Потребность выразить в слове всякое явление жизни и связанная с этим потребность выразить самого себя
Все люди по своей природе разговорчивы, они разговаривают о работе, политисе, друзьях, любимых, досуге и многом другом. Говорят и о себе, потому что хотят
__________________________
21Шлемкетч С. Л. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. филос. п. — Львов, 1990. — С. 10.
22Мамардашвили Мераб. Как я понимаю философию. - М., 1992. - С. 311.
23Тойнби Арнолд Дж. Постижение истории. - М., 1991. - С. 286.
«выбраться» из самих себя, разобраться в себе, «разорвать» хотя бы на миг путы лишь индивидуального существования, избавиться от одиночества. Многие доверяются друзьям, некоторые — психотерапевтам.
И лишь единицы избирают иной путь: поверяют свои мысли, чувства бумаге или еще более широкой аудитории телезрителей, радиослушателей, помогая тем самым раскрыться себе и тем, кто читает, смотрит, слушает их произведения. Аудитория узнает в героях журналистских произведений себя, свои проблемы и ищет выход из каких-то трудных жизненных ситуаций с помощью СМИ.
Иногда нужны очень сильные потрясения, мучительные или радостные, чтобы вызвать слова откровений. Примером этому может служить, к примеру, военная и послевоенная публицистика советской поры или журналистские произведения, посвященные каким-то трагическим ситуациям — землетрясениям, наводнениям, нападениям террористов, наподобие тех, что случились в Беслане. Журналист, владеющий даром слова, воплощает всеобщее стремление выразить свой мир и себя, и в этом он подчиняется природному импульсу человеческой натуры, а вместе с тем становится выразителем тех людей, кто не умеет и не может высказаться. У такого человека склонность к самовыражению обретает особую силу, кажется, что она является необходимым приложением к его жизни и как бы усиливает ее. Стремление увековечить явление в какой-то миг может быть увенчано небывалым творческим триумфом: автором создаются некие новые массово-коммуникационные ценности.
2. Неосуществленные стремления.
В XVIII-XIX веках в публицистике и особенно в литературе творчество должно было в какой-то мере компенсировать незнатное происхождение личности автора, удары судьбы, материальную необеспеченность. Им нередко создавался некий вымышленный мир, так как реальный часто превращал человека в существо разочарованное. В своих произведениях он как бы наделял себя идеальными качествами, создавал другую жизнь, такую, которую ему хотелось бы прожить. Это близко к функции компенсации.
Здесь же следует упомянуть и о таких мотивах творческой деятельности, в том числе и в массово-коммуникационной сфере, как мода на журналистику (ветераны вспоминают, что после фильма Сергея Герасимова «Журналист» на журфаки буквально «ломанулись» за «красивой жизнью» тысячи молодых людей). Или такой мотив, как коммерческий интерес, жажда власти. До сих пор в среде людей, далеких от журналистики, бытует мнение, что здесь можно получать огромные деньги «ни за что»: «пописывая», «болтая языком», переходя с презентации на презентацию, с фуршета на фуршет». Словом, некоторые люди видят в данном виде творчества путь к «вершине», возможно потому, что им он кажется наиболее легким.
3. Увлечение самим процессом творчества.
Тот, кто хоть раз испытал состояние творческого подъема, пытается снова v. снова испытать это чувство. Многие журналисты и исследователи творчества называют это состояние прозрением, вдохновением. Вдохновение выражало уверенность, как мы уже отмечали, в божественном происхождении искусства слова \ обросло собственной мифологией. В качестве неподдающегося определению со стояние духа в словаре греков оно соседствовало со словами «экстаз», «энтузиазм» который первоначально обозначал состояние человека, «преисполненного Богом»
Не случайно, что многие поклонники самой «творческой идеи» стремились изобразить деятельность по ее словесной реализации не как труд, а как озарение, дар избранных, нисходящий помимо их воли. Мотивы творчества,на наш взгляд, складываются:
• из изживания с помощью творчества часто даже не осознаваемых влечений и желаний;
• с помощью творчества и таким образом происходит процесс самопознания личности. Человек познает себя и мир в действии, а действие для него — это творчество;
• в творчестве познается мир. Чем больше узнает человек, тем больше он хочет узнать и старается это сделать. Отсюда появление новых работ;
• эстетические чувства рождают эстетические потребности. Эстетические чувства можно реализовать через эстетические потребности, потребности в творчестве.
Среди функций творчестваследует назвать следующие.
1. Познавательная функция. С точки зрения деятельности, связанной с познанием и отражением природы общества, творческий человек отражает объективный мир через свой субъективный.
2. Художественно-образная. Творческое произведение имеет идейное содержание, но в отличии от научного трактата оно выражено в конкретно-образной форме. Особая сила художественного воображения публициста заключается прежде его в том, чтобы представить аудитории новую ситуацию не путем нарушения, а in условии сохранения основных требований жизненной реальности. А задача подобного произведения, созданного творческим человеком, — показать то, что видит автор, с такой пластичностью, чтобы это увидели другие.
3. Творческая деятельность как выражение и коммуникация эмоций. Ситуации, герои, образы, субъективно отобранные и представленные журналистом аудитории, являются предпосылкой, стимулом и обоснованием деятельности для какого-то социума или общества в целом. Стимулируя к действию, к примеру мечта, выступающая целью одного человека, или какое-то нестандартное действие могут опосредовано стать мечтой или потенциальными поступками других людей. Опосредовано — значит благодаря средствам массовой информации. Следовательно, созерцая мир СМИ, люди в своей реальной жизни предпринимают действия, которые продиктованы новыми целями, отраженными в этом новом для них мире.