Современное состояние жанра передовой и теоретико-пропагандистской статьи
Статья передовая и статья пропагандистскаяменее активны, чем проблемные статьи, но интерес к ним в связи с усилением процессов идеологического и политического самоопределения нашего общества в последнее время возвращается.
Передовая статья – это редакционное или авторское выступление, которое формулирует коллективное мнение газеты или журнала на злободневные явления, проблемы общественной жизни.
В советской прессе передовая статья была призвана выполнять функции идеологического воспитания. Официоз и назидательность делали их во многом формальными.
Сегодня «капитанские» функции передовой статьи могут выполнять материалы самых разных жанров. Это может быть репортаж, колонка, интервью и даже фотография. Однако наиболее серьезные издания возвращаются к передовой статье.
При нынешнем идеологическом многообразии, передовые статьи перестают быть назидательными, однако они сохраняют главную функцию – быть проводником редакционной идеологии. Передовая статья при этом либо проявляет отношение редакции к какому-либо наиболее значимому общественному событию, либо определяет, формулирует тематический фокус выпуска – чаще всего второй тип встречается в журнальной периодике.
По сравнению с другими материалами номера за ней закрепляется организационная функция. Она выделяет главное, по мнению редакции, событие или определяет основную тему номера.
Среди особенностей оформления материала нужно назвать лаконизм и логическую четкость: здесь, как правило, в самом начале формулируется основной тезис и практически обязательны выводы. Поскольку редакции отказались от назидательности, передовая статья ищет другие способы воздействия на читателя. Доверительный разговор, гневное слово, совет, соразмышление – все эти формы построения авторского текста активно входят в арсенал передовой статьи. Отчасти именно этот факт заставляет сегодня говорить о некотором размывании границ жанра передовой статьи.
Передовые статьи в свою очередь классифицируют по характеру подачи материала (постановочные и полемические), по глубине обобщения – оперативные и проблемные, по тематике. Таким образом, передовая статья – это своего рода макроразновидность, это разновидность в классификации – передовая-непередовая статья.
Боязнь анонимных редакционных статей – это симптом общего неблагополучия издания. Если издание имеет свою яркую идеологию и стиль – его редакционные, пусть даже анонимные статьи, всегда интересны. Автор книги «Газета» Пол Гринберг так пишет о значении передовицы: «Одна из причин, по которым я не рекомендую подписывать редакционные статьи – это то, что они должны выражать коллективное мнение газеты, а не взгляды отдельных сотрудников. Причем за годы своего существования газете необходимо выработать яркий, присущий только ей стиль, который будет безошибочно узнаваем».
Статья теоретико-пропагандистская раньше была обязательной принадлежностью любого советского издания. Сегодня ее сфера влияния ограничивается серьезными аналитическими изданиями, рамками предвыборных кампаний и специальной партийной прессы. Тем не менее, учитывая активность политических баталий в нашем обществе, знакомство с этим видом статьи предтавляется необходимым.
Теоретико-пропагандистская статья – публицистический жанр, назначение которого разъяснять актуальные положения социально-политических знаний и идей, раскрывать и теоретически обосновывать смысл социально-экономических, духовных явлений и процессов общественной жизни. Обобщения и выводы в статье служат формированию у читателей мировоззрения, политической культуры, нравственности.
От проблемной политической статьи ее будет отличать широта охвата действительности, глубина выводов и цель: разьяснить в свете мировоззренческой проблематики, убедить, воспитать, сформировав мировоззренческую установку.
Главное требование – тесная и органичная связь теории и фактов, явлений действительности, т.е. конкретность. Необходимо избежать демагогии: проблема должна быть насущной, живой, а не просто иллюстрацией к программным размышлениям. Необходимо научное сопряжение политики и теории. Избежать политиканства поможет приоритет нравственного критерия.
На уровне оформления текста важно помнить о том, что автор должен убедить читателя. Кроме строгости логики, в теоретико-пропагандистской статье необходимо помнить об эмоциональной стороне убеждения – доверительности интонации, жизненности примеров, популярности, и даже простоте, изложения.
Практические задания
1. В текущей периодике подобрать несколько текстов, представляющих разные виды статей (постановочная, исследовательская, практическая). Поразмышлять над вопросом: связан ли выбор того или иного вида статьи с типом издания?
1. Найти в текущей периодике полемическую статью. Определить ее разновидность, дать характеристику основных полемических приемов, использованных автором. Выявить ошибки ведения полемики. Сопоставить «логический каркас» материала и его композиционное построение.
2. По заданной (или выбранной) теме спланировать возможную полемическую статью: сформулировать противоборствующие точки зрения, их аргументы и контраргументы.
3. Изменить лид предложенной преподавателем полемической статьи.
4. Определить тип издания (возможно, назвать его) по характеру редакционной статьи.
5.Подобрать в текущей периодике политическую проблемную и теоретико-пропагандистскую статьи. Сопоставить их темы, цели и способ аргументации. Определить специфику композиционного построения.
Глава 3. Обозрение
Высокий темп и многообразие форм современной общественной жизни делают обозрение одним из жанров, который позволяет сориентироваться в потоке информации и занять определенную позицию. Его называют наиболее ответственным и трудным аналитическим жанром, который требует глубоких знаний по теме, способности к обобщению фактов социальной действительности и последующему прогнозированию. Жанр не слишком популярен сегодня в прессе и на радио, активнее он на телевидении и в Интернете. Тем не менее, можно сказать, что каждое уважающее себя серьезное печатное издание не обходится без рубрики обозрения.
Обозреватели – это особая журналистская специализации, это главный аналитик издания. Обозреватели находится на особом положении в редакции, они становятся выразителями направленности издания, его тематических и идейных предпочтений. Обозрение – это своего рода политическое резюме издания, подведение итогов – обзор тем, идей, рассмотренных за определенный период.