Журналистика как сфера массово-информационной деятельности
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Введение в теорию: Учебное пособие. М.: Изд. РИП-холдинг, 2000.
2. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста: Учебное пособие по журналистике. М.: Аспект Пресс, 1999.
3. Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. М.: Издательство им. Сабашниковых, 1999.
ЖУРНАЛИСТИКА КАК СФЕРА МАССОВО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Средства массовой информации, включая печать, радио и телевидение, прошли большой путь становления и развития. Первые газеты появились в начале XVII века, а журналы - во второй половине того же столетия. С тех пор начался процесс формирования и журналистики как важного социального явления. Однако зарождение массово-информационной деятельности началось в еще более далекие времена. И хотя это были только пражурналистские явления, обратиться к ним необходимо, чтобы понять, как возникало, в чем коренилось то явление, которое сейчас приобрело развитые формы и оказывает огромное влияние на общественную жизнь.
Средства массовой информации и коммуникации часто вызывают полемику в обществе.
Социальная информация — это вся совокупность возникающих в обществе информационных продуктов, закрепленных в том или ином материале. И они удивительно разнообразны, как мы убедились выше. Причем их место и роль в жизни общества не одинаковы, как не одинаковы их функции и языки, в которых они воплощаются. Одно дело, скажем, техническая документация и совсем другое — музыкальная пьеса. Или сравните кодекс законов — и бытовое письмо. Тем не менее это все — социальная информация в широком смысле слова, связывающая между собой не только людей, живущих одновременно, но и сменяющие друг друга поколения. По сути дела, это объективированное общественное сознание во всем его неисчерпаемом многообразии и динамике, на разных исторических этапах отражающее действительность с разной степенью соответствия ей.
Если человечество существует как целое, если люди оказываются способны понимать друг друга, несмотря на разный жизненный опыт, специализацию в труде, разные социальные позиции, принадлежность к разным этносам, так это потому, что в структуре социальной информации образовался пласт, выполняющий роль духовного моста между представителями разных социальных общностей: пласт массовой информации.
Термином «информация» в наше время следует пользоваться в широком смысле - это вся совокупность сведений (вербально (словесно) и невербально зафиксированных), которую несет журналистика аудитории. А то, что в журналистике традиционно принято называть «информацией», - это только часть информации в широком смысле этого слова, а именно событийная информация, сведения о новых фактах. Наряду с событийной в информационном потоке журналистики присутствует комментированная и фундаментальная, художественная и публицистическая информация. И это принципиально важно знать для понимания журналистики как массово-информационной деятельности: СМИ ни в коем случае не могут ограничить свою деятельность только сообщением новостей - событийной информацией.
2. Средства массовой информации, опираясь на истинное знание, помогают читателю ориентироваться в постоянно меняющемся, бесконечно большом и, в общем, мало знакомом лично ему мире. Но для того, чтобы пресса могла осуществлять свое предназначение и при этом не нарушать законных интересов тех, с кем журналист вступает в контакт, его поведение должно регулироваться не только институциональными методами.
Конечно, пресса — социальный институт, часть идеологической надстройки общества. Однако ее воздействие на общественное мнение зависит не только от установок издателя, но также от взглядов и убеждений людей, которые проводят эти установки в жизнь. Значит, одних внешних регуляторов для продуктивной журналистской деятельности оказывается недостаточно. Быстрая смена событий и множество непредвиденных ситуаций постоянно требуют от пишущего самостоятельных решений, которые часто не поддаются контролю со стороны. Да и технология журналистской деятельности оставляет простор для свободного выбора, так как содержание и последовательность основных рабочих операций зависят от самого журналиста.
Споры, посвященные проблеме доверия СМИ со стороны общества, обычно концентрируются вокруг темы отношений средств массовой информации с их аудиторией. Весь смысл этих взаимоотношений выражается термином vox populi, или «глас народа». Считается, что в демократическом обществе пресса, средства информации, являются голосом народа, выражающим его заботы, предоставляющим информацию и каналы для дискуссий и споров.
3. Основная цель свободы печати заключается в создании предпосылок для формирования образованного и информированного электората, способного самостоятельно судить об общественных делах. В прошлом свобода прессы интерпретировалась как отсутствие правительственного контроля за книгоизданием и печатью. Позже считали, что свобода печати означает отсутствие предварительной цензуры.
