Форма отчетности: выступления с минидокладами
Им. М. Утемисова
Кафедра Всемирной истории и социально-политических дисциплин______
SYLLABUS
по дисциплине Новая и новейшая история стран Европы и Америки
для студентов специальности _______5В011400 – педагогическая история
Составители: Есеева Г.Н., старший преподаватель
(ФИО, должность, ученая степень)
Уральск, 2016 г.
SYLLABUS разработан на основании типовой учебной программы __ на основании ГОСО РК для специальности .___________________________________________________
(название, год издания)
рабочей учебной программы __________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(название, год утверждения)
Рассмотрено на заседании кафедры _______________________________________________
Протокол № от « __» 20__ г.
Зав. кафедрой _______________________
(подпись, ФИО)
Рецензент: __________________________________________________
(ФИО, должность, ученая степень)
1. Программа обучения по дисциплине – SYLLABUS
Семестр состоит из 15 учебных недель и 3 недель сессии.
Объем дисциплины составляет 2 кредита:
Кол-во кредитов | Аудиторные занятия | Внеаудиторные занятия | Всего часов | Форма контроля | |||
Лекции | Практические/ семинарские занятия | Лабораторные занятия | СРСП | СРС | |||
- | Комбинированный экзамен |
Рубежный контроль- 8 и 15 неделя семестра
2.Данные о дисциплине
Цель курса:
- изучение
основных событий и процессов, происходивших в рассматриваемую эпоху.
- показать историческое развитие стран Европы и Америки в контексте мировой истории
- выявить особенности социально-экономического, идейно-политического, духовного развития европейских стран в новое и новейшее время
- познакомить студентов с основными концепциями общественного развития стран Европы и Америки, дать представление об основных фундаментальных трудах в рамках изучаемого периода
- ознакомить студентов с основными источниками по новой и новейшей истории стран Европы и Америки, с новейшим категориальным аппаратом
- развитие у студентов навыков свободного изложения собственных взглядов на те или иные проблемы и умения отстаивать свои позиции в форме свободной дискуссии.
- развитие у студентов пространственного мышления, умения сопоставлять и
анализировать исторический материал.
Задачи курса
- изучить основные этапы, особенности и тенденции нового и новейшего времени, раскрыть их сущность и содержание.
- раскрыть роль и место европейских стран и стран Америки в общеисторическом процессе в рассматриваемый период.
- дать объективную оценку ключевых проблем развития стран Европы и Америки в новое время.
- охарактеризовать социально-классовые отношения и экономическое развитие стран Европы и Америки в новое время.
- показать эволюцию духовного развития общества.
- выявить идейно-политическую основу евро-американской цивилизации.
Содержание курса:
Курс освещает развитие стран Европы и Америки в новое и новейшее время. Программа курса предусматривает освещение вопросов развития стран Европы и Америки в период с 17 века до сегодняшнего дня. – являющегося важнейшим этапом в истории человечества. В данный период происходит зарождение и развитие новой цивилизации, во многом обусловленного процессом первоначального накопления капитала, разрушение доиндустриального и формирование индустриального типа производства. В рамках дисциплины рассматриваются следующие важнейшие проблемы исторической науки: формирование новых черт развития общества - приоритет общества, её свобод, прав, интересов; колонизация европейцами Америки и развитие связи между «старым» и «новым» светом; развитие собственности и предпринимательства; буржуазные революции; эпоха «свободного» капитализма; колониальные войны; развитие науки и техники; промышленная революция; переход капитализма к монополистической стадии; международные отношения и войны за передел мира;. формирование военно-политических блоков на рубеже Х1Х-ХХ столетия; зарождение и развитие рабочего и социал-демократического движения; либерализм, марксизм, буржуазный реформизм; классовые и социальные конфликты; первая мировая война, причины, ход, характер, последствия; формирование нового миропорядка после 1-й мировой войны. Версальская система международных отношений. Страны Западной Европы и США в период послевоенного восстановления и стабилизации (1918-1929 год). Страны Западной Европы и США в 1929-1939 гг. Мировой экономический кризис и международные отношения. Страны Европы и Америки в 20-30 годы. Фашизм и его сущность. 2-я мировая война. Формирование нового миропорядка (1939-1945). Страны Европы и Америки в 1945-1990 годы. Процесс деколонизации. Демократические и социалистические преобразования в странах Восточной Европы после 2-й мировой войны. Научно-техническая революция 2-й половины XX века. Неокейнсианство. Неоконсерватизм. Революции в странах Восточной Европы. Распад социалистической системы. Социально-экономическое и политическое развитие, внешнеполитические проблемы стран Европы и Америки на рубеже ХХ-ХХI столетий. Глобальные проблемы современности.
