В социальном интерьере

Учительский труд сложен и многогранен, он подобен причуд­ливому узору, сотканному из множества разнообразных нитей. Судите сами.

Профессия педагога – самая распространённая профессия ква­лифицированного труда: в нашей стране их более 3 млн., и около половины из них – школьные учителя. Неудивительно, что из числа школьных педагогов вышло немало крупных политичес­ких и общественных деятелей страны, а о «прекрасных полови­нах» государственных и политических мужей и говорить не при­ходится. Учительский корпус постоянно растёт: во второй поло­вине XX века количество учителей на планете увеличилось более чем в два раза.

Несмотря на очевидную массовость, характер педагогической профессии предъявляет к человеку высочайшие требования. Вот только некоторые из них.

Во-первых, профессия школьного учителя наряду с профессия­ми авиадиспетчера, пожарного или спасателя входит в десятку профессий риска по эмоциональным нагрузкам. Это связано с тем, что в силу особенностей детской психики ребенок в первую очередь воспринимает и усваивает эмоционально окрашенную информацию. А это требует от учителя постоянной экспрессии, что резко повышает не только физическую, но и психическую нагрузку. Педагог обязан вести детей за собой, быть лидером и при этом управлять классом, т. е. быть ещё и менеджером.

Как видим, школьный преподаватель должен быть высоким профессионалом в своей конкретной предметной области. Толь­ко в этом случае он может сосредоточиться не на содержании, а на «аранжировке» этого содержания и организации деятельности детей на уроке.

Во-вторых, дети органически не приемлют фальшь и мгновен­но улавливают её. Поэтому собственное поведение учителя должно всегда соответствовать тем требованиям, которые он предъявляет к своим ученикам.

Формируя у ребят определённые ценностные ориентиры и установки, нацеливая их на добро, честность и справедливость, учитель постоянно испытывает противодействие самой жизни вне школы, а подчас и внутри её. Естественно, дети видят этот «разрыв» между тем, что есть, и тем, что должно быть. И единст­венным средством убеждения детей и нейтрализации того нега­тивного, что ребенок видит и слышит в жизни, может быть толь­ко личность учителя.

Но сделать это педагог может только в том случае, если он по-настоящему любит и уважает ребёнка, т. е. имплицитно при­знаёт его права и достоинства. Как показывает жизнь, ребёнка не всегда легко любить даже дома, сидя в мягких тапочках на дива­не. Социологические данные неумолимы: собственные, плоть от плоти чада нередко вызывают агрессию со стороны родителей.

Таким образом, учитель – педагог, мудрец, актёр, дипломат, пси­холог и друг в одном лице. Одновременно требовательный и доброжелательный.

Таков в идеале профессиональный портрет обычного школь­ного учителя. Бесспорно, не каждый из них соответствует идеалу, не каждый обладает требуемыми чертами характера и способно­стями, не каждому по плечу такая «ноша».

В ситуации экономического кризиса семья оказывается пло­хим помощником учителю: большинство родителей вынуждены все силы и время тратить на поиски заработков и работы. Да и те папы и мамы, которые хотели бы помочь ребёнку, просто не способны «одолеть» новые учебные программы и справиться с требованиями, предъявляемыми к их детям. В результате школь­ный учитель часто остаётся один на один с учеником. Ему мало кто помогает, детьми занимается только школа, государство прак­тически сняло с себя всю ответственность: нет больше бесплат­ных спортивных секций, клубов, дворцов пионеров, шефов... При этом совершенно естественно, что заменить семью учитель и школа не могут и не должны.

Мы стоим у критической черты, за которой не только «соци­альный интерьер», но и последствия так называемой демократиза­ции образования грозят размыть и уничтожить «профессиональ­ный портрет» учителя и тем самым оставить общество без буду­щего... Это не пафос и не паника, это констатация факта. Сегодня России, как никогда, нужна государственная программа в отно­шении учителя, которая позволила бы скорректировать неизбежные издержки реформирования системы образования, предпринятого на гребне демократической эйфории.

Практическое № 5

Задания к Практическим №№ 5, 7, 8, 9 смотрите в учебно-методическом комплексе "Стилистика и литературное редактирование" (Раздел 3), помещенном на этом же сайте. Автор – В.В. Маркова.

(СМ. НИЖЕ)

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Редактирование рассуждения

1. Виды рассуждений, их основные признаки.

2. Типичные ошибки при построении различных видов рассуждений.

3. Рассуждения в различных журналистских жанрах.

4. Приемы выразительности при построении рассуждений в публицистических текстах.

Упражнения

1. Найдите в печатных СМИ примеры использования различных видов рассуждений: умозаключения, энтимемы, опровержения, гипотезы, рационального объяснения, аналогии (три на выбор), определите их структуру и роль в журналистском тексте.

2. Выберите одну из рецензий на любой российский фильм. Проанализируйте логическую структуру рецензии, последовательность ее частей, логичность изложения. Определите вид рассуждения. Отметьте неточности в построении рассуждения. Сформулируйте вопросы к автору.

