Основные авторы-публицисты (1-2 подробно по выбору учащихся)

- Публицистическая деятельность И. Эренбурга

Перо Эренбурга, отмечал маршал И.Х. Баграмян, «было действеннее автомата».

За годы войны опубликовано около 1,5 тыс. статей и памфлетов писателя, составивших четыре объемистых тома под общим названием «Война». Первый том, увидевший свет в 1942 г., открывался циклом памфлетов «Бешеные волки», в которых с беспощадным сарказмом представлены главари фашистских преступников: Гитлер, Геббельс, Геринг, Гиммлер. В каждом из памфлетов, на основе достоверных биографических сведений, даны убийственные характеристики палачей «с тупыми лицами» и «мутными глазами». В памфлете «Адольф Гитлер» читаем: «В далекие времена увлекался живописью. Таланта не оказалось, как художника забраковали. Возмущенный воскликнул: «Увидите, я стану знаменитым». Оправдал свои слова. Вряд ли найдешь в истории нового времени более знаменитого преступника». В следующем памфлете «Доктор Геббельс» сказано: «Гитлер начинал с картинок, Геббельс с романов... И ему не повезло. Романов не покупали... Сжег 20 млн. книг. Мстит читателям, которые предпочли ему какого-то Гейне». Подстать первым двум и «герой» памфлета «Маршал Герман Геринг». Этот, обожающий титулы и звания, избравший своим жизненным девизом: «Живи, но не давай жить другим», также предстал в подлинном виде убийцы: «До прихода Гитлера к власти суд отобрал у Геринга ребенка – признан невменяемым. Гитлер доверил ему 100 млн. покоренных людей».

Примеров, подтверждающих, что у Эренбурга был свой, ни на чей не похожий «почерк» можно привести предостаточно из любой статьи писателя, а не только памфлета. В октябре – ноябре 1941 г. в «Красной звезде» одна за другой появились статьи писателя: «Выстоять», «Дни испытаний», «Мы выстоим», «Им холодно», в которых он прозорливо писал о неизбежном разгроме фашистов под советской столицей: «Москва у них под носом. Но до чего далеко до Москвы. Между ими и Москвой – Красная Армия. Их поход за квартирами мы превратим в поход за могилами! Не дадим им дров – русские сосны пойдут на немецкие кресты».

По короткой энергичной фразе, которая по словам редактора «Красной звезды» Д. Ортенберга, «по накалу чувств, тонкой иронии и беспощадному сарказму звучала, как «строфы стихов», безошибочно угадывалось авторство его статей.

С точки зрения Эренбурга, воспитанные на голословном интернационализме русские крестьяне, призванные на войну, видели в своих противниках таких же крестьян, пригнанных в Россию «капиталистами и помещиками». Поэтому в своих статьях, полных сатирически-едких замечаний, Эренбург пытался научить воющих «науке ненависти», возбудить их боевой пыл, боевой дух. Засвидетельствовано, что статьи Эренбурга пользовались огромной популярностью у бойцов, они расходились нарасхват, их вырезали и давали почитать однополчанам, их находили у убитых, а немецкое командование, подтверждая крайнюю действенность такого «идеологического оружия», старалось не допустить распространения статей Эренбурга на оккупированных территориях.

Также необходимо сказать несколько слов и о деятельности Эренбурга в Еврейском антифашистском комитете, созданном в апреле 1942 года и призванном оказывать помощь уничтожаемой гитлеровцами нации (материальную – сбор средств, и духовно-идеологическую – воззвания к евреям других стран). На основе собранных в годы войны свидетельств о перенесенных евреями страданиях, об их военных и партизанских подвигах Эренбург задумал издать «Черную книгу» – документальный сборник, посвященный описанию пережитых советскими евреями ужасов гитлеровской оккупации. Но в 1947 году, во время нового витка репрессий, набор «Черной книги» был рассыпан, а сама она была опубликована в Иерусалиме только в семидесятых.

- публицистика А.Н. Толстого

В военно-патриотической публицистике этого писателя широта охвата сочеталась с глубиной мысли, взволнованность и эмоциональность – с высоким художественным мастерством, оказывала огромное воздействие на читателей. Вряд ли кто другой нашел такие оттенки в словах о самом драгоценном на свете – о русском человеке и о Родине. В смертельной борьбе с фашизмом чувство Родины возобладало в его статьях над всеми другими, стало «пронзительно дорого нам». Уже в первой своей статье «Что мы защищаем», появившейся в «Правде» 27 июня 1941 г., писатель последовательно проводил мысль о том, что героизм и мужество русского народа складывались исторически и эту «дивную силу исторического сопротивления» еще никому не удавалось одолеть. Патриотическое звучание статей А. Толстого еще более усиливается оттого, что свои мысли он подтверждает конкретными историческими фактами, высказываниями о доблести русских воинов известных историков, полководцев, государственных деятелей.

