Анализ и корректировка результатов работы
1. Исправление ошибок. При самопроверке или взаимопроверке, после проверки работы преподавателем ошибочные написания исправляйте другим цветом, используя зачёркивание (зелёным, чёрным, но не красным, чтобы не смешивать с исправлениями преподавателя).
2. Выполните работу над ошибками, индивидуальный учёт ошибок и их группировку (см. с. 35-37).
3. Главное – необходимо определить причины ошибок.
Если они вызваны пробелами в знаниях по русскому языку, несформированностью языковых умений, следует повторить / выучить базовые для орфографии и пунктуации разделы (проще всего это сделать по школьным учебникам и справочникам для учащихся): фонетику, словообразование и морфемику, морфологию, синтаксис.
4. Сравните полученные умения с теми, которые заявлены в пояснительной записке и требованиях к освоению дисциплины. Определите, какие правила Вы знаете хорошо, можете точно воспроизвести, чему Вы научились, упражнения на какие орфограммы / пунктограммы выполняете безошибочно, что ещё предстоит сделать для совершенствования знаний и умений. При необходимости обратитесь к другому изложению изученного правила в источниках из списка литературы, выполните дополнительные упражнения из УМКД или из приведённых в списке литературы учебных пособий.
5. Исходя из осознания новых задач, Вы будете выбирать источники: для уточнения, получения дополнительных знаний по теме следует обратиться к учебникам, название которых обычно совпадает с наименованием дисциплины; для формирования умений – к учебным пособиям; для выяснения нормативного аспекта языка – к словарям и справочникам.
Работа с тестами. Совершенствование умений.
Подготовка к зачёту
Тестовые задания предназначены для организации текущего и итогового контроля.
Используются следующие формы тестовых заданий: откры-тая, закрытая (с выбором одного или нескольких правильных ответов), на установление соответствия и последовательности.
При выполнении тестов прежде всего внимательно прочи-тайте задание, ответьте для себя на вопрос, что надо сделать, как Вы будете выполнять эти операции. Чтобы правильно выполнить задание закрытой формы (надо отметить один или более правильных ответов), прочитайте тестовое утверждение и в приведённом списке отметьте сначала те ответы, в которых Вы уверены, и определите те, которые точно являются ошибочными, затем ещё раз прочитайте оставшиеся варианты, подумайте, не являются ли ещё какие-то из них правильными.
При выполнении заданий на установление соответствия действуйте аналогично: сначала определите и отметьте те пары, которые не вызывают сомнений, тогда легче будет соотнести оставшиеся варианты; подберите к первому понятию подходящее по смыслу, затем к следующему и т. д. Если какое-то понятие вызывает затруднение, вернитесь к нему, когда все остальные пары будут установлены.
При работе с заданиями открытой структуры затруднение вызывает пропуск слова (основного понятия) в начале предложения, так как бывает нелегко без него понять смысл высказывания. Чтобы облегчить поиск ответа, перестройте фразу так, чтобы это понятие оказалось в конце предложения.
При определении последовательности сначала установите порядок тех компонентов, в которых Вы не сомневаетесь, пусть даже начиная не с первого, затем попытайтесь найти место оставшимся; проверьте себя: верно ли установлена последовательность.
После выполнения теста проверьте себя по ключу, данному в УМКД.
Если Вы выполняли тест на компьютере, возьмите распечатку результатов, чтобы увидеть, на какие правила были допущены ошибки.
Правила прохождения теста и его результаты могут также обсуждаться индивидуально с преподавателем.
При подготовке к зачёту необходимо прежде всего выяснить, как усвоен Вами курс. Для этого вновь обратитесь к программе, к перечню тем в УМКД, внимательно читая их, выявите, какие вопросы Вы усвоили хорошо, какие хуже, в чём есть пробелы. Сделайте соответствующие записи. Определите, опираясь на Программу, какие из требуемых умений у Вас сформированы, какие нет.
Чтобы усовершенствовать правописные умения, надо выяснить причины орфографических и пунктуационных ошибок. Если они вызваны незнанием правил, то следует не просто повторить (выучить) правила. Если ошибки вызваны неумением применять правила (т. е. Вы знаете правило, видите место его применения, но допускаете ошибки), следует определить алгоритм, логику применения правила – порядок действий, способ рассуждения. Если же правила Вы знаете и умеете применять, то ошибки вызваны неумением видеть ошибкоопасные места.
Для развития этого умения следует сначала анализировать недеформированный текст, т. е. такой, в котором всё написано правильно, нет пропущенных букв и знаков препинания; в этом тексте необходимо найти все орфограммы и пунктограммы, объяснить написание.
Следующий этап самостоятельной работы – анализ деформированного текста и проверка выполнения по «ключу»: выберите упражнение на те правила, на которые Вы допускаете ошибки, вставьте пропущенные буквы или расставьте знаки препинания, а затем проверьте себя.
Третий этап – решение орфографических и пунктуационных задач без образца выполнения.
После того как Вы отработали таким образом несколько правил, переходите к выполнению упражнений, в которых требуется применить не одно-два, а более правил, постепенно увеличивая количество встречающихся в тексте орфограмм и пунктограмм. В такой работе Вам помогут как школьные учебники русского языка для 5-9, 10-11 классов, так и сборники упражнений по орфографии и пунктуации (см. список литературы).
Для развития коммуникативных умений речевые задания желательно выполнять в парах, группах, самостоятельно составлять и подбирать коммуникативные упражнения, наблюдать за разными видами общения в реальной речевой практике и на телевидении.
Ещё раз обратитесь к тестовым заданиям и проверьте результативность их выполнения.
Действуя так, Вы сможете выявить все слабые места в собственной подготовке. Имея перечень вопросов, тем, умений, которые вызвали затруднения, Вы можете вернуться к теоретическим положениям, упражнениям, словарям, чтобы ликвидировать пробелы. Делайте это целенаправленно, ища ответы на те вопросы, которые не знаете, выполняя те задания, которые вызывают трудности.
В результате такой систематической работы по УМКД Вы сможете не только усовершенствовать свои правописные и языковые умения, но и умение учиться осознанно – планировать свою деятельность, выявлять собственные затруднения, получать и перерабатывать информацию.
Программы дисциплины
Практикум по орфографии и пунктуации*
Специальность: 050301 – русский язык и литература (квалификация – учитель русского языка и литературы)
Статус дисциплины: федеральный компонент, блок ДПП