Пререквизиты.Для изучения дисциплины необходимы знания по курсам: «История Древнего мира», История Средних веков», «История стран Азии и Африки», « История Республики Казахстан»
Постреквизиты.Знания, полученные в ходе изучения дисциплины необходимы для изучения: «История стран Азии и Африки», «История Республики Казахстан»
Требования к студентам:
Получение хорошего балла по курсу невозможно без постоянной работы. Это предполагает, что оценка по курсу формируется в течение всего семестра. Вы заинтересованы принимать активное участие в работе во время занятий. Максимальная оценка за все виды работ ставится, если был дан правильный, четкий ответ на поставленные вопросы работа выполнена аккуратно в полном объеме.
Методические указания по изучению дисциплины: Обучение проводится в основном в виде лекций и практических занятий, на которых отражается содержание основного учебного материала, и закрепляются практические навыки и полученные представления. Контроль знаний студентов будет осуществляться в виде проверки выполнения домашних заданий посредством решения тестов предложенных в электронном учебнике, устного опроса, индивидуальных семестровых заданий и их защиты.
Содержание курса
Неделя 1
Лекция № 1
Тема:Страны Европы и Америки в новое время (вводная)
Термины и определения: новая история; промышленный переворот; буржуазия; капитализм
Блок-схема лекции
1. Предмет и задача курса
2. Периодизация. Различие подходов в изучении курса.
3. Политическая карта Европы. Изменения характера международных отношений.
Лекция № 2
Тема:Английская буржуазная революция.
Термины определения:политика Стюартов; левеллеры, диггеры, индепенденты; пресвитериане
Блок- схема лекции:
1.Особенности социально-экономического и политического развития Англии
2. Предпосылки и начало революции
3. Внутренняя и внешняя политика Карла
4 Основные этапы и ход.
5 Итоги и последствия.
Практическое занятие № 1
Тема:Английская буржуазная революция.
Содержание практического занятия.
1.Причины и этапы революции
2.Расстановка классовых сил:
- Пресвитериане
- Индепенденты
- Левеллеры
- Диггеры
3.Значение революции.
Форма проведения:Студенты делятся на 4 подгруппы, каждая из которых освещает программные установки указанных политических течений.
Методические рекомендации:Рассматриваемая проблема довольно объемна по содержанию. В связи с этим, при подготовке к семинару следует придерживаться нижеуказанной схемы ответа.
Социально-экономические и идейно-политические предпосылки Английской буржуазной революции. Особенности экономического и политического развития Англии к XVII в. Формирование капиталистического уклада в недрах феодальной системы, причины более глубоких последствий этого явления в английской деревне (“центр тяжести Английской революции лежал в деревне”), чем в английском городе. Социальная структура английского общества, усиление в нем оппозиции существующим порядкам и его причины. Особенности реформации в Англии. Роль пуританизма в идейной подготовке Английской революции. Начало революции. Периодизация революции. Внутренняя и внешняя политика Англии периода республики и протектората. Завоевание Ирландии и его роль в истории Английской революции. Движение диггеров. Навигационные акты. Присоединение Шотландии. Разгон Долгого парламента, образование Малого парламента и его политическая ориентация. Причины установления протектората Кромвеля и его сущность. “Орудие управления”. Обострение противоречий протектората. Режим генерал-майоров. Смерть Кромвеля. Крах протектората.
Содержание СРСП: Ответить на вопросы, связанные с изучением предыдущего курса. Реформация Гуманизм ПНК.