Каждая страница военной публицистики А.Н. Толстого проникнута мыслью о небывалой мощи Советской России. В полную силу мотив величия нашей страны прозвучал в его статье «Родина», опубликованной 7 ноября 1941 г. одновременно в «Правде» и в «Красной звезде». Пророческие слова писателя «Мы сдюжим!» стали символом борьбы советских воинов.

Особенно активно выступал А.Н. Толстой в центральной печати в дни сражений за Москву. Его статьи появлялись также в республиканских и областных газетах: «Ленинградской правде», «Горьковской коммуне», многократно издавались отдельными сборниками. Очерк «Смельчаки», напечатанный 24 июля 1941 г. в «Красной звезде», за время войны был издан 35 раз на 17 языках народов СССР общим тиражом 2720 тыс. экземпляров.

О воздействии на читателей статей А. Толстого «Москве угрожает враг», «Нас не одолеешь», «Кровь народа» свидетельствуют многочисленные солдатские письма в адрес писателя. «Ваши статьи, – говорится в одном из них, – читаем по нескольку раз и всегда после читки статей нашу Родину-мать хочется крепче и крепче любить».

Неоднократно встречался писатель с участниками боев. Именно на основе его бесед с воинами, среди которых был и Константин Семенович Сударев, погибший 2 марта 1942 г. в боях под Орлом и посмертно награжденный орденом Отечественной войны 1-й степени, созданы «Рассказы Ивана Сударева» – самые значительные произведения А. Толстого в годы Великой Отечественной. К написанию рассказов, с наибольшей полнотой отразивших героизм советского воина, его несгибаемый характер, писатель приступил в августе 1942 г. и тогда же пять из них – «Ночью в сенях на сене», «Как это началось», «Семеро чумазых», «Нина», «Странная история» – были опубликованы в «Красной звезде». Последний рассказ из этого цикла «Русский характер», получивший наибольший читательский отклик, появился в этой же газете 7 мая 1944 г. Он явился своего рода ответом на многочисленные выступления за рубежом в годы войны, посвященные разгадке «таинственной русской души». Нередко стойкость и мужество советских людей пытались «объяснить» их пассивностью и равнодушием к жизни. Развенчивая эти измышления, А.Н. Толстой каждым очерком и статьей показывает, как истинные патриоты отстаивают свободу своего Отечества. Апофеозом героям Великой Отечественной и стал его рассказ «Русский характер», написанный, как известно, на документальной основе. Переданная в рассказе услышанная писателем история о танкисте, обгоревшем до неузнаваемости в своем танке и нашедшем силы вернуться в строй, послужила основой для воссоздания образа героя, о духовном величии которого можно было сказать: «Да, вот они, русские характеры! Кажется прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимется в нем великая сила – человеческая красота». Эта «человеческая красота» присуща бесчисленным героям военных очерков, всем, кого война «со всей яростью укусила за сердце». Раскрывая духовную красоту советского человека, писатель делает вывод, что именно идейно-нравственные категории имели решающее значение в победе над гитлеровцами.

Гневным обличителем в годы войны фашистских главарей и подобных им личностей «с уголовным прошлым и уголовным будущим» выступал А.Н. Толстой. Опубликованные в «Красной звезде» статьи «Кто такой Гитлер и чего он добивается», «Я призываю к ненависти», «Лицо гитлеровской армии» несли такой обличительный заряд, что Геббельс вынужден был оправдываться, нагло заявляя, что писатель «бессовестно лжет», пишет «окровавленным пером». А.Н. Толстой немедленно ответил Геббельсу, швырнувшему в эфир оскорбление писателю. «Заявляю на весь мир всем, – писал А.Н. Толстой в статье «Лицо гитлеровской армии», напечатанной 31 августа 1941 г. в «Правде», «Известиях» и в «Красной звезде», – всем гражданам и воинам свободных стран, борющимся с фашизмом, а также германскому народу. Я заявляю: немецкие солдаты и охранные отряды фашистов совершают столь непостижимые уму зверства, что – прав Геббельс – чернила наливаются кровью, и, будь у меня угрюмая фантазия самого дьявола, мне не придумать подобных пиршеств пыток, смертных воплей, мук жадных истязаний и убийств, какие стали повседневными явлениями в областях Украины, Белоруссии и Великороссии, куда вторглись фашистско-германские орды». Статья была столь важной, что ее незамедлительно, в тот же день, передали на иностранных языках по всему миру.

4. Выводы: один из самых массовых и востребованных жанров военной эпохи. Развивался активно, в многих жанрово-тематических модификациях, был актуален не только для прессы, но и для радио- и фото- журналистики. В этом жанре проявили себя все ведущие писатели и публицисты советской эпохи.

Материалы для ознакомления.