Считается, что свобода прессы удовлетворяет потребности общества в максимально широком потоке информации и свободного выражения мнений, а также обеспечивает право гражданина на самовыражение.
В XX веке среди теоретиков журналистики не раз шли споры о сущности объективного применительно к специфике профессии. И многие склонялись к тому, что подлинная объективность недостижима, так как отбор любого факта для публикации — процесс субъективный. Роль журналиста вроде бы скромна — представить все "как было", предоставив читателю самому судить о событии и его значении. Но он не может зафиксировать решительно все факты и события, происшедшие "сегодня и сейчас". Отбор же фактов — это уже их дифференциация, тенденциозность, субъективизм.
В большинстве кодексов журналистской этики проблема объективности выделяется как определяющая, отсюда и проистекают все рассуждения о профессиональном поведении, — о его возможностях, перспективах, необходимых ограничителях и т. д.
Объективность либо необъективность конкретного произведения журналистики новостей затушевывается тем, что нет обоснований отбора факта (обоснования не представлены читателю).
Кроме того, профессиональная обработка выделенных событий — сначала их "локализация" (отделение от связей с другими фактами, последствий и предыстории), потом творческое "заострение", — неизбежно заключают в себе оценку. Противопоставление новостей мнениям, — не что иное, как ложная посылка, изначальный обман.
Итак, проблема объективности репортерства обнаруживает "подводные камни":
• выбор факта;
• "обстругивание" факта (удаление "лишнего" при почти маниакальном стремлении репортеров к лаконизму);
• обыгрывание факта (его публицистическое "заострение").
И во многих случаях речь приходится вести не столько об этике объективной передачи фактов, сколько об этике скрытого комментария, очень распространенного в практике репортерства.
Сегодня журналистика новостей, не обещая невозможного, скорее склонна принимать обязательства и выдвигать соответствующие корпоративные требования, связанные не с объективностью, — с беспристрастностью
4, 5. Постоянной заботой журналиста является повышение информационной насыщенности подготавливаемых им текстов. А это требует выработки на основе общетеоретических положений практических правил, руководствуясь которыми он в каждом конкретном случае может добиваться их высокой информационной насыщенности.
Эти практические правила формируются в соответствии с тремя этапами или сторонами, массово-информационного процесса: 1) отображением действительности, 2) созданием текста произведения, 3) освоением текста аудиторией. И «текстовую» деятельность журналиста как «знаковую» можно описать с трех сторон: семантической, синтактической и прагматической. Семантика (греч. semantikos «значимый, обозначающий») текста - это характеристика его отношений с действительностью (что и как отображено); синтактика (греч. sintaktikos «составленный») – характеристика внутренней структуры текста (как организован текст); прагматика (греч. pragma «польза, дело») текста - характеристика его отношений с аудиторией (как он осваивается). При этом непременной чертой текстов в журналистике должна быть семантическая, синтактическая и прагматическая адекватность их (лат. ade-quatos «соответствующий») - правильность отображения действительности, точность организации, ценность для аудитории.
Строгое следование этим требованиям семантической, синтактической и прагматической адекватности выступает сущностным условием реализации принципиально важной задачи массово-информационной деятельности - достижения информированности аудитории. Информированность - это такое состояние сознания, при котором каждый его субъект-носитель - классовый, этнический, региональный, профессиональный, возрастной и т.д. - располагает всей «необходимой и достаточной» информацией, позволяющей ему верно ориентироваться в действительности и принимать правильные, соответствующие его истинным потребностям решения во всех областях жизни, в которые он включен и в которых имеет право выбора.
Добиться прагматической адекватности можно лишь при соблюдении трех необходимых условий информативности.
Первое – небанальность (франц. banal «избитый»), оригинальность ведений, сообщаемых аудитории.
Второе условие информативности – декодируемость (франц. code «система записи»}, доступность сообщения, возможность понимания его аудиторией в соответствии с замыслом журналиста, извлечение из текста смысла, адекватного заложенному в него значению.
Третье условие информативности – релевантность (англ. relevant «уместный, относящийся к делу»), ценность, значимость для аудитории сообщаемых сведений. Свойством релевантности обладают те произведения, которые соответствуют ее потребностям и интересам. Релевантность -важнейший содержательный критерий информативности и главная забота журналистов при определении и реализации информационной политики по отношению к аудитории.