Форма отчетности составить глоссарий
Содержание СРСП: работа с источниками АБР: Требования Парламента
Форма отчетности: Анализ источников
Содержание СРСП: Государственный переворот 1688 года
Форма отчетности: Выступления с минидокладами
Содержание СРС:
Содержание СРС:
- Формирование пресвитерианской партии
-Дать определение понятиям “Традиционное общество”, “Цивилизация”, “Индустриальное общество» (письменно)
- Составить хронологическую таблицу по теме «Английская буржуазная революция»
Источники:
1..Сборник документов по истории нового времени. Сост. П.И. Остриков, П.П. Вандель. М., 1989
2.Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки 1640-1870. Е.Е. Юровская, М., 1990
3.Сборник документов по истории нового времени. Буржуазные революции 17-18 вв. Под ред. Сироткина М. М., 1990 4.Практикум по новой истории сост. Иванов, Муравьёв. Вып. 1.П М., 1981, 1982 гг
JIитература:
1. Новая история стран Европы и Америки. Под ред. Е.Юровской и И.М.Кривогуза
в 2 томах. Москва, 1998 год.
2. Новая история стран Европы и Америки. Под ред. А.В.Адо. Москва, 1986 год.
3. Новая история. Под ред. А.Л. Нарочницкого. М., 1978 год
4. Кареев Н.И. История Западной Европы в новое время в 7 томах. Том 3,5
5. История Европы в 5-ти томах. М., 1988-2000. Том 4,5
6. История цивилизации мира. /Белозёрова В.Г., Ващенко А.В., Немировская л.з.
и др./ М., 1998
7. Барг М.А Кромвель и его время М., 1960
8. Социальная история Англии М., 1960
Неделя 2
Лекция № 3
Тема: Война североамериканских колонии Англии за независимость и образование США
Термины и определения: Бостонское чаепитие; гербовый сбор; Декларация независимости; .
Блок-схема лекции:
1 Предпосылки и причины «Войны за независимость».
1 Начало войны. Расстановка классовых сил. Военные действия.
2 Конституция 1787 года и ее сущность. Билль о правах.
3 Последствия войны за независимость.
Лекция № 4
Тема:Страны Западной Европы с середины XVII века до Великой Французской революции.
Термины и определения:
Блок-схема лекции:
1.Господство феодально-абсолютистских порядков на Европейском континенте.
2.Швеция, Польша, Германия, Пруссия, Австрия.
3.Международные отношения накануне Великой Французской революции.
Практическое занятие № 2
Тема: Война за независимость североамериканских колоний и образование США.
Содержание практического занятия.
1.Американское Просвещение (Б. Франклин, Д.Адамс, Д.Мэдисон.)
2.Экономические и политические конфликты накануне войны.
3.Ход и этапы войны.
4.Историческое значение.
Форма проведения:опрос согласно пунктам плана практического занятия. Работа с источниками по теме.
Методические рекомендации:Следует обратить особое внимание на причины и значение рассматриваемого события. Почему на ваш взгляд, войну за независимость называют «первой американской революцией»? При подготовке к семинару следует знать ответ на ключевые моменты проблемы, приведенные ниже.
- Особенности социально-экономического и политического развития английских колоний в Северной Америке. Специфика первоначального накопления капитала в колониях. Усиление противоречий с метрополией после Семилетней войны. Политика метрополии в отношении к торговле и промышленности колоний. Складывание предпосылок Американской буржуазной революции. Формирование северо-американской нации. Особенности американского просвещения (Франклин, Джефферсон, Пейн). Начало вооруженной борьбы. Ход военных действий. Д. Вашингтон. Международное положение США. Образование антианглийской коалиции в Европе.. Последствия войны за независимость. ” Особенности первой американской революции по сравнению с Английской и Французской революцией конца XVIII в.
Содержание СРСП: Ход и этапы войны североамериканских колоний Англии за независимость и образование США.
Форма отчетности: Индивидуальные ответы студентов.