А.Толстой («Правда») 27.06.41 – «Что мы защищаем»; 18.10.41 – «Москве угрожает враг» (нач. словами «Ни шагу дальше!»); 7.11.41 («Красная звезда») – «Родина» («Мы сдюжим!»); апр. 1942 – цикл «Рассказы Ивана Сударева»(«Красная звезда»); 7.05.44 – «Русский хар-р». => ок. 100 статей, текстов для выступл-й на митингах и радио

И.Эренбург («Красная звезда»): 23.06.41 – «В первый день»; 26.06.41 – «Гитлеровская орда»; ст. «О ненависти», «Оправдание ненависти», «Киев», «Одесса», «Харьков»; 12.10.41 – «Выстоять!»; «Дни испытаний», «Мы выстоим», «Испытание» => ок. 1,5 тыс. памфлетов, статей, корреспонденций (4-хтомн. кн. «Война»).

Цикл памфлетов «Бешеные волки» - о Гитлере, Геринге, Геббельсе, Гимлере.

Цикл статей для зарубежн. читателей (св. 300) => кн. «Летопись мужества».

11.04.1945 «Правда» И.Эренбург «Хватит!» - об ответственности всей нем. нации за злодеяния нацистов => Александров «Тов. Эренбург упрощает» => это позиция нем. пропаганды, а не СССР

К.Симонов («Красная звезда») - «Части прикрытия», «В праздничную ночь», «Юбилей», «Истребитель истребителей», «Песни»; конкретика: «В Керченских каменоломнях», «Осада Тернополя», «У берегов Румынии», «На старой Смоленской дороге»; 15.01.42 - рассказ «Третий адъютант» (феодосийский десант) (а 14.01.42 – там же: «Жди меня»)

Вас. Гроссман («Красная звезда») – оч. «Сталинградская битва», «Волга-Сталинград», «Власов»

Сталинградская тема: Е.Кригер «Огонь Сталинграда»; П.Шебунин «Дом Павлова»; Б.Полевой «Город-герой»; Вас. Коротеев «Сталинградское кольцо»

М.Шолохов («Правда») – 22.06.42 - «Наука ненависти»; «Гнусность», ст. «По пути к фронту», «Люди Красной Армии»

Л.Соболев – «Морская душа»

А.Фадеев «Бессмертие»

А.Платонов «Сын народа».

Б.Горбатов («Правда»)– цикл «Письма товарищу»; оч. «Алексей Куликов, боец», «После смерти», «Власть», «Из фронтового блокнота» (сб. 1943 «Рассказы о солдатской душе»)

Путевые очерки Л.Славина, А.Малышко, Б.Полевого, П.Павленко.

Публицист. и проблемн. статьи: М.Калинин, А.Жданов, А.Щербаков, В.Карпинский, Д.Мануильский, Е.Ярославский.

О трудовом фронте: Б.Агапов, Т.Тэсс, М.Шагинян; Е.Кононенко, И.Рябова, А.Колосов.

Радиовыступления: А.Гайдар, Р.Кармен, Л.Кассиль, П.Мануйлов и А.Фрам, К.Паустовский, Е.Петров, Л.Соболев.

Фотопублицистика: А.Устинов, М.Калашников, Б.Кудояров, Д.Бальтерманц, М.Бернштейн, В.Темин, П.Трошкин, Г.Хомзер, А.Капустянский, С.Лоскутов, Я.Халип, И.Шагин и др. => с авг. 1941 г. ж. «Фронтовая иллюстрация» + г. «Фотогазета» (6 р./ мес – до мая 1945)

Сатира: М.Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов – Кукрыниксы + С. Маршак => сатир. отдел «Правды» + ж. «Фронтовой юмор», «Сквозняк», и др.

А.Сурков – в «Красноармейской правде» (газ. Зап. фронта) - Гриша Танкин, Вася Гранаткин, пишет стихи, статьи и песни о бойцах фронта. => здесь же 4 сент. 1942 г. – «Василий Теркин» А.Твардовского.

Из учебника Кузнецова:

Среди статей и очерков, призывавших к мести гитлеровцам, особое значение имел очерк М.А. Шолохова «Наука ненависти», появившийся в «Правде» 22 июня 1942 г. Рассказав историю военнопленного, которого фашисты подвергли жесточайшим пыткам, писатель подводит читателей к мысли, вложенной в уста главного героя: «Тяжко я ненавижу фашистов за все, что они причинили моей Родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под фашистским игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощенные в действие, и приведут к нам победу. И если любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть мы носим на кончиках штыков».

