Интервью с заклинателем духов
Любители восточной мистики не похожи друг на друга. Кто-то не вылезает из состояния медитативной прострации. Кто-то организует пикеты против войны в Чечне.
Некоторые общины могут похвастаться тысячами приверженцев. Некоторые – совсем маленькие. В пушкинском дзен-буддийском храме всего шестеро прихожан.
Активное «Общество друзей Тибета» до истерики довело Генконсульство КНР требованиями выпустить из тюрьмы пятилетнего мальчика, являющегося новой инкарнацией Панчен-ламы, второго лица буддийской иерархии.
Любопытства ради я как-то сходил с ними в здание консульства. Делегация «Друзей» состояла из некрасивых русских девушек в очках и двух круглолицых и равнодушных монахов-тибетцев.
Насколько мне было видно, кисти их рук, торчащие из рукавов дешевых зимних пальто, были растатуированы значками тибетских мантр.
Всю компанию провели внутрь консульства, напоили чаем с тортом и начали выпроваживать. Низенький вице-консул вызвался проводить нас до двери и тоже зашел в лифт.
Один из монахов молча протянул ему петицию с требованием освободить ребенка. Китаец сказал, что не имеет полномочий ее принять.
Поверите? Именно в эту секунду лифт застрял, и все мы просидели внутри больше трех часов.
А еще в городе есть тантристское общество «Панчама-Веда».
Вообще-то, тантризм – это не религия. Тантрой называют смесь индийской магии, древних ритуалов и приемов управления скрытыми силами Космоса.
Тантристы могут поклоняться Будде. Могут – Солнцу. Могут вообще не верить в Бога. Впрочем, чаще всего они верят в бога, которого зовут Шива. В божество-разрушителя, изображаемого в окружении несвежих покойников и женщин-жриц, выглядящих, как постер из «Penthouse».
Лидера «Веды» звали Александр Ольшевский. Средних лет, невысок. Светлые волосы собраны в pony-tail. Член одного из проблемных советов при Университете. И вообще – человек интересной биографии.
Знаток священных писаний и бывший заключенный. Аскет, играючи говорящий о нюансах сексуальных практик. Интеллигентная речь, иконописное лицо. А случись что, и чтобы вырубить оппонента, никакой электрошокер ему не понадобится.
– В свое время, больше двадцати лет назад, я был членом Общества сознания Кришны. Движение тогда только-только проникало в СССР. Я самостоятельно изучил санскрит, читал древние тексты. Рассказывал об этом людям.
За это, кстати, в 1979-м был арестован и осужден. Некоторое время сидел. Я не зацикливался на учении Кришны. Изучал, сравнивал. Постепенно понял, что высшая мудрость есть только в тантре.
Когда у меня появились единомышленники, мы зарегистрировали общество «Панчама-Веда». Стали рассказывать людям о тантризме.
К сожалению, средний человек сегодня знает о тантристах только, что эти люди занимаются культовым сексом…
– А вы занимаетесь?
– Как сказать? Сексуальные ритуалы – это важная часть тантры. Считается, что через подражание сексуальной близости богов можно вступить с этими богами в контакт.
– То есть? Как это выглядит на практике?
– В этом ритуале есть несколько ступеней. Сперва человек ест мясо. Потом зажигает благовония перед «йони», половым органом богини Шакти. Потом пьет вино. Только после этого можно переходить к высшей ступени, к самому половому акту.
Такой секс дает слияние с Богом. Позволяет овладеть многими сверхъестественными способностями.
– Все равно не очень понятно.
– Что именно вы хотите понять? Невозможно открывать подробности ритуала непосвященному. Этого нельзя делать! И многие учителя тантры в Индии говорят, что европейцам вообще нельзя пользоваться такими практиками.
– Вы были в Индии?
– Был. Ездил с друзьями. Если лететь группой, то с «Аэрофлотом» можно договориться, выйдет подешевле. Сперва думали найти спонсоров, но денег никто не дал. Пришлось занимать.
То, что я видел в Индии, меня по большому счету впечатлило. Храмы, библиотеки, монашеские ордена…
Монахи, кстати, очень импозантны. Ходят практически голыми, с такими гривами спутанных волос. Посыпают себя пеплом, оставшимся от кремации человеческих тел. Некоторые живут на кладбищах всю жизнь. Даже едят из человеческих черепов.
– Зачем такие ужасы?
– Это тоже часть ритуалов. В некоторых практиках во время той поездки мне удалось поучаствовать.
– Как интересно!
– Многие ритуалы секретны. Я не могу о них говорить. Есть, например, такой обряд «Шива-Садхана». Он проводится ночью, сидя верхом на трупе.
– Вы в нем участвовали?
– Это очень полезный ритуал. К сожалению, правда, и трудоемкий тоже. Нужно долго выбирать время, место, сам труп… У нас такие ритуалы будут проводиться не скоро.
