Форма отчетности: выступления с минидокладами

Им. М. Утемисова

Форма отчетности: выступления с минидокладами - student2.ru

Кафедра Всемирной истории и социально-политических дисциплин______

SYLLABUS

по дисциплине Новая и новейшая история стран Европы и Америки

для студентов специальности _______5В011400 – педагогическая история

Составители: Есеева Г.Н., старший преподаватель

(ФИО, должность, ученая степень)

Уральск, 2016 г.

SYLLABUS разработан на основании типовой учебной программы __ на основании ГОСО РК для специальности .___________________________________________________

(название, год издания)

рабочей учебной программы __________________________________________________

_____________________________________________________________________________

(название, год утверждения)

Рассмотрено на заседании кафедры _______________________________________________

Протокол № от « __» 20__ г.

Зав. кафедрой _______________________

(подпись, ФИО)

Рецензент: __________________________________________________

(ФИО, должность, ученая степень)

1. Программа обучения по дисциплине – SYLLABUS

Семестр состоит из 15 учебных недель и 3 недель сессии.

Объем дисциплины составляет 2 кредита:

Кол-во кредитов Аудиторные занятия Внеаудиторные занятия Всего часов Форма контроля
Лекции Практические/ семинарские занятия Лабораторные занятия СРСП СРС    
- Комбинированный экзамен

Рубежный контроль- 8 и 15 неделя семестра

2.Данные о дисциплине

Цель курса:

- изучение

основных событий и процессов, происходивших в рассматриваемую эпоху.

- показать историческое развитие стран Европы и Америки в контексте мировой истории

- выявить особенности социально-экономического, идейно-политического, духовного развития европейских стран в новое и новейшее время

- познакомить студентов с основными концепциями общественного развития стран Европы и Америки, дать представление об основных фундаментальных трудах в рамках изучаемого периода

- ознакомить студентов с основными источниками по новой и новейшей истории стран Европы и Америки, с новейшим категориальным аппаратом

- развитие у студентов навыков свободного изложения собственных взглядов на те или иные проблемы и умения отстаивать свои позиции в форме свободной дискуссии.

- развитие у студентов пространственного мышления, умения сопоставлять и

анализировать исторический материал.

Задачи курса

- изучить основные этапы, особенности и тенденции нового и новейшего времени, раскрыть их сущность и содержание.

- раскрыть роль и место европейских стран и стран Америки в общеисторическом процессе в рассматриваемый период.

- дать объективную оценку ключевых проблем развития стран Европы и Америки в новое время.

- охарактеризовать социально-классовые отношения и экономическое развитие стран Европы и Америки в новое время.

- показать эволюцию духовного развития общества.

- выявить идейно-политическую основу евро-американской цивилизации.

Содержание курса:

Курс освещает развитие стран Европы и Америки в новое и новейшее время. Программа курса предусматривает освещение вопросов развития стран Европы и Америки в период с 17 века до сегодняшнего дня. – являющегося важнейшим этапом в истории человечества. В данный период происходит зарождение и развитие новой цивилизации, во многом обусловленного процессом первоначального накопления капитала, разрушение доиндустриального и формирование индустриального типа производства. В рамках дисциплины рассматриваются следующие важнейшие проблемы исторической науки: формирование новых черт развития общества - приоритет общества, её свобод, прав, интересов; колонизация европейцами Америки и развитие связи между «старым» и «новым» светом; развитие собственности и предпринимательства; буржуазные революции; эпоха «свободного» капитализма; колониальные войны; развитие науки и техники; промышленная революция; переход капитализма к монополистической стадии; международные отношения и войны за передел мира;. формирование военно-политических блоков на рубеже Х1Х-ХХ столетия; зарождение и развитие рабочего и социал-демократического движения; либерализм, марксизм, буржуазный реформизм; классовые и социальные конфликты; первая мировая война, причины, ход, характер, последствия; формирование нового миропорядка после 1-й мировой войны. Версальская система международных отношений. Страны Западной Европы и США в период послевоенного восстановления и стабилизации (1918-1929 год). Страны Западной Европы и США в 1929-1939 гг. Мировой экономический кризис и международные отношения. Страны Европы и Америки в 20-30 годы. Фашизм и его сущность. 2-я мировая война. Формирование нового миропорядка (1939-1945). Страны Европы и Америки в 1945-1990 годы. Процесс деколонизации. Демократические и социалистические преобразования в странах Восточной Европы после 2-й мировой войны. Научно-техническая революция 2-й половины XX века. Неокейнсианство. Неоконсерватизм. Революции в странах Восточной Европы. Распад социалистической системы. Социально-экономическое и политическое развитие, внешнеполитические проблемы стран Европы и Америки на рубеже ХХ-ХХI столетий. Глобальные проблемы современности.