каждый слой аудитории, отбирая часть релевантной ему информации, должен получить все необходимые, т.е. полно и объективно отражающие действительность, сведения. Поэтому далеко не случайно номера газет, программы радио и телевидения формируют так, чтобы подобранные тексты обеспечили это разнообразие и необходимую избыточность.
Какой же с семантической точки зрения должен быть этот поток информации?
Прежде всего это дескриптивная (descriptio «описание») информация, описывающая и представляющая аудитории все богатство окружающего -принадлежащих миру событий, явлений, законов, процессов и человеческих отношений, характеров, судеб. Наличие в текстах описательных сведений - опора для всех последующих актов журналиста, поскольку фундаментальной основой ориентации является знание «того, что есть». Опора на факты - один из важнейших законов журналистики.
Однако одни и те же факты разные журналисты представляют по-разному, не говоря уже об их оценке и производимых на ее основе выводах. Это происходит потому, что представление дескриптивных сведений, фактов, а тем более их осмысление протекает в свете того социального идеала, которого придерживается журналист. И этот идеал (в прямом или скрытом виде как основа оценок и предложений) выступает как прескриптивная (лат. prescriptio «предписание») информация, как представление о «желаемом будущем», разделяемом журналистом.
Наложение прескриптивной информации на дескриптивную, сравнение имеющихся данных с «идеалом», анализ фактов в свете «желаемого будущего» позволяют журналисту дать свою оценку происходящему событию, наметившейся тенденции или выявившейся закономерности. Так возникает валюативная (лат. valeo, ит. valuta «стоимость, ценность») информация. Оценка может быть высказана прямо или содержаться в самом характере подачи материала; журналист может стремиться к тому, чтобы высказать свою точку зрения на происходящее или, наоборот, как можно беспристрастнее «подать» факт. Однако в обоих случаях уйти от ценностного подхода ему не удастся.
Наконец, чтобы предложить путь к преобразованию действительной ситуации («того, что есть») в направлении к «желаемому будущему», необходимо дать конкретные представления о способах достижения этого будущего. Так возникает нормативная (лат. norma) информация, дающая ответ на вопрос «что делать?» в связи с определенно оцененными фактами жизни.
Процесс их формирования и взаимоотношения схематически можно представить так:
Текст произведения символически важно увидеть как знаковую систему (S), содержащую дескриптивные (d), валюативные (v), нормативные (n), прескриптивные (p) составляющие: S (d, p, v, n). Этот общеинформационный подход, сводящий реальное многообразие содержания журналистских произведений к совокупности четырех исходных компонентов, оказывается необходимым для принципиального понимания сущности информационной деятельности в журналистике. В теории творчества и при обращении к реальным произведениям этот каркас как бы обрастает множеством конкретных образований, живой плотью содержания и формы. Но в основе всякого произведения важно видеть его остов, информационную «несущую конструкцию».
Третий аспект рассмотрения информации - синтактический, при котором текст произведения характеризуется со стороны его структурной организации. Все многообразие организации журналистских текстов, «собираемых» из этих элементов, определяется в соответствии с задачами, решаемыми журналистом, их набором, интенсивностью представления элементов, порядком расположения в тексте.
Набор элементов может быть как полным - S (d, p, v, n), так и предельно редуцированным - S (d), причем промежуточных вариантов состава существует весьма и весьма много.
Интенсивность представления элементов в тексте также может быть самой различной: от сбалансированной типа S (d, p, v, n) до акцентированной типа S (d, d, d, p) и мн. др.
Порядок, логика развертывания повествования также могут иметь множество вариантов: S (d→p→v→ n); S (p→d→v); S (d→v); и т.д. и т.п.
Основанием для формирования той или иной структуры текста служит решение семантических и синтактических вопросов в связи с найденным обоснованием прагматической адекватности текста. Все зависит от реальных потребностей данной аудитории в информации, способностей «потребителя» для активного восприятия информации и ее творческой переработки.