Методические рекомендации: Составить развернутый план. Выделить основные этапы
Содержание СРСП: «Война за Австрийское наследство», «Война за Испанское наследство»
Форма отчетности: сравнительный анализ
Методические рекомендации: сравнение стран проводить по следующей схеме: причины, характер. Последствия и итоги для внутриполитического и внешнеполитического развития стран
Содержание СРСП: Защита рефератов: «Политический портрет лидеров и идеологов войны за независимость США».
Форма отчетности: защита рефератов.
Содержание СРС:
- Составить развернутый план по теме “Война за независимость”. Выделить основные этапы.
- Международные отношения накануне Великой Французской революции
- Поправки к конституции - «Билль о правах» 1791 г.
Источники:
1..Сборник документов по истории нового времени. Сост. П.И. Остриков, П.П. Вандель. М., 1989
2.Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки 1640-1870. Е.Е. Юровская, М., 1990
3.Сборник документов по истории нового времени. Буржуазные революции 17-18 вв. Под ред. Сироткина М. М., 1990 4.Практикум по новой истории сост. Иванов, Муравьёв. Вып. 1.П М., 1981, 1982 гг.
JIитература:
1. Новая история стран Европы и Америки. Под ред. Е.Юровской и И.М.Кривогуза
в 2 томах. Москва, 1998 год.
2. Новая история стран Европы и Америки. Под ред. А.В.Адо. Москва, 1986 год.
3. Новая история. Под ред. А.Л. Нарочницкого. М., 1978 год
4. Кареев Н.И. История Западной Европы в новое время в 7 томах. Том 3,5
5. История Европы в 5-ти томах. М., 1988-2000. Том 4,5
6. История цивилизации мира. /Белозёрова В.Г., Ващенко А.В., Немировская л.з. и др./ М., 1998
7. Абрамов А.И Экономическая история США М., 1965
8. История США в 4-х томах М., 1983
9. Краткая история США М, 1993
Неделя 3
Лекция № 5
Тема:Великая Французская буржуазная революция.
Термины и определения:феволюция; фронда; жирондисты; фельяны; якобинцы
Блок-схема лекции:
1 Феодально-абсолютистский строй во Франции в 17 в.
2. Политика Мазарини и Фронды
3. Внутренняя политика Людовика XIV Социально-экономическое и политическое положение Франции в 18 в.
4 Созыв Генеральных Штатов. Начало, основные этапы, характер и значение революции.
Лекция № 6
Тема:Консульство и Первая империя во Франции. Наполеоновские войны.
Термины и определения: наполеоновские войны; директория; консульство
Блок схема лекции:
1. Cоциально - экономическое развитие Франции в период Консульства и Первой империи.
2. Наполеоновские войны и их итоги.
Практическое занятие №3
Тема: Восточный вопрос во второй половине XVII - первой половине XVIII века.
Содержание практического занятия:
1. Международные отношения во второй половине XVII - первой половине XVIII века/
2. Сущность и содержание “восточного вопроса”
3. Русско-турецкая война 1768-1774 годов и ее итоги.
Содержание СРСП: Характерные черты аграрного развития Франции
Форма отчетности:Заслушивание сообщений
Содержание СРСП:Франция XVH-XVIH века. Политика Людовика XIV
Форма отчетности:Заслушивание сообщений
Методические указания:
Схема ответа
1. Историческая природа кризиса французского абсолютизма.
2. Особенности развития Франции.
3. Споры в исторической литературе о наличии или отсутствии феодализма во Франции перед революцией.
Литература:1, 2, 3, 14, 15, 16, 20, 86.
Содержание СРСП:Политический портрет Наполеона Бонапарта
Форма отчетности: дискуссия по теме СРСП.
Методические рекомендации:Рассмотреть различные точки зрения исторической оценки Н. Бонопарта в истории. Выразить свою точку зрения и аргументировать свою позицию.
Содержание СРС:
- Дать определение термина «кольбертизм»
- Континентальная блокада и Тильзитский мир
- Социально-экономические последствия Тридцатилетней войны
Источники:
1..Сборник документов по истории нового времени. Сост. П.И. Остриков, П.П. Вандель. М., 1989
2.Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки 1640-1870. Е.Е. Юровская, М., 1990
3.Сборник документов по истории нового времени. Буржуазные революции 17-18 вв. Под ред. Сироткина М. М., 1990 4.Практикум по новой истории сост. Иванов, Муравьёв. Вып. 1.П М., 1981, 1982 гг.