Пререквизиты.Для изучения дисциплины необходимы знания по курсам: «История Древнего мира», История Средних веков», «История стран Азии и Африки», « История Республики Казахстан»

Постреквизиты.Знания, полученные в ходе изучения дисциплины необходимы для изучения: «История стран Азии и Африки», «История Республики Казахстан»

Требования к студентам:

Получение хорошего балла по курсу невозможно без постоянной работы. Это предполагает, что оценка по курсу формируется в течение всего семестра. Вы заинтересованы принимать активное участие в работе во время занятий. Максимальная оценка за все виды работ ставится, если был дан правильный, четкий ответ на поставленные вопросы работа выполнена аккуратно в полном объеме.

Методические указания по изучению дисциплины: Обучение проводится в основном в виде лекций и практических занятий, на которых отражается содержание основного учебного материала, и закрепляются практические навыки и полученные представления. Контроль знаний студентов будет осуществляться в виде проверки выполнения домашних заданий посредством решения тестов предложенных в электронном учебнике, устного опроса, индивидуальных семестровых заданий и их защиты.

Содержание курса

Неделя 1

Лекция № 1

Тема:Страны Европы и Америки в новое время (вводная)

Термины и определения: новая история; промышленный переворот; буржуазия; капитализм

Блок-схема лекции

1. Предмет и задача курса

2. Периодизация. Различие подходов в изучении курса.

3. Политическая карта Европы. Изменения характера международных отношений.

Лекция № 2

Тема:Английская буржуазная революция.

Термины определения:политика Стюартов; левеллеры, диггеры, индепенденты; пресвитериане

Блок- схема лекции:

1.Особенности социально-экономического и политического развития Англии

2. Предпосылки и начало революции

3. Внутренняя и внешняя политика Карла

4 Основные этапы и ход.

5 Итоги и последствия.

Практическое занятие № 1

Тема:Английская буржуазная революция.

Содержание практического занятия.

1.Причины и этапы революции

2.Расстановка классовых сил:

- Пресвитериане

- Индепенденты

- Левеллеры

- Диггеры

3.Значение революции.

Форма проведения:Студенты делятся на 4 подгруппы, каждая из которых освещает программные установки указанных политических течений.

Методические рекомендации:Рассматриваемая проблема довольно объемна по содержанию. В связи с этим, при подготовке к семинару следует придерживаться нижеуказанной схемы ответа.

Социально-экономические и идейно-политические предпосылки Английской буржуазной революции. Особенности экономического и политического развития Англии к XVII в. Формирование капиталистического уклада в недрах феодальной системы, причины более глубоких последствий этого явления в английской деревне (“центр тяжести Английской революции лежал в деревне”), чем в английском городе. Социальная структура английского общества, усиление в нем оппозиции существующим порядкам и его причины. Особенности реформации в Англии. Роль пуританизма в идейной подготовке Английской революции. Начало революции. Периодизация революции. Внутренняя и внешняя политика Англии периода республики и протектората. Завоевание Ирландии и его роль в истории Английской революции. Движение диггеров. Навигационные акты. Присоединение Шотландии. Разгон Долгого парламента, образование Малого парламента и его политическая ориентация. Причины установления протектората Кромвеля и его сущность. “Орудие управления”. Обострение противоречий протектората. Режим генерал-майоров. Смерть Кромвеля. Крах протектората.

Содержание СРСП: Ответить на вопросы, связанные с изучением предыдущего курса. Реформация Гуманизм ПНК.