6. На протяжении всей истории человечества массовая информация играла важную роль в обеспечении успеха деятельности тех или иных общественно-политических сил. Информационная борьба всегда была и будет спутником всех других форм столкновения общественных сил. Другое дело «информационная война» - стремление к «победе» над «противником». «Информационные войны» постоянно ведутся между различными социальными силами и сейчас, притом часто с применением сомнительных средств. Во времена военных столкновений противостоящими силами вводилась военная цензура, запрещалось пользоваться радиоприемниками, глушились радиопередачи противника, активизировалась контрпропаганда, для воздействия на население враждебной стороны широко использовалась дезинформация.
Дезинформация - это не отсутствие (ноль) информации. Это особый тип информации, сущность которой состоит в том, что в силу неадекватности текстов (семантической, синтактической, прагматической) она создает в аудитории ложную систему ориентации, формирует неверную картину действительности, искаженные ценности и цели. Средствами дезинформации выступает как прямая ложь, так и «полуправда», распространение слухов (которые, впрочем, не всегда бывают ложными), утаивание сведений, неверные акценты в сообщении, неадекватные комментарии, демагогические обещания, популистские заигрывания с аудиторией и т.д. Формируемое таким образом неверное сознание в свою очередь порождает неадекватные стремления и формы поведения, соответствующие целям дезинформатора. Во время второй мировой войны министерство пропаганды фашистской Германии под руководством Геббельса распространяло дезинформацию как на «свою», так и на «чужую» аудиторию. После окончания второй мировой войны наступил? пора «холодной войны», в которой важнейшей составляющей стала «информационная война» - борьба «за умы и сердца» людей с помощью «направленной» информации, в которой применялись также и средства дезинформации.
Журналистская этика распространяется на процесс принятия решений в специфических ситуациях, но и здесь выбор должен соотноситься с фундаментальными правилами и принципами. Для журналистов и прочих работников информационной сферы это означает необходимость сделать такой выбор, который согласовывался бы с правилами и принципами профессии, записанными в этическом кодексе. На практике нравственный выбор предполагает определенную свободу в принятии решения, при которой возможны градации правоты и неправоты, поскольку невозможно отыскать нравственное решение, подходящее ко всем случаям жизни. Некоторые этические нормы и принципы кодифицируются в законе, в этом случае государство требует от своих граждан следовать конкретному правилу или принципу в процессе принятия ими решений.
Принципы профессиональной морали, закрепляясь в сознании журналиста, принимают форму контрольных вопросов, обращенных к самому себе. Соответствует ли действительности то, что я намерен сообщить? Отвечают ли мои предположения происходящим процессам? На самом ли деле так важны факты, которые составляют основу публикации, или они носят второстепенный характер? Какой еще смысл в них можно усмотреть, помимо того, о котором говорится в материале? И вообще, нужно ли читателю все то, что я ему сообщаю?
Эти вопросы, как и сами нормы профессиональной морали, достаточно формальны и не отличаются особой глубиной. Тем не менее они не позволяют дремать профессиональной совести, конечно, если она у человека есть. Только внутренняя ориентация журналиста на правдивость может служить читателю гарантией, что его не будут вводить в заблуждение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. Парадоксы развития, поиски, перспективы. М.: Мысль, 1991.
2. Введение в теорию: Учебное пособие. М.: Изд. РИП-холдинг, 2000.
3. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2000.
4. Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. М.: Издательство им. Сабашниковых, 1999.
5. Эверетт Дэннис, Джон Мэррилл. Беседы о масс-медиа. М.: Вагриус, 1997.
ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ
1. Функции (лат. functio «обязанность, назначение, характер деятельности, исполнение обязанностей») журналистики характеризуют совокупность ее обязанностей и выполняемых ею задач, способ жизнедеятельности в обществе. И поскольку любая деятельность человека всегда целенаправленна, а для достижения целей нужны соответствующие средства, журналистику как вид деятельности с ее функциональной стороны можно представить следующим образом:
Итак, цель - это предвидимый и желаемый результат, добиться которого можно с помощью релевантных средств, эффективно используемых. Поскольку целеполагающая деятельность определяется желаемым результатом, приступая к ее реализации прежде всего необходимо иметь представление об этом желаемом результате. Каковы же цели и предвидимые результаты журналистской деятельности?
Вступить на стезю журналистики можно, например, из желания вложить свой капитал и получать прибыль, из стремления к повседневному заработку или реализации творческих потенций, из намерения приобрести престижную работу или стать влиятельным человеком... Подобных целей может быть множество, и ни одна из них не несет в себе ничего ид предосудительного. Но все это как бы побочные цели, имеющие смысл только в том случае, если реализуются глубинные, сущностные цели.
