Жанр как форма выступления журналиста
Участвуя в создании газеты, радио- или телевизионной передачи, журналисты в зависимости от поставленной перед ними задачи применяют самые различные жанры литературного выступления – от информации в несколько строк до сложной по содержанию статьи или фельетона.
Содержание, документальное наполнение, целевая установка автора определяют проблему, направление, смысл и характер публицистического выступления, его форму, то есть жанр. Жанр - это особая форма организации жизненного материала, категория исторически сложившаяся, творчески-созидательная. В науке о журналистике ныне наблюдается плюрализм мнений в отношении деления плодов труда журналиста по жанровой принадлежности. Подобно тому, как в художественной литературе мы встречаемся с романом, повестью, рассказом, так и в журналистике произведения предстают перед нами в сложившихся, устойчивых жанровых разновидностях. Каждый жанр имеет ряд присущих только ему структурно-композиционных и стилистических признаков, имеет свои предмет, сходные содержательно-формальные признаки, которые называются жанрообразующими факторами. Это предмет, цель и метод журналистского отображения действительности, метод репрезентации (подачи) материала аудитории.
Жанры газетных материалов отличаются один от другого методом литературной подачи и стилем изложения, средствами, применяемыми для отображения фактов и явлений нашей действительности, приёмами передачи виденного и осознанного, а также многими другими качествами. Общее между ними то, что все они разными способами и методами служат одной цели – информированности читателя, расширению его кругозора, возможности принимать самостоятельные решения и делать логические выводы. Общим для всех жанров является и то, что любой материал должен быть основан на точных и хорошо проверенных фактах, должен описывать явления и события с наибольшей объективностью.
В зависимости от целей воздействия на читателя, широты освещения реальности, глубины анализа и широты обобщений, выразительно-изобразительным средствам журналистские жанры подразделяются на три вида - информационные, аналитические, художественно-публицистические.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ
Основой информационных материалов является новость. От того, насколько эта новость будет важна, ярка, актуальна, во многом зависит судьба всего информационного материала – его размер, место на газетной полосе, успех у читателей.
Чтобы материалы информационных жанров получили право на публикацию, нужен информационный повод, т.е. такой факт, который послужил толчком, поводом для их написания. Необходим также и оперативный повод. Он указывает на свежесть, новизну материала. Под оперативностью подразумевают быстрое освещение фактов и событий, имеющих общественное значение и интерес для читателя. Факт или событие, которым посвящена информация, необходимо довести до широкого круга читателей сразу же после того, как они произошли. Информация, как и осетрина в известном романе М.Булгакова, бывает "только первой свежести".
Яркость и выразительность изложения достигаются лишь при чёткости замысла, идеи подачи информационных материалов. Хорошо написать такой материал можно лишь при условии, если автор представляет себе, для какой цели он пишет, о чём новом и интересном хочет рассказать.
К материалам информационного жанра относятся: хроника (новость), заметка, интервью, беседа, реплика, репортаж, отчёт.
ХРОНИКА – это небольшое, порой всего однофразовое сообщение, не имеющее заголовка. Оно сообщает только о факте, не раскрывая подробностей. Иногда хроника объединяется особыми (постоянными или временными) заголовками – "Отовсюду", "Коротко обо всём", "Культурная хроника" и т.д. Такие подборки, состоящие из нескольких сообщений, используются либо самостоятельно в разделах информационных материалов, либо в целевых полосах и разворотах. В последнем случае они дают дополнительные конкретные примеры, факты и тем самым обогащают содержание целевых полос и разворотов, составленных из крупных материалов – статей, корреспонденций, очерков.
