Лабораторная работа № 2

Моделирование вербальной коммуникации в журналистике

Цель работы:

формирование устойчивых навыков вербальной коммуникации.

Задачи работы:

а) выявить особенности вербальной коммуникации на примере журналистских выступлений в печати, по радио и на телевидении;

б) обозначить сравнительные характеристики вербальной коммуникации в печати, на радио и телевидении;

в) построить обобщенную модель вербальной коммуникации в журналистике.

План лабораторной работы

1. Отберите характерные для журналистской коммуникации выступления в печати (газета + журнал); на радио (звукозапись) и на телевидении (видозапись). Можно использовать свои – авторские – материалы, при условии, что они были опубликованы в СМИ. Их количество может быть определено вами самостоятельно, но оно должно быть представительным – то есть содержать типичные образцы выступлений журналиста в СМИ.

2. Обозначьте критерии и признаки вербальности журналистского текста. Ориентируйтесь на типологические характеристики стля, представленного в текстах: степень открытости намерений; выразительность; инструментальность, аффективность. Заполните таблицу по образцу 1.

Образец 1

Характеристики стиля/ Текст Прямой стиль Непрямой стиль Развитый Точный Скупой Инструментальный Экспрессивный
Газетный текст (автор, название, издание)              
Журнальный текст (автор, название, издание)              
Радиотекст (автор, название, канал)              
Телетекст (автор, название, канал)              

3.Обобщив полученные сведения, обозначьте сравнительные характеристики вербальной коммуникации в печати, на радио и на телевидении. Составьте смысловые модели печатной, радио и телекоммуникации.

4.Постройте обобщенную модель вербальной коммуникации в журналистике, описав ее и представив графический вариант.

5.Сделайте выводы.

Желаем успехов!

Глоссарий

Выразительность стиля – измерение, которое определяет качество речи.

Инструментальный стиль – использование языка с ориентацией на говорящего коммуникатора.

Непрямой речевой стиль – сообщение, в котором автор скрывает или камуфлирует свои истинные намерения.

Прямой речевой стиль – сообщение, в котором представлены истинные намерения говорящих.

Развитый стиль – наличие богатого, экспрессивного обыденного языка.

Скупой стиль – использование недоговоренностей, пауз, молчания.

Стиль– метасообщение, определяющее контекст, в котором индивидам следует принимать и интерпретировать вербальное сообщение.

Стиль коммуникатора – способ передачи сообщений.

Точный стиль – соответствие информационных вкладов собеседников характеру ситуации.

Экспрессивный стиль – использование языка с ориентацией на слушающего (реципиента).

Литература

Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: Проблемы семиопсихологии. – М., 1984.

Лотман Ю.М. Текст и структура аудитории. – Тарту, 1974.

Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. – М., 2004.

Лабораторная работа № 3

Компетентностный анализ культуры творчества журналиста

Цель работы:освоить основы компетентностного анализа культуры творчества журналиста.

Задачи работы:

а) определить слагаемые культуры творчества журналиста;

б) выявить компетентности, которые обеспечивают культуру творчества в журналистике;

в) составить модель-матрицу компетентностей журналиста в условиях современного информационного пространства.

План лабораторной работы

Важно! Работа проводится в исследовательских группах (3-5 человек).

1. Выберите журналиста, личность которого известна в регионе (городе, районе и т.д.). Познакомьтесь с его творчеством.

2. Составьте подробную развернутую анкету, в которой отразите основные компетентности, присущие журналистам.

3. Проведите анкетирование-опрос журналиста и его коллег (референтный круг).

4. Обработайте анкеты по рейтинговым параметрам.

5. Составьте модели компетентностей: журналиста-автора; его референтов; исследовательскую модель группы. У вас получится три модели компетентностей. Удобнее всего представить их в виде таблицы-матрицы.

6. Сопоставьте модели. Объясните результаты.

7. Сделайте выводы.

Желаем успехов!

Глоссарий

Компетентность – это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия.

Компетентность журналиста – способность журналиста к выполнению специализированных действий в обстановке информационного поля с использованием предметных навыков, социально ориентированных, базирующихся на журналистском способе деятельности, обеспечивающем понимание цели и ответственности за совершенные действия.

Компетентность личности – в широком смысле определяется как многоаспектное, многокомпонентное явление, представляющее эффективное, результирующее поведение, в основе которого лежит совокупность трех переменных – мотивации, среды и способностей индивида, обладающее качествами кумулятивности и взаимозаменяемости.

Культура творчества журналиста – это способ творческой самореализации личности журналиста в разнообразных формах журналистской профессиональной деятельности и коммуникации, направленных на освоение, разработку, производство и передачу информационных ценностей в условиях коммуникационного пространства.

Литература

Дорощук Е.С. Искренность без предела. Педагогика и психология журналистской деятельности. – Казань, 2000.

Дорощук Е.С. Журналист и журналистская деятельность в системе публичных коммуникаций. – Казань, 2006.

Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. – М., 2004.

Наши рекомендации