Форма отчетности составить глоссарий

Содержание СРСП: работа с источниками АБР: Требования Парламента

Форма отчетности: Анализ источников

Содержание СРСП: Государственный переворот 1688 года

Форма отчетности: Выступления с минидокладами

Содержание СРС:

Содержание СРС:

- Формирование пресвитерианской партии

-Дать определение понятиям “Традиционное общество”, “Цивилизация”, “Индустриальное общество» (письменно)

- Составить хронологическую таблицу по теме «Английская буржуазная революция»

Источники:

1..Сборник документов по истории нового времени. Сост. П.И. Остриков, П.П. Вандель. М., 1989

2.Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки 1640-1870. Е.Е. Юровская, М., 1990

3.Сборник документов по истории нового времени. Буржуазные революции 17-18 вв. Под ред. Сироткина М. М., 1990 4.Практикум по новой истории сост. Иванов, Муравьёв. Вып. 1.П М., 1981, 1982 гг

JIитература:

1. Новая история стран Европы и Америки. Под ред. Е.Юровской и И.М.Кривогуза

в 2 томах. Москва, 1998 год.

2. Новая история стран Европы и Америки. Под ред. А.В.Адо. Москва, 1986 год.

3. Новая история. Под ред. А.Л. Нарочницкого. М., 1978 год

4. Кареев Н.И. История Западной Европы в новое время в 7 томах. Том 3,5

5. История Европы в 5-ти томах. М., 1988-2000. Том 4,5

6. История цивилизации мира. /Белозёрова В.Г., Ващенко А.В., Немировская л.з.

и др./ М., 1998

7. Барг М.А Кромвель и его время М., 1960

8. Социальная история Англии М., 1960

Неделя 2

Лекция № 3

Тема: Война североамериканских колонии Англии за независимость и образование США

Термины и определения: Бостонское чаепитие; гербовый сбор; Декларация независимости; .

Блок-схема лекции:

1 Предпосылки и причины «Войны за независимость».

1 Начало войны. Расстановка классовых сил. Военные действия.

2 Конституция 1787 года и ее сущность. Билль о правах.

3 Последствия войны за независимость.

Лекция № 4

Тема:Страны Западной Европы с середины XVII века до Великой Французской революции.

Термины и определения:

Блок-схема лекции:

1.Господство феодально-абсолютистских порядков на Европейском континенте.

2.Швеция, Польша, Германия, Пруссия, Австрия.

3.Международные отношения накануне Великой Французской революции.

Практическое занятие № 2

Тема: Война за независимость североамериканских колоний и образование США.

Содержание практического занятия.

1.Американское Просвещение (Б. Франклин, Д.Адамс, Д.Мэдисон.)

2.Экономические и политические конфликты накануне войны.

3.Ход и этапы войны.

4.Историческое значение.

Форма проведения:опрос согласно пунктам плана практического занятия. Работа с источниками по теме.

Методические рекомендации:Следует обратить особое внимание на причины и значение рассматриваемого события. Почему на ваш взгляд, войну за независимость называют «первой американской революцией»? При подготовке к семинару следует знать ответ на ключевые моменты проблемы, приведенные ниже.

- Особенности социально-экономического и политического развития английских колоний в Северной Америке. Специфика первоначального накопления капитала в колониях. Усиление противоречий с метрополией после Семилетней войны. Политика метрополии в отношении к торговле и промышленности колоний. Складывание предпосылок Американской буржуазной революции. Формирование северо-американской нации. Особенности американского просвещения (Франклин, Джефферсон, Пейн). Начало вооруженной борьбы. Ход военных действий. Д. Вашингтон. Международное положение США. Образование антианглийской коалиции в Европе.. Последствия войны за независимость. ” Особенности первой американской революции по сравнению с Английской и Французской революцией конца XVIII в.

Содержание СРСП: Ход и этапы войны североамериканских колоний Англии за независимость и образование США.

Форма отчетности: Индивидуальные ответы студентов.