Человеческая красота защищавших свою Родину, и испепеляющая ненависть к ее поработителям – главное и в военной публицистике Н. Тихонова, регулярно присылавшего в центральные газеты статьи, очерки, стихотворные произведения из блокадного Ленинграда. «Можно без преувеличения сказать, свидетельствует редактор «Красной звезды» Д. Ортенберг, – что, если бы «Красная звезда» из художественных произведений не печатала о Ленинграде больше ничего, кроме очерков Тихонова, – этого было бы достаточно, чтобы читатель знал о жизни, страданиях, борьбе, славе и подвигах героического города». В статьях, очерках, рассказах Н. Тихонова воссоздан немеркнущий подвиг героев-тружеников города-фронта, чье беспримерное мужество вошло в историю, как «чудо Ленинграда».

За девятьсот дней блокады Н.С. Тихонов, бывший начальником группы писателей при Политуправлении Ленинградского фронта, кроме поэмы «Киров с нами», книги стихов «Огненный год» и «Ленинградских рассказов» написал свыше тысячи очерков, статей, обращений, заметок, которые публиковались не только в центральных газетах, но и часто печатались в «Ленинградской правде», в ленинградской фронтовой газете «На страже Родины». Пусть знают враги, гневно заявлял в тяжелейшие дни блокады писатель, что мы будем сражаться всюду: и в поле, и в небе, на воде и под водой, мы будем сражаться до тех пор, пока на нашей земле не останется ни одного вражеского танка, ни одного вражеского солдата.

Имеются убедительные свидетельства того, как помогало его вдохновляющее слово громить фашистов. В ноябре 1942 г. в «Известиях» появилась его статья «Будущее», в которой говорилось о скорой нашей победе. «Газета с этой статьей, – читаем в воспоминаниях писателя, – попала в партизанский край, в Белоруссию. Партизаны выпустили статью отдельной брошюрой. Молодой, беззаветно храбрый партизан Саша Савицкий погиб в неравном бою, не сдавшись врагам. Было это 25 июня 1943 г. Фашисты нашли у погибшего только эту брошюру».

Публицистика военной поры отличалась глубокой лиричностью, беззаветной любовью к родной земле, и это не могло не затронуть читателей. Называя Смоленщину самым милым сердцу краем, К. Симонов так передает свои сокровенные думы: «С особенной болью, которая живет во мне, не оставляя ни на минуту, я вспоминаю деревенские кладбища... Когда смотришь на такой деревенский погост, чувствуешь, сколько поколений легло здесь в могилы, в свою землю, рядом со своими дедовскими, прадедовскими избами, чувствуешь, какая это наша деревня, какая это наша земля, как невозможно отдать ее, – невозможно, так же как невозможно вырвать у себя сердце и суметь после этого все-таки жить»34. Что можно чувствовать к тем, кто осквернил эти святые места, усеял их трупами невинных стариков, женщин и детей? Каждый, прочитавший очерк К. Симонова «На старой Смоленской дороге», запомнит такую сцену: «Немолодой рыжеусый сапер долго, внимательно смотрит в овраг на мертвую женщину с ребенком. Потом ни к кому не обращаясь, поправив на плече винтовку, говорит глуховатым, простуженным голосом:

– Робеночка не пожалели...

Он больше ничего не прибавляет к этим словам – ни ругательств, ни крика негодования, ничего... Но за словами его чувствуется тяжелое, навсегда созревшее у него решение: не пожалеть их – тех, которые не пожалели».

Очерк «На старой Смоленской дороге» появился в «Красной звезде» 17 марта 1943 г., а месяцем раньше в этой же газете под названием «Письмо другу» напечатано одно из лучших стихотворений К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» Тематическая связь этих двух замечательных произведений очевидна.

Той же лиричностью, беспредельной любовью к жизни, к Родине и той же ненавистью к фашистам проникнуты знаменитые «Письма к товарищу» Б. Горбатова: «Товарищ! Если ты любишь Родину, – бей, без пощады бей, без страха, бей врага!».

Одна из основных тем военной публицистики – освободительная миссия Красной Армии. Без нас, писал А.Н. Толстой, немцам не справиться с Гитлером, а помочь им можно только в одном – бить гитлеровскую армию, не давая ни дня, ни часа передышки.

Военная советская публицистика вдохновляла на борьбу за освобождение все народы Европы, над которыми опустилась черная ночь фашизма. В пламенных словах, обращенных к партизанам Польши и Сербии, Черногории и Чехии, не смирившимся народам Бельгии и Голландии, растерзанной Франции, суровой и гордой Норвегии, звучал призыв как можно скорее очистить родные земли от фашистских насильников и засеять их «никем уже более, отныне и до века, непопираемой национальной культурой».