ЗАМЕТКА (иногда этот вид журналистского материала идентифицируют с новостью) - простейшая форма оперативного газетного сообщения, в основе которой лежит злободневный, оперативный, общественно - значимый факт. Для неё характерны новизна и краткость. Различают два способа подачи краткой новости: жёсткий способ (информация о событии, сенсации) и мягкий (информация оживляется подробностями и деталями). Искусство состоит в том, чтобы дать ответы на вопросы: кто? что? где? когда? почему? зачем? в ограниченном (35-40 слов) газетном пространстве. С этой целью прибегают к к использованию правила “перевёрнутой пирамиды” или принципу “ опрокинутого треугольника”, суть которого заключается в следующем: сообщение начинают с наиболее значимого факта, а остальные факты располагают по степени убывания значимости и интереса. Последнее время газетчики активно используют приём, заимствованный из западной журналистики, который заключается в грамотном использовании лида – краткого сообщения, привлекающего читателя, освещающего главную тему. В зависимости от вышеупомянутого способа подачи новости, применяется следующая система лидов.
ВИДЫ ЛИДОВ. При подготовке “жёсткой” новости рекомендуется применять следующие виды лидов:
Лид “одного элемента”. Используется в том случае, если в новости есть очень сильный элемент, который следует выделить (всё сосредоточено на имени, или на итоге, или на времени происшествия)
Лид - обобщение. Используется, если в информации присутствует несколько одинаково важных элементов (равное внимание к персоне и к действию).
Лид - “вешалка”. Практически исчерпывает новостной материал. Автор “навешивает” на первый абзац ответы сразу на все вопросы (что редко бывает оправдано, подчас приводит к сумбурному, хаотичному лиду).
Лид - немедленная идентификация. Начинается с ответа на вопрос “кто?”, причём даётся очень точный ответ, поскольку центр новости - участие известной личности в описываемом событии.
Лид - затянутая идентификация. Используется в случае, когда лицо само по себе не является важным, но стало таким в результате совершённых действий (например, убийства). Заход с “кто?” не даёт полностью всех сведений о личности (имени, профессии, должности и т.п.), часть этих сведений перекидывается во второй абзац.
Лид - ”одиночный выстрел”. Применим, когда предмет сообщения (главная новость) может быть очень кратко, афористично обозначен, например ”Переговоры состоятся - это решено”.
Лид - комментарий. Новости часто выглядят объективно, но содержат попутный комментарий журналиста. если в фразах попадаются вводные слова и оговорки (“однако”, “несмотря на...”, ”хотя… но...”,). Иногда лидом-комментарием является комбинированный лид, в одной фразе совмещающий ответы:” Кто почему?”, “Что почему?”, “Что как?”, Например:” С огромным трудом преодолев...”,”Признавая на словах,,,”, “Сжёг себя, протестуя...”
Лид - каламбур, или игровой лид. Обычно встречается на страницах популярной развлекательной прессы и в местных изданиях. В основе подобных лидов - названия фильмов, телепередач, имена “звёзд”, просторечные обороты (например:”Молодая красавица, жена создателя передачи “Алло! Алло!” Джереми Ллойда угрожает сказать ему “Пока! Пока!”)
Лид - рассказ. Используется, если необычность происшествия может быть показана через краткую хронологию событий. Иногда перечню фактов предшествует краткое обобщение. Например: ”Бонн. Немецкие полицейские вчера краснели от стыда: сначала они допустили побег четырёх опасных преступников из надёжно охраняемой тюрьмы, предоставили им машину и два миллиона марок, а затем потеряли их след - сообщает агентство”.
Для “мягких” новостей - занимательных. но не особенно оперативных, со спокойным течением событий, рекомендуются иные лиды, не столь чёткие, но зато интригующие, дразнящие воображение читателя, подготавливающие восприятие.
Повествовательный лид, или “лид - рассказ”. Содержит краткий пересказ основного содержания с применением образов,описаний,метафор.
Контрастный лид (“лид - контраст”). В первом абзаце сталкиваются старое и новое, “вчера” и “сегодня”, разные обстоятельства, сопутствующие действию.
Лид -”стаккато”. Это ряд коротких, отрывистых, ”телеграфных” фраз - полунамёков, отдельных элементов смысла. Недосказанность лида -“стаккато”, поддразнивание читателя часто используется в массовой прессе.
