К вопросу периодизации истории региональной журналистики и задачах исследователей
Тульская строка российской печати
20 января 2013 года исполнится 175 лет со дня выхода первого регионального периодического издания – газеты «Тульские губернские ведомости».
К сожалению, изучение истории тульской региональной журналистики носило фрагментарный характер. За пределами научно-исследовательского внимания историков, филологов, краеведов и социологов остались важнейшие стороны развития местной периодики, и, прежде всего, - типология, тенденции, традиции, контент и жанровая палитра публикаций, специфика труда и авторский состав редакций, взаимоотношения журналистики, власти и цензурных учреждений, финансирование, аудитория, развитие типографского производства и многие другие темы, без изучения которых невозможно восстановить целостную картину исторического становления, развития и функционирования всей системы региональной печати.
Историография тульской журналистики на редкость бедна. По существующим разрозненным публикациям полувековой и вековой давности и редким, чаще тезисным, сообщениям к юбилеям отдельных СМИ невозможно в полной мере представить ни локальную «биографию» местных изданий, ни тем более обобщенную историю региональной печати. И предстоящий юбилей «Тульских губернских ведомостей» может послужить достойным поводом для создания целевой исследовательской программы по изучению истории региональной прессы.
Тульская региональная печать как часть регламентированного информационного пространства Российского государства развивалась не только по общим законам и в традиционных жанрах бытования журналистики, но и формировалась под влиянием персоналий, событий и нравов провинциального общества, в условиях самобытной провинциальной повседневности. И эта особенность местной печати интересна сегодня и как бесценный историко-культурный источник свидетельств, событий и нравов ушедших эпох, и как пример сравнительной модели для современных СМИ.
Тульская губернская печать рубежа XIX-XX вв. развивалась и выживала в условиях быстро меняющихся экономических, социальных и политических изменений в обществе и государстве – возникновения частных СМИ, зарождения парламентаризма, коммерциализации информационного и рекламного рынка, конкурентной борьбы за аудиторию, поиска творческих новаций и апробации PR-технологий. И опыт предшественников вполне может быть востребован современной журналистской практикой.
Любая наука, в том числе и история отечественной журналистики, нуждается в структуре, в периодизации.
Дореволюционные историки журналистики (Н.А. Полевой, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, М.Н. Лемке и др.) при определении периодов развития отечественной печати ориентировались на гражданскую историю и существовавшую газетно-журнальную практику: царствования императоров, войны, изменяемые цензурные условия, смену редакторов, возникновение жанров фельетона, политической публицистики, другие событийные изменения того или иного значимого явления в журналистике.
Долгое время исследователи истории печати увязывали эволюционный путь развития нашей журналистики с историей революционно-освободительного движения России. Идеологическое обоснование такой периодизации было предложено в 1912 году В.И. Лениным в статье «Памяти Герцена»: «…мы видим ясно три поколения, три класса, действовавшие в русской революции… Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию... Шире стал круг борцов, ближе их связь с народом»1. В 1914 году в статье «Из прошлого рабочей печати в России» В.И.Ленин закрепил свой исторический тезис: «только зная главные этапы освободительного движения, можно действительно добиться понимания того, почему подготовка и возникновение рабочей печати шли таким, а не другим каким-либо путем». Ленинская периодизация, ставшая на 70 лет господствующей концепцией в отечественной журналистике, включала три этапа: «1) период дворянский, примерно с 1825 по 1861 год; 2) разночинский или буржуазно-демократический, приблизительно с 1861 по 1895 год; 3) пролетарский, с 1895 по настоящее время»2.
Закономерности развития журналистики возможно увязать с идеологией, определенными историческими событиями и даже механически датировать по календарным десятилетиям. Но главным фактором её развития остаются социально-экономические условия: научно-технические, законодательные, цензурные. Они определяли общие закономерности, основные черты, параметры СМИ и даже жанровый набор и литературный стиль изданий.