Методические рекомендации: Составить развернутый план. Выделить основные этапы

Содержание СРСП: «Война за Австрийское наследство», «Война за Испанское наследство»

Форма отчетности: сравнительный анализ

Методические рекомендации: сравнение стран проводить по следующей схеме: причины, характер. Последствия и итоги для внутриполитического и внешнеполитического развития стран

Содержание СРСП: Защита рефератов: «Политический портрет лидеров и идеологов войны за независимость США».

Форма отчетности: защита рефератов.

Содержание СРС:

- Составить развернутый план по теме “Война за независимость”. Выделить основные этапы.

- Международные отношения накануне Великой Французской революции

- Поправки к конституции - «Билль о правах» 1791 г.

Источники:

1..Сборник документов по истории нового времени. Сост. П.И. Остриков, П.П. Вандель. М., 1989

2.Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки 1640-1870. Е.Е. Юровская, М., 1990

3.Сборник документов по истории нового времени. Буржуазные революции 17-18 вв. Под ред. Сироткина М. М., 1990 4.Практикум по новой истории сост. Иванов, Муравьёв. Вып. 1.П М., 1981, 1982 гг.

JIитература:

1. Новая история стран Европы и Америки. Под ред. Е.Юровской и И.М.Кривогуза

в 2 томах. Москва, 1998 год.

2. Новая история стран Европы и Америки. Под ред. А.В.Адо. Москва, 1986 год.

3. Новая история. Под ред. А.Л. Нарочницкого. М., 1978 год

4. Кареев Н.И. История Западной Европы в новое время в 7 томах. Том 3,5

5. История Европы в 5-ти томах. М., 1988-2000. Том 4,5

6. История цивилизации мира. /Белозёрова В.Г., Ващенко А.В., Немировская л.з. и др./ М., 1998

7. Абрамов А.И Экономическая история США М., 1965

8. История США в 4-х томах М., 1983

9. Краткая история США М, 1993

Неделя 3

Лекция № 5

Тема:Великая Французская буржуазная революция.

Термины и определения:феволюция; фронда; жирондисты; фельяны; якобинцы

Блок-схема лекции:

1 Феодально-абсолютистский строй во Франции в 17 в.

2. Политика Мазарини и Фронды

3. Внутренняя политика Людовика XIV Социально-экономическое и политическое положение Франции в 18 в.

4 Созыв Генеральных Штатов. Начало, основные этапы, характер и значение революции.

Лекция № 6

Тема:Консульство и Первая империя во Франции. Наполеоновские войны.

Термины и определения: наполеоновские войны; директория; консульство

Блок схема лекции:

1. Cоциально - экономическое развитие Франции в период Консульства и Первой империи.

2. Наполеоновские войны и их итоги.

Практическое занятие №3

Тема: Восточный вопрос во второй половине XVII - первой половине XVIII века.

Содержание практического занятия:

1. Международные отношения во второй половине XVII - первой половине XVIII века/

2. Сущность и содержание “восточного вопроса”

3. Русско-турецкая война 1768-1774 годов и ее итоги.

Содержание СРСП: Характерные черты аграрного развития Франции

Форма отчетности:Заслушивание сообщений

Содержание СРСП:Франция XVH-XVIH века. Политика Людовика XIV

Форма отчетности:Заслушивание сообщений

Методические указания:

Схема ответа

1. Историческая природа кризиса французского абсолютизма.

2. Особенности развития Франции.

3. Споры в исторической литературе о наличии или отсутствии феодализма во Франции перед революцией.

Литература:1, 2, 3, 14, 15, 16, 20, 86.

Содержание СРСП:Политический портрет Наполеона Бонапарта

Форма отчетности: дискуссия по теме СРСП.

Методические рекомендации:Рассмотреть различные точки зрения исторической оценки Н. Бонопарта в истории. Выразить свою точку зрения и аргументировать свою позицию.

Содержание СРС:

- Дать определение термина «кольбертизм»

- Континентальная блокада и Тильзитский мир

- Социально-экономические последствия Тридцатилетней войны

Источники:

1..Сборник документов по истории нового времени. Сост. П.И. Остриков, П.П. Вандель. М., 1989

2.Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки 1640-1870. Е.Е. Юровская, М., 1990

3.Сборник документов по истории нового времени. Буржуазные революции 17-18 вв. Под ред. Сироткина М. М., 1990 4.Практикум по новой истории сост. Иванов, Муравьёв. Вып. 1.П М., 1981, 1982 гг.