Область сущностных целей лежит в сфере информационного обслуживания массовой аудитории и социальных институтов. Если журналистика «не дойдет» до своих адресатов, она не сможет реализовать и никаких других побочных целей, выполнение которых связано с достижением у; первичных. Потому так значимы ответы на сущностные вопросы журналистской деятельности: «кому?» и «зачем?».
Если ответ на вопрос «кому?» выводится из представлений о журналистике как функционирующей системе, где потоки информации фокусируются на массовой аудитории и социальных институтах, то получение ответа на вопрос «зачем?» требует более развернутого анализа.
Учитывая социальное предназначение журналистики как системы задач по адекватному информационному обеспечению жизнедеятельности массовой аудитории и социальных институтов в соответствии с их информационными потребностями, необходимо подробно рассмотреть все «пространство функций» во всем их разнообразии и взаимодействии. Только в этом случае журналист получит возможность ясно осознать роль журналистики в обществе, определить свое место в деятельности СМИ, совершенствоваться в избранной сфере деятельности. И только после наработки представлений о системе «первичных» функций и формирования знаний и умений для их выполнения можно решать важные для каждого журналиста проблемы «вторичных» функций, связанных с реализацией личностно важных задач.
2. Предварительным и обязательным условием информационного взаимодействия в сфере журналистики является установление контакта с «контрагентом», т.е. налаживание связи с массовой аудиторией и социальными институтами. Общеизвестно, что исходной функцией журналистики является коммуникативная функция (лат. communicatio «путь сообщения, форма связи») - функция общения, налаживания контакта. Не случайно журналистику часто называют «средством массовой коммуникации», или mass media.
3. коммуникативная функция (лат. communicatio «путь сообщения, форма связи») - функция общения, налаживания контакта. Не случайно журналистику часто называют «средством массовой коммуникации», или mass media. Кажущаяся чисто «технической», коммуникативная функция, однако, эффективно реализуется лишь при ясном содержательном наполнении. Оно заключается в том, что не только устанавливается контакт Ж → МА и (или) Ж → СИ, но и происходит знакомство МА и СИ с Ж как носителем информации, занимающим определенную позицию и стремящимся проводить устраивающую (или не устраивающую) «потребителя» информационную политику.
Прочный контакт с Ж установится тогда, когда МА окажет доверие органу журналистики, признает его «своим», а СИ ощутят его авторитет, обнаружат силу влияния, обеспечиваемую поддержкой аудитории и действием закона. Более того, через журналистику устанавливаются контакты, происходит знакомство «потребителей» информации с тем миром действительности, который находится в поле зрения СМИ. Благодаря возможности с помощью журналистики войти в искомый и необходимый «потребителю» контакт и устанавливаются прочные связи Ж ↔ МА и Ж ↔ СИ обоюдоважного и обоюдозначимого характера. И журналистика, чутко реагируя на состояние, запросы и потребности своего «контрагента», должна постоянно корректировать характер этих связей с миром – усиливая и расширяя или, наоборот, сужая и ослабляя их. Поэтому в хорошо отлаженной системе журналистики каждое издание и программа имеют свое лицо - отличаются характером своей «модели мира», удовлетворяя потребности своих «контрагентов» в информации.
Второй - и объективно наиболее важный - «слой» функций СМИ определяется ролью журналистики в выполнении жизненно важных потребностей ее «контрагентов» - СИ и МА.
Для взаимоотношений с СИ - это выдвижение суждений и оценок, вырабатываемых данным органом журналистики относительно характера и уровня выполнения СИ и его должностными лицами их обязанностей перед обществом. В этом проявляется контрольная и связанная с нею регулятивная деятельность СМИ по отношению к СИ. Здесь наиболее наглядно видна роль журналистики как «четвертой власти» в обществе. И хотя ее «властные полномочия» (необходимость учитывать выводы, рекомендации и предложения) пока еще недостаточно обеспечены законодательством, а публикации не обязательны для рассмотрения в СИ, тем не менее, в зависимости от общественной влиятельности конкретного издания или программы соответствующие материалы оказывают воздействие той или иной направленности и силы на деятельность СИ. Публикации высокоавторитетных СМИ способны оказывать мощное влияние на СИ, добиваться коренных перемен в их деятельности и серьезных перемещений (вплоть до отставки) должностных лиц. В целом эту группу функций журналистики можно назвать непосредственно-организаторской.