А в Индии люди с удовольствием завещают свои тела на проведение «Шива-Садханы». В руки опытного тантриста я бы и сам отдал принадлежащее мне тело.
– Какие ритуалы вы проводите в Петербурге?
– Сейчас почти никакие. А раньше у нашей группы было помещение на Фонтанке. Туда съезжались десятки человек. Там можно было несколько дней подряд отмечать праздники. Например, зимнее десятидневное торжество «Шиваратри». Это слово означает «Ночь Шивы»…
– Ночь Шивы? Знаете, я смотрел кино про Индиану Джонса…
– Я понимаю. Для непосвященных Ночь Шивы – это обязательно что-нибудь… ну, с человеческими жертвоприношениями.
В Индии действительно часто все так и происходит. Или в Москве. Московские тантристы – они и головы черным петухам рубят, и кроликов потрошат, и вообще…
А у нас совсем другая задача. Приходит человек и просит: научите меня летать! Я ему объясняю: летать или с демонами разговаривать – это не главное! Этому его и без нас научат. А в тантризме главное что?
– Что?
– Самоусовершенствование! Мы не сатанистская секта. Мы учим людей быть лучше!
– Боги, жующие сырое мясо… культовый секс… бусы из человеческих черепов… А вы точно не сатанистская секта?
– Конечно, многие наши практики очень напоминают те древние культы, которые принято называть сатанизмом. Но сказать, будто мы поклоняемся сатане, будет неправильно.
Тантра – это высшая мудрость. Сатана и его демоны вызывают у нас не ненависть, а сочувствие. Лично я так и отношусь к демонам – с сочувствием.
Существует даже такой ритуал, в котором тантрист отдает демонам в пищу свое тело. Это долгий ритуал, он может длиться всю ночь.
Сперва с помощью магических предметов нужно созвать духов. Затем мысленно отрезать себе голову… вежливо предложить собравшимся существам отведать своей теплой крови…
– Заметьте: не я об этом заговорил! Но ведь с христианской точки зрения единственное, что получает человек в результате… э-э-э… в результате того, чем занимаетесь вы, это ад. Вечная смерть души. Не страшно?
– Нет. Причины угодить после смерти в ад есть у всех. У меня. У вас. У каждого…
– У меня нет причины угодить в ад.
– Это вы так считаете. А магия? Да, я занимаюсь магией. И что? Многие занимаются магией. Вот если я начну применять ту огромную силу, которую дает мне тантра в земных целях… да еще кто-нибудь в результате погибнет… тут результат мне понятен.
Другое дело, что в существование вечного ада я не очень-то и верю. Древние книги утверждают, что адов на свете много. Кто знает? Может быть, в некоторых адах жизнь не так и беспросветна, как принято считать?
Макароны по-буддийски
Самой же популярной дальневосточной религией в Петербурге является буддизм. В городе зарегистрировано больше буддийских общин, чем в Москве и традиционно буддистской республике Тыва, вместе взятых.
Храм петербургских буддистов, самый северный действующий буддийский храм планеты, называется замысловато: «Дацан Гунзэчойнэй» – «Место распространения святого Учения Будды, Сострадательного ко всем».
Дацан посвящен божеству Калачакре, которое ответственно за сохранение тайной мудрости и обитает в райской северной стране Шамбале.
До революции тибетцы подозревали, что Шамбала располагается где-то на территории Российской Империи. Когда в 1913-м было получено разрешение на строительство храма, верующие дружно сбросились на это мероприятие.
Православные ходили пикетировать стройплощадку капища идольского. Доходило до погромов. А по Тибету ползли слухи, что наследник престола цесаревич Алексей есть на самом деле воплощение одного из будд, что Далай-лама узнал в нем будущего Просветителя Севера и что при попытке крестить наследника тот бьется в истерике и не дается.
Сегодня при храме живет дюжина юных монахов. По национальности в основном бурятов. Хотя есть парни и из Тибета.
Встают монахи в семь утра, ложатся спать за полночь. День начинается с храмовой службы, которая длится до двух с половиной часов. Потом каждый занимается самоусовершенствованием по им же самим разработанной программе.
Кто-то медитирует. Кто-то – переводит старинные трактаты. Кто-то просто учит английский язык.
Едят буддисты трижды в день. Никаких изысков: на стол подают то, что купили в ближайшем гастрономе. Жарят котлеты. Варят макароны. Пьют чай. Алкоголь не употребляют принципиально.
Впрочем, если лично вы алкоголь любите, то во дворе дацана имеется особое буддийское кафе. Сделайте заказ по телефону, и вас угостят не только пивом, но и «бозами по-монастырски» – теми же пельменями, но большими, слепленными вручную, и очень вкусными.
Руководит монахами Буда Бадмаев, замнастоятеля дацана и председатель Религиозного объединения буддистов Санкт-Петербурга.
Кабинет Буды Бальжиевича ничем не выдавал экзотический род занятий хозяина. Компьютер, факс, стопкой сложены бумаги. Вот только на стене висит громадное изображение рогатого и трехглазого уродца, декорированного человеческими черепами.