JIитература:

1. Новая история стран Европы и Америки. Под ред. Е.Юровской и И.М.Кривогуза

в 2 томах. Москва, 1998 год.

2. Новая история стран Европы и Америки. Под ред. А.В.Адо. Москва, 1986 год.

3. Новая история. Под ред. А.Л. Нарочницкого. М., 1978 год

4. Кареев Н.И. История Западной Европы в новое время в 7 томах. Том 3,5

5. История Европы в 5-ти томах. М., 1988-2000. Том 4,5

6. История цивилизации мира. /Белозёрова В.Г., Ващенко А.В., Немировская л.з.

и др./ М., 1998

7. Документы истории Великой французской революции А.В.Адо М.,1990

8. Буржуазия и Великая французская революция М.,1980

9. История Франции в 3-х томах М., 1972-1973

Неделя 4

Лекция № 7

Тема:Венский конгресс и образование "Священного союза"

Термины и определения: Венский конгресс; Священный союз

Блок-схема лекции:

- Созыв Венского конгресса. Цели и задачи участников.

- Основные решения венского конгресса.

- Образование "Священного союза" и его характер.

Лекция № 8

Тема:Франция в годы Июльской монархии.

Термины и определения: Июльская монархия, виги; тори

Блок-схема лекции:

- Социально-экономическое и политическое положение Франции в 1815-1848 годах.

- Политический кризис

- Луи Филипп и установление монархии

- Характер Июльской монархии.

- Экономическое и политическое развитие Франции в годы Июльской монархии

Практическое занятие № 4

Тема:Великая Французская революция

Содержание практического занятия.

1.Предпосылки и причины Великой французской революции

2. Политические течения ВФР

- Фельяны

-Жирондисты

- Якобинцы

3. Итоги и значение революции

Форма проведения:Ролевая игра

Методические указания: После разбора первого пункта семинара, студенты будут разделены на подгруппы, каждая из которых будет выражать интересы той или иной политической группировки. Необходимо как можно полно отразить сущность программных установок и деятельности политических сил.

Содержание СРСП:Подготовить реферат на тему «Англия во второй половине 18 века».

Форма отчетности: защита рефератов.

Содержание СРСП:Дать определение политическим течениям в годы Июльской монархии. (республиканцы, легитимисты, бонапартисты.)

Форма отчетности: заслушивание сообщений

Содержание СРСП:Директория: внутренняя и внешняя политика

Форма отчетности: защита конспектов

Содержание СРС:

-Раскрыть роль деятельности «Священного Союза»в международных отношениях периода его существования.

- Деятельность Бланки

- Французский абсолютизм во 2 половине XVII века

Источники:

1..Сборник документов по истории нового времени. Сост. П.И. Остриков, П.П. Вандель. М., 1989

2.Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки 1640-1870. Е.Е. Юровская, М., 1990

3.Сборник документов по истории нового времени. Буржуазные революции 17-18 вв. Под ред. Сироткина М. М., 1990 4.Практикум по новой истории сост. Иванов, Муравьёв. Вып. 1.П М., 1981, 1982 гг.

Литература:

1. Новая история стран Европы и Америки. Под ред. Е.Юровской и И.М.Кривогуза

в 2 томах. Москва, 1998 год.

2. Новая история стран Европы и Америки. Под ред. А.В.Адо. Москва, 1986 год.

3. Новая история. Под ред. А.Л. Нарочницкого. М., 1978 год

4. Кареев Н.И. История Западной Европы в новое время в 7 томах. Том 3,5

5. История Европы в 5-ти томах. М., 1988-2000. Том 4,5

6. История цивилизации мира. /Белозёрова В.Г., Ващенко А.В., Немировская л.з.

и др./ М., 1998

7. Сборник документов по истории стран Европы и Америки Юровская Е.Е М., 1990

8. Манфред А.З Наполеон Бонапарт М.,

9. Бродель Ф Материальная цивилизация, экономика и капитализм 15-18 вв. М.,1992

10. Революции 1848-14-848-9 гг. под. Ред. Потемкина Ф.В М., 1952

Неделя 5

Лекция № 9

Тема:Гражданская война в США 1861-1865г.г.