JIитература:
1. Новая история стран Европы и Америки. Под ред. Е.Юровской и И.М.Кривогуза
в 2 томах. Москва, 1998 год.
2. Новая история стран Европы и Америки. Под ред. А.В.Адо. Москва, 1986 год.
3. Новая история. Под ред. А.Л. Нарочницкого. М., 1978 год
4. Кареев Н.И. История Западной Европы в новое время в 7 томах. Том 3,5
5. История Европы в 5-ти томах. М., 1988-2000. Том 4,5
6. История цивилизации мира. /Белозёрова В.Г., Ващенко А.В., Немировская л.з.
и др./ М., 1998
7. Документы истории Великой французской революции А.В.Адо М.,1990
8. Буржуазия и Великая французская революция М.,1980
9. История Франции в 3-х томах М., 1972-1973
Неделя 4
Лекция № 7
Тема:Венский конгресс и образование "Священного союза"
Термины и определения: Венский конгресс; Священный союз
Блок-схема лекции:
- Созыв Венского конгресса. Цели и задачи участников.
- Основные решения венского конгресса.
- Образование "Священного союза" и его характер.
Лекция № 8
Тема:Франция в годы Июльской монархии.
Термины и определения: Июльская монархия, виги; тори
Блок-схема лекции:
- Социально-экономическое и политическое положение Франции в 1815-1848 годах.
- Политический кризис
- Луи Филипп и установление монархии
- Характер Июльской монархии.
- Экономическое и политическое развитие Франции в годы Июльской монархии
Практическое занятие № 4
Тема:Великая Французская революция
Содержание практического занятия.
1.Предпосылки и причины Великой французской революции
2. Политические течения ВФР
- Фельяны
-Жирондисты
- Якобинцы
3. Итоги и значение революции
Форма проведения:Ролевая игра
Методические указания: После разбора первого пункта семинара, студенты будут разделены на подгруппы, каждая из которых будет выражать интересы той или иной политической группировки. Необходимо как можно полно отразить сущность программных установок и деятельности политических сил.
Содержание СРСП:Подготовить реферат на тему «Англия во второй половине 18 века».
Форма отчетности: защита рефератов.
Содержание СРСП:Дать определение политическим течениям в годы Июльской монархии. (республиканцы, легитимисты, бонапартисты.)
Форма отчетности: заслушивание сообщений
Содержание СРСП:Директория: внутренняя и внешняя политика
Форма отчетности: защита конспектов
Содержание СРС:
-Раскрыть роль деятельности «Священного Союза»в международных отношениях периода его существования.
- Деятельность Бланки
- Французский абсолютизм во 2 половине XVII века
Источники:
1..Сборник документов по истории нового времени. Сост. П.И. Остриков, П.П. Вандель. М., 1989
2.Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки 1640-1870. Е.Е. Юровская, М., 1990
3.Сборник документов по истории нового времени. Буржуазные революции 17-18 вв. Под ред. Сироткина М. М., 1990 4.Практикум по новой истории сост. Иванов, Муравьёв. Вып. 1.П М., 1981, 1982 гг.
Литература:
1. Новая история стран Европы и Америки. Под ред. Е.Юровской и И.М.Кривогуза
в 2 томах. Москва, 1998 год.
2. Новая история стран Европы и Америки. Под ред. А.В.Адо. Москва, 1986 год.
3. Новая история. Под ред. А.Л. Нарочницкого. М., 1978 год
4. Кареев Н.И. История Западной Европы в новое время в 7 томах. Том 3,5
5. История Европы в 5-ти томах. М., 1988-2000. Том 4,5
6. История цивилизации мира. /Белозёрова В.Г., Ващенко А.В., Немировская л.з.
и др./ М., 1998
7. Сборник документов по истории стран Европы и Америки Юровская Е.Е М., 1990
8. Манфред А.З Наполеон Бонапарт М.,
9. Бродель Ф Материальная цивилизация, экономика и капитализм 15-18 вв. М.,1992
10. Революции 1848-14-848-9 гг. под. Ред. Потемкина Ф.В М., 1952
Неделя 5
Лекция № 9
Тема:Гражданская война в США 1861-1865г.г.