Для взаимоотношений с МА первостепенное значение имеет информационное обслуживание массового сознания и, прежде всего, общественного мнения. А диапазон взаимоотношений простирается от простого сообщения фактов до стремления оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов, словом, на характер и меру информированности по общественным проблемам. Эта группа функций может быть названа социально ориентирующей, или идеологической.
Рядом и в прямой связи с идеологическими функциями «располагаются» культуроформирующие функции СМИ. Притом если такие задачи, как формирование политической культуры, экономическое образование, этическое и эстетическое воспитание и т.п., непосредственно связаны с идеологической деятельностью СМИ и едва ли не являются ее частью, то формирование культуры поведения (в том числе и этикета), пропаганда медицинских знаний, физической культуры, культуры досуга и т.д. значительно слабее связаны с идеологической деятельностью.
Как бы на периферии системы функций находятся и такие области деятельности, как рекламно-справочная, удовлетворение утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.).
Наконец, следует назвать такую «всепроникающую» функцию журналистики, как рекреативная (развлечение, снятие напряжения, получение удовольствия). Эта функция «всепроникающая», так как эффективного выполнения всех других функций можно добиться только в том случае, если реализующие их материалы читаются, смотрятся, слушаются «с удовольствием», приносят интеллектуальное наслаждение, радость познания нового, интересного и т.д.
Таким образом и всем СМИ свойственны единые функции - обязанность выполнять объективное предназначение журналистики, но реально они выполняются своеобразно по содержанию в зависимости от социальной позиции СМИ и их журналистов.
4. Термин «идеология», вокруг самого термина и скрывающегося за ним явления идет непрерывная полемика, часто с переосмыслением его сути. Сам по себе термин «идеология» (греч. idea «мысль, понятие» + logos «слово, учение») обозначает учение об идеях, т.е., по сути, не несет ни положительных, ни негативных коннотаций. Однако надо принять во внимание, что понятие «идея» постепенно переосмыслялось и стало в конце концов обозначать, с одной стороны, знание о каком-то предмете или явлении (по семантической структуре информации d + v), соединенное со стремлением к действию (то есть включает n + р).
Проблема идеологии осложняется еще и тем, что идеи могут быть как верными, так и неверными (или же частично верными и частично неверными). Кроме того, в соответствии с интересами людей верные идеи могут считаться неверными и наоборот. Вот почему в наше время так часто говорят: о деидеологизации (в том случае, когда идеологические подходы распространяются на сферу, где они объективно не должны применяться); о реидеологизации (когда деидеологизация заходит слишком далеко и для установления верного понимания явлений жизни требуется «вернуть» идеологический подход в другой, измененной и улучшенной форме); о переидеологизации (в случае отхода от одних идеологических позиций и перехода на другие).
Идеология - это система взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и способы их разрешения, определяются цели и средства (программы) социальной деятельности государственных образований и общественных объединений по поддержанию status quo или преобразованию социальных отношений в соответствии с интересами и потребностями носителей данной идеологии. Идеология может быть научной или ненаучной, религиозной или светской, реакционной или прогрессивной, строго разработанной или фрагментарной и т.д. Но в любом случае ядром ее остается отношение к действительности с точки зрения тех или иных социальных групп (классовых, национальных, региональных и др.) и выражающих их интересы политических партий, союзов, фронтов, ассоциаций.
По аналогии с резерфордовой моделью атома структуру массового сознания можно представить как совокупность четырех взаимодействующих специфических компонентов: мировоззрения, миросозерцания, исторического сознания и общественного мнения.
В структуре сознания фундаментальную роль играет мировоззрение. Двусоставность этого слова подсказывает содержательное наполнение термина: мировоззрение - это и картина мира в массовом сознании, и взгляд на мир (точка зрения) тех или иных кругов общественности. Мировоззренческими выступают общие представления о сущностных основах жизни общества и мира явлений природы, движущих силах общественного развития, о человеке как субъекте социальных отношений, его самоопределении в мире, смысле жизни, свободе и движущих факторах поведения, представления о справедливом общественном устройстве и путях к нему, о роли социальных групп, политических объединений, властей в историческом движении общества, групповых и общечеловеческих ценностях и т.д.