Термины и определения:рабство: гражданская война, гомстед-акт

Блок- схема лекции

1.-Экономическое развитие США конца ХVIII до середины XIX века.

2.Промышленная революция в северо-восточных штатах

3.Противоречия между севером и югом

4.Причины, ход, этапы и значение гражданской войны в США.

Лекция № 10

Тема:Франция в конце XIX начале ХХ- го столетия.

Термины и определения:

Блок-схема лекции:

1.Социально-экономическое развитие и политическое развитие страны

2. Франко - Прусская война

3.Рабочее движение. Парижская Коммуна

Практическое занятие №5

Тема:Германия, Австрия, Польша в конце ХVII до середины XIX века.

Содержание практического занятия.

1. Социально-экономическое и политическое положение Германии в данный период.

2. Австрия.

3. Польша. Разделы Польши.

Форма проведения:опрос согласно пунктам семинара по письменным конспектам

Методические рекомендации:

Схема характеристики страны:
1) Географическое положение и территориально-административное устройство.
2) Экономика: промышленность, торговля, финансы, сельское хозяйство.
3) Общественное устройство.
4) Внутриполитическое развитие.

Содержание СРСП:А.Линкольн. Политический портрет.

Форма отчетности: защита рефератов.

Методические рекомендации:Рассмотреть различные точки зрения исторической оценки Н. Бонопарта в истории. Выразить свою точку зрения и аргументировать свою позицию.

Содержание СРСП:Дать определение понятию "Империализм".

Форма отчетности: коллективное обсуждение содержания и смыслового значения понятия

Содержание СРСП: «Просвещенный абсолютизм» Иосифа ІІ в Австрии

Неделя 6

Лекция № 11

Тема:Германия в 1870-1914 г.г.

Термины и определения: юнкер; Бисмарк; Гогенцоллерны

Блок-схема лекции:

1.Объединение Германии. Особенности политического строя стран.

2.Экономическое развитие. Причины промышленного роста в Германии.

3.Внутренняя и внешняя политика Германии в данный период.

Лекция № 12

Тема:США в 1870-1914 годах.

Термины и определения:экспансия; промышленный рост;

Блок-схема лекции:

1. Социально-экономическое положение США в последней четверти XIX столетия.

2 .Внутриполитическое развитие.

3. Причины быстрого экономического роста.

4. Внешняя политика США в 1870-1914 годах

Практическое занятие № 6.

Рекомендации: критерии сравнения: экономическое развитие, политическое развитие, внешняя политика

См; Абрамов А.И Экономическая история США М., 1965; История США в 4-х томах М., 1983; Краткая история США М, 1993

Содержание СРСП:Политический портрет деятелей латиноамериканских революций.

Форма отчетности: заслушивание сообщений. См.Литература: История Латинской Америки М.,1997; Альперович М.С. История Латинской Америки М., 1991

Содержание СРС:

- Составить таблицу «Сравнительный анализ развития Германии и Италии в 1870-1914 г.г.»

- Расовая дискриминация негров

- Колониальная агрессия Италии в Африке

Источники:

1..Сборник документов по истории нового времени. Сост. П.И. Остриков, П.П. Вандель. М., 1989

2.Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки 1640-1870. Е.Е. Юровская, М., 1990

3.Сборник документов по истории нового времени. Буржуазные революции 17-18 вв. Под ред. Сироткина М. М., 1990 4.Практикум по новой истории сост. Иванов, Муравьёв. Вып. 1.П М., 1981, 1982 гг.

Литература:

1. Новая история стран Европы и Америки. Под ред. Е.Юровской и И.М.Кривогуза

в 2 томах. Москва, 1998 год.

2. Новая история стран Европы и Америки. Под ред. А.В.Адо. Москва, 1986 год.