Особенность публицистики Великой Отечественной войны и в том, что традиционным газетным жанрам – статье, корреспонденции, очерку – перо мастера слова придавало качества художественной прозы. Многими удивительно тонкими наблюдениями запоминаются фронтовые корреспонденции М.А. Шолохова «По пути к фронту»: «На мрачном фоне пожарища неправдоподобно, кощунственно красиво выглядит единственный, чудом уцелевший подсолнечник, безмятежно сияющий золотыми лепестками. Он стоит неподалеку от фундамента сгоревшего дома. Среди вытоптанной картофельной ботвы. Листья его слегка опалены пламенем пожара, ствол засыпан обломками кирпичей, но он живет! Он упорно живет среди всеобщего разрушения и смерти, и кажется, что подсолнечник, слегка покачивающийся от ветра, – единственное живое создание природы на этом кладбище».

Нельзя не отметить, что в годы войны все чаще проявляется солидарность с Советской Россией в публицистике русского зарубежья. Поистине гимном «боевой мощи Красной армии» стала статья П.Н. Милюкова «Правда о большивизме», посвященная победе советских войск под Сталинградом и опубликованная в газете «Русский патриот», издававшейся в Париже с 1943 по 1945 год.

Острое чувство времени трансформировалось в годы войны не только в газетных жанрах, но и в стихах, регулярно публиковавшихся в газетах, журналах, звучавших по радио. Даже в самых жарких сражениях бойцы не расставались с полюбившимся томиком стихов К. Симонова «С тобой и без тебя», с «Василием Теркиным» А. Твардовского, со стихами М. Исаковского «В лесу прифронтовом», «Огонек», А. Суркова «В землянке», многими другими, ставшими популярными песнями.

Правдивой летописью войны стала фотопублицистика. Зрительное восприятие всего, что происходило на фронте и в тылу, оказывало самое сильное воздействие. Снимки Д. Бальтерманца, М. Калашникова, Б. Кудоярова, В. Темина, П. Трошкина, А. Устинова, Я. Халипа, И. Шагина навсегда сохранят, через какие испытания, лишения, утраты шел к победе советский народ. Корреспондент фотохроники ТАСС Я. Халин увековечил подвиг советского солдата Алексея Еременко всего за несколько мгновений до его гибели. «Комбат», так он назвал свой снимок, который побывал на всех крупнейших фотовыставках мира, стал символом Великой Отечественной и отлитый в бронзе поднялся у того украинского села, где погиб ставший всемирно известным герой.

Можно утверждать, что тысячи советских журналистов, среди которых были сотни и сотни писателей, тоже превратились в воюющую организацию. В одном из писем фронтовики писали А.Н. Толстому: «В дни Великой Отечественной войны Вы, Алексей Николаевич, тоже являетесь бойцом, и мы чувствуем, как будто Вы находитесь с нами совсем рядом, плечом касаясь каждого в строю. У Вас иное оружие. Но оно так же остро, как наши штыки, как клинки наших красных конников: его огонь такой убедительный, как огонь наших автоматов и пушек. Мы вместе громим обнаглевших фашистов».

Вопрос № 24. Послевоенная советская журналистика как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и функционирования.

План-схема.

1. Исторический контекст: в послевоенной истории СССР выделяются такие процессы, как вторая волна репрессий в конца 40-х годов, как оттепель конца 50-х – начала 60-х годов, как эпоха застоя 70-х – начала 80-х. Но, хотя каждый из этих периодов характеризуется некоторыми изменениями в тематике выступлений в прессе, обновлением жанрового репертуара, выполняемые СМИ функции, их общественная роль, свойственная им пропагандистская позиция в своей основе оставались неизменными. Каждый глава государства использовал СМИ как инструмент своей политики, через СМИ боролся с инакомыслящими (кампания против «безродных космополитов», травля Б.Л. Пастернака, И.А. Бродского, А.И. Солженицына, А.Д. Сахарова и др., происходившие в разные политические эпохи по схожему сценарию).

2. Процессы, характеризующие СМИ как единый пропагандистский комплекс:

- количественный рост изданий, тиражей, развитие системы радио- и телевещания. Подобный рост определялся не столько востербованностью прессы, сколько государственными нуждами по политическому и общественному воспитанию населения.

Периодика: Период характеризуется, прежде всего, дальнейшим количественным ростом изданий и их тиражей. Если в 1956 г. выходило 7246 газет разовым тиражом 48,7 млн. экз., то к 1985 г. их стало около 8,5 тыс., а тираж превысил 180 млн. экз. Впечатляют показатели роста тиража центральных газет: к 1985 г. он достиг у «Правды» – 10 млн. экз., у «Известий» – 8 млн., у «Комсомольской правды» – 17 млн., у «Труда» – 18 млн. экз. Рост тиража газеты «Труд» оказался самым значительным: в 1962 году он составлял всего 540 тыс. и увеличился, следовательно, в 33 раза! Газетно-журнальный информационно-пропагандистский комплекс Советского Союза к 1985 г. представляли 13,5 тыс. периодических изданий. Эта были, в том числе 40 всесоюзных, 160 республиканских, 329 краевых, областных, окружных, 711 городских, 3020 районных, 3317 низовых, 97 газет автономных республик и областей. Газеты издавались на 55 языках народов СССР и 9 языках зарубежных стран. Из вновь созданных газет особого внимания заслуживают «Советская Россия» (1956), «Социалистическая индустрия» (1969), «Литература и жизнь» (1957, с 1963 – «Литературная Россия»), еженедельник «За рубежом» (1960; до войны выходил под редакцией A.M. Горького – с 1932 по 1938 г.), массовая республиканская «Рабочая газета» (1957 г., издававшаяся в Киеве на украинском и русском языках), «Книжное обозрение» (1966) – еженедельник Комитета по делам печати при Совете Министров СССР).

