Стилистические приёмы и риторические фигуры

Ораторской речи

Параллелизм — оборот, в котором синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи одинаково: 1) Мы хотим от партнёров своевременных поставок и надлежащего качества товара. 2) Партнёры хотят от нас гарантий и своевременной оплаты. Это логично.

Антитеза — это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия: В здоровом государстве процветают ремесла и искусства, в больном — много начальства и разговоров о порядке.

Градация — расположение элементов высказывания (текста) в порядке их возрастающей или убывающей значимости (эмоционального воздействия), например: Мы можем отложить до лучших времён, можем подождать, как ждали при социализме, можем вообще отказаться от проекта!

Инверсия — отклонение от прямого порядка слов в предложении, в результате чего представленный элемент предложения оказывается стилистически маркированным, например: Хорошенькими нам всем хочется быть.

Риторический вопрос — утверждение или отрицание в форме вопроса. Эта риторическая фигура усиливает эмоциональность речи и привлекает внимание слушателей: И это всё можно называть реформами? (Нет, нельзя назвать реформами!) Вы посмотрите на нашу экономику!

Троп (от др.-греч. tropos — оборот) — это поэтический оборот, употребление слов, выражений в переносном, образном смысле. Тропы всегда имеют второй, скрытый план, который и создаёт образ. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам близкими в каком-то отношении для наглядности изображения предметов, явлений. Тропы делятся на две группы — тропы слов, используемых для усиления выразительности (сравнение, метафора, метонимия, синекдоха), и тропы украшений. Человек хуже зверя, когда он зверь (Р. Тагор). Цицерон, чувствуя приближение старости, сказал, что его речь «начинает седеть».

Стилистические приёмы и риторические фигуры - student2.ru

ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК

Вопросы для обсуждения и закрепления:

· Каково назначение публицистического стиля?

· В каких жанрах представлен публицистический стиль?

· Каковы характерные черты публицистического стиля речи?

· Охарактеризуйте жанры публицистического стиля речи.

· Чем публицистический стиль отличается от научного, от художественного?

Задание 1.

Слова спор, дискуссия, полемика, прения, дебаты, диспут, диалог - синонимы. Механизм везде один. Различаются они по целям, организации, правилам поведения собеседников, средствам словесного противоборства. Из дополнительных источников найдите информацию и докажите это.

В целях овладения культурой диспута можно использовать ряд словесных клише:

Я согласен (согласна), потому что ...

Я не согласен (не согласна) с Вашим утверждением, поскольку ...

Я выражаю особое мнение, так как ...

Я осмелюсь не согласиться с Вами, поскольку…

Я Вас внимательно выслушал, полагаю, что …

Позвольте с Вами не согласиться…

Боюсь, Вы ошибаетесь, говоря о …

Составьте несколько предложений, используя предлагаемые выше клише.

Задание 2.Прочитайте интервью С. Борисова с автором книги Бориса Алмазова «Прощайте и здравствуйте, кони!».

- Борис, Вы говорите что лошадь слышит лучше кошки, обоняние у нее тоньше собаки, чувствует время не хуже петуха, а в запоминании мест и событий, ей нет равного на земле животного. Чувством темпа она обладает в такой же степени, как цирковой жонглер или первоклассная балерина. Откуда такое трепетное отношение к лошади?

- Во время учебы в Алма-Атинском зооветинституте я занимался в республиканской конно-спортивной школе самым сложным видом конного спорта – выездкой. За два года освоил азы под руководством одного известного тренера, не хочу называть его фамилию. Столько времени прошло с тех пор, а я не могу простить ему жестокого обращения с лошадьми, в частности с моей любимой лошадью по кличке Алмаз. От него он требовал в непостижимо короткий срок исполнения очень сложных элементов. Но, как говорят коневоды, «кровь брала свое». Сломать гордость ахалтекинского коня было невозможно, его природная непримиримость к несправедливому наказанию была сильнее ударов хлыста, которым часто незаслуженно награждал его наездник.

- А Вы не могли повлиять на жестокие тренировки?

- Ну как же? Он же мой учитель, тренер. Окончательно замучив лошадь, тренер отказался от Алмаза, и его стали давать молодым неопытным спортсменам. Вот так попала мне в руки эта необыкновенная лошадь.

- Вам удалось подружиться?

- Боже мой! Сколько усилий и упорства пришлось мне приложить, чтобы утешить лошадь, именно утешить, вернуть ей гордость и достоинство, расположить к себе!

- А потом как сложилась судьба этой лошади?

- Летом я уехал на практику, а когда вернулся, Алмаза в конюшне не было. Его увезли в подарок в Москву. На всю жизнь запомнился мне этот черный день.

Удивительны кони сами, удивительны люди около лошадей.

  • Объясните значение выделенных курсивом слова.
  • Почему автор строк не мог повлиять на жестокое отношение к лошади?
  • Какой день явился для автора строк черным? И почему?
  • Какие тропы использует автор при характеристике лошади?
  • С каким стилем сближают это произведение использованные тропы?