Направленно адресованный лид. В первом абзаце текста содержится прямое обращение к читателю (“вы”, “ваше” и пр.)
Лид - вопрос. Форма вопроса может быть как открытая (с вопросительным знаком на конце), так и приглушённая, например: “неужели можно поверить в то, что было сказано на конференции...”. Лиды жёстких новостей никогда не начинаются с вопросов.
Лид - цитата. Первый абзац начинается с открытых кавычек. Эта форма захода более распространена в европейской (например, французской), нежели в американской прессе.
Лид - каприз. Творческий вариант лида, часто ироничный, обыгрывающий ситуацию.
Грамотное использование лида, его эффектное графическое оформление дают возможность читателю сэкономить время при выборе материала, а журналисту – активнее привлечь внимание к своей публикации. Что касается формальных признаков заметки, то она меньше по размеру, чем корреспонденция или статья, освещает более узкую тему, в ней излагается обычно только один факт или описывается одно событие. При этом не делается глубокого анализа и широких обобщений. Заметка – классический вариант формы журналистского творчества в информационном жанре. В конце заметки обязательно ставится подпись автора.
Кроме краткой или расширенной хроники (новости) к жанру заметки можно отнести критическую заметку и реплику. Иногда факт комментируется в фельетонной манере (сатирическая заметка). Более подробно материал по этой теме изложен в разделе "Сатирические жанры)
ОТЧЁТ, который существовал долгое время в форме устных докладов царям или населению о собраниях, различных форумах и т.д., с появлением газет перекочевал на их страницы. Будучи важнейшим жанром ещё в петровских “Ведомостях”, он нередко используется и в современной журналистике. Отчёт - это информационное сообщение о событии. выраженном в слове, а также о мероприятии, на котором присутствует определённая публика (конференция, собрание, спортивные соревнования, выставки и т.д.) Своеобразие жанра - не только в оперативности и злободневности, но и в подробной описательности. Точность - главная качественная характеристика отчёта, важно перепроверить цифры, факты, фамилии. По характеру подхода к материалу отчёт может быть общим или тематическим, по цели и особенностям изложения - информационным (речи, события, факты передаются последовательно) или аналитическим (внимание концентрируется на конкретном аспекте, даётся комментарий, оценка случившегося). По своим размерам отчёты бывают разными – от десятков до многих сотен строк. Размеры отчёта прежде всего зависят от значимости события.
Различают отчёты трёх видов: общие, тематические и отчёты с комментарием.
Общий отчёт сообщает о том или ином событии, причём в этом случае журналист придерживается изложения фактов в хронологическом порядке, ничего не комментируя.
Тематический отчёт подразумевает описание происходящего не в стенографическом порядке, а выборочно, придерживаясь заявленной тематике. Например, освещая ежегодное событие "День города", молодёжная газета в своём отчёте акцентирует внимание на мероприятиях, интересных для более юной аудитории, издание политического уклона расставит в отчёте свои акценты, так же, как и развлекательное издание.
Отчёт с комментариями содержит обобщения и выводы, сделанные автором. Журналист не только информирует о событии, но и высказывает свою точку зрения на него, даёт оценку, делает выводы. В этом плане отчёт с комментариями приближается к журналистским выступлениям аналитического жанра.
ИНТЕРВЬЮ - представляющие общественный интерес ответы конкретного лица (группы) на вопросы журналиста или БЕСЕДА, когда журналист не ограничивается лаконичными вопросами, а спорит с собеседником, комментирует его ответы. Характерной особенностью интервью является то, что в нём изложение фактов или высказывание о событиях ведётся от имени человека, которого интервьюируют, а не от имени журналиста. Оно и ценно именно теми мнениями и соображениями, которые высказывает лицо, более осведомлённое или компетентное в том вопросе, темой которого заявлена в интервью.
Интервью – это плод совместного творчества журналиста и интервьюируемого. Получив в редакции задание, журналист должен подготовиться к интервью