Термины и определения:рабство: гражданская война, гомстед-акт
Блок- схема лекции
1.-Экономическое развитие США конца ХVIII до середины XIX века.
2.Промышленная революция в северо-восточных штатах
3.Противоречия между севером и югом
4.Причины, ход, этапы и значение гражданской войны в США.
Лекция № 10
Тема:Франция в конце XIX начале ХХ- го столетия.
Термины и определения:
Блок-схема лекции:
1.Социально-экономическое развитие и политическое развитие страны
2. Франко - Прусская война
3.Рабочее движение. Парижская Коммуна
Практическое занятие №5
Тема:Германия, Австрия, Польша в конце ХVII до середины XIX века.
Содержание практического занятия.
1. Социально-экономическое и политическое положение Германии в данный период.
2. Австрия.
3. Польша. Разделы Польши.
Форма проведения:опрос согласно пунктам семинара по письменным конспектам
Методические рекомендации:
Схема характеристики страны:
1) Географическое положение и территориально-административное устройство.
2) Экономика: промышленность, торговля, финансы, сельское хозяйство.
3) Общественное устройство.
4) Внутриполитическое развитие.
Содержание СРСП:А.Линкольн. Политический портрет.
Форма отчетности: защита рефератов.
Методические рекомендации:Рассмотреть различные точки зрения исторической оценки Н. Бонопарта в истории. Выразить свою точку зрения и аргументировать свою позицию.
Содержание СРСП:Дать определение понятию "Империализм".
Форма отчетности: коллективное обсуждение содержания и смыслового значения понятия
Содержание СРСП: «Просвещенный абсолютизм» Иосифа ІІ в Австрии
Неделя 6
Лекция № 11
Тема:Германия в 1870-1914 г.г.
Термины и определения: юнкер; Бисмарк; Гогенцоллерны
Блок-схема лекции:
1.Объединение Германии. Особенности политического строя стран.
2.Экономическое развитие. Причины промышленного роста в Германии.
3.Внутренняя и внешняя политика Германии в данный период.
Лекция № 12
Тема:США в 1870-1914 годах.
Термины и определения:экспансия; промышленный рост;
Блок-схема лекции:
1. Социально-экономическое положение США в последней четверти XIX столетия.
2 .Внутриполитическое развитие.
3. Причины быстрого экономического роста.
4. Внешняя политика США в 1870-1914 годах
Практическое занятие № 6.
Рекомендации: критерии сравнения: экономическое развитие, политическое развитие, внешняя политика
См; Абрамов А.И Экономическая история США М., 1965; История США в 4-х томах М., 1983; Краткая история США М, 1993
Содержание СРСП:Политический портрет деятелей латиноамериканских революций.
Форма отчетности: заслушивание сообщений. См.Литература: История Латинской Америки М.,1997; Альперович М.С. История Латинской Америки М., 1991
Содержание СРС:
- Составить таблицу «Сравнительный анализ развития Германии и Италии в 1870-1914 г.г.»
- Расовая дискриминация негров
- Колониальная агрессия Италии в Африке
Источники:
1..Сборник документов по истории нового времени. Сост. П.И. Остриков, П.П. Вандель. М., 1989
2.Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки 1640-1870. Е.Е. Юровская, М., 1990
3.Сборник документов по истории нового времени. Буржуазные революции 17-18 вв. Под ред. Сироткина М. М., 1990 4.Практикум по новой истории сост. Иванов, Муравьёв. Вып. 1.П М., 1981, 1982 гг.
Литература:
1. Новая история стран Европы и Америки. Под ред. Е.Юровской и И.М.Кривогуза
в 2 томах. Москва, 1998 год.
2. Новая история стран Европы и Америки. Под ред. А.В.Адо. Москва, 1986 год.