Журнальная периодика: ежегодное пополнение журналов и изданий журнального типа составляло 30–40 новых названий. Среди вновь созданных следует выделить журналы: «Аврора» – общественно-политический и литературно-художественный орган ЦК ВЛКСМ, Союза писателей РСФСР и Ленинградской писательской организации (1969), «Человек и закон» – орган Министерства юстиции СССР (1971), достигший к 1985 г. десятимиллионного тиража, «Вопросы литературы» (1957), «Вопросы истории КПСС» (1957), «Советская печать» (1955, с 1967 – «Журналист»; до Великой Отечественной войны выходил под названием «Большевистская печать» – (1933–1941 гг.). С февраля 1984 г. стал выходить приложением к «Комсомольской правде» журнал «Собеседник» – первое в нашей стране журнальное иллюстрированное издание в цвете.

Радио:

Всесоюзное радио в нач. 1980-х – ежесуточно 5 программ (178 час.).

I. Первая программа – информац., общ.-полит. и худож. (20 час., 4 дубля)

II. Вторая программа – «Маяк» - круглосуточн., информац.-музык. Транслируется одновременно для всех районов страны.

III. Третья программа – лит.-музык. (17 час.)

IV. Четвертая – музыкальная.

V. Пятая программа – круглосуточная, обществ.-полит. и художеств. Адресована гражданам страны за ее пределами (морякам, рыбакам, полярникам и др.)

Радиовещание на заруб. страны – в нач. 1980-х – на 67 языках 222 ч/сутки из Москвы и 9 столиц союзн. республик. С 1979 – круглосуточн. служба Московского радио на англ. языке.

ТВ. (самое массовое СМИ эпохи, его пропагандистские возможности растут с ростом аудитории). В 80-х две первые программы носят общественно-политический характер, используются для поддержания нужного умонастроения в стране:

1970 г. – Госкомрадио и ТВ преобразован в союзно-республиканский Госкомитет СовМина СССР по ТВ и радиовещанию.

1977 – аудитория ТВ 195 млн чел. (77 % страны)

нач. 1980-х – 230 млн. чел. (87,9 % населения).

I. Первая общесоюзная: информационная, общ.-полит., культ.-образоват., худож., спортивная (230 млн. чел., V вещания – 13,6 час.). «Орбита – 1… 4» - 4 дубля на разных часовых поясах.

II. Вторая общесоюзн. программа – культ.-просветительская (лит.-драмат., музык., детск. передачи, передачи местн. телестудий и стран СЭВ) – 114 млн. чел., 43,5 % населения, 13,5 час. – что

III. Московская программа.

IV. Четвертая (учебная) программа

С октября 1967 г. – первые передачи Останкинского ТЦ в цветном изображении

с 1 окт. 1976 г. – ЦТ переходит на круглосуточное вещание (для Якутии, Красноярского края и Тувы)

с 1987 г. – программа «Время» с сурдопереводом

1985 г. – радиовещанием охвачена практич. вся территория СССР; ТВ – 93 % населения страны.

- параллелизм в структуре радио- и телевещания страны (1 программы – общественно-политические, 2-ые культурно-просветительские, 3-4-ые программы – обучающее-развлекательного характера (музыка, образование).

- переход некоторых популярных изданий под непосредственное партийное руководство. Развитие газетной периодики характеризуется значительной реорганизацией отдельных центральных изданий. Нельзя не отметить преобразования некоторых из них в органы ЦК КПСС. С марта 1960 г. органом ЦК КПСС стала «Экономическая газета», с апреля этого же года «Сельская жизнь», с августа 1972 – «Советская культура». В постановлениях о преобразовании этих газет в органы ЦК КПСС подчеркивалось, что они «призваны вести активную борьбу» за осуществление политики партии в развитии народного хозяйства, исходить в пропаганде вопросов культуры «из ленинских принципов партийности художественного творчества».

- полемика в СМИ осуществляется на санкционированные руководством темы и в дозированном объеме, обсуждаются большей частью положительные стороны внутренней и внешней политики, отрицательные стороны стремятся замалчивать

(наиболее острые темы:

сельское хозяйство, усилия публицистов Дороша, Черниченко и др.