3. Новая история. Под ред. А.Л. Нарочницкого. М., 1978 год

4. Кареев Н.И. История Западной Европы в новое время в 7 томах. Том 3,5

5. История Европы в 5-ти томах. М., 1988-2000. Том 4,5

6. История цивилизации мира. /Белозёрова В.Г., Ващенко А.В., Немировская л.з.

и др./ М., 1998

7. Галкин И.С Создание Германской империи 1815-1871

Неделя 7

Лекция № 13

Тема:Англия в конце XIX начале хх столетия.

Термины и определения: консерваторы, либералы; тред-юнионы

Блок-схема лекции:

1.Социально-экономическое развитие Англии в конце XIX века.

2.Основные причины замедления темпов развития английской экономики.

3.Внутренняя политика Англии. (консервативная и либеральная партии).

4.Колониальная политика Англии в конце XIX начале ХХ столетия.

Лекция №14

Тема:Италия и Испания в конце XIX начале ХХ столетия.

Термины и определения: промышленность; рабочее движение

Блок-схема лекции:

1.Экономическое развитие.

2.Внутренняя и внешняя политика.

3.Рабочее движение.

Практическое занятие №7

Тема:Революции 1848-1849годов в Европе.

Содержание практического занятия.

1.Причины революций и характер революций

2.Революция в Австрийской империи.

3.Революция в Италии

4. Революция в Германии

5. Революция во Франции

6.Причины поражений революций в Европе.

Форма проведения:составить развернутый план- конспект по каждой из стран, Защита конспектов.

Методические рекомендации:Выявить сходство и различия в революционных событиях рассматриваемых стран.

Обратить внимание на различия революционных событий во Франции и Германии.

Кризис европейского либерализма. Противостояние националистических, либеральных и социалистических идей в Европе. Значение национального вопроса для судеб революций и причины поражения.

Содержание СРСП:Основные тенденции международных отношений конца XIX начале хх столетия.

Форма работы: круглый стол

Методические рекомендации:составить конспект по теме занятия. Докажите что указанные Вами явления и процессы прибрели характер тенденции

Содержание СРСП:Международные отношения накануне первой мировой войны

Форма работы:работа по подгруппам

Методические рекомендации:Студенты делятся на две подгруппы, одна из которых будет представлять интересы блока стран Антанты, а другая - «Тройственного союза». Каждая из подгрупп должна будет четко огласить и аргументировать своипозиции в международной политике. При подготовке к занятию необходимо опираться на имеющиеся источники по теме.

Содержание СРСП:Составить план-конспект по экономическому и политическому развитию стран. (Голландия, Бельгия, Швейцария.)

Неделя 8

Лекция № 15

Тема:Первая мировая война. Причины, характер, итоги.

Термины и определения: империализм; колонии; милитаризм; война; Антанта; Тройственный союз

Блок-схема лекциилекции:

1.Объективные и субъективные предпосылки, причины, повод и характер войны.

2.Начало, ход, основные этапы войны.

3.Театры военных действий.

4.Итоги войны.

Лекция № 16

Практическое занятие № 8.

Неделя 9

Лекция 17

Лекция № 18.

Тема: Италия между войнами.

Термины и определения; фашизм; национализм

Содержание лекции:

1. Итоги 1-ой Мировой войны для Италии. Обострение социально-экономических проблем.

2. Рост националистических настроений.

3. Возникновение фашистского движения и его особенности в Италии.

4. Б. Муссолини. Приход фашистов к власти.

Практическое занятие № 9.

Неделя 10

Лекция 19

Лекция 20

Практическое занятие № 10.

Тема: Германский фашизм.

Содержание практического занятия:

1. Мировой экономический кризис и его особенности в Германии.

2. Внутриполитический кризис в Германии.

3. Формирование политической и экономической системы фашизма.

4. Приход нацистов к власти.