Мировоззрение - это призма, сквозь которую человек рассматривает и оценивает окружающее, принимает жизненно важные решения, определяет свою линию поведения в решении принципиальных вопросов бытия. Поэтому формирование мировоззрения - главная задача всех форм идеологической работы. В журналистике постоянно публикуются произведения, прямо рассчитанные на формирование мировоззрения.
Следующий компонент «ядра» массового сознания составляет миросозерцание - также обобщенная «модель действительности», дающая принципиальные ориентиры, но модель, построенная не на рационально-понятийной основе, а с помощью эмоционально-образных средств. Это как бы художественное мировоззрение, картина мира, «собранная» из образных представлений о людях, событиях, отношениях. Эта образная картина мира выступает «параллельным» мировоззрению фундаментальным духовным образованием, потому что полнокровное осознание действительности невозможно без этого «второго» типа обобщенных ориентации в мире (в силу согласованности «работы» обоих полушарий мозга).
Журналистика участвует также в формировании исторического сознания масс - представлений об историческом процессе возникновения, становления и развития человеческого общества, различных цивилизаций, стран и народов, экономики и культуры, науки и техники и т.д. и т. п., т.е. о самых различных явлениях жизни прошлого, его связях с настоящим и будущим.
Если мировоззрение и миросозерцание - компоненты «ядра» массового сознания, то историческое сознание составляет как бы область перехода от «ядра» к «оболочке» - общественному мнению как системе ориентации в современности. Общественное мнение (ОМ) по своей природе представляет собой реакцию массового сознания на явления, события, процессы, тенденции, конфликты, персонажи современной жизни, т.е. на все то, что составляет живую ткань текущей истории в ее конкретных характерных проявлениях. При этом если «ядро» (мировоззрение и миросозерцание) относительно устойчиво и прочно удерживает вошедшие в его состав представления и идеи, то «оболочка» (общественное мнение) значительно более подвижна, изменчива и динамична, «постоянна в непостоянстве» в силу текучести жизни и перемен, происходящих в современном мире.
Таким образом, сущность идеологических функций журналистики состоит в том, чтобы постоянно способствовать росту и развитию сознательности масс путем всесторонней ориентации в действительности, выражающейся в формировании всех компонентов массового сознания при акцентированном внимании к задачам по развитию и активизации общественного мнения.
5. В прямой связи с идеологическими функциями журналистики находятся функции культуроформирующие. Более того, идеологическая деятельность в некотором смысле составляет часть культуроформирующей.
Культура (лат. cultura «возделывание, воспитание, образование, развитие») - это выраженный в созданных людьми материальных и духовных ценностях, в характере и формах отношений между людьми уровень развития общества и составляющих его групп, слоев, отдельного человека с его творческими силами и созидательными способностями.
Культуроформирующая функция журналистики, следовательно, заключается в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в обществе высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека.
Очевидно, культуроформирующая функция находит свое продолжение в рекламно-справочной функции. Ведь удовлетворение интереса к справочной информации по культуре речи и кулинарии, правилам хорошего тона и санитарии, по способам проведения досуга и домашним поделкам (столярным, слесарным и др.) и т.д. - все это и есть участие в развитии культуры на бытовом уровне. Реализация функций культуры и реализация справочной функции совмещаются также, когда передаются сводки погоды и заметки фенолога или ведутся различные «уголки» (садоводов и огородников, моделистов, филателистов, любителей шахмат, рыболовов и т.д.).
К справочным материалам в журналистике примыкает реклама. Реклама как информация о товарах и услугах, способствующая формированию привлекательного их образа, спросу на них, вошла в журналистику с первых шагов ее развития. Печать, телевидение и радио в наше время занимают ведущее место в системе рекламы, предоставляя ей много места. При этом реклама является и огромным источником средств для журналистики (без доходов от рекламы СМИ выжить не могут).
Предлагая информацию о товарах и услугах, реклама помогает потребителю сделать выбор формирует культуру потребления. Но она может принести и вред, навязывая товары и услуги, не соответствующие действительным нуждам «потребителя», формируя чрезмерные и ложные потребности. Связывая стандарты потребления с характером образа жизни, реклама тем самым выполняет идеологические функции.