экономическая реформа (новые методы хозяйствования: реформа 1965 года (июль 1966 – «Правда» «Эффект реформы»),опыт хозрасчетных предприятий, хозрасчетные отношения, техническое переоборудование, улучшение качества продукции («Правда», «Экономическая жизнь», «Социалистическая индустрия»).)

внешняя политика («интернациональный долг» в Афганистане (1979): «ограниченный контингент советских войск» - репортажи Ал-ра Каверзнева, очерки Ал-ра Проханова (1984))

- массовые акции в СМИ, приуроченные к юбилейным датам советской истории и проводимые синхронно во всех отраслях СМИ (праздничные целевые номера, посвященные годовщинам революции и образования СССР «Правда»: «Идем к Октябрю» (ежедневная рубрика); 50-серийная лента «Летопись полувека» (2-я пол. 1960-х гг.); телесериал «Год за годом», посвящ. 60-летию Октябрьской революции (воспоминания участников; затушеваны трагич. страницы, в последних сериях – гимн Л.И.Брежневу)

- борьба с инакомыслящими во всех сферах культурной и общественной жизни

26.VI.1968 ЛГ – ред. статья объявила «всенародный поход» против писателей-диссидентов: «…господа из западного мира без всякого смущения обходят одно щекотливое обстоятельство: в качестве идеального образца писателя они провозглашают тех, кто нападает на советскую политику… В писатели срочно производится, к примеру, графоман и шизофреник В.Тарсис, строчивший в огромных кол-вах свои бесталанные, но зато открыто антисоветские писания… И вот выращивают очередной «гомункулус» - на щит поднимается со своими «мемуарами» Светлана Аллилуева. <…> <Имя Солженицына> взято на вооружение западной пропагандой и широко используется в провокационных, антисоветских целях… Писатель Солженицын мог бы свои литературные способности целиком отдать Родине, а не ее злопыхателям. Мог бы, но не пожелал».

15.XI.1968 г. «Советская Россия» В.П.Соловьев-Седой «Модно – не значит современно»: «Сегодня мы видим, как поток самодеятельных песен захватывает широкие слои молодежи… Авторы песен, т.н. барды и менестрели, хорошо знают психологию слушателей… Но, к сожалению, словарный запас многих песен ограничен лексикой людоедки Эллочки. Желанной гостьей в них стала пошлость и блатные словечки… И право же, не было бы ничего страшного в том, что кто-то сочиняет незамысловатые вирши… если бы многие наши ребята не считали это рифмоплетство эталоном поэтического новаторства, хриплый простуженный голос – вершиной вокального искусства, а монотонное треньканье на двух гитарных струнах – образцом современного музыкального строя. <…> К сожалению, сегодня приходится говорить о Высоцком как об авторе грязных и пошлых песенок, воспевающих уголовщину и аполитичность. Советский народ посвящает свой труд и помыслы высокой цели – строительству коммунистического общества… Но что Высоцкому и другим бардам до этих идеалов. Они лопочут о другом…»

29.VIII.1973 – начало «антисахаровской» кампании: «Правда»: «письмо сорока» академиков «Когда теряют честь и совесть»: «Мы выражаем свое возмущение заявлением академика Сахарова и решительно осуждаем его деятельность, порочащую честь и достоинство советского ученого… Мы надеемся, что академик Сахаров задумается над своими действиями»; 31.VIII.1973 «Правда» - коллект. письмо членов СП СССР: «поведение таких людей, как Сахаров и Солженицын, клевещущих на наш государственный и общественный строй, пытающихся породить недоверие к миролюбивой политике Советского государства и по существу призывающих Запад продолжить политику «холодной войны». До конца сентября – письма членов АН СССР, АМН СССР, АПН СССР, Сиб. отд. АН., проф. МВТУ им. Баумана, коллектива ЗИЛа, сельских механизаторов с осуждением Сахарова.

11.IV.1982 – КП «Рагу из синей птицы» => критика «Машины времени», НО: массовая поддержка в стране, мешки писем.

- протестные процессы: формирование прессы «самиздата», слушание зарубежных русскоязычных радиостанций антисоветского характера

30.IV.1968 – первый номер бюллетеня «Хроника текущих событий» - Илья Габай, ред. Нат. Горбаневская => выходила кажд. 2-3 месяца– к концу 1983 на Западе опубликовано 64 выпуска (9 из них – в Самиздате 1968-1971): Ред. С.Ковалев, А.Якобсон, И.Габай: тетрадка 10-15 стр., отпеч. на пиш. машинке: факты, информация (С.Ковалев – 7 лет лагерей + 3 года ссылки за то, что из 2800 эпизодов в 7 №№ не подтвердились 2) (1969 – арест Горбаневской, окт. 1972 – арест практ. всех издателей и авторов хроники).

