Культурная антропология и журналистика
Елена Дорощук
КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И ЖУРНАЛИСТИКА
Спецкурс для развития инкультурационных способностей
студентов-журналистов
Учебно-методический комплекс
КАЗАНЬ
НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
УДК 572, 070
Учебно-методический комплекс рекомендован к печати
Учебно-методической комиссией
факультета журналистики и социологии КГУ
Рецензенты:
Роот А.А., профессор кафедры журналистики КГУ, доктор филологических наук;
Ясавеев И.Г., доцент кафедры социологии КГУ;
кафедра связей с общественностью АСО (КСЮИ).
Дорощук Е.С.
Культурная антропология и журналистика. Спецкурс для развития инкультурационных способностей студентов-журналистов. Учебно-методический комплекс. // Под научной редакцией Е.С.Дорощук. – Казань, Набережные Челны, 2006.
Учебно-методический комплекс содержит программу, задания и руководство для самостоятельной работы студента, диагностические материалы, а также тексты и тезисы лекций. Это позволяет охватить проблемы культурной антропологии как области научного и публицистического исследования, рассмотреть концепции и теории анализа социального взаимодействия, социальной системы и культурного института. Особый упор сделан на функциональном анализе журналистики как культурного института, моделировании журналистики как части социальной организации общества, предназначенной для трансляции знаний и традиционных элементов культуры.
Цель учебно-методического комплекса – сформировать устойчивый интерес к проблемам культурной антропологии и развить инкультурационные способности студентов-журналистов, предоставив студентам, изучающим курс, возможности для самостоятельного изучения проблем культурной антропологии и самосовершенствования.
Для студентов, аспирантов, преподавателей, а также для всех, кто интересуется проблемами культурной антропологии и журналистики.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Журналистика как социальный институт выполняет множество функций, связанных с трансляцией культуры. Это делает ее незаменимым элементом в социальной структуре общества. При помощи средств массовой информации дети узнают о своей стране, мире. Они познают ее природу, под влиянием СМИ складывается первое впечатление о необъятности и красоте родного края. При помощи средств массовой информации школьники могут постичь самые недоступные миры, столь малого размера, что невооруженным глазом их не увидеть.
Журналистские выступления помогают людям сохранить знания и отчасти пополнить их, становясь зрителями, слушателями и читателями разнообразных по качеству и характеру материалов, написанных в разных жанрах, решающих разные задачи, но преследующих одну цель – социальная адаптация и поддержание социального статуса населения.
Поэтому в общественной жизни мы не мыслим себя без СМИ, без непрерывного потока информации, организованной таким образом, что каждый из нас может в любой момент подключиться к нему и найти в нем все, что его интересует.
Журналистика, транслируя культуру, давно сама стала частью этой культуры. Мы определяем ее как особую культурную среду, в которой существуют авторы и их произведения, в которой можно подняться до вершин мировой известности и также быть забытым и низвергнутым.
Социальная среда приветствует журналистику, давая ей возможность управлять собой, отражая и формируя ее настроения, отчасти мягко или назойливо повторяя истины, ставшие общепризнанными.
Путь журналистики как социализирующей системы общества позволяет говорить о тесной связи ее с антропологическими явлениями и качественными особенностями, которые определяют суть процессов социализации средствами массовой информации. Особо это важно и интересно для будущих журналистов, каждый из которых хотел бы владеть мастерством социального взросления. Этот путь взросления в профессии, в культуре, в социальной среде проходит каждый из нас, но только журналист ощущает на себе непростую атмосферу профессионального взросления в своей открытой и широкой профессии.
Предлагаемый спецкурс поможет будущим журналистам в преодолении барьеров профессионального социального взросления. А игровые лаборатории создадут атмосферу самопознания и самоопределения, сопутствующую личности ищущей свое место в профессии, работающей над своим культурным потенциалом.
В доступной форме вы познакомитесь с тем:
· что такое динамика культуры, культурные феномены, коммуникативное поле культуры в журналистике;
· что отличает символическую организацию культуры и как это проявляется в журналистской культуре;
· какие культурные модели представлены в системе деятельности средств массовой информации, какие символы ими используются;
· какие профессиональные навыки и способности нужно приобрести и развить для того, чтобы обеспечить эффективность культурной коммуникации в журналистике.
Основной материал курса разбит на шесть частей. В них вы найдете много интересного по следующим темам:
· «Азбука» культуры.
· Культурные феномены.
· Символы в культуре.
· Коммуникация и культура.
· Личность журналиста в культуре.
· Современные концепции развития культуры и журналистика.
Этот спецкурс относится к разряду тех, которые постоянно обращают на себя внимание: материалы таких спецкурсов становятся со временем настольной книгой даже тогда, когда будет накоплен профессиональный опыт и заметен профессиональный рост.
Желаем успехов!
ПРОГРАММА КУРСА
Культурная антропология и журналистика