3. Новая история. Под ред. А.Л. Нарочницкого. М., 1978 год
4. Кареев Н.И. История Западной Европы в новое время в 7 томах. Том 3,5
5. История Европы в 5-ти томах. М., 1988-2000. Том 4,5
6. История цивилизации мира. /Белозёрова В.Г., Ващенко А.В., Немировская л.з.
и др./ М., 1998
7. Галкин И.С Создание Германской империи 1815-1871
Неделя 7
Лекция № 13
Тема:Англия в конце XIX начале хх столетия.
Термины и определения: консерваторы, либералы; тред-юнионы
Блок-схема лекции:
1.Социально-экономическое развитие Англии в конце XIX века.
2.Основные причины замедления темпов развития английской экономики.
3.Внутренняя политика Англии. (консервативная и либеральная партии).
4.Колониальная политика Англии в конце XIX начале ХХ столетия.
Лекция №14
Тема:Италия и Испания в конце XIX начале ХХ столетия.
Термины и определения: промышленность; рабочее движение
Блок-схема лекции:
1.Экономическое развитие.
2.Внутренняя и внешняя политика.
3.Рабочее движение.
Практическое занятие №7
Тема:Революции 1848-1849годов в Европе.
Содержание практического занятия.
1.Причины революций и характер революций
2.Революция в Австрийской империи.
3.Революция в Италии
4. Революция в Германии
5. Революция во Франции
6.Причины поражений революций в Европе.
Форма проведения:составить развернутый план- конспект по каждой из стран, Защита конспектов.
Методические рекомендации:Выявить сходство и различия в революционных событиях рассматриваемых стран.
Обратить внимание на различия революционных событий во Франции и Германии.
Кризис европейского либерализма. Противостояние националистических, либеральных и социалистических идей в Европе. Значение национального вопроса для судеб революций и причины поражения.
Содержание СРСП:Основные тенденции международных отношений конца XIX начале хх столетия.
Форма работы: круглый стол
Методические рекомендации:составить конспект по теме занятия. Докажите что указанные Вами явления и процессы прибрели характер тенденции
Содержание СРСП:Международные отношения накануне первой мировой войны
Форма работы:работа по подгруппам
Методические рекомендации:Студенты делятся на две подгруппы, одна из которых будет представлять интересы блока стран Антанты, а другая - «Тройственного союза». Каждая из подгрупп должна будет четко огласить и аргументировать своипозиции в международной политике. При подготовке к занятию необходимо опираться на имеющиеся источники по теме.
Содержание СРСП:Составить план-конспект по экономическому и политическому развитию стран. (Голландия, Бельгия, Швейцария.)
Неделя 8
Лекция № 15
Тема:Первая мировая война. Причины, характер, итоги.
Термины и определения: империализм; колонии; милитаризм; война; Антанта; Тройственный союз
Блок-схема лекциилекции:
1.Объективные и субъективные предпосылки, причины, повод и характер войны.
2.Начало, ход, основные этапы войны.
3.Театры военных действий.
4.Итоги войны.
Лекция № 16
Практическое занятие № 8.
Неделя 9
Лекция 17
Лекция № 18.
Тема: Италия между войнами.
Термины и определения; фашизм; национализм
Содержание лекции:
1. Итоги 1-ой Мировой войны для Италии. Обострение социально-экономических проблем.
2. Рост националистических настроений.
3. Возникновение фашистского движения и его особенности в Италии.
4. Б. Муссолини. Приход фашистов к власти.
Практическое занятие № 9.
Неделя 10
Лекция 19
Лекция 20
Практическое занятие № 10.
Тема: Германский фашизм.
Содержание практического занятия:
1. Мировой экономический кризис и его особенности в Германии.
2. Внутриполитический кризис в Германии.
3. Формирование политической и экономической системы фашизма.
4. Приход нацистов к власти.