Задание 3.Напишите речь «Самый счастливый (грустный) день в моей жизни» с использованием тропов и риторических фигур. Речь должна звучать 2–3 мин.

Задание 4.Прочитайте текст. Озаглавьте его.

Современный культурный человек — это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Послушайте, как слово «толерантность» определяется на разных языках земного шара. В испанском языке оно означает «способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения»; во французском - «отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам»; в английском — «готовность быть терпимым, снисходительным»; в китайском — «позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным»; в арабском — «прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим»; в русском — «способность терпеть что-то или кого-то» (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

  • Какое из определений толерантности импонирует вам более всего?
  • Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
  • Работа над понятиями «толерантная» и «интолерантная» личность (в группах-командах). Одна команда подбирает эпитеты, сравнения, метафоры, характеризующие толерантную личность, другая – интолерантную.
  • Итоговое ознакомление и работа с записью на доске, либо коллективное заполнение второй колонки:
Толерантная личность Интолерантная личность
Уважение мнения других Непонимание
Доброжелательность Игнорирование
Желание что-либо делать вместе Эгоизм
Понимание и принятие Нетерпимость
Чуткость, Пренебрежение
Снисходительность Раздражительность
Доверие Равнодушие
Гуманизм Цинизм
Любознательность Открытое высмеивание

Интолерантная личность характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций, обычаев.

Толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя, комфортно чувствующий себя в окружающей среде, понимающий других людей и готовый всегда прийти на помощь, человек с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям.

Итак, есть два пути развития личности - толерантный и интолерантный.

Задание 5.Выпишите из современных казахстанских газет 10 объявлений, рекламирующих какой-нибудь продукт. Обратите внимание на используемые грамматические модели.

Задание 6.Выразите (письменно) своё согласие или несогласие по одному из высказываний Дейла Карнеги в жанре публицистической статьи:

Известный американский психолог Дейл Карнеги в своей книге «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей» предлагает очень интересные суждения: «В девяти случаях из десяти спор кончается тем, что каждый из его участников ещё больше, чем прежде, убеждается в своей правоте. В споре нельзя одержать верх. Нельзя потому, что, если Вы проиграли в споре, значит, Вы проиграли, если же одержали верх, то тоже проиграли. Почему?

Предположим, что Вы одержали победу над собеседником, разбили его доводы в пух и прах. Ну и что? Вы будете чувствовать себя прекрасно. А он? Вы задели его самолюбие. Он будет огорчён Вашей победой. А ведь человек, которого убедили против его воли, не отречётся от своего мнения и поневоле. Вы можете дать понять человеку, что он не прав взглядом, интонацией или жестом не менее красноречиво, чем словами, но если Вы говорите ему, что он не прав, то заставите ли Вы его тем самым согласиться с Вами? Никогда! Ибо Вы нанесли прямой удар его интеллекту, его здравому смыслу, его самолюбию и чувству собственного достоинства. Это вызовет у него лишь желание нанести ответный удар, а вовсе не изменить своё мнение. Это вызов. Это порождает у Вашего собеседника внутреннее сопротивление и желание сразиться с Вами прежде, чем Вы начали спор».

Задание 7. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Разделите текст на смысловые части.

17 августа 1903 года Джозеф Пулитцер, знаменитый американский венгерско-еврейского происхождения газетный магнат, родоначальник «желтой прессы» и издатель, составил завещание, в котором поручил после своей смерти основать премию для американских журналистов, литераторов и деятелей в области образования. После смерти Джозефа Пулитцера, в октябре 1911 года, согласно завещанию был основан фонд его имени на оставленные 2 млн долларов.

Пу́литцеровская премия - одна из наиболее престижных наград США. С 1917 года премия в размере 10 тысяч долларов вручается ежегодно в первый понедельник мая попечителями Колумбийского университета в Нью-Йорке по представлению Пулитцеровского комитета, который состоит из 19 экспертов: пяти издателей, шести редакторов, шести ученых, включая президента университета и декана факультета журналистики, одного колумниста и администратора премии.

Пулитцеровская премия финансировалась из инвестиционного фонда, созданного после смерти издателя. Число наград с каждым годом увеличивается. В 1922 году появился приз за лучшую карикатуру. В 1942 году к нему добавилась награда за самую лучшую фотографию. С 1943 году список номинантов пополнился создателями музыки. В 1970 году был создан еще один фонд, которому удалось привлечь дополнительные пожертвования для выплат наград этой престижной премии. В 1999 году была создана номинация «Журналистское расследование». С 2009 года Пулитцеровскую премию стали вручать журналистам за материалы, опубликованные не только в печатных изданиях, но и Интернете.

