По русскому языку. работа над ошибками
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку были приняты в 70-е годы ХХ века, с тех пор они существенно не пересматривались, и педагоги руководствуются имеющимся документом (Методика преподавания русского языка: Хрестоматия: учебное пособие. Часть 5. Новосибирск, 2005. С. 3-10). Поэтому авторы УМКД позволили себе ввести некоторые комментарии, дополнения, уточнения.
В принятых «Нормах оценки…» вместо слова отметка традиционно употребляется оценка, потому что в то время, когда принимался этот документ, оба слова использовались как синонимы. В настоящее время принято различать отметку (балл) и оценку – словесное суждение о качестве выполненной работы, ответа и т. п.
Объем текстового диктанта устанавливается: для V класса – 90-100 слов, для VI класса – 100-110, для VII – 110-120, для VIII – 120-150, для IX класса – 150-170 слов. Для вуза – 220-250 слов. При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.
Словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса – 15-20, для VI класса – 20-25, для VII класса – 25-30, для VIII класса – 30-35, для IX класса – 35-40. Для вуза объем словарного диктанта увеличивается.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на ещё не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил, кроме общеупотребительных, частотных слов (глаголов-исключений I и II спряжения и др.);
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок (при условии, что это правило не изучается по программе);
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой, если они выполняют одинаковую функцию;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипнымисчитаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.
Диктант оценивается одной отметкой.
При оценке контрольного текстового диктанта в школе рекомендуется следовать следующим нормам.
Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим.
Отметка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Отметка «4» ставится за диктант, в котором допущены 1-2 ошибки.
Отметка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки. Отметка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
Обучающие упражнения, в том числе диктанты неконтрольного характера, а также работы объёмом меньше положенного оцениваются более строго, чем контрольные.
Грамотность в широком смысле слова включает, кроме того, грамматическую правильность речи. Грамматические ошибки могут быть трёх видов:
1) словообразовательные – нарушена структура слова («трудолюбимая» вместо трудолюбивая);
2) морфологические(формообразовательные) – нарушена форма слова («сапогов» вместо сапог);
3) синтаксические – нарушена структура словосочетания («жажда к славе» вместо жажда славы) или предложения («Выйдя из подъезда, рядом была лужа» вместо Рядом с подъездом была лужа).
При выставлении отметки за диктант грамматические ошибки не учитываются.
На полях тетради ошибки отмечают с помощью условных обозначений: орфографические ошибки – |; пунктуационные ошибки – V; грамматические ошибки – Г.
Основные понятия орфографии и пунктуации.