Психолого-этические проблемы информационной деятельности

Детальная разработка основных положений философии новостей проходит в кабинете редактора. И задача редактора принять ту философию, которая будет близ­ка большинству сотрудников информационной службы или отдела информации газеты, и организовать их работу и службы новостей или отдела в целом. Имеется в виду, к примеру, развитие общей философии новостей в программе, планирование потребностей отдела новостей, набор и подготовка репортеров, работа с бюджетом, создание и развитие системы работы с ньюсмейкерами, сбор новостей, обеспече­ние эффективного управления в отделе — все это в итоге должно обеспечить созда­ние качественного новостного продукта. Поэтому для создания эффективного со­временного отдела новостей требуются не только мощные технические возможно­сти, но и в значительно большей степени неординарное мышление редактора или заведующего отделом информации.

Одно из главных положений философии новостей, которое отдается на откуп редактору — определить критерии новости, то есть четко сформулировать, что счи­тать «новостью» при отборе информационных поводов для программы новостей или информационной подборки. Новость — это конфликт, уникальность, важность, человеческий интерес, близость (физическая и географическая). Новости условно можно разделить на четыре разных вида:

• это то, что аудитория вашего СМИ должна знать;

• это то, что ей необходимо знать;

• это то, что люди хотят знать;

• это то, что интересно знать («необязательные» новости).

При отборе информационных поводов для программы новостей «4 канала» ре­дактор по заданиям, который ежедневно отбирает темы для выпуска и распределяет сюжеты между репортерами, относительно каждого информационного повода зада­ет себе несколько вопросов. Должен ли зритель узнать об этом? В данном случае речь может идти о таких сюжетах, как, например, срыв из-за отсутствия кворума (не­сколько депутатов не пришли на заседание без уважительной причины) важного за­седания городской думы, где должны были принять бюджет на текущий год. В прин­ципе зритель мог и не узнать этого, ведь заседание все равно состоится через несколько дней, однако редактор по заданиям Службы новостей «4 канала» принял решение, что зрителю будет важно узнать о подобной «работе» депутатов. Необходимо ли зри­телю знать об этом? В категорию «необходимых» сюжетов входят «бытовые» темы: повышение цен на бензин и на проезд в транспорте, грядущее отключения горячей воды и т. п. Будет ли эта новость интересна, и будут ли ее обсуждать?

Кроме того, редактор всегда должен помнить о «долгоиграющих» темах. Допу­стим, это сюжеты о СПИДе, наркомании, вреде курения. Возможно, журналисты уже просто не выносят тему СПИДа как таковую, редактор всегда должен помнить, что в тот момент, когда репортерам Службы новостей эта тема уже что называется до смерти надоела, какой-то телезритель только-только начинает обращать на нее

внимание. К тому же аудитория, как свидетельствуют социологические опросы, любит сюжеты с продолжением.

И еще одно. Редактор или заведующий отделом при формулировании основ­ной философии новостей СМИ обязательно должен обратиться за советом к со­трудникам отдела. Ключевое преимущество таких контактов заключается в том, что они создают атмосферу доверия и согласия. И, кроме того, если на первый план будут выдвинуты их идеи, сотрудники будут относится к философии новостей как к чему-то важному, реальному, а не эфемерному, поддерживать и развивать ее.

Мы рассмотрели, как и из чего складывается философия новостей. Теперь мож­но попытаться кратко сформулировать ее практические составляющие. Сделаем это опять же на конкретном примере:

В новостях «4 канала» новость определяется как информация полезная для телезрителя. Полезность, в свою очередь, определяется двумя факторами:

• это событие, которое может повлиять на жизнь зрителя (информация о по­вышении тарифов, отставка президента и т.п.)

• это событие, которое поднимает социальную значимость зрителя (то есть об этой новости назавтра он сможет рассказать, к примеру, коллегам по ра­боте или в транспорте).

Такой подход помогает редакции избегать инициированных новостей и псевдо-новостей.

По сути такого же мнения относительно определения «новости» придержива­ется известный исследователь СМИ Иосиф Дзялошинский:

«На мой взгляд, любой нормальный человек — подчеркиваю, нормаль­ный — воспринимает новость как образ новой ситуации, по отношению к которой он должен занять какую-то позицию или принять какое-то реше­ние. Скажем, обвалился мост — это новость, так как мне по нему надо зав­тра ехать. Или, к примеру, премьер-министра отправили в отставку. Это тоже новость, поскольку это событие сказывается на жизни людей, в том числе и на моей. Вот и получается, что новость — это то, что касается не­посредственно реальной жизни. Если человек живет настоящей жизнью, если ему надо принимать решения и определяться, то его интересуют те события, которые действительно могут повлиять на его жизнь»62.

Итак, сделаем несколько выводов. Философия новостей, безусловно, является действующей «доминантой» формирования диалоговых отношений с аудиторией средств массовой информации. Она определяет содержательную модель новостей и их информационную направленность. Владелец (учредитель, соучредитель, ак­ционеры) СМИ определяет общую стратегию формирования данной философии. К примеру, такие важные пункты, как экономическая или политическая независи­мость, или форма зависимости от кого-либо и суть подобного рода отношений. Он определяет также общие принципы менеджмента СМИ, командной работы и уро­вень взаимоотношений между сотрудниками.

___

62 Техника кино и телевидения. — 2000. — № 1.

Чаще всего владелец определяет, будет ли та или иная философия новостей иметь финансовую состоятельность. Владелец и рекламодатель (рынок) опреде­ляют формат издания или информационной программы. Исходя из этого, редак­тор новостей, заведующий отделом, в свою очередь, определяют задачи информа­ционной редакции. И вместе с работающими в ней репортерами — принимаемые всеми принципы деятельности. Совсем необязательно, чтобы они были записаны или оформлены в некий внутренний этический кодекс СМИ, но о принятых в ре­дакции журналистских принципах должны знать все сотрудники. Причем они мо­гут меняться и дополняться с течением времени. И эти принципы, безусловно, яв­ляются формирующими философию новостей факторами.

Именно философия новостей определяет аудиторию программы, информацион­ной подборки, а зачастую и СМИ в целом. Ведь именно по ней, даже не осознавая это­го, судят прежде всего об основных принципах работы средства массовой информации и конкретных журналистов. Следовательно, если владелец, редактор новостей, отдель­ный журналист знает и четко может сформулировать основные постулаты филосо­фии новостей своего СМИ, ему легче работать с аудиторией, он будет знать, что за люди смотрят, читают, слушают мои новости, на кого они прежде всего рассчитаны. Знание своей аудитории и умение ее грамотно, с привлечением научных принципов формировать фактически поможет увеличить рейтинг СМИ и объемы продаж эфир­ного времени или газетных площадей под рекламу, то есть принесет немалый доход.

Следовательно, можно порекомендовать каждой редакции сформулировать свою философию, учитывая, что она всегда практически предопределена практи­ческой деятельностью СМИ. Философия новостей — это необходимая сегодня синкретика, и здесь соединены сразу несколько понятий: этические принципы, инфор­мационная политика, принципы работы с персоналом и многое-многое другое. Четко сформулированная философия новостей поможет информационным службам, от­делам, редакциям, да СМИ в целом ритмично, ответственно, без череды бесконеч­ных «консультаций» работать в нештатных ситуациях, которые могут быть не опи­саны во внутреннем кодексе или законодательных актах. Она позволит и руковод­ству, и репортерам мыслить одними категориями и одинаково понимать, что является хорошим новостным продуктом.

Наши рекомендации