Игра-перевоплощение («Акулы пера»)

Игра и её роль в курсе музыкальной литературы

План:

1) понятие игры

2) виды игровых ситуаций

Понятие игры

Понятие «игра» имеет множество значений, диапазон которых колеблется от игры как занятия для отдыха и развлечения до игры как философской категории, некоего закона устроения мира. Можно сказать, что, играя, дети постигают этот закон, выступая в самых различных ролевых ситуациях. Ребёнок одновременно как бы «встраивает» себя в структуру мироздания. Вероятно, поэтому игра имеет такое огромное значение в жизни ребёнка. Исходя из этого, для педагога важно понять, что использование нетрадиционных форм обучения на уроке не только помогает детям в усвоении материала, но весьма существенно в развитии личности ребёнка.

Более того, игр – прекрасный способ заинтересовать, увлечь ученика, помочь безболезненно выйти в мир прекрасного. Однако, введение игровых ситуаций в урок связано с массой трудностей и неудобств, преодалеть которые предстоит и педагогу и ученику. Следовательно, одним из ответственных моментов является организация игры, распределение ролей. В этом определяющим сказывается умение педагога так распределить роли, чтобы никого не обидеть, неавторитетным – укрепить свой авторитет, недисциплинированным стать более дисциплинированными, организованными, скромным – преодолеть свою застенчивость, робость.

Безусловно, игра должна быть для детей событием, чтобы оно свершилось, педагогу нужно потрудиться немало:

1) тема и содержание игры должно быть хорошо известна детям, заранее опираться на предшествующий опыт

2) любая игра связана с преодалением определённых трудностей (организационных, психологических), и мера и степень этих трудностей должна быть осознаваемой и контролируемой педагогом

3) важно поддерживать здоровый дух соревнования, соперничества. «подогревая» интерес детей, он помогает запчатлеть в памяти и сознании всё, что ими было услышано, обдумано, преподнесено благодаря состоянию эмоционального подъёма, возбуждения, творческого горения

4) ключевым моментом игры является итог. С 1 стороны, победителем хотят быть все, с другой – дети не принимают компромиссные решения («победила дружба»), и всегда хотят выяснить, кто лучше, поэтому желательно в той или иной степени наградить всех, при этом, однако, давая понять, кто и в чём отличился.

[В этом смысле самым сложным является судейство. Возможны различные варианты:

- судьи-родители (трагическое решение)

- судьи-стеденты, необходимо подготовить присутствующих (лучше вариант, но вновь не возможно избежать обсуждения)

- простые весы]

Конечно, в сложных ситуациях помогает присутствие юмора, умение ненавязчиво превратить недостаток, поражение, в шутку

5) Следовательно, каждая игр выполняет определённую воспитательную функцию:

- выполнение правил игры, разыгрывание сюжетов, ролей

- возбуждение интереса к учебному материалу, такая постановка вопроса, когда совпадают цели воспитателя и желание учеников

6) Важнейшим в игре является решение учебных задач

- обобщить и расширить знания учащихся о биографических темах курса музыкальной литературы

- развить умение учащихся грамотно, живо, легко поведать о прослушанных музыкальных произведениях

- продемонстрировать знания в области музыкальной литературы, по элементарной теории музыки, по сольфеджио

7) немаловажное значение играет «техническая оснащенность». Педагог должен предусмотреть всё до мельчайших подробностей, чтобы не снизить темы игры и вместе с тем придать ей ощущение праздника (декорирование помещения, антураж, элементы костюмов).

  1. Виды игровых ситуаций

Видов игровых ситуаций множество:

игра-перевоплощение («Акулы пера»)

Игра, которая широко используется в отработке биографических тем в курсе музыкальной литературы. Выбирается ученик (по желанию). На главную роль – быть или стать композитором. Она предполагает особо тщательную подготовку по вопросам, предложенным учителем, знакомство с дополнительной литературой, грамотное составление вопросов, адресованных «главному герою». Он, в свою очередь, должен свободно ориентироваться в основных периодах жизни и творчества данного композитора, а также продемонстрировать такие качества, как артистичность, свобода, раскованность, находчивость, умение достойно выйти из затруднительных ситуаций, естественно возникающих в ходе игры. На начальном этапе таких игр возможны даже репетиции. В дальнейшем их необходимость отпадает и импровизационность начинает превалировать.

Содержание игры заключается в том, что на роль композитора выбирается один ученик, остальные дети могут играть роли ближайших друзей композитора, его родственников, учителей и т.д. Некоторые ученики становятся журналистами, которые берут у композитора интервью; при этом «друзья» композитора, его «родственники» могут как задавать композитору вопросы, так и помогать ему отвечать на вопросы журналистов (расстановка и функции ролей зависят от количества детей в классе и должны быть заранее обговорены).

При этом часто возникают курьёзные ситуации:

- композитор забывает, как зовут его жену, родителей

- журналист может спросить, в каком году умрёт композитор или какая музыка будет звучать на его похоронах

Наши рекомендации