Форма проведения:«круглый стол»
Методические рекомендации:
Необходимо более глубокое рассмотрение следующих вопросов: Рост влияния радикальных партий. Кризис политической и государственной системы Веймарской республики в начале 1930-х годов. Политика правительств Г. Брюнинга, Ф.фон Папена, К. Шлейхера. Формирование правительства во главе с А. Гитлером. Основные направления внутренней политики национал-социалистов – государственное строительство, мероприятия в области промышленности и сельского хозяйства, создание массовой социальной базы режима. Идеология германского национал-социализма. Система пропаганды нацистов.Научные и политические дискуссии о природе и сущности фашизма. Проблема исключительности национал-социализма. Недостаточность имеющихся определений фашизма. Мифы фашизма и национал-социализма. Фашизм как “палингенетический ультранационализм”. Фашизм как “идеальный тип”. Сущностные характеристики фашизма как движения и режима (антилиберализм, антиконсерватизм, антирационализм, расизм и т.д.).
Содержание СРСП: Письменная работа по теме: США в 1920-1930 годы
Неделя 11
Лекция №21
Лекция № 22
Тема: Вторая мировая война
Термины и определения: вторая мировая война; фашизм, антигитлеровская коалиция
Содержание лекции:
1 Дипломатическая подготовка европейских стран к военным действиям.
2 Основные этапы второй мировой войны
3 Деятельность движения сопротивления.
4. Итоги Второй мировой войны.
Практическое занятие 11
Великобритания. Влияние Первой мировой войны на экономическое положение страны. Обострение социальных проблем. Активизация рабочего движения. Британские тред-юнионы. Декабрьские 1918 г. выборы в парламент. Образование либерально- консервативного блока. Д. Ллойд Джордж. Внутренняя политика коалиционного правительства. Эволюция лейбористской партии. Левый и правый радикализм в Великобритании. Кризис правящей коалиции. Падение кабинета Д. Ллойд Джорджа. Первое лейбористское правительство. Р. Макдональд. Политический кризис 1924 г. Консервативное правительство С. Болдуина. Особенности экономической стабилизации страны. Всеобщая стачка 1926 г. и ее последствия. Антирабочее законодательство. Поиск социальных компромиссов. Парламентские выборы 1929 г. Второе лейбористское правительство.
Содержание СРСП:Характеристика международных договоров, подписанных накануне 2-ой Мировой войны.
Форма отчетности: заслушивание сообщений студентов, обсуждение проблемы
Методические рекомендации: Дать характеристику международных договоров накануне 2-ой Мировой войны. (Мюнхенские соглашения, Советско-Германский пакт) и т.д. При подготовке к занятию использовать источники и документы
Содержание СРСП:Заполнить таблицу по основным событиям 2-ой Мировой войны
Форма работы: Заполнение таблицы.
Методические рекомендации:План –конспект должен составляться по следующей схеме: дата –событие - его краткое описание.
Содержание СРСП: Составить 20 тестовых вопросов по теме практического занятия. / Основные аспекты социально-экономического и и политического развития стран Европы и США в 918-1939гг./
Содержание СРС:
«Странная война» и разгром Бельгии
Определение понятия "кейнсианство", "государственно-монополистический капитализм.
Определение понятий "тоталитаризм" и "тоталитарное общество".
Источники:
1.Новая и новейшая история стран Европы и Америки (практическое пособие) в 3 томах. Пономарёв М.В., Смиронва С.Ю.. М., 2000. Т. 1, 2.
2.Хрестоматия по новейшей истории том 2, 3. М., 1961
3..Новые документы по новейшей истории. Под ред. Севастьянова Г.Н. М., 1996
Литература:
1. Белецкий В.Н. Потсдам 1945. История и современность. М., 1987.
2. Бережков В.М. Страницы дипломатической истории. М., 1982.
3. Вторая мировая война. Актуальные проблемы. М., 1995.
4. Вторая мировая война. Дискуссии, основные тенденции, результаты исследований. Пер. с нем. М., 1997.
5. Движение сопротивления в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. 1939-1945. М., 1995.
6. Егоров Ю.В. Народный фронт во Франции. Л., 1972.
7. Земсков И.Н. Дипломатическая история второго фронта в Европе. М., 1982.
8. Оглашению подлежит. СССР-Германия.1939- 1941. Документы и материалы. М., 1991.
9. Розанов Г.Л. Конец «третьего рейха». М., 1985.
10. Ширер У. Взлет и падение Третьего рейха. В 2- х тт. М., 1991.
Неделя 12
Лекция № 23