На стуле Буда Бальжиевич предпочитал сидеть, по-турецки сложив ноги. Зябко кутался в бордовый плащ, надетый на голое тело.
В Петербурге он живет уже пятнадцать лет. За это время успел получить два образования: педагогическое и экономическое. Уверяет, что оба пригодились.
– К христианским священникам принято обращаться «отец мой». А к вам?
– Зовите меня лама. Просто лама. А вообще-то мое монашеское имя Джампа Доньёд. По-тибетски это значит «Основа всего – доброта».
– Расскажете о том, как люди становятся буддийскими монахами?
– Рассказывать о себе нам запрещено обетами. Но раз вы настаиваете…
Лично я, решив стать монахом, уехал учиться в Улан-Удэ. Там принял первые 36 обетов из 256 и поступил в Буддийский университет.
– Что же за предметы изучают в ВУЗе с таким названием?
– Тибетский язык. Астрологию. Искусство ведения религиозных диспутов. Ритуалы.
Ритуалов у нас много. Например, молодые люди решили вступить в брак. Перед этим им обязательно нужно прийти в дацан. Мы проведем гадание, рассчитаем гороскоп, учитывающий кармические факторы. Предупредим, когда и чего стоит опасаться.
Или другой случай. Сейчас многие европейцы начинают без помощи опытного ламы заниматься буддийскими медитациями. Разумеется, очень быстро они попадают под власть злых демонов. Для таких людей мы проводим ритуал изгнания духов. Учим, как не попадать под их власть в дальнейшем.
Очень важны ритуалы, проводимые в момент умирания. С помощью «Бардо Тхёдол» – «Книги Мертвых», и еще с помощью надавливания на определенные точки на теле, опытный лама может перенести сознание умирающего в гораздо лучшие миры, чем тот заслужил.
– Что значит «опытный лама»?
– Не люблю об этом говорить. Но раз вы настаиваете…
У нас в Бурятии, в Монголии… о Тибете и не говорю… есть ламы, которым больше ста лет. Они умеют летать. Взглядом гасят свечи.
– Вы в это верите?
– Я это видел.
– То есть, если я найду такого ламу, то могу делать, что угодно и что угоднее, а он все равно после смерти отправит меня в рай?
– Зачем ждать смерти? Есть ритуалы, позволяющие оказаться в раю уже при жизни.
– Но ведь, насколько я знаю, буддисты не верят в рай?
– Это я просто так выразился. Вы говорите, как христианский священник. Ко мне иногда ходит в гости священник. Он задался целью меня переубедить. Рассказывает о Страшном Суде. А я ему – о том, что не будет никакого суда.
– И кто победил?
– Никто не победил. Мы просто разговариваем.
– Нынешний Далай-лама XIV все свободное время посвящает ремонтированию наручных часов. А у вас есть хобби? Футбол? Банька? Политические телепередачи?
– Вообще-то у нас в монастыре есть телевизор. Некоторые монахи ходят постоянно с плейером. Но лично у меня времени на хобби нет. Я занимаюсь собой. На это уходит все время.
Хотя, можно сказать, что мое хобби – это тибетская медицина. Я изучаю методы различных прижиганий, лечу людей.
Мы еще долго беседовали с ламой, носящим монашеское имя Джампа Доньёд. Я спрашивал его мнение по поводу альбома «Танцы тибетских лам», записанного певицей Линдой. Он объяснял мне, как влияет на карму супружеская неверность.
Только в самом конце, уже почти попрощавшись, я все-таки задал вопрос, который давно вертелся у меня на языке.
Я спросил:
– Скажите, лама, а сами-то вы, перед тем как уйти в нирвану, будете рождаться в нашем мире еще разик? Или это ваше перерождение – последнее?
Лама ничего мне не ответил. Он лишь взглянул на меня раскосыми глазами и усмехнулся. Его восточная улыбка не выражала ни малейшей эмоции.
Глава 9
Работа с редактором
Написать материал – это не дело, а от силы четверть дела. Дело – это когда вы материал пристроите. Дорогу между вами и истекающим слюнями читателем надежно блокирует фигура редактора.
Была б моя воля – без сожаления стрелял бы редакторам в тупые затылки.
Как-то толстый московский журнал обратился ко мне с просьбой о чем-нибудь написать. Все равно о чем. По телефону редактор сказал, что главное, э-э-э… чтобы интересно… напиши что-нибудь э-э-э… спешиал… чтобы все вскрылись!
Платить он обещал до $80 за машинописную страницу. Это довольно много. Я заинтересовался предложением.
Особых экспириенсов в моей биографии было немного. Самым спешиал было то, что в 1995 году на Филиппинских островах я встречался с Папой Римским Иоанном-Павлом II.
Согласитесь: Филиппины… и Папа… что более спешиал я мог из себя выжать?
Через два дня я факсом отправил в Москву следующий материал: