Глава 3. Речевые приемы аргументации
Для большей убедительности доказательства журналист-аналитик использует все многообразие средств и приемов создания оценочности, характерные для публицистического стиля русского языка.
Лексические средства | |
Оценочная лексика Эмоционально-оценочная лексика Тропы (эпитеты, метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, сравнение, аллегория, ирония, гипербола, литота, перифраза) Заимствования Преобразование лексической сочетаемости Использование разных видов фразеологизмов, а также их трасформация. | Полезный, важно, опасно Пособник, главарь, наводнить, оболванивание В Эстонии принято говорить о руке Москвы (аллегория) Мониторинг, шоумен и т.д. Экология языка, стагнация души, клеймо милосердия и др. Украинский полковник добавил ложку дегтя в бочку меда (ироничная трансформация фразеологизма «ложка дегтя в бочке меда»). |
Морфологические особенности | |
Эмоционально - оценочные морфемы | Ультраправые, прокоммунистические, дедовщина, лукавинка и др. |
Синтаксические особенности | |
Антитеза (сопоставление противоположных понятий) Паралеллизм (сходное построение смежных предложений, часто с использованием антитезы) Анафора (повтор одинаковых слов в начале предложений или их частей, обычно – при синтаксическом параллелизме) Эпифора (повтор слов в конце предложений) Экспрессивный повтор (включает анафору, эпифору, а также повтор слов в середине предложений – любой стилистически оправданный повтор в пределах одной или нескольких фраз) Градация (нарастание, реже – убывание) Инверсия (стилистически значимое изменение обычного порядка слов) Эллипсис (пропуск сказуемого, придающий речи динамизм) Парцелляция (разделение одного предложения с помощью точки на несколько частей – две или более – в экспрессивных целях) Риторический вопрос (вопрос, заданный не с целью получить ответ, а с целью привлечь внимание) Риторическое восклицание (восклицание как специальный прием выразительной речи) | И очень скоро оставшийся на свободе личный состав услышал крики и стоны пытаемых сослуживцев, а потом и их самих со следами пыток на теле и с рассказом о том, как вышеперечисленные отцы-командиры лупилиих черенками саперных лопат А ведь удержание - это последнее дело. Главное - это освоить, освоить полностью, экологично, экономически эффективно, социально привлекательно. Граница расселения русского (а точнее, в старорежимной лексике - великорусского) народа совершенно не определена и зыбка. Границы РФ с Украиной и Белоруссией случайны… (Н.Журавлев) И НИ ОДНА из машин, НИ ОДИН из офицеров не остановились, чтобы спросить: а что, собственно, случилось?.. (А.Политковская) То есть под псевдонимом России по-прежнему скрывается Московское царство- государство, империя Hового времени, созданная по принципу империиримской, империи, подвластной городу - метрополису. До Волгограда было почти 180 километров. И все это расстояние 54 солдата прошли строем, ни от кого не скрываясь, по обочине оживленного шоссе, по которому туда-сюда проезжали в том числе и офицеры 20-й дивизии. (А.Политковская) Шеварднадзе тоже сразу согласился пленных чеченцев отдать и к понедельнику найти в Панкиси «Аль-Каиду».(В.Ширяев) Причина — в Баку, где на днях начинается строительство стратегического нефтепровода Баку- Джейхан.(В.Ширяев) Все-таки приятно жить в империи. Hо только не в Российской (Н.Журавлев. В поисках метрополии) И при чем тут Чечня, спрашивается, причем борьба с терроризмом? (В.Ширяев) Если развивать эту «логику», то затопление четырех огромных неповрежденных отсеков и пожар произошли ДО взрывов на лодке. Нелепо! |
Стилистические особенности | |
Просторечная лексика, жаргонизмы Стилистический контраст | Что до Зауралья и далее до пока еще "нашенского" города Владивостока, то, конечно, хорошо бы сохранить все это в целостности и сохранности. Мораторий на сплетни и дрязги, Министерство труда не лыком шито |
Особое внимание при развертывании рассуждения нужно уделять учету возможных реакций адресата, т.е. диалогичности текста. Диалогичность выражается при помощи воспроизведения в тексте чужой речи (прямой или косвенной речью), внутреннего диалога (вопросно-ответные конструкции), обращенности к читателю и посредством демонстрации читателю хода своей мысли.
Передача чужой речи (прямой и косвенной речью) и выражение несогласия и согласия с ней (оценочными словами, отрицательными предложениями, противительными союзами, вводными словами, выражающими несогласие) | Подтверждающей звукозаписи по-прежнему нет. Зато есть заключение корреспондента: «По мнению сотрудников ФСБ, найденная видеозапись доказывает, что ответственность за операцию лежала именно на Масхадове. Достаточно посмотреть, как он тщательно фиксирует все указания арабских командиров». А вот недостаточно. Надо еще и послушать. Вполне вероятно, что «фиксировались указания» относительно боевой операции. Ногде доказательства, что этой операцией был именно теракт на Дубровке? (Е. Рыковцева) |
Передача внутреннего диалога при помощи построения вопросно-ответных комплексов | Мы и вправду видим карту местности, преимущественно зеленого цвета. Какой местности? Явно не Москвы, не района Крестьянской Заставы, где находится ДК шарикоподшипникового завода. Может быть, это окрестности Хасавюрта, откуда террористы поехали в Москву на автобусах? И боевики пытаются определить, где там автовокзал? Медведев тем более не объясняет, с чего он решил, что боевики обсуждают подготовку теракта. (Е.Рыковцева) Hо что отличало созданную в 1721 г. империю от иных империй? Если коротко, то нищета метрополии, из которой подданные всеми правдами и неправдами бежали навстречу солнцу, аж Тихий океан перепрыгнув. (Н.Журавлев) |
Обращенность к читателю Обращение Побудительные конструкции Объединение своей позиции с позицией читателя | Позвольте вам, уважаемый читатель, задать вопрос… Оформляются с помощью слов помните, вдумайтесь, согласитесь, если задуматься и т.д. Hо если мы дадим себе труд взглянуть на карту под названием "Hароды", то увидим, что область, закрашенная цветом русского народа, имеет форму некоей кляксы с длинным тонким хвостиком в окружении других мелких кляксочек. (Николай Журавлев) (Н.Журавлев) |
Демонстрация читателю хода своей мысли 1. Проявление причинно-следственных связей с помощью: наречий союзов конструкций связи вводных слов и словосочетаний 2. Формулировка вывода с помощью резюмирующих слов и конструкций | Поэтому, потому, сначала, затем, наконец В связи с тем, что, если, потому что, так что, ибо, то есть, так как и др. Причина в том, что, следствием этого является С одной стороны, с другой стороны, действительно, так, например, во-первых, во-вторых. Итак, таким образом, следовательно, подведем итоги, в заключение скажем. |