Форма проведения:«круглый стол»

Методические рекомендации:

Необходимо более глубокое рассмотрение следующих вопросов: Рост влияния радикальных партий. Кризис политической и государственной системы Веймарской республики в начале 1930-х годов. Политика правительств Г. Брюнинга, Ф.фон Папена, К. Шлейхера. Формирование правительства во главе с А. Гитлером. Основные направления внутренней политики национал-социалистов – государственное строительство, мероприятия в области промышленности и сельского хозяйства, создание массовой социальной базы режима. Идеология германского национал-социализма. Система пропаганды нацистов.Научные и политические дискуссии о природе и сущности фашизма. Проблема исключительности национал-социализма. Недостаточность имеющихся определений фашизма. Мифы фашизма и национал-социализма. Фашизм как “палингенетический ультранационализм”. Фашизм как “идеальный тип”. Сущностные характеристики фашизма как движения и режима (антилиберализм, антиконсерватизм, антирационализм, расизм и т.д.).

Содержание СРСП: Письменная работа по теме: США в 1920-1930 годы

Неделя 11

Лекция №21

Лекция № 22

Тема: Вторая мировая война

Термины и определения: вторая мировая война; фашизм, антигитлеровская коалиция

Содержание лекции:

1 Дипломатическая подготовка европейских стран к военным действиям.

2 Основные этапы второй мировой войны

3 Деятельность движения сопротивления.

4. Итоги Второй мировой войны.

Практическое занятие 11

Великобритания. Влияние Первой мировой войны на экономическое положение страны. Обострение социальных проблем. Активизация рабочего движения. Британские тред-юнионы. Декабрьские 1918 г. выборы в парламент. Образование либерально- консервативного блока. Д. Ллойд Джордж. Внутренняя политика коалиционного правительства. Эволюция лейбористской партии. Левый и правый радикализм в Великобритании. Кризис правящей коалиции. Падение кабинета Д. Ллойд Джорджа. Первое лейбористское правительство. Р. Макдональд. Политический кризис 1924 г. Консервативное правительство С. Болдуина. Особенности экономической стабилизации страны. Всеобщая стачка 1926 г. и ее последствия. Антирабочее законодательство. Поиск социальных компромиссов. Парламентские выборы 1929 г. Второе лейбористское правительство.

Содержание СРСП:Характеристика международных договоров, подписанных накануне 2-ой Мировой войны.

Форма отчетности: заслушивание сообщений студентов, обсуждение проблемы

Методические рекомендации: Дать характеристику международных договоров накануне 2-ой Мировой войны. (Мюнхенские соглашения, Советско-Германский пакт) и т.д. При подготовке к занятию использовать источники и документы

Содержание СРСП:Заполнить таблицу по основным событиям 2-ой Мировой войны

Форма работы: Заполнение таблицы.

Методические рекомендации:План –конспект должен составляться по следующей схеме: дата –событие - его краткое описание.

Содержание СРСП: Составить 20 тестовых вопросов по теме практического занятия. / Основные аспекты социально-экономического и и политического развития стран Европы и США в 918-1939гг./

Содержание СРС:

«Странная война» и разгром Бельгии

Определение понятия "кейнсианство", "государственно-монополистический капитализм.

Определение понятий "тоталитаризм" и "тоталитарное общество".

Источники:

1.Новая и новейшая история стран Европы и Америки (практическое пособие) в 3 томах. Пономарёв М.В., Смиронва С.Ю.. М., 2000. Т. 1, 2.

2.Хрестоматия по новейшей истории том 2, 3. М., 1961

3..Новые документы по новейшей истории. Под ред. Севастьянова Г.Н. М., 1996

Литература:

1. Белецкий В.Н. Потсдам 1945. История и современность. М., 1987.

2. Бережков В.М. Страницы дипломатической истории. М., 1982.

3. Вторая мировая война. Актуальные проблемы. М., 1995.

4. Вторая мировая война. Дискуссии, основные тенденции, результаты исследований. Пер. с нем. М., 1997.

5. Движение сопротивления в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. 1939-1945. М., 1995.

6. Егоров Ю.В. Народный фронт во Франции. Л., 1972.

7. Земсков И.Н. Дипломатическая история второго фронта в Европе. М., 1982.

8. Оглашению подлежит. СССР-Германия.1939- 1941. Документы и материалы. М., 1991.

9. Розанов Г.Л. Конец «третьего рейха». М., 1985.

10. Ширер У. Взлет и падение Третьего рейха. В 2- х тт. М., 1991.

Неделя 12

Лекция № 23

Наши рекомендации