Лабораторная работа № 2
Моделирование вербальной коммуникации в журналистике
Цель работы:
формирование устойчивых навыков вербальной коммуникации.
Задачи работы:
а) выявить особенности вербальной коммуникации на примере журналистских выступлений в печати, по радио и на телевидении;
б) обозначить сравнительные характеристики вербальной коммуникации в печати, на радио и телевидении;
в) построить обобщенную модель вербальной коммуникации в журналистике.
План лабораторной работы
1. Отберите характерные для журналистской коммуникации выступления в печати (газета + журнал); на радио (звукозапись) и на телевидении (видозапись). Можно использовать свои – авторские – материалы, при условии, что они были опубликованы в СМИ. Их количество может быть определено вами самостоятельно, но оно должно быть представительным – то есть содержать типичные образцы выступлений журналиста в СМИ.
2. Обозначьте критерии и признаки вербальности журналистского текста. Ориентируйтесь на типологические характеристики стля, представленного в текстах: степень открытости намерений; выразительность; инструментальность, аффективность. Заполните таблицу по образцу 1.
Образец 1
Характеристики стиля/ Текст | Прямой стиль | Непрямой стиль | Развитый | Точный | Скупой | Инструментальный | Экспрессивный |
Газетный текст (автор, название, издание) | |||||||
Журнальный текст (автор, название, издание) | |||||||
Радиотекст (автор, название, канал) | |||||||
Телетекст (автор, название, канал) |
3.Обобщив полученные сведения, обозначьте сравнительные характеристики вербальной коммуникации в печати, на радио и на телевидении. Составьте смысловые модели печатной, радио и телекоммуникации.
4.Постройте обобщенную модель вербальной коммуникации в журналистике, описав ее и представив графический вариант.
5.Сделайте выводы.
Желаем успехов!
Глоссарий
Выразительность стиля – измерение, которое определяет качество речи.
Инструментальный стиль – использование языка с ориентацией на говорящего коммуникатора.
Непрямой речевой стиль – сообщение, в котором автор скрывает или камуфлирует свои истинные намерения.
Прямой речевой стиль – сообщение, в котором представлены истинные намерения говорящих.
Развитый стиль – наличие богатого, экспрессивного обыденного языка.
Скупой стиль – использование недоговоренностей, пауз, молчания.
Стиль– метасообщение, определяющее контекст, в котором индивидам следует принимать и интерпретировать вербальное сообщение.
Стиль коммуникатора – способ передачи сообщений.
Точный стиль – соответствие информационных вкладов собеседников характеру ситуации.
Экспрессивный стиль – использование языка с ориентацией на слушающего (реципиента).
Литература
Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: Проблемы семиопсихологии. – М., 1984.
Лотман Ю.М. Текст и структура аудитории. – Тарту, 1974.
Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. – М., 2004.
Лабораторная работа № 3
Компетентностный анализ культуры творчества журналиста
Цель работы:освоить основы компетентностного анализа культуры творчества журналиста.
Задачи работы:
а) определить слагаемые культуры творчества журналиста;
б) выявить компетентности, которые обеспечивают культуру творчества в журналистике;
в) составить модель-матрицу компетентностей журналиста в условиях современного информационного пространства.
План лабораторной работы
Важно! Работа проводится в исследовательских группах (3-5 человек).
1. Выберите журналиста, личность которого известна в регионе (городе, районе и т.д.). Познакомьтесь с его творчеством.
2. Составьте подробную развернутую анкету, в которой отразите основные компетентности, присущие журналистам.
3. Проведите анкетирование-опрос журналиста и его коллег (референтный круг).
4. Обработайте анкеты по рейтинговым параметрам.
5. Составьте модели компетентностей: журналиста-автора; его референтов; исследовательскую модель группы. У вас получится три модели компетентностей. Удобнее всего представить их в виде таблицы-матрицы.
6. Сопоставьте модели. Объясните результаты.
7. Сделайте выводы.
Желаем успехов!
Глоссарий
Компетентность – это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия.
Компетентность журналиста – способность журналиста к выполнению специализированных действий в обстановке информационного поля с использованием предметных навыков, социально ориентированных, базирующихся на журналистском способе деятельности, обеспечивающем понимание цели и ответственности за совершенные действия.
Компетентность личности – в широком смысле определяется как многоаспектное, многокомпонентное явление, представляющее эффективное, результирующее поведение, в основе которого лежит совокупность трех переменных – мотивации, среды и способностей индивида, обладающее качествами кумулятивности и взаимозаменяемости.
Культура творчества журналиста – это способ творческой самореализации личности журналиста в разнообразных формах журналистской профессиональной деятельности и коммуникации, направленных на освоение, разработку, производство и передачу информационных ценностей в условиях коммуникационного пространства.
Литература
Дорощук Е.С. Искренность без предела. Педагогика и психология журналистской деятельности. – Казань, 2000.
Дорощук Е.С. Журналист и журналистская деятельность в системе публичных коммуникаций. – Казань, 2006.
Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. – М., 2004.