Выводы.

СМИ послевоенного времени: активно развивающая структура, но развитие это носит не качественный, а количественный характер. Руководство стремится контролировать и унифицировать разно-жанровые СМИ (напр., радио и тв), контролировать прессу, используя ее пропагандистские возможности, проводя масштабные акции («юбилярии»), посвященные воспеванию советского строя. СМИ этого периода ориентированы не на полемику, а на утверждение некой заранее данной истины. В ответ в обществе нарастают протестные настроения, приводящие к возникновению неподцензурных, «самиздатовских» бюллетеней и альманахов.

Дополнительные материалы:

1970 г. – 7250 газет разовым тиражом 140 млн экз.

1977 г. – 7985 г. тир. 168 экз. на 56 языках народов СССР., 386 центр., респ., краевых (1/3 от всех изд.). «Правда» - 10,6 млн экз.; «Известия» - 6 млн. экз; «Комсомольская правда» - ок. 10 млн. экз.

Ок. 7 тыс. ж. с годовым тиражом ок. 3 млрд экз. «Работница» - 13 млн. экз.; «Крестьянка» - ок. 7 млн. экз.

За 1970-1975 гг. тираж газет вырос на 29 %, журналов – на 17,5 %.

В 1976-1978 гг. – создано свыше 400 новых газет, 113 журналов. Раз. тираж центр., респ., краевых, областн. гг. – 85 млн. экз.

1985 г. 8,5 тыс. тиражом 180 млн экз. («Правда» - 10 млн; «Известия» - 8 млн; «Комсомольская правда» - 17 млн; «Труд» - 18 млн экз (в 1962 г. – 540 тыс: => рост – в 33 раза).

1984 г. – 5070 ж. 3,5 млрд. экз. («Крестьянка» - 14,6 млн, «Работница» 16,1 млн, «Здоровье» 16,6 млн).

НО: сохранялся принцип директивной подписки.

К сер. 1980-х гг. – ок. 14 тыс. период. изд., 200 центр. и местн. изд-в.

В 1960-1970-е гг. – ежег. выпускалось от 65 до 80 тыс. названий книг тиражом ок. 1,5 млрд экз.

Журналы:

ж. «Аврора» - общ.-полит. и лит.-худ. орган ЦК ВЛКСМ, СП РСФСР и Ленингшрадской писательской организации (1969)

ж. «Человек и закон» - орган Министерства юстиции СССР (1971) – к 1985 г. тираж – 9 млн экз.

еженед. «Книжное обозрение» (5.V. 1966) – еженед. Комитета по делам печати при Сов. Министров СССР и Всесоюзного добровольного общества любителей книги (распространялось не по подписке, а по предприятиям => иноформация о новинках книгоиздания)

ж. «Кругозор» - обществ.-полит. и лит.-музык. ежемесячник Госкомитета СССР по радиовещанию и ТВ (1964) => текст + фото + голос героя на гибкой грампластинке. + приложение «Колобок» (с 1968)

27.I.1967 ред. ст. «Правды» «Как отстают от времени»: «К сожалению, из нашей многообразной действительности внимание НМ привлекают не те факты и явления, показывающие, что из всех испытаний наша партия и народ выходили еще более закаленными и сильными, с непоколебимым революционным оптимизмом, а в большинстве случаев лишь явления одного ряда, связанные с теневыми сторонами, с разного рода ненормальностями, с боезнями «бурного роста»… Редакция НМ проходит мимо героики и романтики. Более того, ж. не упускает возможности едко поиронизировать, а то и поиздеваться над произведениями, опубликованными в других органах печати, если там делается попытка – пусть не всегда удачная – утвердить героическую тему, показать героический характер… Взамен революционера и борца такие критики на первый план выдвигают персонажей, обиженных судьбой, людей с ущербной психологий и моралью, общественно пассивных, этаких откровенных «антигероев». Защите этих позиций посвятил многие страницы в ж. критик В.Лакшин» => засед. Секретариата СП СССР выст. А.Твардовского: «Часто говорят: «Линия НМ». И чаще всего под этим имеется в виду линия дурная, порочная, противопоставляющая себя линии нашей партии в литературе. Подразумевается вообще, что само по себе наличие линии – это уже что-то греховное, противопоказанное советскому ж… Ж., не имеющий такой линии – это издание безликое, неразборчивое относительно формы и содержания публикуемых произведений, то есть серый ж., каких у нас, к сожалению. достаточно… «НМ» открыто заявляет о своих идейно-эстетических пристрастиях и воспринимает как похвалу странные упреки в том, что он «гнет свою линию». «Гнуть свою линию» - значит быть принципиальным, держаться того, в чем убежден и что усвоено из того учения, которое всесильно, потому что верно».

Наши рекомендации