За время своего существования Пулитцеровская комиссия неоднократно подвергалась критике за неправильное вручение или невручение наград. Противоречия часто возникали также между счетной комиссией и судейской коллегией. Субъективность самого процесса награждения с неизбежностью приводила к такого рода противоречиям. Однако комиссия никогда не принимала популистских решений. Многие, а возможно и большинство отмеченных премией книг, никогда не входили в основные списки бестселлеров, а многие награжденные комиссией пьесы никогда не ставились на сценах бродвейских театров. Наибольшее количество наград в журналистской номинации собрали такие крупные издания как New York Times, The Wall Street Journal и The Washington Post. Однако комиссия часто отмечала и небольшие, малоизвестные газеты.

· Определите характерные признаки публицистического стиля. Аргументируйте свой ответ.

· Выпишите новые для вас слова, посмотрите их значение в словаре.

· Определите ключевые слова и выражения, необходимые для изложения его смыслового содержания.

· Воспроизведите текст своими словами. Определите стиль вашего текста. Сохранилась ли функционально-стилевая принадлежность текста?

· Используя самостоятельно найденную дополнительную информацию, подготовьте ответы на следующие вопросы:

- Какие писатели удостаивались этой премии?

- По каким номинациям вручается Пулитцеровская премия?

- В настоящее время премия присуждается по скольки номинациям?

- Сколько из них связаны с журналистикой?

- Какое отношение имеет Бен Ладен к этой премии?

- Кто принимает решение о присуждении премии?

-Почему в 1920, 1941, 1946, 1954, 1964, 1971, 1974 годах в области литературы Пулитцеровская премия никому не присуждалась?

- Кто был первым лауреатом Пулитцеровской премии?

- Имя какого лауреата Пулитцеровской премии в области музыки вам известно?

- Документы Эдварда Сноудена принесли журналистам Пулитцеровскую премию?

- За какую фотографию Бориса Ельцина и какому фоторепортеру вручили премию?

- Кому вручили премию в 2014 году?

· Составьте словосочетания, основываясь на текст, а затем предложения по коммуникативным моделям: что делят на что, что подразделяют на что.

· Разделитесь на несколько подгрупп и попробуйте, используя коммуникативные модели, передать основное содержание текста в жанре эссе, интервью, фельетона (по выбору).

Задание 8. Прочитайте текст. Озаглавьте его.

У каждой семьи есть мечта построить свой собственный дом. Все начинается с простой идеи. Первоначально отец семейства представляет образ будущего дома. Идеи и детали долго вынашиваются им. После определения месторасположения делается чертеж и макет. Дом строится постепенно – от фундамента к крыше и стенам. Многие семьи возводят его годами, качественно и капитально. Глава семьи строит его для своих детей, внуков и правнуков. Нет дороже дома, построенного собственными руками. Но дом – это нечто гораздо большее, чем просто окна, стены и комнаты. Дом – это кров, приют, это твоя территория жизни.

Многие люди, особенно старшего поколения, знают, как непросто построить хороший дом. Он нуждается в сердце и душе человека. Потому еще труднее построить молодое государство – Казахстан – наш общий дом.

(Назарбаев Н. Казахстанский путь)

· Определите, к какому жанру публицистического стиля относится текст. Аргументируйте свой ответ.

· Выпишите новые для вас слова, определите по словарю их значения. Составьте с ними словосочетания

· Как Вы понимаете словосочетание “идея долго вынашивается”? Возможно ли употребление этого словосочетания в научном стиле?

· Встретили ли Вы в тексте сниженную лексику? Допустимо ли ее употребление в публицистическом стиле? Обоснуйте ответ.

· Выпишите ключевые слова и выражения, необходимые для изложения его смыслового содержания.

· Преобразуйте текст в дневник.

Задание 9. Представьте, что вы – снеговик (старые тапочки, фантик, сдутый мяч, зонт, большая лохматая собака, бродячий кот, зеркало, булочка, утюг, школьный дневник, холодильник, пылесос, сумка, книжная полка, ноутбук, мобильный телефон, потертый кожаный портфель). Составьте монолог выбранного Вами героя.

Задание 10.Перечислите казахстанские периодические издания. Какие электронные газеты вы предпочитаете читать? Объясните свой выбор. Откуда вы стремитесь узнать горячую информацию о произошедшем событии в нашей стране (в мире)? В полном ответе на поставленные вопросы постарайтесь использовать клише: Как утверждает …; по-мнению одного из очевидцев, …; по сведениям …; самое любопытное заключается в том; что …; следует отдать должное …; все эти данные являются свидетельством того факта, что …; однако многие эксперты отмечают …; показателен следующий пример: …; по оценкам экспертов (ученых, политиков) …; анализ свидетельствует, что в сравнении с прошлогодними показателями …; весьма любопытными представляются оценки …

Задания для СРО:

· Подготовьте презентацию на тему «Восьмое чудо света» (Мачо Пикчу, Тадж-Махал, Китайская стена или другое по своему выбору).

  • Объясните значение русских народных пословиц. Опишите ситуацию, в которой можно было бы употребить пословицу.

Наши рекомендации