Литература

Накорякова К.М. Литературное редактирование. М., 2004.

Стилистика и литературное редактирование / Под ред. В.И. Максимова. М., 2004.

Свинцов В.И. Логика. М., 1987.

Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М., 1975.

Практическое № 6

Упражнение 1. Познакомьтесь с примерами трактовки понятия «новость», приведёнными в книге Я.С. Воскобойникова и В.П. Юрьева «Журналист и информа­ция. Профессиональный опыт западной прессы» (М., 1993. С. 47–52). Проанализируйте приёмы раскрытия содержания понятий, укажите от­ступления от требований логики.

Что такое новости? – Каждый день и даже каждую секунду в мире происходит что-то важное или просто интересное – в поли­тике и экономике, науке и технике, культуре или каких-то других, порой самых неожиданных сферах нашей жизни.

Новостная информация для массовой аудитории – это прежде всего сообщения об актуальных проблемах в разных странах и на международной арене, которые «делают историю» – в самом широком толковании этого понятия.

Новостная информация – это сообщения «отовсюду обо всём», в которых рассказывается о самых разных ситуациях из «прозы» повседневной жизни. Это пёстрая мозаика всевозможных мест­ных событий и проблем, так или иначе заслуживающих внимания широкой аудитории.

Новостная информация – это довольно ёмкое понятие.

Новости сегодняшней жизни – это бесплатное приложение к вчерашним газетам.

Новости – что-то такое, о чём прежде не было известно, новые сведения или свежая информация.

Новости – сообщение о чём-то новом или о том, что произо­шло совсем недавно.

Новость – человек, факт, событие, проблема или ещё что-то такое, к чему стоит привлечь внимание.

Новости – публикации в средствах массовой информации о текущих событиях или проблемах или вообще о чём-то интерес­ном или важном.

Новости – название или часть названия очень многих газет, журналов, бюллетеней информационных агентств или разных ведомств и учреждений.

Хорошая новость – не новость.

Нет новостей – это уже хорошая новость.

Новости – это проза повседневной жизни. Они пахнут пылью улиц и потом работяг. Это – продукт деятельности человека, они должны быть написаны таким языком, который полон жизни и привлекательности, пусть даже не всегда красивым. Это — часто не литература, но хорошо написанное сообщение, отражающее реальную жизнь.

Когда собака укусила человека – это не новость, а факт. Но вот когда человек укусит собаку – это уже новость.

В ежедневном потоке информации новостью нередко бывает такая ситуация: все газеты день за днём сообщали, что вот-вот должно произойти важное событие, но вдруг оказывается, что все ожидания напрасны, так как оно просто не состоится. Американ­цы в таких случаях любят говорить: главный сюрприз в том, что вообще не будет (или не было) сюрпризов. Вспомните такой хре­стоматийный пример: «Слухи о моей кончине явно преувеличе­ны» – то есть новостью может стать не только сама информация, но и её опровержение.

Упражнение 2. Установите вид определений, приёмы раскрытия содержания понятий в объяснениях, включённых в журналистский текст. Проверьте правильность определений. Внесите необходимую правку.

Пластиковая карта – популярное во всём мире электронное средство безналичного платежа. Сегодня с картой «Инкомбанк – Visa» в кармане вы можете спуститься утром в супермаркет и купить всё, что вам нужно к завтраку – действительно, «без руб­ля в кармане», но всё имея с собой.

* * *

Чиповая карта представляет собой компьютер: карта с микро­процессором и блоком памяти вместо обычной магнитной лен­ты. Карта содержит в себе несколько счетов: рублёвый, валют­ный, телефонный, для оплаты бензина, для покупок в магазинах, для коммунальных платежей.

* * *

Всё это привело к тому, что российские торговцы хлопком (трейдеры) более активно подключились к его поставкам в тек­стильные центры столицы.

* * *

Музыкально-поэтическая гостиная – это не собрание узкого круга посвящённых лиц и не великосветский салон. Участником вечеров может стать каждый.

* * *

...развивается рынок ограниченно конвертируемых (ОКБ) или «мягких» валют.

* * *

Текст к фото:

Перед вами «Кадиллак» 1938 года выпуска, на котором ездили Рузвельт и Трумэн. Сзади машины приделаны подножки для охраны, но обратите внимание – автомобиль открытый.

* * *

Я категорически против приватизации рынка. Рынок – это кусок земли, отведённый для того, чтобы любой гражданин Моск­вы, России и мира мог приехать и продать свой товар. Лишать его этой возможности – преступление.

* * *

«Криогенный» в переводе означает «производящий холод». Техника, которую выпускает НПО «Криогенмаш», позволяет в условиях сверх низких температур «разделять» воздух, которым мы дышим, и получать из него в газообразном или жидком виде азот, кислород, гелий, аргон... Имея дело с холодом, здесь решают горячие экономические проблемы.

