очерка, другие – излагают фактический материал в форме зарисовки, третьи – раскрывают важные положения с помощью диалогов, интервью. Но в какой бы литературной форме ни была написана статья, всегда важно, чтобы автор излагал свои мысли просто и ясно, а язык статьи, несмотря на её тематику, был образен и понятен читателю. Успех статье приносят её целеустремлённость и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления.

К особому подвиду статьи можно отнести публицистический комментарий, позволяющий оперативно откликнуться на различные события, прокомментировать и оценить их. Комментарий - оперативный отклик или точка зрения на событие, впечатление, рассуждение по поводу факта. Комментатор даёт свой вариант прогноза развития событий, но предлагает аудитории самой сделать выводы.

РЕЦЕНЗИЯ - аналитический жанр, в котором критикуется, даётся оценка художественного или научного произведения, общественно-политической или технической литературы, театральных постановок, кинофильмов, телевизионных передач, художественных выставок, музыкальных концертов. Рецензируемая работа получает объективную оценку, что требует от автора высокого уровня профессионализма и определённой компетентности в вопросе, который стал темой рецензии. Специфика рецензии заключается в том, что она обычно совмещает в себе элементы очерка, отчёта, информации. Рецензии бывают (по объекту) литературными, театральными, музыкальными, художественными, кинорецензиями. Литературная рецензия рассматривает, анализирует книгу, брошюру, сборник. Театральная анализирует творчество театральных коллективов, драматургов, отдельных актёров. Рецензии, посвящённые вопросам искусства, иногда пишутся в форме театрального обзора (обзора теле-кинофильмов). В таком случае возможен анализ репертуара за сезон или объективная оценка творчества труппы или отдельного актёра.

По объёму разделяются на : ”грандрецензии” (в специализированных изданиях – объёмный материал, полностью посвящённый одной теме) и “минирецензии” (краткая, ёмкая, чёткая критика ); по числу анализируемых произведений - на “монорецензии” (если даётся анализ одного произведения) и “полирецензии.(нескольких произведений).

Ещё в 19 в “ОБОЗРЕНИЕ” характеризовало жанр, ставящий целью ознакомить читателя с определёнными событиями. Так, в рамках этого жанра с ежегодными литературными обозрениями выступал В.Г.Белинский (“Взгляд на русскую литературу 1847 года”). Современный газетно-журнальный обозреватель рассматривает развитие события во времени, нередко от зарождения до завершения. Образно “обозрение” можно назвать “панорамой событий”. Обозрения бывают внутренними и международными (по объекту обзора), месячными и годичными (по времени обзора), информационными и аналитическими (по характеру), а по проблематике - политическими, экономическими, сельскохозяйственными, литературными, газетными, телевизионными. Особым подвидом обозрения служат обзоры писем, в которых обобщаются читательские мысли.

ОБЗОР ПЕЧАТИ – жанр, который, к сожалению, почти ушёл со страниц периодики, оставаясь лишь на страницах специализированных изданий. Литературная форма обзоров зависит от их цели. В одних случаях они похожи на статьи, в других – на критико-библиографические рецензии, в третьих – на критические заметки. По содержанию они подразделяются на тематические, общие и информационные.

Тематический обзор посвящается одной важной проблеме. Автор прослеживает, как газета (автор) разрабатывает ту или иную тему. Иногда такой обзор может быть посвящён отдельному важному материалу, который вызвал широкий отклик у читателя.

Общий обзор рецензирует газету (группу газет) в целом за какой-либо отрезок времени, даёт оценку освещённым материалам, анализируется её тематика, жанровое разнообразие, литературный уровень материалов.

Информационный обзор не даёт оценки материала, а излагает содержание напечатанного в ряде номеров материала, посвящённого наиболее актуальной теме.

Наши рекомендации