Известный ученый, заслуженный профессор МГУ им.М.В. Ломоносова Б.И. Есин периодизацию российской журналистики рассматривает следующим образом:
«1702-1917 гг. – один общий (эволюционный) период. Журналистика развивается в неизменных параметрах самодержавия и наличия частной собственности.
Февраль – октябрь 1917 г. – новый период: смена политического строя, хотя если считать буржуазную революцию нормальным продолжением исторического развития общества, характерного мировой практике, то это тот же первый, эволюционный период. В России этот отрезок времени был весьма кратким и не до конца проявивший свои специфические свойства, характеристики.
Октябрь 1917 – 1993 гг. – большевистский период, печать «нового типа». Власть советов. Ликвидация частной собственности, полное огосударствление печати. Неизменная структура власти и собственности.
1993 г. – настоящее время – новое изменение характера политической власти, признание частной собственности, развитие рыночных отношений…
Каждый из названных периодов может быть разбит на несколько отрезков, «подпериодов»3.
Например, «императорскую часть журналистики», по мнению Б.И. Есина, следует типо-хронологически разделить на первую половину XVIII века, когда господствовала государственная правительственная печать, и вторую половину века, когда появляется частная журналистика.
XIX век – время дореформенной и пореформенной журналистики, где также выделяются свои «подпериоды»: до 1830-х годов – формирование системы печати как сочетания энциклопедического журнала и газеты; до 1860-х годов – время «толстых» ежемесячных литературных и общественно-политических журналов; 80-90-е годы – формирование основных типов газет, их разделение по интересам и партийной принадлежности, возникновение издательских концернов и т.д.
Подобная и вполне приемлемая периодизация, предложенная Б.И. Есиным и рядом других исследователей истории отечественной печати, строится в основном на тех или иных политических изменениях в обществе, в условиях которых существуют и развиваются СМИ. И в каждом из указанных периодов есть свои типоформирующие факторы, внутренние закономерности развития, достижения и недостатки.
Исследователь журналистики О.И. Лепилкина предложила выделить в периодизации провинциальной периодической печати XVIII-начала XX вв. несколько этапов (периодов), каждый из которых обладает отличительными особенностями: «этап дискретности провинциальной прессы (1786*-1837), основной характеристикой которого была апробация разных типов изданий, а основным свойством – флуктуативность; этап создания и функционирования монотипологической структуры провинциальной прессы (1838-1858), характеризующийся доминированием губернских ведомостей и неравновесностью системы печати; этап становления многокомпонентной децентрированной структуры провинциальной периодики (1859-1904), обладающей свойством континуумности; этап преобразования системы провинциальной периодической печати (1905-1917), характеризующийся динамичностью ее развития и приоритетностью общественно-политических изданий как ее системообразующего компонента»4.
Достаточно универсальную схему периодизации истории провинциальной частной прессы предложил другой известный исследователь журналистики Л.Е. Кройчик, обозначивший три основных этапа. Первый (1860-1870) – время становления частной газеты, выполняющей просветительскую функцию. Второй этап (1881-1905) – период становления большой качественной профессиональной газеты, коммерциализация прессы, приход в газету литераторов, оформление профессии журналиста, использование новых жанров. Третий этап (1905-1917) – характеризуется общей политизацией местной прессы5.
История тульской печати задержалась на 135 лет, если вести отсчет от «Ведомостей» Петра I. Первое периодическое издание – «Тульские губернские ведомости» - вышло в 1838 году и оставалось единственной газетой региона еще в течение 23 лет, не говоря уже о развитии частной прессы, активное становление которой пришлось на первое десятилетие XX века. Так что применить упомянутые и общероссийскую «наиболее простую и надежную хронологическую периодизацию по десятилетиям» к истории тульской региональной журналистики вряд ли возможно и целесообразно.
На наш взгляд, в эволюционном пути тульской журналистики можно выделить пять этапов.