* * *

Современные торговые весы – важный элемент при покупке товаров в любом продовольственном магазине. На этих весах можно взвесить товар от 40 г до 5 кг, при этом покупатель видит все параметры покупки: массу, цену за килограмм, сто­имость, итоговую сумму. Но и это не предел. Сотрудники фирмы не останавливаются на достигнутом, разрабатывают но­вые модели.

* * *

Беспризорность или безнадзорность? Нашему слуху больше привычно слово «беспризорность» (кто не помнит отчаянных ма­лолетних беспризорников из легендарной «Республики ШКИД»?). Но беспризорность – это уже крайняя степень безнадзорности. Если беспризорнику некуда и не к кому идти, то безнадзорный ребёнок – это любой ребёнок, находящийся в трудной жизнен­ной ситуации.

* * *

Один из критериев экспертной оценки видеофрагментов – дей­ствия. Это всё, что угодно, например: возмущается чем-либо, спра­шивает, просит чего-либо, уходит от ответа, запрещает, давит, нажи­мает, делает вид, что поддерживает, обманывает, соглашается.

* * *

Ложная этимология – именно так называется страсть объяс­нять непонятное через понятное.

Упражнение 3. Сформулируйте определение понятий «слух» и «сплетня» на основании журналистской публи­кации. Сопоставьте эти определения с определе­ниями толковых словарей. Проследите, как в тексте строится объяснение понятий.

Слух – это искреннее искажение информации (человек что-то услышал, как-то по-своему (!) понял и передал дальше, не желая никого вводить в заблуждение). Сплетня же – сознательное и злостное придумывание или перевирание фактов. О красавице сплетничают завистницы: «Да у неё нос кривой и груди силико­новые». О политике могут запустить сплетню: «а он двоежёнец», доказывай потом, что это не так, часть-то людей уже поверила.

Как правило, под любыми слухами есть какая-то основа, что называется, «нет дыма без огня». Сплетни же могут возникать относительно событий, которых и в помине не было. Если «ого­нёк» всё же есть, он раздувается до размеров пожара. Сплетни – это всегда негатив и очернение, в то время как слухи могут быть и положительными. Как в том анекдоте: «Правда ли, что профес­сор выиграл «Запорожец»? «Да, только не выиграл, а проиграл, и не «Запорожец», а «Волгу», и не профессор, а его сын». Хотя правиль­но пел еще Высоцкий: «К хорошим слухам люди не привыкли, говорят, что это выдумки и ложь».

Можно понять интерес к слухам о каких-то изменениях в государстве, поскольку от событий, которых они касаются, все мы зависим. Но почему нас так волнует частная жизнь людей, будь то знаменитости или просто соседи? Зачем это надо? Ведь оттого, что мы узнаем какие-то подробности из личной жизни Пугачёвой или Михалкова, нам не станет ни теплее, ни холод­нее, и никаких действий за этим не последует. Однако интерес существует, и психологи объясняют его одной из форм позна­ния себя. Мы не всегда об этом задумываемся, но вопрос «Кто я такой?» сидит практически в каждом из нас. Человек как бы ищет своё место на большой шкале, где есть некрасивые и кра­савцы, умные и глупые, талантливые и бездарные. Нам интерес­но знать, что есть на самом низком и самом высоком уровнях этой шкалы, как ведут себя люди, что в их представлениях нор­ма, а что нет, и где на этой шкале я. Мы просто хотим понять себя, сравнивая с другими, через других.

И всё-таки слухи возникают не от хорошей жизни, а от не­достатка информации, нестабильности, и сами по себе могут приводить к ещё большей неразберихе. Но если слух приводит к серьёзным последствиям, надо, чтобы распространители его отвечали за это. Человек может быть осуждён, оштрафован, он должен знать, что слух может быть опасен в социальном пла­не, что в обществе это осуждается. Здесь, правда, палка о двух концах: ведь бабушки у подъезда, которых все считают главны­ми производителями слухов и сплетен, – лишь малая толика тех, кто принимает участие в этом вселенском действе. Взять органы власти. В некоторых случаях, чтобы проверить отно­шение к чему-то в обществе (например, к денежной реформе), они сами могут давать информацию, которая в форме слухов неофициальным путём будет распространяться. А люди-то ве­дут себя в соответствии с психологическими законами, и они запросто могут побежать в банки и начать обмен денег. Я не сажал сорняк, но я вскапывал землю и поливал её, а потом удивляюсь, откуда трава, а ведь условия для её появления созда­ны. Так же и со слухами.

Вообще же, по мнению психологов, ненормально, если в об­ществе не появляются слухи. Ведь недостаток информации бу­дет всегда, людей интересует такое огромное количество вещей, о котором рассказать всё просто невозможно, и, наконец, никог­да мы не сможем понимать друг друга одинаково. А пока... «ходят сплетни, что не будет больше слухов, ходят слухи, будто сплетни запретят».

Наши рекомендации